«Задачи музыкального сопровождения в классе хореографии»

Шишкова Анна Валериевна

Материал содержит проблему музыкального воспитания детей. В работе представлены этапы музыкального сопровождения занятий, уделяется внимание характеру музыкального произведения, его темпу, ритму, эмоционально - художественному содержанию, указывается творческая связь преподавателя и концертмейстера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Задачи музыкального сопровождения в классе хореографии»

Музыкальное сопровождение в хореографии – это целый процесс развития не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии искусство, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно – эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи. Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный для наших детей.

Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности, методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребенку.

Задачи музыкального движения – воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них будущих чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Занятие в хореографии музыкальными движениями должны развивать музыкальность детей.

Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности – чувствовать музыкальный образ.

Способность создавать музыкально – двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Нередко эта реакция остается скрытой, выражаясь лишь в изменении мышечного тонуса. Надо создавать необходимые условия для естественного выявления этих моторных реакций в движениях всего тела. Все это воспитывает у детей творческую активность и воображение.

На занятиях музыкальным движением образное содержание и характер упражнений всецело вытекает из содержания и формы музыки. У детей развивается «умение слушат музыку, как логичное и последовательное действие». В специальных упражнениях, играх, танцах они сами включаются в действие и целостно воспринимают эмоциональное содержание музыки.

Творческая активность проявляется по – разному: и тогда, когда дети. Слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда они исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки.

В процессе этой работы детей надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лиричных, нежных и до энергичных, волевых.

Сопоставление конкретных музыкальных образов помогает детям сильнее и глубже переживать и четче выражать их, обогащает и организует эмоциональный мир.

На занятиях дети должны сразу почувствовать, что движения и музыка в каждом упражнении, игре, танце органически связаны содержанием и формой. Из этого следует, что произвольно заменять указанную в музыкально – двигательном материале музыку другим произведением нельзя, так как соответственно изменится и содержание (образ) упражнения, игры, танца и движения. Для этого восприятие музыки и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии возникает Целостный музыкально – двигательный образ.

Приемы ознакомления с новым материалом разнообразны. Но независимо от того, пользуется педагог в данном случае объяснением или показом, дети сразу начинают двигаться, одновременно вникая в музыку и осваивая движения. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально – моторную реакцию, придает ей конкретно – образный смысл.

С раннего возраста у детей надо воспитывать восприятие целостности каждого музыкального произведения. Естественный путь для этого -  развитие восприятия мелодии как главной носительницы содержания музыки, разумеется в единстве со всеми другими средствами музыкальной выразительности. Вот как определяет роль мелодии С. Рахманинов: «Мелодия – это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление…» (С. Рахманинов, «Советская музыка», 1945г., №4, стр. 53).

Осваивая музыкально – двигательный материал, дети учатся вслушиваться в мелодию, запоминать ее, двигаясь, напевать ее про себя. Мелодия – основа музыкально – двигательного образа. В упражнениях, танцах она помогает им следовать за развертывающимся содержанием музыки, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли (устремление к тонике). Ощущение тоники способствует развитию ладового чувства По определению Б.М. Теплова, «ладовое чувство есть эмоциональное переживание определенных отношений между звуками» и без него восприятие целостного музыкального образа невозможно. (Б.М. Теплов. Психология музыкальных способностей. М., Изд – во АПН РСФСР, 1947г., стр. 176).

Вначале идет материал, построенный на простейших одночастных музыкальных произведениях. В таких упражнениях простой музыкальный образ передается одним несложным действием (движением). Это действие начинается в соответствии с развертыванием и завершением музыкальной мысли.

Постепенное усложнение музыкально – двигательного материала развивает способность воспринимать музыку с более развернутым содержанием и более сложной формой (двумя – тремя частями, членением мелодии на отдельные предложения. Фразы и т. п.) как музыкальный рассказ.

Упражнения, в которых это содержание передается связанными и осмысленными действиями, раскрывают целостность и логичность всего музыкального произведения.

 На всех этих этапах у детей необходимо развить умение вслушиваться в музыку, постигать ее язык. Во время работы с детьми над музыкально – двигательным образом неоднократно следует давать им послушать музыку, остановить их внимание на музыкальных моментах, которые они недостаточно ярко воспринимают и не передают в движении. Педагог будит воображение детей, подсказывает им детали образа (действий, движений), вытекающие из особенностей музыки. Музыкальный рассказ оживает, и дети создают яркий музыкально – двигательный образ. Слушание музыки не должно отрываться от образа, над которым дети работают. Иногда полезно просто сосредоточенно послушать музыку вместе с детьми, а потом спросить, соответствует ли она их движениям, действиям. Все это помогает воспитывать любовь к самой музыке, желание и умение ее слушать.

 Необходимо развивать у детей чуткость к элементам музыкальной выразительности. Это достигается путем работы над музыкальными произведениями, в которых тот или иной музыкальный элемент (динамика, ритм, регистровая окраска и т. д.) является ведущим – определяет характер и основное эмоциональное содержание музыки и движения.

Восприятие и передача в движении общего характера того или иного музыкального произведения, его образного строя и конкретных средств музыкальной выразительности должны происходить во взаимосвязи и единстве. Ведь музыкальный образ, развиваясь во времени, воплощается с помощью сочетания и чередования различных средств музыкальной выразительности. Вместе с тем в целях более углубленного изучения каждого музыкально – выразительного средства, элемента музыкальной речи к каждой теме подбирается музыкальный материал, наиболее выпукло представляющий определенное выразительное средство. Следовательно, целостное восприятие музыки не исключает дифференцированного подхода к средствам музыкальной выразительности.

Характер музыки, темп, динамика

 Музыкальные занятия являются важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально – образное содержание той или иной пьесы. В соответствии с характером музыки – то веселым, живым, бодрым, решительным, волевым, жизнеутверждающим или порывистым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным, напевным, безмятежным – выбирается и характер движений. В одних случаях движения являются сильными, энергичными, активными, в других – мягкими, плавными, сдержанными или свободными, непринужденными. Изменение характера музыки, а также появление каких – то новых оттенков в пределах одного характера, настроения, непременно влечет за собой и изменение характера движений.

Преподавателю следует подбирать такие музыкальные произведения, которые рисуют яркие образы, близкие и понятные детям, и легко поддаются отражению в движении. Выразительное исполнение музыки концертмейстером придает движениям учащихся эмоциональность, помогает двигаться ритмичнее, выразительнее.

Характер музыки создается целым комплексом музыкально – выразительных средств. Во многом он зависит от темпа, то есть скорости музыкального движения. Темп, избранный композитором, обусловлен содержанием произведения, воплощаемым в нем настроением. Отклонение исполнителя от темпа ведет к искажению замысла, характера произведения.

С эмоционально – художественным содержанием музыкального произведения неразрывно связана и динамика – сила, или громкость звучания. Детям не трудно уяснить, что, например, торжественный марш исполняется громко, а колыбельная песня – тихо и т.д. Поначалу учащимся предлагают музыкальные произведения, имеющие яркие динамические контрасты в частях или отдельных музыкальных фразах. Затем дети учатся реагировать на постепенное усиление или ослабление звучания, появление ярких акцентов, «всплесков» звучности.

Отражение в движении динамики зависит от мышечного напряжения. С усилением звучания музыки, как правило, увеличивается мускульная нагрузка, изменяются объем движения и его амплитуда. Учащиеся должны хорошо владеть своим телом, чтобы затрачивать на определенное движение нужное количество энергии.

Работа над передачей в движении характера музыки, ее темпа, динамики проводится в тесном единстве, так как эти компоненты неотделимы друг от друга. С изменением одного из них меняется характер музыки или в него вносится новый оттенок.

Строение музыкального произведения (форма)

В процессе освоения данной темы у детей вырабатывается умение правильно воспринимать форм музыкальных произведений. В начальных классах у учащихся закрепляются представления о следующих элементах музыкальной формы: вступлении, частях, фразах.

Педагог объясняет, что тема звучит не сразу, что вступление подготавливает наш слух к восприятию произведения, служит сигналом к началу движения. Постепенно дети приучаются начинать движение точно после вступления (на первых порах это им дается довольно трудно). Одновременно происходит знакомство и со строением произведения в целом, делении его на части, музыкальные фразы. При прослушивании музыки к тому или иному упражнению педагог старается вместе с учащимися проследить, везде ли музыка звучит одинаково, или она меняется, повторяется ли музыкальная мысль или происходит ее смена, развитие. Дети легче различают более крупные элементы музыкальной формы (части, разделы пьесы), чем более мелкие (например, музыкальные фразы).

При разборе музыкального произведения дети быстро устанавливают количество частей, их повторение или чередование, определяют характер музыки, темп, динамику.

При закреплении у учащихся представления о музыкальной фразе следует отбирать музыкальные произведения или отрывки с простой и ясной фразировкой. Вначале даются упражнения, включающие музыкальные фразы, одинаковые по длине, далее – с чередованием длинных и коротких фраз. Дети приучаются начинать и заканчивать движения точно в соответствии с музыкальной фразой.

Метроритм

Метр – непрерывное чередование опорных (акцентируемых) и не опорных (без акцентных) звуков. Подобно главным жизненным процессам – дыханию, сердцебиению, - музыка как бы равномерно пульсирует, в ней непрестанно сменяются моменты напряжения и разрядки. Акцентируемые доли принято называть сильными, а не акцентируемые – слабыми.

Ритм – последовательность звуков различной длительности, образующая тот или иной рисунок. Вне ритма мелодия не может существовать, ее звуки организованы ритмически. Ритм обладает большой выразительной силой. Подчас он настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать по прохлопыванию ритмического рисунка или даже по отдельным ритмическим фигурам без интонирования. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны. Единство метра и ритма подчеркивается в теории музыки понятием метроритм.

Работа над данной темой на уроках идет по двум направлениям: это интуитивное восприятие на слух длительностей, ритмических рисунков, метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей в такте – и сознательное усвоение метроритма на основе изучения музыкальной грамоты.  В процессе движения под музыку дети моторно ощущают длительности, их соотношение. Они начинают понимать, что на четверти, как правило, удобнее идти, а на восьмые – бежать. Вначале интуитивно, а затем сознательно дети начинают ориентироваться в ритмическом строении музыки. Несмотря на дидактический характер каждого задания, все движения должны выполняться выразительно, в характере звучащей мелодии, как бы «пропевая ее».

Музыкальный материал для подобных занятий следует подбирать так, чтобы ритмический рисунок пьес создавал удобный и естественный рисунок движения. Поэтому для начала используются такие музыкальные примеры, в которых имеется ряд однообразных ритмических фигур.

Параллельно с усвоением ритмического строения музыки дети интуитивно, а затем сознательно воспринимают метрическую пульсацию. Они получают задания на выделение метрических акцентов. Почувствовав сильную долю, дети в дальнейшем легко осмысливают значение этой доли в маршевой, танцевальной музыке, песне, понимают, что сильная доля является началом такта.

Необходимо развивать восприимчивость к динамической окраске музыки. Следует воспитывать устойчивую связь между увеличением или уменьшением силы звучания музыки и изменением степени мышечного напряжения (чем громче, сильнее музыка, тем сильнее, энергичней движения). Яркий динамический контраст сильно воздействует на детей и непосредственно выявляется в их моторной реакции. Преподаватель должен следить, чтобы «f» всегда исполнялось ими сильно, с полной нагрузкой, а на «p» движения не заглушали музыку.

Но сама по себе моторная реакция на громкие или тихие звуки еще не всегда свидетельствует о переживании выразительного значения музыкальных «f» и «p». С первых уроков динамический контраст должен быть услышан и передан детьми как изменение в характере музыки, как изменение ее эмоциональной окраски.

Проведение занятий по музыкальному движению требует от преподавателя серьёзной и тщательной подготовки.

Так как все занятия проводятся под музыку, преподаватель должен с особой ответственностью подходить к отбору музыкальных произведений. Не всякая пьеса может быть использована в работе по движению, а лишь та, представляет художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия. В музыкальной пьесе или отрывке должно быть ярко представлено то средство музыкальной выразительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей (например, темповые изменения, динамические контрасты, особенности ритмического рисунка и другие). Движения должны вытекать из музыки, с ней согласовываться, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. Использование на уроках высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус.

Квалифицированное, выразительное исполнение музыкальных произведений концертмейстером – залог успеха занятий. Учитывая это, необходимо уделять самое серьезное внимание работе с концертмейстером. Преподавателю следует заблаговременно сообщить ему план урока, раскрыть цель того или иного упражнения, познакомить с музыкальными произведениями, которые будут исполняться на уроке, причем наиболее сложные из них прослушать совместно до урока.

Между пианистом и преподавателем необходим полный контакт и взаимопонимание. Если преподавателю трудно разобраться самому в музыкально – двигательном материале, в соотношении движений и музыки, он должен обратится за помощью к пианисту. Концертмейстер обязан прислушиваться к указаниям преподавателя, а преподаватель должен внимательно относиться к замечаниям пианиста.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно выразительно и художественно пианист исполняет музыку, насколько ему удается донести до детей ее содержание. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных нотных оттенков, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в движениях.

Искусство хореографии синкретично по своей природе, неразрывно связано с музыкой. Поэтому на любом этапе хореографической практики участие в ней музыканта обязательно.

Творчество концертмейстера в школах искусств, хореографических коллективах вносит свой вклад в подготовку педагогов и руководителей коллективов. Помогая прививать и совершенствовать профессиональные навыки у детей, они воспитывают и художественные функции: способствуют музыкально – эстетическому развитию личности, эмоциональной восприимчивости, развитию творческого мышления, развитию духовных запросов.

Литература:

  1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. – СПб.: Издательство Буковского, 1994.
  2. Бычков Ю,Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131 / Ю.Н.Бычков. – М.: РАМ, 1994
  3. Горюнова Л. Развитие художественно – образного мушления детей на уроках музыки / Л.Горюнова // Музыка в школе. – 1991. - №1.
  4. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет/ Сост. С.И. Бекина. – Просвещение, 1984.
  5. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова. М.: ВЛАДОС,2003.
  6. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. – М.: Просвещение, 1972
  7. Франко Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка,1987.