"Эстрадное волнение и способы его разрешения"

Методическое сообщение по теме "Эстрадное волнение и способы его разрешения" разработано  в помощь преподавателям инструментальных классов. В сообщении представлены этапы подготовки произведения к публичному исполнению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon estradnoe_volnenie_i_sposoby_ee_razresheniya.doc54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                   

                     Муниципальное автономное учреждение

                              дополнительного образования

                    "Детская школа искусств им. В.С.Серовой"

                      Методическое сообщение

           "Эстрадное волнение и способы его разрешения"

                                                                           Подготовила: преподаватель по

                                                                            классу домры Афанасьева Е.Н.

                                                   

                                                     2014г.

               Эстрадное волнение и способы  его разрешения

         Публичное выступление (будь то экзамен, зачет, концерт) – это особая форма музыкальной деятельности, результат напряженного и творческого труда. Публичное выступление помогает более точно выявить музыкальные способности, динамику развития ученика, пробуждает исполнительскую смелость, волю, творческую фантазию

 и  воспитывает эстрадную выдержку. Нет такого исполнителя, который не волнуется

 перед концертным выступлением. Можно все знать, все выучить, но при этом испытывать сильнейшее волнение, которое негативно сказывается на выступлении.

        Как и почему оно возникает? Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Н.А. Римский- Корсаков утверждал, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено произведение. И с этим нельзя

не согласиться. Более того, иногда исполнитель только находясь на сцене, понимает,

что произведение не доучено. Это бывает горьким, но полезным уроком, в следующий

раз все будет доучено, ведь провалов и неудач не любит никто! Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, "выпадению нотного текста”, неспособности сосредоточиться на произведении и просто боязни выходить на сцену, поведение становится суетливым, эмоциональное напряжение возрастает.

        Как нужно учить произведение, чтобы снизить негативную роль волнения при исполнении? А. Щапов выделял 4 этапа подготовки произведения к исполнению:

1.Этап предварительного ознакомления

2.Работа по "кускам”

3.Этап целостного оформления

4.Этап достижения эстрадной готовности – это должно быть проигрывание программы, как на концерте, с полной мобилизацией всех душевных сил. Очень часто большая часть времени уходит на 1 и 2 этапы, а на 3 и 4 времени уже не остается, однако, именно 3 и 4 этапы являются главными при психологической подготовке ученика к выступлению.

        Учить любое произведение необходимо тщательно и крепко. Педагог должен фиксировать внимание ученика на проблеме "рационального запоминания”, т.е. как учить, чтобы не забыть. Очень часто дети запоминают произведение "пальцами”, при этом "уши” и "голова” в процессе запоминания участвуют в меньшей степени. Таким образом, на концерте в любой момент может случиться осечка и ученик останавливается, оказываясь

в беспомощном состоянии. Самое страшное в этой ситуации то, что ученик не понимает, что же произошло!? Дома ведь "все выходило”, а на эстраде неудача.

Вывод таков: "голова” и "уши”, также, как и пальцы,  должны знать каждую ноту произведения и знать ее должны "нужным” пальцем. Произведение необходимо выучить так, чтобы исполнитель ни на секунду не задумывался об его технических трудностях. Пальцы все делают сами, автоматически, "голова” только контролирует их движения. Настоящий музыкант передает содержание музыки, живет в ней, а не просто играет,

пусть даже очень сложный, нотный текст. Исполнение должно быть художественно созревшим. Программу необходимо настолько выграть (не заиграть, а именно выграть), чтобы появилось ощущение, что исполнитель знает ее каждой клеточкой своего тела,

она должна стать родной, своей! Не думайте о нотах, думайте о музыке! Чтобы не

забыть нотный текст, многие исполнители используют методику И.Гофмана. Она заключается в мысленном, беззвучном "проигрывании” произведения с начала до конца по нотам, а потом без них. Если ученику удается "проиграть” так все произведение, то он, как правило, уже не боится забыть нотный текст. А задача педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы заинтересовать ученика данным произведением, ведь опыт показывает, что все, что интересно, запоминается быстро и легко и, наоборот, все,

к чему ученик равнодушен, вызывает скуку, запоминается с трудом и быстро забывается. Педагогу нужно помнить, что предконцертное самочувствие ученика в большей степени зависит от его психического состояния (типа  нервной системы, характера). Учитель должен вселять бодрость и уверенность в своих учеников, быть для них своеобразным психотерапевтом.

        Подготовка к концертному выступлению - необходимая часть воспитания ученика,

т. к. результаты выступлений оказывают огромное влияние на  его психику  (успехи или неуспехи в учебе). Психологическое состояние ученика, выходящего на сцену, бывает разным: кто-то боится ошибиться, кому-то не по себе от устремленных на него глаз, кто-то хочет поскорее все закончить и уйти домой, а некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъема от общения с публикой. В этот момент эмоциональное возбуждение ученика  достигает оптимального уровня, создаются предпосылки для возникновения особого состояния души, особого чувства окрыленности, всего того, что принято называть вдохновением! Таким  образом, эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного выступления на сцене. Вот несколько советов, которые помогут ученику избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то собираться с силами, настраиваясь на выступление и играть на сцене все равно вам, а не другому человеку. Делясь своим волнением с окружающими, вы можете оказаться в еще более тяжелом положении, т.к. волнение усиливается, даже думать о нем опасно, а тем более говорить.

       Но существуют исполнители, которые все выучили, все знают, но при этом страшно боятся выходить на сцену. Как ни странно, таким исполнителям может помочь только сцена. Им необходимо как можно больше играть  перед публикой. Чем больше исполнительский опыт, тем реже исполнитель страдает от  сценического волнения.

Также можно посоветовать метод игры перед воображаемой аудиторией. Произведение проигрывается целиком с представлением, что музыкант играет перед комиссией или слушателями. Исполнение можно записать на диктофон. Полезно устраивать домашние концерты для родителей. Этот прием помогает проверить степень сценического волнения, как оно отражается на качестве исполнения и дает возможность заранее выявить слабые места в программе. Частое использование этого приема уменьшает влияние волнения на ученика. Научитесь "уходить” от мыслей о возможном провале и

от людей, говорящих вам о нем. Полезная критика – это одно, а критицизм совсем иное. Даже случайное замечание друга о возможной неудаче может привести к катастрофе. Подобные разговоры лучше всего игнорировать. Будьте в музыке, живите в ней!

        С.Т.Рихтер говорил так об ощущениях, испытанных им на концерте: ” В эти минуты

 я забываю все – не только зрителей, зал, но и самого себя”. То есть, необходимо сосредотачиваться именно на творческих задачах, а не на том, как вы выглядите, какое впечатление производите на слушателей, такие мысли уводят в сторону от музыки.    

       Перед концертом нельзя переутомляться ни физически, ни эмоционально. Лучше заняться тем, что дарит вам радостные эмоции, дает ощущения тепла, света и хорошего настроения.  Не нужно зацикливаться на мысли о концерте, как о чем-то страшном и неизбежном, будьте уверенны, спокойны, все "в ваших руках”. Часто повторяющаяся ситуация: ученик сидит в классе и с ужасом ожидает, когда его позовут на сцену. Этот "страшный " час настал, надо идти и только одна мысль в голове: "Быстрее бы это все закончилось!” Как играть, о чем, зачем – все равно! Лишь бы все прошло поскорее!

Если ученик уверен, что он ничего не сыграет, не сможет, то так в итоге и произойдет. Это самая худшая установка перед выходом на сцену: "Я ничего не сыграю! Я не смогу!” При недостаточной уверенности музыканта, как в этом случае, можно и нужно воспользоваться маской уверенности, сначала искусственная и наигранная, она потом становится частью характера. Простой совет: если волнуешься – притворись спокойным. Воспитывай в себе чувство уверенности, привыкай к нему и выходи с ним на сцену. Ученику, который с нетерпением ждет выхода на сцену, легче обрести состояние, способствующее успеху. Оптимальная сценическая готовность – это единство трех компонентов: физического, умственного и эмоционального. Хорошая физическая подготовка дает ученику ощущение здоровья, силы и выносливости, прокладывает путь

к хорошему эмоциональному состоянию, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти.

При хорошем самочувствии и готовности исполнительского аппарата, у ученика возникают особые физические ощущения в руках, кистях и пальцах, так называемые "легкие пальцы”. Эти ощущения нужно запоминать, чтобы потом лучше воссоздавать

их перед выступлением и при разыгрывании.

       Педагогу необходимо формировать у ученика положительный психологический настрой перед выступлением, путем грамотного индивидуального подхода с использованием личного примера. Настраивать ученика только на положительный конечный результат.

       Непосредственно перед концертом  учащемуся  лучше заниматься меньше, можно просто просмотреть  программу: проверить еще раз текст и указания автора, вспомнить замечания и пометки преподавателя. Это будет способствовать освежению восприятия,

т. к. очень часто, выучив произведение наизусть, ученик перестает открывать ноты, думая, что все выучил. Также можно для разыгрывания поиграть  упражнения, они не требуют больших эмоциональных затрат и не утомляют ребенка. В любом случае, если

программа не готова, учить ее уже слишком поздно!

       Прийти на выступление нужно обязательно заранее, а не бежать сломя голову,

ведь к выступлению необходимо подготовиться, понадобится время, чтобы настроиться. В процессе разыгрывания всегда помните о темпах: игра в быстрых темпах ведет к усилению беспокойства. Можно повторить только некоторые моменты из программы и

не играть произведение целиком, чтобы не устать и исполнить произведение с полной отдачей всех сил уже на сцене.     На сцене все должно быть удобно. Концерт может загубить слишком низко или высоко поставленный стул, не то освещение, незнакомый инструмент. Обо всем необходимо позаботиться заранее! Но вообще, играть нужно учиться в любых условиях и при любых обстоятельствах! Важной является и одежда, в которой выступает музыкант. Она тоже должна быть максимально удобной и не мешать свободе движений.  Садясь за инструмент, прежде всего, найдите контакт с собой, дыхание спокойное, голова ясная. Настраивайтесь на музыку, которая сейчас будет звучать, а не на то, кто и что о вас подумает, гоните прочь ненужные, отвлекающие вас мысли, играйте для себя и публики - она ваш друг и помощник. Не бойтесь оказаться не на высоте своих задач, ведь с каждым новым выходом на сцену, вы будете чувствовать себя все увереннее и увереннее.

        Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. Важно научиться не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальш или "смазанный" пассаж не повлияли на  ход мысли. Главное -  сохранить течение музыки. На сцене может случиться так, что в какой-то момент исполнитель запутается в тексте, не знает что играть дальше. Эти моменты – серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь важно не растеряться и не превратить случайность в катастрофу. Важно воспитывать у исполнителя умение "забыть" любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.     Также огромное значение имеет работа над произведением после концерта. Необходимо закрепить, если они были, интересные находки и решения в интерпретации, проанализировать то, что получилось или не получилось у ученика

в концертном состоянии, попытаться "доиграть” или "переиграть” произведение так,

как надо.    Учащийся  должен понять, что сценическое  выступление - это не только испытание нервной системы, но и радость общения с публикой, творческое вдохновение

и профессиональный рост.

Список литературы

1.Е.К. Федоров "К вопросу об эстрадном волнении”

2.Г. Вильсон ”Психология артистической деятельности”

3.А.П. Щапов "Фортепианный урок в музыкальной школе и училище”

4. В.Ю. Григорьев "К вопросу об эстрадном волнении”

5. Л.Л. Бочкарев "Психология музыкальной деятельности”