«Некоторые приемы работы над развитием певческих навыков в детском хоровом коллективе»

Мироненкова Надежда Михайловна

Хоровое пение имеет свою специфику. Хормейстер, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива, стремится привести всех участников хора к единой манере звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова.

Знание и правильное использование методики работы с хором способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет здоровье детей.

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. В данной работе представлены некоторые приемы работы над певческими навыками в детском хоровом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx30.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО  Дворец Детского (юношеского) Творчества

Московского района Санкт- Петербурга

Методические рекомендации

«Некоторые приемы работы над  развитием певческих навыков в детском хоровом коллективе»

                                

Составитель:

Мироненкова Н.М.

педагог дополнительного образования


Санкт – Петербург

2017 год

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

Некоторые приёмы работы над певческим дыханием………………………………...4

Приемы развития слуха и голоса детей………………………………………………. .6

Основные приемы работы над звукообразованием, интонацией, выразительностью исполнения……………………………………………………………………………….7

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся………….9

Литература……………………………………………………………………………    ..9

Пояснительная записка

Пение –  самый  доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка . Пением дети начинают заниматься с раннего возраста, еще  в детских садах.  Малыши  любят петь.  Поют охотно, с удовольствием, особенно в хоре.

Детский хор - особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный,  который  может  искреннее и непосредственно выражать самые глубины человеческого чувства. В процессе обучения пению развивается этическое воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а так же его музыкальные данные в соответствии с голосом.    

Хоровое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, петь по дирижерскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партии по высоте, динамике, тембру и т.д.

Хормейстер, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива и имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привести всех участников хора к единой манере звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова. Задача выработки единого звучания встает перед хормейстером в его работе в первую очередь.

Специфика коллективного пения обусловливает и особенности методической работы с хором. Знание и правильное использование методики работы с хором способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильное пение укрепляет здоровье детей.

При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.

В данной работе представлены некоторые приемы работы над певческими навыками в детском хоровом коллективе.

Некоторые приёмы работы над певческим дыханием

На первом этапе работы с хором нередко выполняются дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений для формирования навыка певческого дыхания. Большинство педагогов все же считают их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики.

Упражнение 1

Короткий вдох через нос по руке дирижера и длинный замедленный выдох со счетом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.

Упражнение 2

Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперед, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних ребер с фиксацией на этом внимания воспитанников. Каждый ребёнок контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счетом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение 3

Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счетом, но теперь детям впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.

Упражнение 4

Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперед стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижера мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время звучания постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы будут воспринимать как отдых в процессе репетиционной работы.

Нередко в практике работы с детьми используется метод произнесения слов песни активным шепотом, с четкой артикуляцией, в ритме мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат. Исходя из этого, дети должны считать в упражнениях 1-3 также активным шепотом.

Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука.

Приемы развития слуха и голоса детей

Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:

  • слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;
  • сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
  • введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
  • использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
  • повторение отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
  • подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу педагога или группы детей с наиболее развитым слухом;
  • пение «по цепочке»;
  • моделирование высоты звука движениями руки;
  • отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
  • настройка на тональность перед началом пения;
  • устные диктанты;
  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
  • выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
  • в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
  • письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
  • выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

  • представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведен вслух;
  • вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «у» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
  • вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
  • выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
  • при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив; нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
  • расширение ноздрей при вдохе (а лучше — до вдоха) и сохранение их в таком положении при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов; при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилающие внутреннюю поверхность резонирующих полостей, становятся упругими и более твердыми, что способствует резонированию звука;
  • целенаправленное управление дыхательными движениями;
  • произношение текста активным шепотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
  • беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

  • речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;
  • нахождение главного по смыслу слова в фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и заучивании песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т. п.;
  • сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формировании концертных программ.

Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;
  • запись основных правил пения на плакатах;
  • постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке
    в процессе пения;
  • организация соревнований на занятиях между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;
  • юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;
  • различные индивидуальные задания и рисунки на темы исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
  • одобрение, поощрение педагогом успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;
  • использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиций, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает
  • работоспособность;
  • формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Литература

  1. В. Гневышева. Вокальное воспитание в хоре начальной школы.М.,1979г.
  2. Т.М. Орлова, С.И. Пекина. Учите детей петь. М., «Просвещение», 1988 г.
  3. Г.П. Стулова. О методах работы с начинающим хором младших школьников. М., «Просвещение»,1990
  4. Т.Н. Овчинникова. Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором». М., «Просвещение»,1990 г.