проект открытого занятия по теме "Детский игровой фольклор"

пикова валерия валерьевна

Овладение навыком одноголосного пения через знакомство с русскими народными играми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodn._igra.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект занятия

фольклорного ансамбля «Рябинушка» по теме:

«Детский игровой фольклор»

Дата проведения: 28.09.2012.

Цель -  овладение навыком одноголосного пения через знакомство воспитанников с русскими народными играми.

Задачи:

Образовательная:

  • знакомство с русскими народными играми
  • овладение  навыком одноголосного  пения

Развивающая: 

  • развить  слух, певческий голос, память
  • развить творческое мышление

Воспитательная:

  • воспитание чувства товарищества  через создание дружеской обстановки на занятиях

Ход занятия

Педагог: Скажите, кто из вас любит играть? А какие игры вы знаете?

Воспитанники отвечают на вопросы

Педагог: Итак, игры бывают сюжетные, развивающие, подвижные, настольные. В игры играют и взрослые и дети. Мы с вами сегодня будем играть в народные игры. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Игры бывают подвижные, спокойные, целовальные, мужские. Но прежде чем выучить какую-либо игру нужно посчитаться. Давайте выучим считалку.

Варианты считалок.

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмет, тот вон пойдет!

Катилося яблочко мимо сада,

Мимо огорода, мимо частокола.

Кто его поднимет, тот вон выйдет!

Кады-бады налей воды,

Корове пить, тебе водить!

Педагог: Давайте посчитаемся.

Воспитанники выбирают водящего.

 Игра «Петух»

Играющие становятся по кругу, «Петух в центре. Круг движется по часовой стрелке, а «петух» в противоположную сторону. Он высоко поднимает ноги и размахивает «крыльями». Играющие поют:

Трух-тух, трух-тух, ходит по двору петух,

Сам со шпорами, хвост с узорами.

На шестке сидит, по утрам кричит:

«Я, я, я, я, ку-ка-рк-ку»

На последних словах «петух» останавливается. Для кого он споет «кукареку», то и становиться «петухом»

Игра «Гуси – лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят из дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси – гуси!

- Га – га – га!

- Есть хотите?

- Да – да – да!

- Гуси – лебеди! Домой!

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Рябчиков щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый становится волком. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может их ловить только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Игра «Тетера»
Двое изображают ворота. Они становятся лицом друг к другу, сомкнув поднятые руки. Выбирают ведущего - Тетеру. Все остальные - ее детки. Они берутся за руки, образуя цепочку. Тетера ведет детей в «ворота». При этом исполняют песенку. После слов «Самого хорошего оставила» пара, изображающая ворота, опускает руки, ловит игроков. Все пойманные присоединяются к «воротам». Продолжают игру до тех пор, пока все не станут «воротами». Самый быстрый и ловкий оставшийся восхваляется и становится Тетерой.


Тетера шла, меховая шла.

  Шла по удалью, по заудалью.

  Сама прошла                                  

  И детей провела. (Хором)

  Самого хорошего  оставила!


Игра «Дударь»

Игроки образуют хоровод и идут по кругу. Дударь  - вода – ходит в центре. Поется песня:

Дударь, дударь, дударище,

Старый-старый старичище.

Его во колоду,

Его во сырую,

Его во гнилую!

Дударь, дударь! Что болит?!


Когда последняя строчка  (Дударь, дударь! Что болит?!) проговаривается громко всеми играющими, Дударь  должен назвать часть тела, которая у него якобы болит. Например: Ой, голова болит! или Ой, пятка болит! Игроки повторяют Ой, пятка болит! И берутся за пятку. Потом круг повторяется, снова идут и поют песню, но теперь уже держась за больное место. Короче, нужно повторять движения за Дударем. Если у него заболела спина, и он сгорбился, то и все остальные должны сгорбиться. Так продолжается 3-4 раза. Когда Дударю надоедает издеваться над кругом (обычно, это третий-четвертый заход, но может быть и больше, и меньше), то Дударь на поставленный вопрос отвечает Всё болит!!!. Все должны разом выздороветь и разбежаться кто куда. Кого Дударь поймает, тот и становится на его место.

Игра «Селезень»

Круг держится за руки, подняв их наподобие ворот. Выбираются селезень и утица. Утица – в круге, селезень – за кругом. Круг начинает петь:

Селезень утку догонял,

Молодой серу догонял.

Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой,

У тя семеро детей,

Восьмой  - селезень,

А девятая сама,

Поцелуй разок меня.

Селезень, бегая в кругу, через него и за ним, догоняет утицу. Круг, опуская и поднимая воротца, должен помогать утице и мешать селезню. Песня поется, пока селезень не поймает утицу. Когда он ее поймает, тогда должен поцеловать и поклониться. Затем утица выбирает новую утицу, а селезень  - нового селезня.

Итог занятия: Педагог  задаёт вопросы по пройденному материалу, воспитанники отвечают.