МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ И ПРИЕМОВ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ «АРИОЗО НАТАШИ» ИЗ ОПЕРЫ А.С. ДАРГОМЫЖСКОГО «РУСАЛКА»
В работе произведён анализ средств музыкальной выразительности, использованных А.С. Даргомыжским в Ариозо Наташи из оперы "Русалка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Исторические сведения о композиторе, времени создания произведения. Основные черты стиля автора, проявляющиеся в исполняемом произведении………………………………………………3
- Образно-эмоциональный строй произведения, взаимодействие и развитие образных сфер; форма произведения, её своеобразие………6
- Выразительные средства исполнения: стилевая культура, особенности интонирования и фразировки, характер звукоизвлечения и звуковедения, динамическая и тембровая палитра……………………..7
- Особенности исполнительского дыхания, агогики, динамики в ракурсе ансамблевой игры…………………………………………………………8
- Методы работы над исполнительской техникой, аппликатурные принципы; прогнозирование возможных ансамблевых и инструментально-двигательных затруднений………………….………9
- Заключение………………………………………………………………10
- Список литературы………………………………………………………11
«Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
А. Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыжский (2.02.1813 г., село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния -17.01.1869 г., Санкт-Петербург) - был учеником и другом великого Глинки, но ему не удалось занять место в истории музыки рядом с любимым учителем. Он всегда на шаг позади. И сегодня, к сожалению, творчество Даргомыжского – во всей его самобытности, оригинальности и прогрессивности - остается не в полной мере оценённым.
Как и многие дворянские дети, Александр Даргомыжский получил прекрасное домашнее образование – играл на фортепиано и скрипке, брал уроки вокала. По настоянию отца уже в 14 лет поступил на государственную службу и мог бы сделать карьеру чиновника, но его жизнь перевернула встреча с Михаилом Глинкой.
«С одной стороны, Александр Сергеевич боготворил Глинку, с другой - завидовал ему. Всю жизнь Даргомыжский хотел подняться до уровня Глинки», – таково мнение доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории И.В. Степановой.
Первые экзерсисы композитора не были оценены современниками: опера «Эсмеральда» и кантата «Торжество Вакха» пролежали в столе около восьми лет. Но Даргомыжский продолжал писать. Его привлекали образы «униженных и оскорбленных», он описывал драматические конфликты без божественных длиннот, «по-репортажному» остро и социально. Его романсы - настоящие карикатуры на жизнь и быт маленького человека.
«Если бы не было Даргомыжского, не было бы Мусоргского, не было бы Шостаковича такого, какого мы сегодня узнаем. Зарождение и первые ростки их творчества связаны именно с Даргомыжским», – подчеркивает композитор, профессор Московской государственной консерватории В. Г. Тарнопольский.
Немаловажную роль в творческой биографии Даргомыжского сыграло заграничное путешествие в конце 1844 (Берлин, Брюссель, Вена, Париж). Главный его результат - неодолимая потребность «писать по-русски», причем с годами это стремление приобретает все более чёткую социальную направленность, перекликаясь с идеями и художественными исканиями эпохи. Революционная ситуация в Европе, ужесточение политической реакции в России, растущие крестьянские волнения, антикрепостнические тенденции в среде передовой части русского общества, усиливающийся интерес к народной жизни во всех ее проявлениях - все это способствовало серьезным сдвигам в русской культуре, в первую очередь в литературе, где к середине 40-х гг. складывается так называемая «натуральная школа». Её главная особенность, по словам В. Белинского, заключалась «в более и более тесном сближении с жизнью, с действительностью, в большей и большей близости к зрелости и возмужалости». Темы и сюжеты «натуральной школы» - жизнь простого сословия в ее неприкрашенной обыденности, психология маленького человека - были очень созвучны Даргомыжскому, и это особенно проявилось в опере «Русалка» и в обличительных романсах конца 50-х гг. («Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал»).
Отрицая сплошную кантилену, Даргомыжский отверг и обыкновенный, так называемый «сухой» речитатив, маловыразительный и лишенный чисто музыкальной красоты. Он создал вокальный стиль, лежащий между кантиленой и речитативом, особый певучий или мелодический речитатив, достаточно эластичный, чтобы находиться в постоянном соответствии с речью, и в то же время богатый характерными мелодическими изгибами, одухотворяющий эту речь, приносящий в нее новый, недостающий ей эмоциональный элемент.
Даргомыжский был по своей природе вокальным композитором. Главными жанрами его творчества стали опера и камерная вокальная музыка. Новаторство Даргомыжского, его поиски и достижения нашли продолжение в произведениях следующего поколения русских композиторов — членов балакиревского кружка и Чайковского.
«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 годы, открыла в русском оперном искусстве новую тему – тему социального неравенства. В основе пьесы – достаточно распространенный романтический сюжет. Это история крестьянской девушки, покинутой богатым князем. Поэт соединил ее с фантастическим мотивом: покончившая самоубийством девушка превращается в могущественную Русалку.
Новаторской чертой драматургии «Русалки» является показ главных образов – Наташи и Мельника – в развитии. Всё первое действие «Русалки», фактически, основано на образе Наташи (сопрано). В начале оперы ее характеристика выдержана в лирических тонах, преобладают мелодии романсового склада, а также фрагменты, близкие русской народной песне и кантилене глинкинского типа. Таким примером и может служить ариозо «Ах, прошло то время» из терцета I действия, раскрывающего образы основных действующих лиц - Наташи, Князя, Мельника.
Образно-эмоциональный строй произведения, взаимодействие и развитие образных сфер. Форма произведения, её своеобразие.
Ариозо Наташи «Ах, прошло то время…» является важным образно-драматургическим разделом терцета I действия. В ариозо Наташа предстаёт нежной, ласковой девушкой, с грустью вспоминающей счастливые времена, но во второй части произведения появляются драматические моменты отчаяния, ясно представленные в поэтическом тексте и мастерски подчёркнутые тональными отклонениями. Так, 1 часть ариозо проходит в основной тональности - f-moll, с небольшим отклонением в As-dur, Es-dur – 5-7 тт. и последующим возвращением в f-moll. Вторая же часть ариозо представляет собой более насыщенный в гармоническом плане раздел: в 11 такте резко появляется Es-dur, затем так же резко, сопоставлением вводится f-moll, являющийся субдоминантой для c-moll, в котором и заканчивается ариозо.
Ариозо написано в простой двухчастной безрепризной форме, состоящей из двух периодов. В первой части экспонируется основная музыкальная тема, очень просто и лирично раскрывающая образ Наташи. Во второй части происходит последующее развитие и завершение музыкальной мысли; постепенно раскрывается дальнейшая драматическая сторона образа главной героини. Таким образом можно говорить о развивающем виде второй части ариозо. Объединяющим элементом обеих частей выступает ритмическая и мелодическая фигура, включающая пунктир шестнадцатой и тридцать второй длительностей с последующей восьмой длительностью. Использование данной ритмической формулы, помимо объединяющего формообразующего, явно танцевального, начала, позволяет раскрыть нежный, юный образ Наташи, какой она предстаёт в 1 действии.
Форма: | Простая 2-ч форма |
Схема: | a b |
Структура: | 1ч 2ч a+a1 b+b – безрепризная. |
Выразительные средства исполнения: стилевая культура, особенности интонирования и фразировки, характер звукоизвлечения и звуковедения, динамическая и тембровая палитра
Основу концертмейстерского мастерства составляет исполнительское умение аккомпанировать солисту (вокалисту или инструменталисту). Это выражается в совместном воссоздании и раскрытии содержания глубокого женского музыкального образа Наташи. Содержание поэтического текста облегчает осознание закономерностей строения и развития музыкальной мысли в комплексе всех выразительных средств в «Ариозо Наташи».
В процессе освоения аккомпанемента к вокальным и инструментальным произведениям художественно-ансамблевые задачи решаются одновременно с исполнительскими проблемами (овладение техническими и звуковыми компонентами, средствами художественной выразительности и т.д.). В свою очередь, осознание единства вокальной и инструментально-аккомпанирующей партии способствует адекватности раскрытия художественного авторского замысла.
В ходе работы над «Ариозо Наташи» основной задачей для концертмейстера является соответствие партии фортепиано оркестровой линии сопровождения. В авторском изложении партия аккомпанемента поручена струнной группе симфонического оркестра с дальнейшим включением деревянных духовых инструментов. Аккорды в правой руке, появляющиеся на слабые доли, следует исполнять мягко, максимально протяжённо, акустически соответствуя струнной группе оркестра. Басовая же линия должна звучать мягко, но более определённо, соответствуя глубоко и отчётливо взятым нотам контрабасов и виолончелей.
Во второй части в сопровождении появляются подголосочный элемент, вторящий мелодической партии (12 т.); в оркестре он поручен флейтам, соответственно, меняется и характер прикосновения к клавиатуре – звук становится более определённым, «рассыпчатым», с небольшим «металлическим» эффектом. В дальнейшем, партия сопровождения возвращается к изначальному характеру изложения и исполнения.
Динамически план ариозо достаточно однородный, не предполагает резких, внезапных смен звучности, кроме выразительного эффекта в 10 такте (f и неожиданно, но мягко появляющееся p), оправданного драматургией эпизода. В то же время, голос солиста и, соответственно, партия концертмейстера должны звучать достаточно плотно и объёмно.
Особенности исполнительского дыхания, агогики, динамики в ракурсе ансамблевой игры
Одним из важнейших концертмейстерских умений, особенно востребованным при исполнении «Ариозо Наташи», являются способность концертмейстера следовать динамике и фразировке солирующей партии сопрано. В данном ариозо все музыкальные фразы представляют собой двутакт, мелодически насыщенный, благодаря музыкальному размеру 9/8. Исключение составляет, пожалуй, лишь завершающая фраза, объединяющая 4 такта, что оправдано следованием поэтическому тексту и драматургическим развитием ариозо. Соответственно, исполнительское дыхание вокалиста и концертмейстера подчинено фразировке произведения.
В процессе исполнения ариозо, для концертмейстера важно проявлять умение поддерживать партию солиста в заданном темпе, создавая необходимую ритмическую пульсацию и художественно выполняя в ансамбле агогические изменения: небольшое ritenuto в 10 т. и последующее возвращение в первоначальный темп. Подобные задачи появляются и в заключительном такте ариозо, при появлении фермат на 2 и 3 долях такта.
Важным является и умение строго соблюдать оптимальный динамический баланс, не заглушая своей игрой вокалиста в процессе создания гармонического фона; необходимо проявить умение «сливаться» с солистом, предугадывая его художественные намерения в ходе исполнения насыщенного глубокими душевными переживаниями «Ариозо Наташи».
Методы работы над исполнительской техникой, аппликатурные принципы; прогнозирование возможных ансамблевых и инструментально-двигательных затруднений
Партия сопровождения в «Ариозо Наташи» представляет собой гомофонно-гармоническую фактуру, имитируя аккомпанемент гитары, что позволяет говорить о влиянии жанра городского романса. Именно исполнение аккордов в правой руке представляет основную трудность для концертмейстера – необходимо соблюдать баланс каждого звука в аккорде, перенося вес руки к верхнему звуку, берущемуся, как правило, 4 или 5 пальцем. При этом необходим постоянный слуховой контроль, позволяющий создавать мелодическую линию в аккордовых последованиях.
Также, очень важной задачей является сохранение широкого исполнительского дыхания, выстраивания протяжённых музыкальных фраз, соблюдение кульминаций в каждой части (10 и 17 тт.).
В отношении исполнительских ансамблевых трудностей, отдельно следует отметить необходимость одновременного вступления с солистом после взятия им дыхания в начале каждой фразы. Также, от концертмейстера требуется постоянный контроль над протяжённостью вокальной фразы, над пониманием состояния солиста в ходе исполнения, над ощущением расходования дыхания вокалиста, особенно в кульминационных фразах «Ариозо Наташи».
Заключение
Стремление передать жизнь во всем ее разнообразии, интерес к личности «маленького» человека и к теме социального неравенства, точность и выразительность психологических характеристик, в которых особенно ярко раскрывается дарование Даргомыжского как музыкального портретиста, — вот отличительные особенности его таланта.
«Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами в течении десяти лет, открыла новое направление в русском оперном искусстве. Это лирико-психологическая бытовая драма, ее самыми замечательными страницами являются развернутые ансамблевые сцены, где сложные человеческие характеры вступают в остроконфликтные взаимоотношения и раскрываются с большой трагической силой.
Именно об опере «Русалка» А.Н. Стасов писал, как «о необыкновенном, выходящем из всех правил и из всех примеров сочинении», а в А.С. Даргомыжском видел композитора «необычайной новизны и мощи, который создал в своей музыке... характеры человеческие с правдивостью и глубиной истинно шекспировской и пушкинской». «Великим учителем музыкальной правды» назвал Даргомыжского и М.П. Мусоргский.
Список литературы
- Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала ХХ века / Б. Асафьев. - Л., 1979.
- Асафьев, Б. Об опере: избр. Статьи / Б. Асафьев. - Л., 1985.
- Даргомыжский, А.С. Автобиография – письма – воспоминания современников / ред. и прим. Н. Финдейзена. – Л., 1921.
- Келдыш, Ю.В. А.С. Даргомыжский // История русской музыки. В 10 т. М., 1989. Т. 6.
- Пекелис, М.С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. В 3 т. / М. С. Пекелис. - М.: Музыка, 1983. Т. 2. С.36-41.
- Серов, А. Н. «Русалка», опера А.С. Даргомыжского // А. Н. Серов. Избр. статьи: в 7 вып. - М., 1986. Вып. 2-Б. С. 42–136.
- Степанова, И. В. Наследие: Русская музыка — мировая культура / И.В. Степанова. Выпуск I. - Москва, 2009
