Методическая подборка "Работа над дикцией в хоровом коллективе"

Мироненкова Надежда Михайловна

Пение - это вид музыкального искусства, в котором музыка органически связана со словом. Поэтому пение еще иначе называют омузыкаленной речью. Умение хора ясно и четко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. В данной работе рассматриваются некоторые приемы работы над дикцией, особенности вокальной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_diktsiey.docx32.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО  Дворец Детского (юношеского) Творчества

Московского района Санкт – Петербурга

Методическая подборка

«Работа над дикцией в хоровом коллективе»

                                

Составитель:

Мироненкова Н.М.

педагог дополнительного образования


Санкт – Петербург

2017 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………..2

Работа над гласными…………………………………………………..3

Работа над согласными………………………………………………..6

Некоторые особенности произношения согласных в связи с часто возникающими ошибками…………………………………………….8

Литература………………………………………………………9

Пояснительная записка

Хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию. Умение хора ясно и чётко произносить слова при пении позволяет слушателям лучше понять содержание исполняемого произведения. У хорошего хора слиты воедино свободно льющийся естественный вокальный звук и живое выразительное слово. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и легкое произношение, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных - и орфоэпии - соблюдения произносительных норм (фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука в высокой позиции, достижению яркого и близкого звучания, помогает достигать наибольшей силы звучания при экономной затрате энергии.

Основой хорошей дикции является спланированная работа над произношением гласных и согласных.

Работа над гласными

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижения хорошего унисона в партиях наряду с четкостью хоровой дикции.

Округление гласных достигается через прикрытие звука, которое не следует путать с сомбрированием, т.е. затемнением. Прикрытие звука осуществляется за счет определенного положения надгортанника и влияет на задний уклад гласных, а сомбрированиие — на передний. Любой гласный звук можно спеть округло или плоско при одинаковом положении губ. Округление и выравнивание гласных при пении происходит за счет понижения и стабилизации положения гортани, т.е. унифицируется не передний их уклад, а задний.

С точки зрения работы артикуляционного аппарата, образование того или иного гласного связано с формой и объемом ротовой полости. Но ведь от конфигурации речевого тракта, различной для каждой фонемы, в значительной мере зависит также их специфическое звучание по тембру. Звуки у, ы формируются и звучат более глубоко и далеко, чем остальные гласные. Однако эти фонемы имеют устойчивое произношение: в любых словах, в любом положении они не искажаются, в отличие от других гласных. Звуки у, ы труднее поддаются индивидуализированному произношению, чем а, е, и, о. У разных людей они звучат приблизительно одинаково. Отсюда и возникает специфически хоровое применение этих звуков при исправлении открытого или ««пестрого» звучания хора. Выравнивание звука по тембру, а также хороший унисон достигается легче именно на этих гласных. После пропевания мелодии песни, например на слоги «лю», «ду» или «ды», последующее исполнение со словами приобретет большую ровность, слитность и округлость звучания, если внимание хористов при пении со словами будет направлено на сохранение одинаковой установки артикуляционных органов, подобной при пении гласных у или ы. Сохранение одинакового расположения артикуляционных органов при пении со словами относится в большей мере к их заднему укладу.

Чистый гласный о обладает теми же свойствами, что у, ы, хотя и и меньшей степени; а занимает промежуточное положение между темными у, ы, о и светлыми е, и, которые требуют особого внимания в отношении их округления при пении.

Наибольшую «пестроту» в пении дает гласный а, так как неодинаково произносится разными людьми, в том числе представителями разных языковых групп, и в разных словах, что следует учитывать при исполнении произведений на иностранных языках. Например, у итальянцев и испанцев а звучит из глубины глотки, у китайцев, корейцев и японцев — впереди с носовым призвуком, у англичан — глубоко, а у славянских народов гласный а имеет плоское и грудное звучание. Поэтому использовать эту фонему в занятиях с начинающими учениками нужно весьма осторожно.

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые — и, э, а, о, у, ы, четыре сложные — я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ). При пении сложных гласных первый звук — й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.

Учитывая различное влияние гласных на функции голосового аппарата, можно определенным образом настраивать его. Например, известно, что и, э стимулируют работу гортани, вызывая более плотное и глубокое смыкание голосовых складок. Их формирование связано с более высоким типом дыхания и положением гортани, они осветляют звук и приближают вокальную позицию.

Гласные о, у ослабляют работу гортани, способствуя более краевому смыканию голосовых складок, что приводит к усилению резонирования надставной трубы. Формируются они при явном понижении типа дыхания, затемняют звук, снимают форсировку.

Звук а во всех отношениях занимает нейтральное положение; ы округляет звук, стимулирует активность мягкого нёба.

Сложные гласные я, ё, ю, е благодаря скользящему артикуляционному укладу поются мягче, чем чистые гласные.

Таким образом, работа в хоре над гласными сочетается с работой над качеством звучания и заключается в достижении их чистого произношения в сочетании с полноценным певческим звучанием. Однако в пении гласные не всегда произносятся четко и ясно. Степень яркости гласного звука зависит от построения музыкальной фразы. Под ударением в словах или в момент кульминаций музыкальных фраз соответствующие им гласные звучат наиболее ярко и определенно, в других же случаях - затушеванно, редуцированно. Гласные, распеваемые на несколько звуков, всегда должны звучать фонетически ясно и чисто, а при переходе со звука на звук они как бы повторяются.

По законам орфоэпии, т.е. правилам произношения, редукция гласных в пении приобретает различные формы. Безударные а, э ослабляются динамически и произносятся менее ясно, чем другие; безударное о в большинстве случаев произносится как а, кроме слов итальянского происхождения; безударное я произносится как яе (памяеть, гряеда и т.д.), но на конце слова должно звучать чисто. Редукция е в пении решается также динамическим ослаблением звука.

Сочетание двух гласных требует особой фонетической ясности. Два гласных внутри слова, а также на стыке предлога или частицы со словом произносятся слитно («Заиграйте, мои гусельки..,»). Два гласных на стыке различных слов разделяются цезурой («Звезда' алеет»). В подобных случаях второе слово следует исполнять с новой атакой для того, чтобы не исказился смысл словосочетания. При этом перед новой атакой звука дыхание не возобновляется.

Работа над согласными

По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: м, л, н, р. Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.

Далее идут звонкие согласные б, г, в, ж, з, д, которые образуются при участии голосовых складок и ротовых шумов; глухие п, к, ф, с, т образуются без участия голоса и состоят из одних шумов; шипящие х, ц, ч, ш, щ также состоят из одних шумов.

Основное правило дикции в пении — быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать при помощи специальных упражнений.

Укорочение произношения согласных и быстрая смена их гласными требуют мгновенной перестройки артикуляционных органов. Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба.

Для достижения четкости дикции особое внимание следует уделить работе над развитием кончика языка, после чего и весь язык делается более гибким. Также необходимо работать над эластичностью и подвижностью нижней челюсти, а с ней и подъязычной кости и гортани, подвешенной к последней.

Губные согласные б - п, в - ф требуют активности губных мышц. Их тренировка обеспечивается при четком произношении. В качестве упражнений для тренировки движений губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки.

Слова всех упражнений произносятся твердыми губами при активной работе кончика языка. Их следует начинать в медленном темпе с несколько утрированной артикуляцией всех звуков, при средней динамике и в средней тесситуре. Затем условия произношения в отношении темпа, динамики и тесситуры постепенно усложняются.

Глухие согласные на конце слов часто при пении выпадают совсем, поэтому требуют к себе особого внимания со стороны как дирижера, так и певцов хора. Эти согласные должны произноситься подчеркнуто твердо. Если глухому согласному на конце слова предшествует долго тянущийся звук, то возникает проблема произнесения последнего согласного всеми певцами хора одновременно. Это может быть обеспечено мысленным повторением предшествующего тянущегося гласного перед снятием звука.

Тренировка в певческой дикции обычно проводится на слоги, сочетающие в себе различные комбинации гласных с согласными. Их взаимовлияние при произношении в слове, а тем более в речевом потоке, вносит определенный смысл в работу по решению конкретных вокальных задач.

То или иное сочетание гласных с согласными в словах или слогах имеет огромное значение для вокальной педагогики. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани, позиционно приближают звук. Функция гортани фактически выключена на глухих согласных. При этом она оказывается весьма ослабленной и на последующих за ними гласных. Поэтому при зажатости мышц гортани в пении целесообразно использовать сочетания слогов «но», «ку», «та» и т.п.

Для устранения разных недостатков в звукообразовании можно использовать вполне определенные слоговые сочетания. Например, при гнусавости целесообразно применять гласные а, э, и в сочетании с губными согласными. При глубоком звучании голоса используются гласные и, е, приближающие вокальную позицию, в сочетании с переднеязычными или зубными согласными. При пассивном пении или глухом тембре - звонкие согласные в сочетании с гласными а, и, э. Крикливый или открытый «белый» звук устраняется при пении гласных у, о в сочетании с сонорными м, л, а горловой призвук - при помощи гласных о, у в сочетании с глухими согласными и т.д.

Уже отмечалось, что согласные в пении произносятся коротко по сравнению с гласными. Особенно это относится к шипящим и свистящим согласным с, ш, которые обладают резким тембром и хорошо улавливаются ухом. Их необходимо смягчать и предельно укорачивать, иначе при пении они будут создавать впечатление свиста и шума.

Кроме этого, с целью обеспечения непрерывности звучания кантилены (чтобы согласные не «замыкали» звук) необходимо соблюдать еще одно очень важное правило: согласные, стоящие на конце слова или слога, присоединяются в пении к последующему слогу, тем самым создавая условия для максимального распевания гласных.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми согласными звуками (д - т, б - п, в - ф и др.), то при медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять; при быстром темпе, когда подобные звуки приходятся на мелкие ритмические доли, их нужно подчеркнуто соединять.

В речи и пении согласные, по сравнению с гласными, обладают меньшей энергетической затратой и длительностью, поэтому они требуют более тщательной работы над четкостью и правильностью их произношения. Четкость и разборчивость согласных, как и гласных, должна быть основана на литературном, правильном их произношении при соблюдении всех законов орфоэпии.

Некоторые особенности произношения согласных в связи с часто возникающими ошибками

  1. Звонкие согласные (одиночные и парные) в конце слова произносятся как соответствующие им глухие. Перед глухими согласными звонкие также оглушаются. Например: «У берез(с) поникли...»
  2. Зубные согласные д, з, с, т перед мягкими согласными смягчаются: двенадцать, ка(зь)нь, пе(сь)ня и т. д.
  3. Звук н перед мягкими согласными произносится мягко: стра(нь)ник.
  4. Звуки ж, ш перед мягкими согласными произносятся твердо: прежний, вешний.
  5. Возвратные частицы «ся» и «сь» на конце слов произносятся твердо, как «са» и «с».
  6. В ряде слов сочетания «чи», «чт» произносятся как «ши», «шт»: (ш)то, коне(ш)ио, ску(ш)но.
  7. В сочетаниях «стн», «здн» согласные т, д не произносятся: гру(сн)о, по(зн)о.
  8. Сочетания «сш» и «зш» в середине слова и на стыке слова с предлогом произносятся как твердое долгое ш: бе(шш)умно, а на стыке двух слов - как написано: произнес шепотом.
  9. Сочетания «сч» и «зч» уподобляются долгому щ: (щщ)астье, изво(щщ)ик.
  10. Сонорный р в большинстве случаев произносится утрированно.

В процессе занятий с хором можно использовать разные формы работы над дикцией: а) работа над произношением слов непосредственно разучиваемого произведения; б) специальные занятия по дикции; в) исполнение небольших упражнений перед началом пения, включаемых в распевание.

Литература

  1. Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. – Л., 1967.
  2. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М.: Владос, 2002.