Открытый урок по сольфеджио "Самый музыкальный!

Кельман Галина Владимировна

Урок-соревнование по сольфеджио "Самый музыкальный" для учащихся 4-го класса ДМШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_solfedzhio_samyy_muzykalnyy.docx11.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Самый музыкальный"

Открытый урок-соревнование по сольфеджио среди учащихся 4-х классов

МБУДО ДШИ п.Унъюган преподаватель: Кельман Г.В.

Цель урока: использование межпредметных связей для формирования прочных знаний и расширения общего музыкального кругозора учащихся.

Вид урока: урок-соревнование

Задачи урока:

- проверка теоретических знаний учащихся;

- расширение музыкального кругозора;

- через нестандартную форму урока добиться активности учащихся, поставленных в ситуацию соревновательности;

- индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ученику;

- используя игровую форму урока, поднять интерес учащихся к предмету;

- формирование таких личностных качеств, как уверенность, собранность, самостоятельность, любознательность, внимательность;

- через межпредметные связи добиться прочности в усвоении знаний, умений и навыков, полученных на данном этапе обучения.

Ход урока:

1. Организационны момент. Приветствие участников. Представление участников (10 учащихся 4-го класса) и членов профессионального жюри. Объяснение правил игры. Раздача материалов I тура.

2. Основная часть.

а) I тур.

Всем участником предлагается пройти теоретическое тестирование. В тесты включены вопросы из учебных предметов: "сольфеджио", "музыкальная литература", "специальность", а также из области общих знаний. По завершению выполнения задания, учащиеся передают свои работы членам жюри. Результаты I тура не оглашаются и все участники допускаются к участию во II-ом туре.

б) II тур.

Учащимся раздаются материалы для второго тура. Они включают в себя вопросы по теме "Гамма. Тональность." После того как все участники справятся с заданием, все работы передаются жюри. Во время работы членов, всем участникам предлагается прослушать выступление вокального ансамбля ДШИ "Акварель".

Программа выступления:

1. М.И.Глинка "Венецианская ночь"

2. В.Моцарт."Откуда приятный и нежный тот звон"

3. Я Дубравин "Картины старых мастеров"

Далее, жюри оглашает результаты  I и  II туров, суммирует их. В итоге в III (заключительный) тур с наивысшими баллами проходят 7 участников. остальные ребята становятся зрмтелями.

в) III тур.

В третьем туре участникам предстоит ответить на вопросы по следующим категориям: "Аккорды", "Интервалы", "Гамма.Тональность", "Музыкальная литература", "Композиторы", "Итальянские термины" и "Общие знания". Право на выбор категории участники получают в соответствии с результатами предыдущих туров. В случае равных результатов, возможна жеребьёвка..  По окончании выполнения задания, жюри удаляется для подведения итогов.

В исполнении вокальной группы "Акварель" звучит

Я Дубравин "Картины старых мастеров"

Пока жюри подводит итоги, всем участникам и зрителям предлагается проверить свот знания, ответив на "Дополнительные вопросы"

3. Заключение: подведение итогов, награждение победителей.

Тест (I тур)

1.Что такое транспонирование:

а) повторение мелодии;

б) повторение мелодии в разных октавах;

в) перенесение мелодии из одной тональности в другую.

2. Что означает размер?

а) количество долей в такте;

б) количество нот в такте;

в) количество пауз в такте.

3. Что относится к нюансам?

а) стаккато, легато, нон легато;

б) p,  mf,  f , mp;

в) T,  S,   D.

4. Виды секвенций.

а) гармоническая и мелодическая;

б) диатоническая и хроматическая;

в) простая и сложная.

5. Повторение обной мелодии во всех голосах с неодновременным вступлением этих голосов.

а) сонатина;

б) прелюдия;

в) канон.

6. Как называется завершение музыкального произведения?

а) альтерация;

б) кульминация;

в) каденция.

7. Порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.

а) модуляция;

б) партитура;

в) аппликатура.

8. Что относится к штрихам?

а) Andante,  Moderato,  Presto;

б) нон легато, стаккато, аркато

в) ritenuto   meno mosso  poco a poco

9. Что из перечисленного не относится к крупной форме?

а) инвенция;

б) рондо;

в) соната

10. Как называется в музыке многократное повторение одной и той же темы, только в разном изложении?

а) вариации;

б) рондо;

в) частушка11. Как называется торжественная государственная песня?

а) ода;

б) гимн;

в) кантата.

12. Как называется сочинение музыки сразу, во время её исполнения?

а) интерпритация;

б) композиция;

в) импровизация.

13. Какой танец раньше было принято танцевать с кинжалами?

а) полонез;

б) польку;

в) лезгинку.

14. Какой музыкальны термин в переводе означает "шутка27

а) фантазия;

Б) скерцщ;

в) интермеццо.

15. Чем внешне дирижёр хора отличается от дирижёра оркестра:

а) костюмом;

б) обувью;

в) отсутствием дирижёрской палочки.

16. Какие литературные произведения в древности было принято не рассказывать, а петь?

а) былины;

б) сказки;

в) загадки.

17. Как называется музыкальное сопровождение песен?

а) этюд;

б) аккомпанемент;

в) аранжировка.

18. Какой музыкальный термин в переводе означает "круг"?

а) прелюдия;

б) рондо;

в) вариация.

19. какой струнный музыкальный инструмент бывает русским, гаваским, испанским?

а) скрипка;

б) манддолина;

в) гитара.

20. Какой из музыкальных инмтрументов является самым большим в мире?

а) арфа;

б) рояль;

в) орган.

IIтур

Гамма. Тональность.

1. Сколько ступеней в гамме?

2. Устойчивые ступени?

3. Вводные ступени?

4. Главные ступени лада?

5. Что такое разрешение?

6. Что такое опевание?

7. Строение мажорной гаммы?

8. Строение минорной гаммы?

9. Виды минора?

10. Минорный лад с повышенной VII ступенью?

11. Как называется гамма, которая строится по полутонам?

12. Как называются гаммы, у которых общие звуки, но различные тоники и лад?

13. Тональности с общей тоникой, но различными ключевыми знаками называются...

14. Что означает квинтовый круг тональностей?

15. Напиши мажорные диезные тональности в порядке появления знаков.

16.Напиши минорные бемольные тональности в порядке появления знаковю

17. Допиши параллельные минорные тональности:

Ля мажор -

Ми мажор -

Си-бемоль мажор -

18. Допиши параллельные мажорные тональности:

фа минор -

до минор -

си минор -

19. Сколько знаков в Ми мажоре?

20. В каких тональностях 4 бемоля?

III тур

Вопросы в категории "Аккорды":

1. В каком ладу, на какой ступени строится MVII7? Его строение, разрешение.

2. Что такое обращение трезвучий?

3. Строение и разрешение D7, D65, D43, D2.

4. На какой ступени натурального мажора строится ум.53?

5.Виды трезвучи.

6.Как называется первое обращение трезвучия?

7. Как называется второе обращение трезвучия?

8. Что такое септаккорд?

9. Что такое трезвучие?

10. В каком ладу, на какой ступени строится умVII7? Его строение, разрешение.

11. На каких ступенях мажора строятся мажорные трезвучия?

12. Какие септаккорды ты знаешь?

13. На каких ступенях натурального и гармонического минора строятся ум53?

14. Назови главные трезвучия лада.

15. Что такое аккорд?

16. Строение T6  и  t6?

17. Строение T64 и  t64?

18. Строение Б53, М53, ум.53 и ув.53?

19. Что такое D7?

20. Напиши обращения D7/

каиегория "Интервалы"

1. Что такое интервал?

2. Как называются нажний и верхний звуки интервала?

3. Назови все простые интервалы по порядку.

4. Что такое обращение интервала?

5. Правило обращения интервалов.

6. В ккой интервал при обращении перейдёт м.6?

7. Сколько тонов в ч.5?

8. Количество тонов в м.7?

9. Какой интервал находится между ч.4 и ч.5?

10. Назови тритоны.

11. На кокой ступени строится ум.5?

12. На какой ступени строится ув.4?

13. Правило разрешения тритонов.

14. какие интервалы относятся к диссонирующим?

15. Назови консонирующие интервалы.

16. Как называется интервал, звуки которого взяты поочерёдно?

17. Если звуки взять одновременно, интервал называется .....

18. На каких ступенях мажора строится б.3?

19. На каких ступенях натурального минора находится б.3?

20. На какой ступени мажора и гармонического минора нельзя построить ч.4?

категория "Музыкальная литература"

1. Сколько пьес в сборнике П.И.Чайковского "Времена года"

2. Какое из этих произведений не относится к программно-изобразительной музыке?

а) "Щелкунчик"   б) "Руслан и Людмила"    в) Соната ми минор

3. Какая пьеса не входит в сборник П.И.Чайковского "Времена года"?

а) "Баркарола"   б) "Тарантелла"   в) "На тройке"

4. Сколько пьес в цикле "Картинки с выставки М.П.Мусоргского? Назови их.

5. Какой из этих жанров не относится к театральному искусству?

а) Опера  б) Симфония  в) Балет

6. К какой драме Ибсена сочинил музыку Э.Григ?

7. Назови родину Э.Грига.

8. Как называется немая игра актёров в балете?

9. Кто является создателем русского классического балета?

10. Сколько действий в балете "Щелкунчик"?

11. Как называется оперное вступление?

12. перепыв между действиями оперы или балета?

13. Какие инструменты составляют деревянно-духовую группу симфонического оркестра?

14. Перечисли инструменты, входящие в состав медно-духовой группы симфонического оркестра.

15. Как называется словесный пересказ оперы или балета?

16. Назови 4 свойства музыкального звука.

17. назови известные тебе средства музыкальной выразительности.

18. Вид музыкального искусства, в котором всё содержание передаётся через танец.

19. Назови фамилии известных тебе русских и советских композиторов.

20. Назови фамилии зарубежных композиторов.

категория "Композиторы"

1. Кто из венских класиков уделял много внимания развитию фортепианной музыки и сочинил 32 сонаты для фортепиано?

2. Назови 5 известных комозиторов, фамилии которых начинаются на букву "Ш".

3. Итальянский скрипач и композитор. Первы из из скрипачей, игравший на концертах наизусть.

4. Создатель "Лунной" сонаты.

5. Польский композитор-романтик, создатель большого количества прелюдий, ноктюрнов, мазурок.

6. Какой венский композитор написал много произведени и после потери слуха?

7. Норвежский композитор, создатель музыки к драме Ибсена "Пер Гюнт"

8. Напиши фамилию польского композитора, автора популярного одноимённого полонеза.

9.Какой русский композитор был по профессии морским офицером?

10. Автор оперы "Руслан и Людмила"

11. Великий немецкий композитор, органист, непревзойдённый мастер полифонии.

12. Автор балетов: "Лебелиное озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица"

13.Перечисли композиторов, которых называют "венскими классиками"

14. Чьему перу принадлежат оперы-сказки: "Снегурочка", "садко"?

15. какого композитора по леггенде отравил Сальери?

16. Кто из русских композиторов создал первую русскую национальную оперу?

17. Автор фортепианного цикла "Времена года"

18. Какой венский композитор начал свою концертную деятельность с 5-ти лет?

19. Автор фортепианного цикла "Картинки с выставки2.

20. Автор симфонической сказки "Петя и волк".

категория "Итальянские термины"

1. Назови 3 быстрых темпа.

2. Назови 3 умеренных темпа

3. Назови 3 медленных темпа.

Что означает:

4. poco a poco

5. meno mosso

6. ritenuto

7. piu mosso

8. cantabile

9. con moto

10. dolce

11. marcato

12. con fuoco

13. sempre legato

14. exspressivo

15. poco accelerando

16. a tempo

17. energico

18. poco a poco diminuendo

19. molto vivo

20. assai Adagio

Дополнительные вопросы:

1.Как называется основная тема рондо?

2. Как газывается коллектив из 8 участников?

3. Высокий мужской голос?

4. Высокий женский голос?

5. Переход из одной тональности в другую с закреплением новой тональности.

6. Низкий женский голос.

7. Приём извлечения звука щипком струн.

8. Повышение и понижение ступеней.

9. Окраска звука голоса, музыкального инструмента.

10. Эталон высоты звука.

11. Сколько участников в секстете?

12. Наивысшая точка развития в музыкальном произведении.

13. Как называется заключительны раздел произведения?

14. Исполнение звуков аккорда в разбивку?

15. Мелодические украшения?