"Творческий концерт как средство диагностики социальной воспитанности обучающегося"

Павлова Татьяна  Викторовна

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Творческий концерт как средство диагностики социальной воспитанности обучающегося»

Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности,

-освоение моральных ценностей,

-выработка им нравственных качеств,

-способности ориентироваться на идеал,

- жить согласно принципам, нормам и правилам социума,

- когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.

Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Дружный творческий коллектив не только помогает  детям раскрывать свои способности и таланты, обогащать себя знаниями и умениями, но и приобретать опыт социальных отношений и осваивать социальные роли, формировать самооценку, а также способствует формированию нравственных качеств ребят.

Для того чтобы создать комфортный климат в коллективе педагогу необходимо знать особенности каждого ученика. Работа над этой задачей начинается с начальной диагностики.

  1. когда коллектив сформирован впервые и педагог также незнаком учащимся.

Открывая новую группу, каждый педагог понимает важность построения доброжелательных отношений в коллективе между детьми и определяет стиль отношений с детьми.

Диагностика состоит в комплексном изучении отдельных учащихся и коллектива в целом. Она помогает  не только хорошо узнать детей, но и владеть психологической ситуацией в группе, проводить корректирующую работу, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

  1. когда в сформированный коллектив приходят новые воспитанники.

Практически для каждого новичка первый день в новом коллективе всегда сопровождается страхом, опасениями и сильным желанием произвести приятное впечатление, понравиться давно сложившемуся коллективу. Довольно часто первое время новому члену коллектива приходится сталкиваться с некоторой настороженностью и отчужденностью окружающих, он попадает под сильное влияние коллектива, в атмосферу духовной работы. Опыт работы убедительно доказывает то, что с «улицы» приходят подчас неожиданно, наиболее яркие впоследствии вокалисты, и крайне желательно привлечение в коллектив ребят, ранее не обучавшихся в данном объединении.

Корректирующая (текущая) диагностика (середина учебного года) проводится в самом процессе организации деятельности коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений.

В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика (конец учебного года). Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Существует множество методов диагностики социальной воспитанности.

Основные методы диагностики воспитанности: (на слайде)

  • метод наблюдения - изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях.
  • индивидуальная диагностическая беседа - изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности.
  • метод анализа документов - содержания касающихся человека документов(характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
  • метод анализа результатов деятельности - изучение уровня воспитанности человека на основе анализа объема и качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности.
  • метод эксперимента – проявления уровня воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
  • метод анкетирования (интервью) - содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
  • метод независимых характеристик оценочного суждения других лиц об уровне  воспитанности конкретного человека;
  • биографический метод - социально-психологических условий предшествующего периода развития (онтогенеза) человека.

Я хочу вам предложить свою форму работы, которую считаю эффективной как для диагностики социальной воспитанности, так и для решения воспитательных задач. Это творческий концерт, который можно отнести к методу эксперимента.

Творческий концерт

Слайды с фотографиями

Проводится 1 раз в месяц, представляет собой импровизированное представление, с вокальными и танцевальными номерами, чтением стихов, обыгрыванием басен, пародиями и т.д. Для проведения концерта выбираются ведущие, ответственные за сценарий. Концерт состоит из самостоятельно подготовленных учащимися номеров.

Ведут концерт сами воспитанники студии (каждый раз новые). Педагог отвечает только за музыкально-техническую часть проведение концерта.


Занятие проходит в 3 этапа:

I. В начале каждого концерта педагог проводит беседу на определённую тему, например:

  • «Сценарий» (закономерности построения сценариев, композиция, написание мини сценариев);
  • «Правила работы с микрофоном»;
  • «Правила поведения на сцене»;
  • «Сценическая речь» (тембр, постановка согласных, скороговорки);
  • «Моделирование сценического образа»;
  • «Исполнительские способности»;
  • «Постановка концертного номера»;
  • «Музыкальная интерпретация»;
  • «Вокальная импровизация»;
  • «Учимся выступать публично» (психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даёт ребёнку вдохновение переступить через страх): 
    - «Страх мешающий выступлению. Способы преодоления»;
    - «Публичные выступления. Цель»; 
    - «Публичные выступления. Самонастройка»;
    - «Публичные выступления. Работа с аудиторией»;
    - «Публичные выступления. Факторы воздействия на публику»;
    - «Публичные выступления. Привлечение и удержание внимания».


II. Затем проводится концерт, состоящий из самостоятельно подготовленных учащимися номеров.

Самостоятельная работа над номером


       
Основной целью «Творческого концерта» является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству. Используя эту идею, подготовка к выступлению должна включать анализ песенного материала. Это необходимо для того, чтобы понять смысл и прочувствовать душу песни. Что же говорит песня на бумаге и как подать эти эмоции наилучшим образом в целом? Громче или мягче? Жестко и твердо или тепло и гармонично? С вибрато или без?
     Эта часть вокального обучения не менее важна, чем изучение вокальной линии, ритма и слов. Она дает основу для искреннего исполнения. После этого необходимо продумать движениям, которые подходят для исполнения вашей песни. Как только придуманы базовые движения, необходимо длительная репетиционная работа, при этом нужно представлять исполнение песни в режиме выступления. 
       Как только учащийся выходит на сцену и начинает свое выступление, большинство базовых технических действий выполняются на автоматизме (если номер усердно готовился). Вот тут начинается настоящее актерское мастерство. 

III. После окончания концерта проходит обязательный этап
анализ выступлений.

Воспитанникам предоставляется возможность выразить своё мнение о своём выступлении и о других номерах, что способствует обучению ребёнка самостоятельно провести самоанализ своего выступления, а также высказывать своё мнение объективно и корректно оценивая номера других выступающих.

Далее свою оценку творческих выступлений излагает педагог. Анализировать творчество ребёнка крайне сложно, важно акцентировать успешные стороны его номера и деликатно направлять к самоанализу недочётов и недостатков выступления.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.

 

В конце занятия сообщается тема следующего творческого концерта, например:
«Осенние фантазии», «Новогодний сюрприз», «Нестандартные декорации», «Маска», «Мой мир», «Грани творчества», «Концерт пародий», «Открытие года» и т.д.

Данные концерты позволяют учащимся реализовать свои творческие способности, адаптироваться к концертной обстановке, попробовать себя в различных образах, проявить свою индивидуальность:

- исчезает страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу («школьный» зажим). На вопрос педагога, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается лес рук, чего было не добиться в первые месяцы занятий. 

- исчезает агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появляется доброжелательность. 

- исчезает обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Приходит понимание, что на сцене все зависит от всех.

- заметно снижается психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезают многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменяется речь.

- у многих детей обнаруживаются и развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие сочиняют стихи).

Социальное воспитание на занятии «Творческий концерт» направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в коллективе и в обществе. Так же происходит формирование и развитие личности детей посредством включения их в различные виды социальных отношений в общении, игре, социально-полезной деятельности (проведение концертов для младших школьников). Здесь собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса.

Таким образом, творческий концерт решает и воспитательные задачи, а так же помогает провести диагностику социально-личностных качеств обучающихся.

Слайд – таблица

Я выбрала показатели для наблюдения. И каждый показатель оцениваю по критериям в соответствии со школой – низкий, средний и высокий уровень.

1. Коммуникативные способности (умение устанавливать правильные взаимоотношения с членами коллектива, умение слушать, принимать информацию и передавать ее с нужным смыслом, умение адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, а также решать конфликтные ситуации);

Пример: в условиях Творческого концерта ребята пробуют себя в роли ВЕДУЩИХ, что даёт им возможность:

* Знакомства с собой. Позволяет открыть в себе свое творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции.

* Развития навыков импровизации. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.

2. Самостоятельность, ответственность, добросовестность выполнения задач (инициативность, готовность принимать решения, старательно выполняет свою часть работы, ответственность за общее дело, за свои поступки и действия, способность проявлять волю, трудолюбие и упорство).

Пример:

Работая над номером каждый ученик, сочиняет представление - «анонс», своего номера, в котором пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего номера.

Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому.

В конце учебного года самые удачные номера включаются в отчётный концерт для родителей. Важно участие в них, в качестве зрителей, именно родителей и школьных друзей обучающихся, ибо это создает «свою» аудиторию, которая заинтересованно следит за творческим ростом начинающих певцов.

3. Уровень проявления эмпатии, толерантности и чувства коллективизма (умение понимать другого, сопереживать и сочувствовать, не подчеркивать ошибки других, не насмехаться над их недостатками, доброжелательно относиться к детям других национальностей, проявлять отзывчивость, терпение, товарищескую взаимопомощь).

Пример:

Хочется сделать вывод, что творческий концерт – является эффективной формой диагностики социальной воспитанности обучающихся.