Методическое сообщение с музыкальными иллюстрациями "Разнообразие форм и стилевые особенности полифонии"

Новосёлова Лилия Васильевна

История полифонии – это борьба голосов за самостоятельность и художественную полноценность. В процессе развития полифонии, как стиля изложения, можно выделить три важнейших этапа: «строгий стиль», «свободный стиль», полифония нового времени. Чтобы овладеть полифоническим стилем исполнения, необходимо познакомить учащихся с основными формами полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная), сравнить их особенности. Этот метод обучения принесет школьнику большую пользу, поможет освоить типичные черты полифонического мышления. Воспитание способности воспринимать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий является одним из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_form_i_stilevye_osobennosti.docx132.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Восходненская детская музыкальная школа»

Методический доклад на тему:

«Разнообразие форм и стилевые особенности полифонии»

                                                                  Подготовила

                                                                  преподаватель фортепиано

                                                                  Новосёлова Л.В.

2017 год

Насыщенность фортепианной литературы полифонией выдвигает перед исполнителем трудную задачу: одновременное проведение нескольких голосов и сочетание их в единое целое. Одним из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания являются: развитие полифонического мышления и полифонического слуха. Уже с первого года обучения в музыкальной школе педагог открывает перед ребенком сложный и интересный мир полифонической музыки, знакомит со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным и имитационным.

Полифония – многоголосный склад в музыке, основанный на соединении и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов, тем). Слушая полифонию в сознании закрепляются характерные черты полифонического многоголосия: текучесть, линеарность, безакцентность, равноправие голосов, возникающее благодаря проведению темы в каждом из них.

Профессиональное многоголосие берёт своё начало в народном творчестве, в таких его ранних простейших формах, как ленточное многоголосие. Этим определяется образный строй, жанры, стилевые особенности как раннего, так и зрелого полифонического стиля.

Начальным этапом развития многоголосия является 10-12 век, в рамках которых были созданы разнообразные жанры, основанные на соединении 2-х голосов. За этот период, именно в рамках двухголосия, осуществлена классификация интервалов, их качественное осознание, сформированы основные типы движения голосов – параллельное, прямое, косвенное и противоположное.

Наиболее ранние жанры и типы многоголосия:

Органум –вид многоголосия, а также одна из простейших форм полифонической музыки. Виды органума «подвешенный» - один голос исполнял мелодию григорианского хорала (общее название культовых напевов, составивших музыкальную основу католического богослужения), а другой голос повторял или долго выдерживал один звук, «блуждающий» - голоса двигались в противоположных направлениях такой органум подвергался официальному запрету.

В IX-X вв. термин «органум» означал простейший тип двухголосия (диафония), основанный на параллельном движении голосов в кварту или квинту. Лишь в начале и конце композиции, а также при завершении относительно самостоятельных её фрагментов, оба голоса составляли унисон.

Вся история полифонии – это борьба голосов за самостоятельность и художественную полноценность. В процессе развития полифонии, как стиля изложения, можно выделить три важнейших этапа: «строгий стиль» (совпадает по времени с эпохой Возрождения, т.е. 14-16 вв.), «свободный стиль» (конец 17 – первая половина 18 вв. – творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя), полифония нового времени (20 в.).

«Строгий стиль» (14 – 16 вв.) сформировался как стиль хорового церковного пения, а`capella. В соответствии с этим в практике закрепились такие характерные особенности, как опора на систему модальных (диатонических семиступенных) ладов, ясная гармоническая вертикаль, преобладание небольших, «удобных» для хорового исполнителя, скачков, заполняющихся плавным мелодическим движением, ритмическое варьирование, консонирование, диссонирование, кадансирование.

В образном плане преобладала эмоция созерцательности, возвышенности, углублённости, свойственная в значительной мере состоянию молящегося человека.

В жанровом отношении главенствующее место занимали церковная месса и мотет. Основной принцип формы полифонического мотета и других жанров: безрепризная группа частей (от одной части до десяти и более), каждая из которых строится на имитационном развитии одной или двух тем и отчленяется от следующей части каденцией. Импровизационность порядка проведения тем. Прямая зависимость формы в целом от содержания словесного текста.

Эпоха 15-16 вв. в истории полифонии явилась этапом расцвета, связанного, во-первых, с тем, что появились выдающиеся композиторы, создавшие образцы классического полифонического искусства в названных выше жанрах. Сформировались и национальные полифонические школы: итальянская, фламандская, нидерландская, франко-фламандская. Народная песенность, преобразующая традиции средневековой церковной хоровой музыки, - основа ренессансной полифонии.

Выдающиеся представители этого стиля:

Дюфаи Гийом(1400 – 1474), фламандский композитор, родоначальник нидерландской школы полифонии.

Исаак (Изаак) Генрих (1450-1517), фламандский композитор.

Палестрина Джованни (1525 – 1594), итальянский композитор.

Giovanni Pierluigi da Palestrina.jpg

Аудиозапись

Джованни Палестрина. Gloriy.

Джованни Палестрина. Agnus Dei.

Джованни Палестрина. Мотет «Пение птиц»

17 век вошёл в историю полифонии как наиболее напряжённый и противоречивый, формирования нового стиля. 17 век – это и время взаимодействия старых полифонических форм и жанров с новыми. Кроме того, сама личность композитора становится своеобразной творческой лабораторией разных стилей: ведь практически каждый из них писал и духовную, и светскую музыку, пропуская через свой слух самые различные музыкальные явления. Так формируется почва для высшего расцвета полифонии, полифонии «свободного стиля».

«Свободный стиль» - это вокально-инструментальный стиль, значительно отличающийся от «строгого», чисто хорового. Новая историческая эпоха (конец 17 – первая половина 18 века) содержала много открытий в музыке. Прежде всего, это новая ладовая система (мажоро-минорная), качественно отличающаяся от системы диатонических ладов старинной полифонии «строгого письма». Практически неограниченный диапазон, широкие скачки на трудно интонируемые интервалы, разнообразная ритмика.

Музыкальный материал

Г.Гендель. Сарабанда.

Таким образом, индивидуализация стиля проникает во все средства музыкальной выразительности, становится характерной чертой свободного письма, ярчайшими представителями которого являются И.С. Бах и Г.Ф. Гендель. Более последовательно, чем предшественники, эти композиторы обращались к народным музыкальным жанрам (немецким, итальянским, славянским). Более интересно и разнообразно в свободном стиле выражены возможности контрастной полифонии.

Аудиозапись

Георг Фридрих Гендель. Пассакалия.

George Frideric Handel by Balthasar Denner.jpg

Нередко используется приём скрытого двухголосия, способствующий полифоническому наполнению мелодии (темы). Формируется само понятие «темы», пришедшее на смену термину «мелодия», широко используемому в строгом стиле. Тема– интонационно характерная, заключающая в себе основную музыкальную мысль. Тема лежит в основе фуги – высшей формы свободного стиля.

Музыкальный материал

И.С.Бах. Инвенция F-dur.

И.С.Бах. ХТК. Прелюдия и фуга. g-moll.

JSBach.jpg

После смерти И.С. Баха и Г.Ф. Генделя полифония утратила своё главенствующее значение, фуга уступила место новым жанрам эпохи Просвещения – сонате, симфонии, опере, классическому ансамблю. Вместе с тем, она продолжала существовать как приём развития (чаще – имитационная разработка) тематического материала.

Полифония нового времени.

 Анализ музыки Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена показывает постепенное и принципиальное возрастание роли полифонии как важнейшего средства раскрытия содержания от первого из названных выше композиторов – к последнему.

Ткань музыки венских классиков полифонизируется, содержит контрастные сопоставления гомофонных и полифонических способов изложения и развития материала. Примеры: Й. Гайдн использовал фугу в качестве финала своих камерных ансамблей, В.Моцарт развил контрастную полифонию в оперных сценах, соединил возможности фуги и сонатной формы в финале симфонии №41 «Юпитер»; бесконечно разнообразно использование отдельных приёмов и форм в творчестве Л.Бетховена: симфония № 9; соната № 29 и др.

Аудиозапись

В.А.Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». Финал.

Barbara Krafft - Porträt Wolfgang Amadeus Mozart (1819).jpg

Творчество композиторов-романтиков сохраняет те же тенденции в использовании полифонии, которые сложились у венских классиков. Ф.Шуберт, Р.Шуман, Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др. редко использовали традиционные полифонические формы, но компенсировали это новаторским использованием полифонии как приёма развития части формы или цикла. Особое значение здесь имеет также индивидуальный стиль каждого композитора. Примеры: сцена драки из 2-го акта «Нюрнбергских мейстерзингеров» Р.Вагнера – комическая фуга; финал «Фантастической симфонии» Г.Берлиоза – гротескная фуга; фугированные эпизоды в мессах Ф. Шуберта; контрастная полифония – Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь» А. Бородина и др.

Мастерами русского хорового концерта XVIII века являются русские полифонисты М.Березовский, Д.Бортнянский. Русская полифония IX – начала XX века отличается богатством образного наполнения, многообразием типов мелодики, симфоничностью форм, тяготением к монументальному стилю.

Классическую форму русская полифония получила в творчестве М. Глинки, который соединил фугу и русскую песенность.

Усиление значения полифонии типично для всего музыкального искусства 20 века. Оно выражается в частом обращении к фуге, полифоническим вариациям, стало обычным включение полифонизированных частей в сонатно – симфонический цикл, сюиту, кантату, оперу.

Аудиозапись

А.Бородин. Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь».

Borodin.jpg

Музыкальный материал

М.Глинка. Фуга F-dur. «Ученик и учитель»

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству.

Чтобы овладеть полифоническим стилем исполнения, необходимо познакомить учащихся с основными формами полифонии (подголосочная, контрастная, имитационная), сравнить их особенности и различия. Этот метод обучения принесет школьнику большую пользу, поможет освоить типичные черты полифонического мышления.

Воспитание полифонического слуха, полифонического мышления, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.