Тема: «Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма»

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма

Старинная двухчастная форма — одна из наиболее. распространённых во 2-й половине. 17 — 1-й половины. 18 вв. . Неконтрастна,   тематически   однородна,   в   основе   тонального   плана — формула T-D-S-T.

1-я часть — период , состоящий из двух предложений.  Второе предложение    (обычно   секвентного вида)  заканчивается в  доминантовой тональности (V, III ступени).

Тематически 2-я часть подобна 1-й части, но тональное движение иное — от доминантовой через субдоминантовую (возможна каденция в середине 2-й части) к основной  тональности. 

         Применяется в частях сюит, прелюдиях (c-moll из 2-го т. «ХТК») и др. отдельных произведениях  (инвенция C-dur  И.С. Баха .        Неквадратность,  текучесть  изложения,  полифонические    приёмы роднят  Старинную двухчастную форму с полифоническими формами.   Вместе   с  тем  Стариннаядвухчастная форма . — предшественница  старинной  и  классической  сонатной  формы,  а также классических простых форм.

Старинная сонатная форма (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоит из двух разделов.

Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключительной. партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в основной  тональность ПП. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starinnaya_2h_chastnaya_forma_dlya_skrinshota.docx68.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Восходненская ДМШ»

Мероприятие фортепианного отдела «Музыкальная гостиная»

Тема: «Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма»

Подготовила и провела:

Преподаватель фортепиано

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

Ноябрь 2016г.

Старинная 2-х частная и старинная сонатная форма

Старинная двухчастная форма — одна из наиболее. распространённых во 2-й половине. 17 — 1-й половины. 18 вв. . Неконтрастна,   тематически   однородна,   в   основе   тонального   плана — формула T-D-S-T.

1-я часть — период , состоящий из двух предложений.  Второе предложение    (обычно   секвентного вида)  заканчивается в  доминантовой тональности (V, III ступени).

Тематически 2-я часть подобна 1-й части, но тональное движение иное — от доминантовой через субдоминантовую (возможна каденция в середине 2-й части) к основной  тональности. 

        Применяется 
в частях сюит, прелюдиях (c-moll из 2-го т. «ХТК») и др. отдельных произведениях  (инвенция C-dur  И.С. Баха .        Неквадратность,  текучесть  изложения,  полифонические    приёмы роднят  Старинную двухчастную форму с полифоническими формами.   Вместе   с  тем  Стариннаядвухчастная форма . — предшественница  старинной  и  классической  сонатной  формы,  а также классических простых форм.

Старинная сонатная форма (18 в.; произошла от старинной двухчастной формы), состоит из двух разделов.

Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключительной. партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в основной  тональность ПП. 

Двухчастная форма

Давайте сразу разберёмся в маленькой путанице. Мы называем формы одночастными, двухчастными, трёхчастными и в то же время части этих форм называем не частями, а разделами. А частями называем законченные пьесы, из которых состоят циклы — произведения из нескольких самостоятельных частей, то есть как бы из нескольких пьес. Например, симфониисюиты или сонаты. Каждая часть такого цикла может быть и в двух-, и в трёхчастной, и вообще в любой форме.

Короче: музыкальные формы состоят из разделов, а части — это другое.

А теперь вы сами скажете, из чего состоит двухчастная форма. Правильно, из двух разделов. Чаще всего из двух периодов. В старинных двухчастных формах XVII–XVIII веков оба раздела строились на сходном музыкальном материале. Первый раздел модулировал в близкую тональность (чаще всего в тональность V ступени — доминанты). А второй «возвращал» музыку в главную тональность. Как, например, в Сарабанде немецкого композитора Иоганна Кунау, современника И. С. Баха. Только первый раздел модулирует здесь не в доминанту, а в параллельный мажор.

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex18.gif

Начиная с XIX века двухчастные формы бывают двух видов — с репризой и без репризы. Вспомним, что реприза — это повторение первого раздела. Но если в двухчастной форме только два раздела, то где же поместится реприза? Или форма сведётся к простому повторению первого раздела? А вот и нет! Реприза в двухчастной форме занимает только одно предложение (последнее). И повторяет оно любое предложение первого периода. А в начале второго периода остаётся немного места для маленького развития или для появления нового музыкального материала. Знакомая музыка репризы неожиданно включается в развитие, поэтому репризу в двухчастных формах называют включением.

Вот схема. Серым цветом закрашено то место, где начинается развитие или появляется новый музыкальный материал.

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/man4_pic1.gif

Вот как это происходит в Старинной французской песенке из «Детского альбома» Чайковского:

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex19.gif

Если вы внимательно слушали и смотрели в ноты, то могли заметить, что оба предложения первого периода абсолютно одинаковые. Поэтому нельзя сказать, какое именно из предложений повторяется в репризе.

А самые внимательные и те, кто уже играл эту пьесу, заметят, что последний каданс чуть-чуть отличается от кадансов обоих предложений первого периода. В нём появляется новый аккорд. Этот аккорд не только делает музыку красочнее, но и сообщает дополнительную устойчивость заключительному кадансу.

В этой пьесе Чайковский использовал мелодию французской песни XVI века. Полифонический склад первого раздела (и репризы) напоминает старинную музыку. Эту же мелодию композитор использовал и в опере «Орлеанская дева», действие которой происходит в средневековой Франции, а главная героиня — легендарная Жанна д’Арк.

Безрепризные двухчастные формы состоят из двух разных периодов. Такая форма типична для многих песен, состоящих из запева и припева.

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/man4_pic2.gif

Казалось бы, сделать эту форму очень просто. Возьми один период и приставь к нему любой другой. Но если действительно попробовать так сделать, получится что-то вроде игры в «чепуху». Музыка говорит звуковыми образами. В сопоставлении этих образов должен быть смысл. На самом деле очень трудно найти два разных периода, которые можно просто приставить один к другому и создать музыкальный образ.

Но иногда композиторам удаётся интересно использовать именно этот «рецепт». Как сделал, например, Чайковский в одной из пьес из «Детского альбома» — «Шарманщик поёт», где ему удалось именно «приставить» друг к другу две мелодии. Причём в первом разделе звучит подлинная итальянская мелодия. В одном из писем композитор писал: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой дочкой, и одна из их песенок очень мне нравится».

И приводит ноты этой песенки. А второй раздел Пётр Ильич придумал сам.

http://froland.ru/lyceum/muslit/img/man3/ml4_ex20.gif

В первом разделе, где Чайковский обработал полюбившуюся песенку, он даёт ей простой вальсовый аккомпанемент, который звучит как лёгкий фон и подчёркивает напевность мелодии. Во втором разделе изображена «солирующая шарманка». Фактура здесь становится очень изобретательной. Аккорды в правой руке, «наступающие» на однообразную, «механическую» мелодию, придают ей «захлёбывающийся» оттенок. А в левой руке упрямо гудят две чередующиеся ноты. Как будто уличный музыкант крутит ручку старой, немного изношенной шарманки.