Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.

Киселькова Ирина Сергеевна

Статья содержит рекомендации для педагогов ДОУ, по разработке и составлению мультимедийной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx16.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях.

При разработке мультимедийных презентаций для детей дошкольного возраста необходимо учитывать некоторые особенности. Так как у детей дошкольного возраста не развит навык чтения или развит слабо, такой материал должен включать в себя минимум текстовой информации. Текстовый материал можно представить в виде названий слайдов или коротких вопросов к слайду. При создании презентаций можно использовать анимационные картинки, элементы игры, сказки. Последовательное использование демонстрации иллюстрационного материала и содержательной беседы с детьми помогают в большей степени добиться намеченных целей.

Необходимо также учесть размер букв, они должны быть крупными, легко читаемыми, контрастными по отношению к фону, для того чтобы дети, осваивающие навык чтения, могли самостоятельно прочитать слова.

Материал слайдов должен содержать аудио записи, видеозаписи, некоторое количество фотографий или серии картинок, отвечающих тематики, разрабатываемого материала, что в наилучшей степени будет отвечать наглядно-образному мышлению воспитанников дошкольного учреждения.

Продолжительность применения ИКТ непосредственной образовательной деятельности составляет:

  • для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут;
  • для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут;
  • для детей 5-6 лет – не более 10 минут;
  • для детей 6-7 лет – не более 15 минут.

Дети в возрасте 3 – 4 лет, с точки зрения физиологии, сохраняют тесную связь зрительного восприятия и двигательных действий. Деятельность, связанная с манипуляциями, например, ощупывание предмета, в этом возрасте ещё остаётся необходимой для зрительного познания.

В том случае, когда зрительное восприятие находится на таком уровне, использование презентаций не является обязательным средством обучения, а значит, требует более тщательного подхода при разработке материала презентации. Такой метод обучения не сможет дать возможности представить изучаемый объект в полном объёме.

 В подготовительной к школе группе зрительное восприятие становится более организованным и систематичным, способствует осознанному формированию целостного зрительного образа, включает в анализ и обработку зрительной информации ассоциативные отделы коры головного мозга. В этом же возрасте повышается произвольность внимания. Именно поэтому с детьми старшего дошкольного возраста можно в полной мере реализовать возможности информационно-коммуникационных технологий.

Разрабатывая сценарий занятия с использованием презентации, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе, связанных с возрастными особенностями детей. Так, важно иметь представление о цвете в целом, цветовой гамме, что успешно скажется на реализации мультимедийной разработки. Не стоит забывать и о влиянии цветовой гаммы не только на познавательную сферу, но и на эмоциональное, общее состояние ребёнка старшего дошкольного возраста.

 Эмпирические наблюдения ученых-психоаналитиков Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) показывают, что в различных цветовых средах человеку «думается» по-разному. Говоря о цвете, психологи утверждают:

Красный цвет самый сильный цвет.

Синий цвет - по своему влиянию чуть слабее красного, но не столь агрессивен.

Желтый цвет - влияет на интеллектуальное развитие

Зеленый цвет - влияет на развитие внимания

Оранжевый цвет оказывает активизирующее влияние на замкнутых детей.

Оптимальным диапазоном цветов, наиболее благотворно влияющих на ребенка, являются зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета.

При разработке презентаций в программе PowerPoint, следует учитывать требования, предъявляемые к использованию цвета:

  • Цветовая гамма в разной степени влияет на первичное восприятие разработанного материала, на его запоминание, и на психоэмоциональное состояние ребёнка.
  • При оформлении презентации следует помнить об общем стиле. В этом случае особенно яркий иллюстрационный материал будет выглядеть гармонично и не выбиваться из общей концепции.
  •  Цвет имеет свойства визуально изменять реальные размеры представляемых объектов.
  • Рекомендовано на одном слайде располагать не более трёх-четырёх цветов. Один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Нужно стремиться к сочетаемости цветов.
  • Светлые тона рекомендуется использовать для фоновых заставок. Подбирать цвет и размер шрифта необходимо с учётом того, чтобы текст был читаем.
  • Разумное разнообразие и грамотный подбор содержания презентации гарантирует качество предлагаемой дидактической разработки.

Использование мультимедийных презентаций является одним из средств, побуждающих детей к познавательной активности.  Важно помнить, что компьютерные технологии – это не замена традиционных игр и занятий на печатной основе, а лишь дополнение к традиционному занятию.

     Из вышесказанного следует, что благодаря использованию современных информационных технологий, воспитанник становится не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса, музыкальная деятельность становится более насыщенной и интересной.