Тема: О ЗНАЧЕНИИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ. 2016 год

Филиппова Айталина Владимировна
Статья в помощь педагогам ДМШ, ДШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_znachenii_palchikovyh_igr_fav_.docx56.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Оленекская ДШИ»                                                                                                МР «Оленекский эвенкийский национальный район»   РС (Я)

Тема:   О ЗНАЧЕНИИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ.                       УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ.

Методическое пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ

Автор: преподаватель Филиппова Айталина Владимировна

с. Оленек -2016 г.

О ЗНАЧЕНИИ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ. УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ.

 Известно, что рояль – это особый  очень сложный инструмент. Уже на первом этапе обучения ребёнку, сидя за инструментом, одновременно приходится выполнять очень много задач – зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных, интеллектуальных. Все мы знаем, насколько сложно с одинаковым вниманием одновременно слушать и  смотреть. А неразвитость координации движений, малая чувствительность кончиков пальцев затрудняют выполнение этих задач.

Недаром А.Б. Гольденвейзер говорил, что  «хороший пианист - это в известном смысле урод», ибо мозг человека устроен таким образом, что внимание его может быть нацелено только на один объект. Всё остальное воспринимается им как фон. Сложная же, многоплановая фортепианная фактура требует от музыканта дифференцированного и в то же время целостного воспроизведения её на инструменте.

Фортепиано обладает множеством достоинств, но, к сожалению, это инструмент однообразный по тембру и лишенный из-за своей молоточковой природы протяжного, долгого звучания. Создание палитры разнообразных красок и достижение «очеловеченного» певучего звучания требует от исполнителя большого мастерства.

В значительной мере разрешению этих задач может помочь развитие тонкости, точности и разнообразия прикосновений чутких кончиков пальцев, при помощи определённых упражнений, а так же работа над координацией движений крупных рычагов руки  ещё в доинструментальный период.

Время развития координации движений и внутренних двигательных ощущений у всех детей различно в силу различия природных способностей.

Упражнения могут понадобиться и в доинструментальный период, и в период работы за инструментом в случае возникновения пианистических, двигательных трудностей, для разрешения тех или иных технических и художественных задач.

Упражнения способствуют развитию тонких дифференцированных  движений, координации движений. Огромный результат они могут принести в занятиях с детьми с заторможенным умственным развитием. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности.

Развитие наших рук отвечает за работу значительной части коры головного мозга, и это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим и играем на различных инструментах.

Ниже предложен ряд упражнений, которые могут поспособствовать развитию у детей мелкой моторике и координации движений. Упражнения изложены в игровой форме, простой и доступной для детского восприятия.

 

1. «Вьюги, вьюги, вьюги, вью» – круговые движения указательного пальца правой руки вокруг  указательного пальца левой руки.

  «колотушки колочу» - постукивающие движения выполняют подушечки указательных пальцев.

  «приколачиваю» - первые суставы.

  «заколачиваю» - вторые суставы.

Упражнение выполняется попеременно всеми пальцами.

2. «Перед тобой – пятёрка братьев» - поднимаем правую руку от локтя вертикально. Пальчики растопырены,  но не напряжены.

     «дома все они без платьев» – пальцы левой руки поочерёдно поглаживают пальцы правой от основания к кончику «раздевающие» движения.

     «а на улице зато» – можно пошевелить пальчиками.

     «нужно каждому пальто» - «одевающие» движения от кончиков пальцев к их основаниям.

3. «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» – большой палец покачивают пальцы другой руки.

   «с этим братцем в лес ходил» – сгибают указательный палец к середине ладони, оставляя его в этом положении.

   «с этим братцем щи варил» – средний.

   «с этим братцем кашу ел» – безымянный.

   «с этим братцем песни пел» – мизинец.

        

4. « Этот пальчик – дедушка,

     Этот пальчик – бабушка,

     Этот пальчик – папочка,

     Этот пальчик – мамочка,

     Этот пальчик – я,  

     Вот и вся моя семья!» – упражнение на разгибательное движение пальцев без помощи пальцев другой руки. Работает только одна рука, сжатая в начале в кулачок. Пальчики поочерёдно, начиная с большого пальца, показываются, но до конца не выпрямляются и слегка кланяются. На последней строчке кланяются вместе одновременно.

  1. Ладони сложены, движения пальцев крупные, размашистые.

     « Мама, мама!» – мизинчики ритмично прикасаются друг к другу.

     « Что, что, что?» – большие пальцы.

     « Гости едут!» – безымянные пальцы.

      «Ну и что.» - указательные.

      «Здрасьте, здрасьте.» - средние пальцы полностью обходят друг друга слева и справа, выходя на сторону другой ладони.

        - три чмокающих звука губами – средние пальцы прикасаются друг к другу подушечками.

   Последние две строчки дважды повторяются.

6. « Стоит в поле дом» – крыша 5,4,3 пальцы, окошко 2,1 .

    « Это крыша» – одновременное движение верхними пальцами.

    « Вот окошко» – пошевелить 1-ми и 2-ми пальцами.

    « А в окошко смотрит гном» – мизинчик любой руки «показывается»  в окошко.

Положить любую руку на колено. Теперь работает только одна рука.

    «Выйдет гномик погулять» – пальчики собираются в кулачок, на последний слог мизинчик поднимается.

    « Станет братцев подзывать» – мизинец делает лёгкие наклонные движения и снова уходит в кулачок.

    « Раз, два, три, четыре, пять» – по счёту все пальчики поочерёдно выходят из кулачка, начиная с мизинца.

    « А последний старший брат» – 1-й палец кланяется.

   « Нянчит младшеньких ребят» – мягко и нежно закруглённый большой палец гладит подушечки всех пальцев поочерёдно сверху вниз.

   « Строго он на них глядит» – 1-й палец  ритмично нажимает на подушечки пальцев по одному разу.

    « И за ними он следит» – твёрдо наживает по два раза.

    « Братцев вместе соберёт» – все пальцы, кроме большого, прижимаются к ладони.

    « И скорее спать кладёт» – 1-й палец сверху закрывает их, образуя крепко сжатый кулачок.

    « Никакой на свете зверь не откроет эту дверь» – кулачок плотно сжат.

7. «Паучок всё вверх ползёт, паутинку он плетёт» – соединяются перекрестно подушечки 2-го и 1-го пальцев правой и левой руки. Пальчики чуткие и круглые.

    «Паутинка так тонка, крепко держит мотылька» - первые пальчики зацепляются друг за дружку, остальные выполняют движение «крыльев мотылька».

Так поочерёдно  3-1 , 4-1, 5-1 пальцами.

8 . Игра для самых маленьких.

  « Мы ногами топ-топ-топ, а руками хлоп-хлоп-хлоп,

    Головою круть-круть-круть, постучали в грудь-грудь,

    Пяточками топ-топ-топ, по коленкам шлёп-шлёп-шлёп,

    Мы конфетку ам-ам-ам, и погладим по бокам,

    А потом животики,  улыбнулись ротики,

    Хлопнем мы в ладошки и покажем ножки,

    А на улице мороз заморозил деткам нос,

    Заморозил ушки, щёчки словно плюшки».

9. Дети сами придумывают движения руками. Упражнение снимает мышечные напряжения, его можно использовать как паузу между сложными.

   « Мы капусту рубим-рубим, мы морковку трём-трём,

     Мы капусту солим-солим, мы капусту жмём-жмём».

10. Ребёнок поочерёдно поднимает и опускает руки, фиксируя на одном уровне. Можно сравнить с движением двух лифтов, один  движется вверх другой вниз.

11. Пальцы «шагают» как гномы шагают ножками. Работают 2-3, 2-4, 2-5, 1-3 , 1-2, 1-4, 1-5, 2-5, 3-5, 3-4. В дальнейшем упражнение можно усложнить, поставив задачу шагать разными пальцами в разных руках.

12. Это упражнение поможет научиться не подсчитывать номер пальца, а чувствовать его. Ребёнок кладёт перед вами две руки и закрывает глаза. Вы дотрагиваетесь до какого-либо пальца, и ребёнок называет его номер.

Усложним задачу, прижимая несколько пальцев сначала на одной руке, затем сразу на двух.

Ребёнок поворачивается к вам спиной, держа руки за спиной. Вы касаетесь нескольких пальцев, он называет номера пальцев.  

Игра на музыкальном инструменте

13. Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих педагогов-музыкантов, - это вопрос о воспитании технических навыков учащихся. Он в равной степени актуален на разных стадиях обучения будущих музыкантов. Но мы будем рассматривать развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на фортепиано.

Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации высокой степени личностного развития в целом, отлаженной работы психических процессов - воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречной согласованности тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и предает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.

Фортепианное исполнительство - искусство практическое, требующее определенных технических навыков. Поэтому культура работы над фортепианной техникой относится к наиболее важным вопросам методики обучения игре на фортепиано, так как профессиональное вычленение технических компонентов игры необходимо сочетать с профессиональным охватом процесса в целом. Развитие пианистических данных, накопление технических средств исполнения неразрывно связано с развитием слуха и музыкального понимания произведения.

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника, по сути, есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.

Из этого высказывания следует, что техника - это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, а всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания.

«Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как его сделать» (Г.Г.Нейгауз). Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение и целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского смысла уже с самого начала указывают главное направленно технической работы.

Техника нужна во всяком искусстве. Фортепианное исполнительство не представляет исключения. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с момента первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Не случайно учиться на рояле издавна принято с раннего детства, с 5-7-летнего возраста, что в первую очередь связано с трудностями развития и приобретения технических навыков.

Повседневная работа над развитием технических навыков влияет на исполнительский замысел. Она помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.

Соотношение музыкальных и технических задач в работе пианиста, их последовательность можно сформулировать следующим образом: от понимания музыки к технической работе, и затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. В тех случаях, когда изучаемую пьесу удается довести до хорошего уровня исполнения, эти две, так ясно различимые вначале, стороны работы пианиста сливаются в единый исполнительский процесс.

Работа по развитию технических навыков у учащихся должна строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть посильной и последовательной и строиться на основе принципа наглядности, в данном случае - на основе показа педагогом игры на фортепиано.

14. О свободе. Главным условием хорошего звукоизвлечения и техники является абсолютная свобода руки, запястья и всего тела вообще. Только пальцы и суставы кисти должны при необходимости более или менее фиксироваться. Поэтому первостепенной заботой каждого пианиста должно быть стремление добиться абсолютной свободы и сохранить ее в полной мере.

Очень важно сбалансировать во времени все фазы обучения, индивидуально подходить к каждому ученику, оценивая его психофизические, музыкальные и иные природные возможности. Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре, чаще всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки, требованием физически непосильного для ребенка звукоизвлечения, ранним включением в работу мелких мышц без необходимой поддержки всех групп мышц (особенно крупных) и т.д. «Весовая игра» при участии необходимых мышц, правильные посадка и осанка, естественное дыхание и слуховой контроль, культура звука, настроение, желание передать через музыку эмоционально-образное содержание произведения (понятное ребенку!), четко и осмысленно подобранный нотный репертуар, умение бегло читать с листа, слышать нотный текст внутренним слухом — это и есть необходимые компоненты для рождения Маленького Пианиста.

Я убедилась, что совершенно независимо от состояния здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо начинать с крупных мышц, так как мелкие движения пальцев могут привести к возникновению общего мышечного напряжения. Работая с крупными мышцами, можно снять большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах.

 Для меня до сих пор остается загадкой, почему дети, за редким исключением, независимо от их музыкальных данных приходили в мой класс с излишней напряженностью мышц спины и шеи. Причем многие из них в течение долгого времени при всех усилиях с моей стороны не могли полностью расслабиться, снять «зажимы», освободиться от напряженности. Это явление - гипертонус мышц, «зажатость» - в огромной степени мешает обучению игре на фортепиано. Если рассматривать движения человека при ходьбе, то понимаешь, насколько гениально все продумано природой! Когда опора осуществляется на правую ногу - тлевая расслаблена, и наоборот. Но это лишь в том случае, если усилия при ходьбе правильно ритмически распределены. Ритмичность движений - очень важный фактор, который обусловлен многими причинами физиологического порядка. Чувство ритма, в свою очередь, влияет на многие аспекты жизнедеятельности. В частности, поэтому так важно воспитание чувства внутреннего ритма в раннем возрасте.

 Вероятно, индивидуальные ритмы зависят не только от наследственности, от природы, но и в огромной степени от условий индивидуального развития. Иногда к разбалансировке ритма при движении приводят некоторые физиологические недостатки, врожденные или приобретенные, расстройство вестибулярного аппарата. Полагаю, что у малышей часто напряжена спина, особенно шейный отдел, именно из-за нарушения ритмичности движений. Помочь могут прогулки, во время которых взрослые помогают детям вырабатывать правильную, легкую походку. Очень полезны танцы или любые движения под музыку. Плавание, игры с мячом, прыжки через скакалку, катание на лыжах - замечательные средства развития чувства ритма. Особый вопрос - катание на коньках. Здесь надо быть осторожным - у детей с нарушениями осанки, с искривлением позвоночника излишние напряжения могут лишь обострить и усугубить течение болезни.

 

15. Движение. Любое движение, совершаемое человеком, это, по сути, серия почти автоматических действий, выполняемых последовательно. Частично эти автоматизмы имеют врожденную природу, многие формируются в процессе обучения. Есть в центральной нервной системе особые механизмы, обеспечивающие своевременную смену автоматизмов. Физиологи и невропатологи назвали слитный набор сменяющих друг друга автоматизмов «кинетической мелодией» (от греческого слова «кинезис» - Движение).

 Даже самое элементарное движение, самый простой двигательный акт человек не мог бы осуществить, если бы происходящие при этом малейшие изменения в его теле не контролировались сенсомоторными системами головного мозга, которые получают сигналы от всех периферийных нервов и в соответствии с этими сигналами направляют новые (командные) сигналы тем системам, органам или отделам организма, которые должны «начать действовать». Именно такой отдел «глубокой чувствительности» информирует двигательные центры о всех параметрах опорно-двигательной системы в каждый данный момент: о степени сокращения мышц, напряжении сухожилий, о положении конечностей в пространстве, о взаимном расположении отдельных частей тела. Выдающийся физиолог Н.А. Бернштейн, изучавший физиологию движений человека, раскрыл значение специальной «кинестетической системы» для централизованного контроля и регулирования всех двигательных актов, совершаемых человеком.

 Обратимся к книге Л.О. Бадаляна «Невропатология», к тому ее разделу, который посвящен двигательным отделам головного мозга: «Кинестетическая система создает возможность обмена нервными импульсами между работающими органами и командным центром центральной нервной системы (постоянные прямые и обратные связи). По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения двигательных команд, и тем самым создается возможность систематической коррекции выполняемого движения. Более того, без кинестетической системы невозможна предварительная настройка двигательного аппарата для совершенствования какого-либо движения. Например, для того, чтобы просто согнуть руку в локтевом суставе, необходимо предварительное расслабление разгибателей предплечья, т.е. согласованное перераспределение тонуса мышц - антагонистов... Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшими процессами в этой системе являются предварительный синтез всей информации о предстоящем действии для формирования двигательной задачи, обеспечение стойкости двигательной задачи, выбор необходимых двигательных автоматизмов, обеспечение кинетической мелодии - своевременного переключения автоматизмов, постоянный кинестетический контроль. Этот сложный механизм совершения целенаправленного действия называется праксисом.

Нарушение любого из перечисленных процессов приводит к расстройствам целенаправленного действия - апраксии. Характер апраксии зависит от того, какие отделы двигательной функциональной системы поражены».

 Игра на фортепиано может считаться праксисом высочайшего уровня, так как при ней взаимодействуют практически все сенсорные системы. При этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме того, сами двигательные акты в не меньшей степени сложны — в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели-разгибатели и пр. Тонкость, «членораздельность» и вместе с тем синхронизированность и своевременность движений требует порой необыкновенной виртуозности, натренированности и тонкости «настройки» всего организма.

Именно поэтому любые нарушения в двигательной сфере приводят, как правило, к огромным сложностям в освоении игры на фортепиано. И именно поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения так важны для пианиста, особенно - для начинающего.

 Что же важно для нас, педагогов, если исходить из вышеизложенных теоретических посылок? Прежде всего, стоит помнить, что различные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях» (Л.О. Бадалян). Хотя бесспорно: без хорошо развитых двигательных навыков пианист никогда не сможет достичь достаточно высокого уровня.

 Следовательно, педагогам можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе.

При игре на фортепиано существуют следующие принципы движения кистей и рук.

1)        Принципы естественности.

Стараться, чтобы положения рук и корпуса, не включали неестественных элементов, которые большей частью осложняют игру и увеличивают усталость.

2)        Принцип экономности.

Все движения совершаем экономно: чередуя мышечное напряжение и расслабление, следим за изоляцией мышечного напряжения. Для совершенного движения необходимо, чтобы не связанные с движением мышцы оставались свободными. Распределение мышечного напряжения: большинство движений совершается благодаря согласованному действию нескольких мышц одной функции. Следует стремиться к тому, чтобы главную нагрузку несли самые сильные мышцы, а самые слабые были загружены меньше всего.

3)        Принцип целесообразности.

Вся двигательная деятельность во время игры должна иметь смысл и не превращаться в формальный шаблон.

16. Гимнастика. В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка можно варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

 В доигровой период главная задача двигательной гимнастики - дать ребенку возможность почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать осанку. Что касается хватательных, рессорных ощущений, а также ощущения рук «из корпуса», то эти упражнения провожу даже с теми, кто уже несколько лет играет на фортепиано. Гимнастика помогает занятиям, снимая напряжение и усталость.

 Упражнения для правильной осанки. «Стройность, величавость» - так определил понятие «осанка» в своем словаре В.Даль, врач и языковед. Наблюдая за детьми, я убедилась, что осанка становится подчас своего рода «зеркалом души», отражает не только физическое, но и психическое состояние ребенка, его настроение характер. Дети с плохой осанкой - это дети часто робкие, пассивны. Никогда не поздно заняться исправлением осанки, но гораздо легче - не допустить ее дефектов.

1. «Лифтик». Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные немного опущены. Руки впереди корпуса. Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.  Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой I ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены. Педагог, подбрасывая его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки. Здесь очень важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел.  Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук (синкинезии).

2. «Балерина». Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони). Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

3. «Палочка». Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

 4. Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются - начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить - в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их. Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например - разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.

5. «Шейка». Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.

Эти пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.

Упражнения для стоп - это вращательные движения голеностопных суставов - прекрасное средство для того, чтобы преодолеть зажатость и малоподвижность стоп. Можно совершать круговые движения стопой вокруг педали. Важно следить за тем, чтобы у детей не развивалось плоскостопие — это может вызвать трудности при педализации.

Следующие упражнения для крупных мышц, они дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плечелопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».

1. «Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. Важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.

2. «Цыганочка». Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент. Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде - лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц - попеременно, вместе, вперед, назад.

3. «Бокс». Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).

 4. «Прощание». Локти свободны, пальцы - продолжение ладони, в лучезапястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.

5. «Стирка». Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал - надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо - брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками - все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле - звуки, как брызги: играешь свободными руками - звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми - они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».

6. «Дирижер». Ребенок «дирижирует» под музыку. Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.

7. Повороты туловища под музыку. Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно. Педагог при этом может подвести итог всей подготовительной работы по развитию движений и оценить индивидуальные достижения каждого ребенка.

Следующий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается довольно трудной - поэтому для начала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.

1. «Платочек танцует». Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений - платочек передается на сильную долю такта. Эта игра не только способствует развитию хватательных рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмический слух.

2. «Кто быстрее». Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек - кто первый возьмет, тот победил. С ранимым учеником, которому не удается опередить других, педагогу следует играть самому и, конечно, проигрывать. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста - без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений. Затем упражнения усложняются.

3. «Летающий платочек». Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.

4. Играем вместе. Дети становятся в круг (достаточно и четырех человек). Один из них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и опять перебрасывает кому-либо по своему выбору. Здесь важна неожиданность, заставляющая сосредоточиться. Упражнение помогает развить двигательную реакцию.

После завершения упражнений с платочками можно перейти к упражнениям с мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный. Подбирать его следует с учетом размеров рук малыша. Если у ребенка замедленная хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям с мячом, лучше задержаться на игре с платочком. Упражнения с упругим мячом способствуют большему раскрытию ладоней и развивают ладонные мышцы.

Хорошо помогает развитию мышц (не только мелких!) игра в мягкий мячик. Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а потом разжать ладонь - он распрямится и снова станет круглым. Детям чрезвычайно нравится такая игра, особенно когда на некоторых мячиках нарисованы смешные личики.

Повторю еще раз: все упражнения надо подбирать очень индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика. И не стоит ограничиваться только теми, которые я привожу - варьировать можно до бесконечности.

Если не дается какое-либо упражнение, не надо бояться его упростить: освоив простой вариант, малыш затем гораздо быстрее сможет выполнить и сложный. Иногда дети сами выдумывают совершенно новые упражнения, за что, конечно, их нужно похвалить и поиграть в придуманные ими игры.

Основное правило, которому всегда следую при занятиях гимнастикой: не стоит заострять внимание ученика на неудаче. Заметив у ученика какие-то недочеты, педагог сможет их проанализировать и преодолеть. Всегда полезно возвращаться к тем упражнениям, в которых дети испытывали затруднения.

17. Дыхание. Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука при фразировке, и пропевание интервалов «дышащей рукой». Как часто неритмичная игра объясняется именно разбалансировкой дыхания. Одним из самых действенных способов научить малыша дышать ровно и не поверхностно является плавание, которое помимо этого способствует выработке правильной осанки и координации движений обеими руками. Исполнительское дыхание зависит от музыкальной фразировки. Если ребенок здоров, то и при игре на инструменте его дыхание бесшумно и ритмично, плечи не поднимаются.

Для того чтобы установить правильное дыхание и попутно выяснить, нет ли какой-либо патологии со стороны дыхательных путей и носоглотки, что могло бы отрицательно сказаться на занятиях музыкой, существует множество очень полезных и несложных упражнений - разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи и длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно - так выдыхать. Главное - научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку». Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

 2. «Животик дышит». Малыш держит обе руки на верхней части живота (в районе диафрагмы). Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Я кладу руки ему на плечи. Если плечи начинают подниматься, мои руки сразу чуть сильнее давят на них. Можно менять тип дыхания и в этом упражнении: вдох короткий, а выдох продолжительный. Упражнение всегда объясняется каким-нибудь понятным образом. В данном случае руки малыша, лежащие в районе диафрагмы, чувствуют, что живот соответственно вдоху или выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными. Если упражнение не удается, следует заменить его более простым. Например, указательным пальцем ребенок закрывает левую ноздрю на вдохе, а при выдохе правую. Если и это не получается, сама помогаю ему закрывать то одну, то другую ноздрю. Потом - вдох через левую, а выдох через правую ноздрю.

Есть дети, которые очень нервничают перед выступлением или даже перед уроком. Дыхательные упражнения - замечательное успокоительное средство. При помощи таких упражнений можно снизить появившееся от волнения сердцебиение.

3. «Плавание». Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

 Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом - чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.

18. Приемы игры legato. Итак, необходимо, чтобы ученик ясно слышал исполняемую музыку, правильно сидел за инструментом, естественно дышал, фразируя мелодию. Достижение этой цели связано с максимальным сокращением периода начального обучения на материале нон легато. Малышам трудно объединять слухом разрозненные звуки, особенно если между ними поставлены четвертные или восьмые паузы. Решающее слово остается за игрой легато, которая неотделима от эмоционального содержания мелодии, от певучести звукового образа. Здесь, как и везде, физические ощущения подчинены слуховому восприятию, художественной цели. Можно стараться связывать клавиши пальцами и не достичь впечатления связной игры. Ошибкой было бы «уравнять» все пальцы, заставив их действовать с одинаковой силой. Это противоречит самой сущности музыки и тормозит развитие пианизма.

Впечатление от игры легато, главным образом, зависит от характера фразировки мелодии и от распределения звуков по силе. Пианист должен слышать наполненность каждого звука и всю фразу в целом. Степень активности пальцев определяется не умозрительно, а в соответствии с исполняемой музыкой. Первый пианистический опыт придет к ученику тогда, когда он научится хорошо исполнять хотя бы небольшие музыкальные отрезки.

Хорошая прилаженность к клавиатуре - залог быстрого технического продвижения. Особенно важно умение объединять звуки на одном движении. Обычно этому начинают учить уже на начальном этапе обучения. Сначала ученику следует показать, как объединяются звуки в пределах одной позиции (без подкладывания первого пальца).

Объединяющее движение состоит из двух моментов: опускание руки (активный момент). Окончание мотива всегда совпадает с чувством «отдыха» руки, с некоторым освобождением кисть, но отнюдь не с расслаблением.

При восходящем движении кисть слегка поворачивается вправо, при нисходящем - влево. Следующий этап – связывание двух мотивов на одном дыхании.

От педагога зависит выбор и конструирование соответствующих упражнений. А объединяющее движение результативно лишь тогда, когда оно точно выявляет декламационный рисунок мелодии.

Работа над освоением объединяющих движений ведется, в сущности, на всех этапах обучения. В начальных классах впервые ученик сталкивается с необходимостью приспособиться к исполнению мелодического голоса, а в старших - приходится членить пассажи на составные части. Уровень подготовки определяет различие в методах изучения движения. Чем старше ученик, тем легче ему освоить сложные движения, тем доступнее и подвижнее темпы исполнения. Разумеется, мы не можем требовать от ученика идеального легато и точных, пластичных движений. Все это придет со временем, но при одном условии: творческом отношении к техническим задачам.

19. О Staccato. Стаккато – артикуляционный штрих, связанный с извлечением коротких звуков. Этот штрих во многом родственен пиццикато у струнных инструментов. Для стаккато чрезвычайно важен момент снятия пальца с клавиши (быстрое, экономичное движение вверх). Следует предостеречь от весьма распространенных излишних движений кисти («шлепки» по клавиатуре). Обычно это приводит к нарушению целостности фразировки. Между тем, как для стаккато, так и для легато, первостепенное значение имеет декламационный рисунок мелодии. Поэтому бывает полезно учить связно те элементы, которые впоследствии исполняются отрывисто.

Ознакомление со штрихом стаккато проводится почти с начала обучения (отдельные и двойные звуки, аккорды стаккато, встречающиеся в этюдах, пьесах). Я думаю, с конца первого и в последующих классах необходимо включать в репертуар учащихся произведения, которые целиком играются на стаккато.

Стаккато аккордов необходимо учащимся как подготовка к крупной технике (к октавам). Выбор аккордов должен учитывать величину руки, степень растяжения пальцев. При игре аккордов стаккато рука остается свободной (ненапряженной, хотя и достаточно организованной, как бы сохраняющей форму аккорда).

20. Заключение. В заключение хочется сказать, что при всей этой работе над технической стороной, нельзя забывать о главной цели - художественной передаче  замысла автора, раскрытия образа.

Техника не цель, а средство для передачи замысла. В пианистической практике, понятно, могут возникнуть определенные изменения, вольности, комбинация и приемов движений. Для выражения конкретного содержания часто требуются своеобразные отклонения от школьного способа игры с «образными движениями». Если интерпретатор понимает и правильно чувствует содержание произведения или фразы, всякие внешние проявления возникнут сами по себе, рефлекторно.

Двигательную реакцию на внутреннее переживание часто невозможно преодолеть. В конце концов, она естественна и понята. Интерпретатор, особенно с живым темпераментом, должен, однако, постоянно контролировать себя, чтобы укрощать свой пыл, проявляющийся в преувеличенных движениях. Основной нашей задачей является воспитание грамотного пианиста, обладающего технической эрудицией, понимающего, что техника является лишь средством к достижению совершенства, в котором, однако, подлинное искусство не может не нуждаться.

В статье использована литература следующих авторов:

  1. Бадалян Л.О. Невропатология - М., 1982.
  2. Барсукова С. Веселая музыкальная гимнастика: сборник пьес для фортепиано» вып.1. - Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1982.
  4. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений - Екатеринбург, 1994.
  5. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для преподавателей, детей и родителей. Методические рекомендации - М., 1999.
  6. Шмидт-Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков - М., 1978г.