Изучения произведений И. С. Баха в хоровой студии

работа над сборником Нотная тетрадь А М Бах в классе фортепиано хоровых студий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

  Методическая разработка

(из опыта работы педагога Е.В. Кониченко)

 «Изучения произведений И. С. Баха в хоровой студии»

2016г.

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список литературы

Введение

В 2020 году исполнится 300 лет «Клавирной книжечки Вильгельма Фридемана Баха», явившейся первой из многих последующих за ней сборников для клавира И. С. Баха. Почти три столетия взрослые и дети имеют возможность изучать полифоническую музыку великого мастера. Мы невольно становимся пропагандистами, распространителями клавирных творений композитора. Природа их такова, что без активного участия интеллекта, выразительное исполнение невозможно. Полифония Баха может стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, ключом к пониманию всех музыкальных стилей.

Основная часть

Советский органист и клавирист И. Браудо считал главной задачей педагогов – «найти верные решения для того, чтобы сделать музыку Баха одновременно и живой, и стилистически достоверной».

Для того, чтобы лучше понять какие педагогические и музыкальные средства использовать при обучении детей музыки Баха, проследим, как менялись взгляды на полифонию композитора, какие решения находили музыканты в этом вопросе на протяжении трёх столетий.

1720 год. Кетен. Вильгельм Фридеман Бах. 9 лет. Мальчик получает от своего отца замечательную тетрадь, на титульном листе которого было обозначено «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха». Содержание включало в себя несколько несложных пьес, написанных рукой Иоганна Себастьяна Баха. По мере взросления ребёнка, приобретения им новых навыков, умений, книжечка пополнялась новыми, всё более трудными произведениями, автором большинства которых был отец.

В последующие годы появились новые произведения, адресованные начинающим клавиристам: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», маленькие прелюдии и фугетты, инвенции и симфонии. Опусы были адресованы как многочисленным членам семьи, так и ученикам.

У нас возникает вопрос, а как же проходило обучение маленьких музыкантов в семье композитора?  Педагогические рекомендации Баха сохранились только в виде предисловий к сборникам, а также в воспоминаниях сыновей Баха. Известно, что начальное обучение в XVIIIвеке протекало в русле средневековых традиций – строилось на бесконечном повторении упражнений (детей не жалели!).

Эммануил и Фридеман (сыновья Баха) вспоминали: «Прежде всего Бах обучал туше (т. е. приёмам нажима клавиши) по своему особому методу. Ради этого в течение многих месяцев его ученики играли только отдельные отрывки для всех пальцев обеих рук, постоянно следя за ясностью и отчётливостью удара.

Никто не освобождался от этих упражнений, продолжавшихся по требованию Баха от шести до двенадцати месяцев. Если же он замечал, что через несколько месяцев терпение ученика истощается, то бывал столь любезен, что сочинял небольшие пьесы, в которых эти упражнения были соединены вместе». Так возникли маленькие прелюдии для начинающих и инвенции, которые Бах сочинял прямо на уроке.

Ценнейшие объяснения получали ученики от учителя в дальнейшем. Он объяснял, что каждое произведение – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности».

Певучесть игры Бах ценил превыше всего. Поэтому он не сразу снимал пальцы с нажатой клавиши, а постепенно скользил по ней концом пальца, чтобы струна ещё некоторое время, вибрируя, звучала.

Огромной помощью для учеников было музицирование учителя во время занятий. Педагогическая деятельность Баха оставила важный след в современности. И. А. Хиллер писал: «И по ныне все обучавшиеся у этого великого человека пользуются почётом, так что иной выдаёт себя за его ученика, хотя никогда им не был».

Случается, что событие одного дня меняет судьбу не только людей, но и ход истории. 1750 год. 28 июля. Лейпциг. « И. С. Бах на шестьдесят шестом году спокойно и тихо почил» (из текста некролога). В изучении музыки композитора последовала, затянувшаяся на три четверти века, пауза. Этих лет было достаточно, чтобы совершенно забыть все знания музыки барокко и принципов её исполнения. В барочные времена существовал своего неписанный свод правил, передававшийся от  поколения к поколению в качестве устной традиции.

В конце XVIII столетия и для публики, и для критиков, великим композитором был не Иоганн Себастьян, а его сын Эммануил. Кроме того, славу Баха затмила музыка Генделя.

Как писал К. Ф. Абель во «Всеобщей истории музыки» (Лондон, 1789 г.): «Если бы отец и сын (Бах) сочиняли в стиле более популярном, более внятном и привлекательном, приумножили бы сою славу и были бы, бесспорно, величайшими музыкантами нашего столетия». Говоря на нашем языке, музыка Баха была плохо разрекламирована, и её забыли. Но время расставляет всё по своим местам. «К началу XIX столетия чувствуется веяние духа, пробудившего произведения Баха к бессмертной жизни».

1802 год. Лейпциг. С появления биографии И. С. Баха, автором которой был И. Н. Форкель, начинается «возрождение Баха». К этому времени клавиристы обрели возможность изучать, совершенствовать свой полифонический слух на новом инструменте – рояле (Бах писал для клавесина, клавикорда, органа). Но как исполнять сочинения мастера на новом инструменте? Вопрос в первую очередь обращён к педагогам.

XIX век, век бурного развития романтического стиля фортепианной музыки, внёс свои коррективы в трактовку исполнения произведений мастера. Наступает тот счастливый момент, когда в помощь интерпретаторам музыки Баха издаются его произведения под редакциями педагогов-музыкантов.  Текст автора был очень сложен: Бах писал на трёх нотных станах без распределения голосов по рукам, часто использовал незнакомый нам сопрановый ключ.

1837 год. Вена. Карл Черни – ученик Бетховена, педагог Листа. Под его редакцией выходит двухтомник «Хорошо темперированного клавира» Баха, а в 1840 году – инвенции. В этих изданиях расставлена аппликатура, удобно распределены средние голоса между руками. Однако романтических дух проник в музыку Баха – «волнообразные» динамические оттенки (частые смены crescendo и diminuendo), legato, преобладающие быстрые темпы… Безусловно редакции Черни внесли в исполнение сочинений Баха ясность, свежесть восприятия – каждая эпоха оставляет свой росчерк пера. Музыкальная деятельность педагогов и ученичество приобрело уверенность, определённую беззаботность в изучении шедевров Баха (нам бы их спокойствие!).

Одна за другой появляются новые редакции Бузони, Муджеллини, Бартока. В каждой из них есть свои плюсы и минусы. По каким же редакциям играть Баха? Вся ответственность ложится на плечи педагога. Ещё в далёком XVIIIвеке Филипп Эмануэль писал: «Всё дело в искусстве преподавания и в заложенной раннее хорошей основе…».

XXвек вносит смятение в понимание истины – как же всё-таки играть полифонию Баха. Выдающиеся баховеды создают научные труды-исследования по исполнительскому мастерству. Подробнейшим образом даются разъяснения по поводу изучения и обучения детей в музыкальных школах.

1965 год, Ленинград, Публикация книги И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе». В ней кратко и просто изложены важнейшие основы фортепианной работы над клавирными сочинениями Баха. Издание этого исследования является важной вехой в фортепианной педагогике.

С появлением редакций Браудо количество педагогических указаний становится меньше, но все они основаны на детальнейшем изучении авторских текстов и анализа редакций предыдущих специалистов.

Приведу некоторые методические указания:

1.     Особая манера интонирования мелодий через артикуляцию. Совершенное совпадение с мнением Эрнста Курта: «Существенный момент всякой мелодики лежит не в звуках, а между ними, в их связи, наглядно говоря – в той части мелодической линии, которая в нотной записи представляет собой полое пространство между тонами, в этих кажущихся пробелах, точках».

2.     Необычной и новой была для нас аппликатура: достаточно часто третий палец перекладывался через четвёртый, второй - через третий. Первый палец на чёрной клавише оказывался очень удобным (но не сразу!).

3.     Темп зависел от размера, если метр был восьмушкой – мелкие длительности – темп спокойнее. Метр половинки – крупные длительности – темп быстрее.

4.     Динамика, безусловно, это сейчас общепринято, отрицала всевозможные crescendoи diminuendo. Было нарастание, усиление напряжения (часто при движении мелодии вверх) и «сопротивление» при движении вниз. При нарастании динамики можно привести параллель с голосами хора. Усиливается звучание при вступлении нового голоса, т. е. звучание суммируется.

5.     Штрихи использовались традиционно: браудовское «правило восьмушки», синкопированная нота исполнялась всегда отдельно, а выход из неё – слитно. Движение по звукам аккорда – non legato.

6.     Большое внимание уделялось мелизмам. Мы запомнили, что даже в ХТК можно убирать некоторые сложные украшения, если ритмически они «выбиваются» из общего движения. Во французских сюитах убирать мелизмы нельзя – измениться содержание.

Пример изучения с младшими учениками. С радостью отправляемся с учеником в «путешествие» под названием «А если так?». На предыдущих уроках на протяжении текущего и предыдущего учебного года, мы познакомились с богатством мелодий, ритмов, настроений в менуэтах, полонезах, маршах из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Сейчас открываем для себя маленькие прелюдии. Находим тему (мотив), который в течении пьесы претерпевает различные преобразования: меняется лад, кантиленная мелодия может приобрести острый пунктирный ритм. По желанию меняем штрихи, регистры (подключаем «новые инструменты»). Достаточно часто фантазия уводит ребёнка достаточно далеко. Приходится возвращаться «домой к Баху».

После такого путешествия легко и просто запоминается текст произведения. Конечно не с каждым учеником (в силу различия музыкального интеллектуального развития) возможно так свободно «импровизировать». Но я убеждена, что каждого ученика можно увлечь музыкой Баха, научить мыслить самостоятельно, развить на опусах гения музыкальный вкус, полифонический слух, память.

Изучение легких клавирных произведений Баха – составляет неотъемлемую часть работы школьника – пианиста. Не будет преувеличением сказать, что пьесы из «Нотной тетради А. М. Бах», маленькие прелюдии и фуги, инвенции – все эти произведения знакомы каждому школьнику, обучающемуся игре на фортепиано. В начале это обработки народных песен, сделанных в обработке полифонического склада.

Существуют различные виды полифонической фактуры – это подголосочная полифония – которая характерна для хорового песенного творчества – это к основной мелодической линии – к запеву присоединяются подголоски, которые имеют нечто главное с мелодией, и в то же время свое самостоятельное. Основной задачей является то, что надо показать различие в окраске звука, показать относительную самостоятельность, основной мелодической линии и подголоска. Имитационная полифония – ее богатства раскрываются в маленьких прелюдиях и фугах, инвенциях, канонах. Суть ее состоит в том, что в основе – имитация – проведение одной темы в разных голосах проходит поочередно или одновременно. Работа над полифоническим произведением – это развитие мышления ученика. Играя полифоническую пьесу – исполнитель должен контролировать и вести две мелодические линии. Для того, чтобы голоса звучали как бы самостоятельные, нужно найти для каждого голоса индивидуальную окраску.

Приобщение ребенка к миру баховской музыки – это особая задача педагога. Музыка Баха – скрытая, мужественная, богатая, сложная. В возрасте 40 лет Бах уже глава большого семейства. После смерти жены Марии Барборы, Бах нашел новую подругу жизни – Анну Магдалену. Она  была на 16 лет моложе своего мужа. Их брак был во всех отношениях счастливым. Анна Магдалена оказалась не только заботливой хозяйкой, с любовью принявшей осиротевших детей, но и музыкантом, понимавшей творчество мужа. У нее было красивое сопрано. Знакомство, как я уже сказала, начинается в музыкальной школе с полифоническими пьесами в первом классе, а с творчеством Баха – начинается с «Нотной тетради А.М.Бах».  До нас дошли тетради 1722г. и 1725г. Нужно отметить – что эта тетрадь являлась своего рода, домашним альбомом, по которому занимались и дети, и ученики Баха. Для этих произведений характерна – контрастная полифония (менуэты, полонезы и т.д.).

Здесь соединяются самостоятельно мелодические голоса, различные по ритмическому рисунку, причем один выполняет роль главного голоса, другой менее индивидуален по своему мелодическому рисунку. Все мы знаем, что Бах писал только ноты и ритм, остальное – оттенки, штрихи – все это ставит редактор. Существует достаточно много редакций баховских произведений. Их нужно знать. Это редакции: Б. Барток, А. Лукомской, А. Майкапар (ученик Ройзмана), Браудо, Ройзман. Редакция Ройзмана – наиболее распространенная. Достоинство этой редакции – точный авторский текст. Я начинаю работать с детьми над полифоническими пьесами по этой редакции. Пьесы доступны ученикам младших классов. Они коротки, понятны детям. Есть и трудности, связанные с музыкальным языком. Спецификой старинных композиторов является система украшений, которые часто встречаются – трель, короткая трель, перечеркнутый мордент и т.д. Ученикам нудно сразу объяснить, что Бах писал свои произведения не для фортепиано, а для клавесина, клавикорда и наконец для органа. Клавикорд – небольшой музыкальный инструмент с соответствующим его размером тихим звучанием.

В отличии от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин – обладает игрой более звучной и блестящей. А фортепиано – это такой инструмент, на котором можно исполнять произведения самых различных эпох и стилей. Именно умение найти на фортепиано средства, необходимые для исполнения сочинения различных стилей, является одним из существенных слагаемых фортепианного мастерства. Изучение клавирных произведений Баха является необходимым для приобретения этого мастерства.

Разбор некоторых произведений из «Нотной тетради А. М. Бах»:

Менуэт G-dur №4:

Менуэт – это танец французского происхождения, размер ¾. Имел очень широкое распространение в инструментальной музыке. Он вошел в жизнь у венских классиков, вплоть до наших дней. Менуэты Баха разнообразны, они не схожи друг с другом.

Менуэт №4 – изящная грациозная музыка. Этот менуэт можно разделить на два музыкальных плана. Правая рука – все время исполняет мелодию, а левая рука – сопровождающий мелодию бас. В первом разделе должны присутствовать вопросо – ответные соотношения. Первая фраза – второй такт – завершается на легкое стаккато. Первая фраза – 4 такта – должны звучать достаточно ярко и звонко – это вопрос. Вторая фраза – играть чуть тише, на mp – это ответ. Играть на легато, но другим прикосновением, тише. Полезно поиграть ансамбль – ученик задает вопрос, а учитель отвечает или наоборот. Нужно научить ребенка «спрашивать» и «отвечать» на фортепиано. Вторая часть – изучение каждого голоса отдельно, полезно исполнять два голоса разной силой, каждый голос должен быть изучен как самостоятельный, можно один голос играть, другой петь, можно играть нижний голос в октавном удвоении, так как нижний голос требует большего внимания – это делает ученик, а учитель играет верхний.

Менуэт №7 – здесь слышим устремленность к сильной доле второго такта. Нижний голос – надо играть тише, мягче, легким звуком. Здесь используется прием эхо. Весьма разнообразна артикуляция. Верхний голос если играется на легато, то нижний голос на нон легато. Второй раздел – начинается в тональности ми минор, это надо показать в новом звучании. Нужно проучить голоса отдельно, один петь, другой играть или один голос играет ученик, а другой учитель. После каданса опять появляется соль мажор. Это надо показать.

Менуэт №15 – труден характером, настроением, с оттенками скорби, образ раздумья, глубокая музыка. Оттенки скорби показаны секундными ходами в нижнем голосе – 4 такта. Первая фраза – начинается как бы в виде канона и оба голоса устремляются к кульминации. Очень длинная восьми тактовая фраза развивается к соль. Нижний голос имитирует верхний голос. Во второй части фразы – надо обратить внимание на легато длинных нот с восьмыми. Первый раздел – обязательно повторять. Второй раздел – триольный ритм. Характер созерцательный. Вторая фраза – 9 такт разделить на 2 т. мотив, где сильной долей является второй такт (то есть вторая фраза имеет двух тактовую структуру). Штрих – нон легато – в редакции Ройзмана, но возможно играть и связно.

Полонез №10 – это танец шествие, польского происхождения, торжественного характера, которым открывали балы. Этот полонез исполняется с повторениями. Характер энергичный. Для мелодии характерен пунктирный ритм, с более напевными чертами. Верхний голос играть надо ярче, неслигованные ноты надо играть глубоким звуком. Нижний голос – тише, отдаленнее. Штрихи – сочетание легато и нон легато.

Ария во времена Баха – это слово не однозначно. Это и быстрая виртуозная пьеса для духовых инструментов, а в «Нотной тетради А. М. Бах» - ария вокального происхождения.

Ария №20 – Интересен второй вариант. Это серьезная, печального характера пьеса. Играть напевно. Арию нужно проработать по голосам, отдельно каждой рукой, слушать каждый голос.

Заключение

Если мы дали ученику произведение Баха, обязательно нужно добиваться того, чтобы ученик, раз усвоив данное произведение в медленном темпе, не переходил бы сразу к быстрому. А провел бы работу через все средние темпы, сохраняя в каждом из них ту естественность, которую он приобрел уже на первом этапе работы. В заключении хочется сказать, что даже такие маленькие шедевры, как пьесы из «Нотной тетради А. М. Бах» - исполняются с удовольствием и в наши дни. И можно встретить множество различных интерпретаций этих произведений в исполнении разных музыкантов.

Из своего опыта, я сделала вывод, что наилучшие результаты получаются при изучении, лишенном всякой торопливости, когда ученику дается возможность выграться, вслушаться в свою игру, в свое произведение.

Ни для кого не секрет, что классическая музыка в целом стала не столь популярна, как во второй половине XX века. А мы, вопреки времени, с великим упорством и любовью, предлагаем своим ученикам овладеть знаниями и умениями в исполнении полифонических шедевров Баха.  Для достижения этой сложнейшей цели требуются трудоёмкие вдумчивые временные вложения. На скорый результат рассчитывать не приходиться. Современные дети привыкли получать «всё и сразу»! Как быть? Стоит ли нам бороться за души детей? Ответ и так очевиден – безусловно да!

Список литературы

  1. И. Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе», Композитор Санкт-Петербург, 2004.
  2. Форкель И.-Н «О жизни, искусстве и о произведениях И. С. Баха, Музыка, М.,1974.
  3. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Сов. Композитор, Л.-М. 1973.
  4. А. Швейцер. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1965, М.: Классика-XXI, 2002, 2011.