Методический доклад Комплексная психологическая подготовка к концертному выступлению начинающего музыканта
Творческий процесс несовместим с внутренней напряженностью и взвинченностью. Напряженность всегда искажает, деформирует чувство и мысль, сковывает фантазию и воображение, ведет к разного рода психологическим зажимам.
Часто внутреннее напряжение, беспокойство у ребенка педагог принимает за вдохновение. Нет ничего более ошибочного. Как же помочь ребёнку войти в творческое состояние? Безусловно, нужна привычка к каждодневному, регулярному труду. Все, что становится привычным – делается лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе успокаивает. Большую роль во всём, что делается человеком, играет установка – его внутренняя предрасположенность, его готовность действовать в определенных обстоятельствах так или иначе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
Методический доклад
Комплексная психологическая подготовка
к концертному выступлению
начинающего музыканта
Подготовила:
Малаенко Лидия Витальевна,
преподаватель по классу домры
г. Радужный
2015 год
Творческий процесс несовместим с внутренней напряженностью и взвинченностью. Напряженность всегда искажает, деформирует чувство и мысль, сковывает фантазию и воображение, ведет к разного рода психологическим зажимам.
Часто внутреннее напряжение, беспокойство у ребенка педагог принимает за вдохновение. Нет ничего более ошибочного. Как же помочь ребёнку войти в творческое состояние? Безусловно, нужна привычка к каждодневному, регулярному труду. Все, что становится привычным – делается лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе успокаивает. Большую роль во всём, что делается человеком, играет установка – его внутренняя предрасположенность, его готовность действовать в определенных обстоятельствах так или иначе.
Установка, сформированная родителями или педагогами у ребенка, ни в коем случае не должна порождать у него чрезмерно высокой гнетущей ответственности за результат его деятельности. Очень высокий уровень ответственности чреват психологическими трудностями и терзаниями. Ребенок слабеет от ответственности, возложенной на него, то привносит в его душу беспокойство, неуверенность, тревогу. И, как следствие, искажается творческий процесс. «Оптимальный уровень мотивации, т.е.заинтересованности, необходимой для достижения успеха, как правило, не есть максимально возможный» – пишет В.Леви. «На шкале от нуля до максимума точка оптимальности чаще всего лежит где-то между максимумом и серединой...».
Лучше всего, если ребенок сосредоточен на самом процессе исполнения, а не на будущих результатах. К тому же творческие результаты ребенка, как правило, тем выше, чем меньше беспокоятся о них родители и педагоги.
Вхождение в творческий процесс во многом осложняется необходимостью выходить на сцену, встречаться с широкой публикой. Когда ребенок выходит к рампе, чувствуя себя в центре всеобщего внимания – он поневоле зажимается. И пока не схлынет первая, самая высокая волна эстрадобоязни, пока не пройдет психическая скованность – о подлинно творческом самочувствии можно и не мечтать. В этот момент вполне вероятны какие-то неточности, помарки, технические погрешности. Процент «брака», как правило, прямо пропорционален уровню волнения. Поэтому очень важно научить ребенка адекватно, без паники реагировать на случайную помарку, неточность, сбой в начале выступления. Главное, чтобы это не выбило из колеи. Виктор Третьяков замечает по этому поводу: «Главное здесь не растеряться. Выпутаться, выкарабкаться, побыстрее проскочить неудавшееся место. У меня в подобных обстоятельствах всегда возникает ощущение внутреннего противодействия: нет, не поддамся этой неудаче, не дам себя сломить нелепой случайности».
Необходимо подготовить ребенка к возможному психологическому дискомфорту, научить преодолевать его. У ребенка должно быть право на случайную неудачу. Зачем лишать его совершенно человеческого права сделать что-то лучшее, а что-то нет? «Сделаю все, что смогу, а там уже как получится» – такая внутренняя ориентация приносит большое психологическое облегчение. У ребенка возникает ощущение свободы, независимости. Дав себе право на относительную неудачу, он тем самым фактически открывает себе путь к удаче. Одному известному пианисту помогла справиться со сценическим волнением случайно оброненная кем-то фраза: «А ведь не было в истории ни одного великого артиста, который хотя бы раз в жизни не провалил бы с треском своего выступления...».
Задача ребенка не только в том, чтобы отрешиться от волнения, избавиться от него, необходимо обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым, превратить разрушительные процессы – в созидательные. В конце концов стресс для артиста, что яд в медицине: в определённых дозах лечит, в чрезмерно больших – губит. И тут решающее значение приобретает вопрос о причинах волнения. Неодинаковы психологические корни волнения, его мотивы, отсюда и различия в эмоциональной окраске волнения. Принципиально важно в данном случае – что представляет собой доминирующий мотив деятельности. Или это желание утвердить ценность своей личности, своего «я» (ориентация на себя) или стремление достичь чего-то творчески интересного(ориентация на творческий процесс). Разумеется, это всего лишь схема. В реальной жизни подобные крайности встречаются редко. К тому же эти ориентиры могут меняться в ходе внутренней эволюции человека.
Говоря о волнении нельзя не учитывать сам тип нервной системы. Сильна она или слаба от природы, устойчива или неустойчива, легко возбудима или уравновешена – фактор немаловажный. Но, однако, для всех первостепенное значение имеет внутренняя позиция, мотивационная установка, у детей обычно неосознаваемая. Себялюбцы волнуются сильнее, острее, мучительнее.
Во многом внутреннее самочувствие ребенка на сцене определяется тем, к кому он мысленно обращается во время исполнения. Г.Кремер высказался следующим образом: «Я думаю, что нельзя любить все человечество: когда собеседник – весь концертный зал, то, наверное, видишь только себя в глазах зала, любуешься собой, что считаю опасным. Мой слушатель – это собеседник, как и в жизни, человек близкий, тебя понимающий, человек, с которым говоришь на одном языке...».
То, что лучше апеллировать во время выступления к какому-то одному «своему» слушателю – иногда реальному, а иногда придуманному – подчеркивали многие мастера сцены.
Психоневролог В.Леви рекомендовал некой исполнительнице, жаловавшейся на панический страх во время концертов: «Сочините себе слушателя любящего, верящего, обожающего. Когда будете выступать, берите его с собой. Играйте только для него одного...».
Установки, ценностные ориентации во время исполнения у ребенка могут быть самыми разными, в зависимости от его характера, возраста, от конкретной ситуации. В любом случае важно, чтобы ребенок задумался об этом, задал себе какие-то вопросы, попытался сознательно ответить на них. Каким бы ни был внутренний настрой, он должен, в конечном счёте, облегчить душевное состояние ребенка, освободить его от психологического дискомфорта. Очень важно, чтобы ребенок относился к выступлению на концерте не как к испытанию или к экзамену. Это, прежде всего, для него должен быть праздник. А если это действительно праздник, то всё вокруг сразу меняет свою эмоциональную окраску.
Творческий процесс становится таким, каким ему и положено быть – светлым и радостным.
Ребенок по-разному делает что-либо в зависимости от того, «хочется» или «надо» это делать. «Хочу», как правило, раскрепощает, освобождает. «Надо» многих сковывает, угнетает. «Хочу» – как особое психологическое состояние, сориентировано на процесс, на «делание», а не только на практический результат. Оно стимулирует у человека такое качество, как уверенность в себе. Состояние «надо» сопровождается сомнениями, различными отрицательными переживаниями. Особенно когда ребенку внушают, что это очень надо, надо во чтобы то ни стало. Сразу возникает вопрос – «А вдруг не сумею, не смогу?». Беспокойство, мнительность от этого только усиливается, поэтому особенно важно, чтобы педагог при необходимости умел превращать «надо» в «хочу», тем самым не разрушая творческий процесс, не нарушая атмосферу праздника.
Уверенность в себе, в своем даровании во многом определяет результативность творческой деятельности. Шопен наставляет своих учеников: «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше». Есть дети, которые такое счастливое свойство характера, как вера в себя, в свой талант, даруется от природы. Однако не меньше, если не больше, детей колеблющихся, сомневающихся, страдающих разного вида комплексами. Работа с такими детьми протекает особенно трудно и неровно: удачи у них перемежаются неудачами, которые влекут за собой душевные процессы.
Однако слабость нервной системы, психастенический склад натуры не всегда помеха обучению. Дети, именуемые невротиками, обычно крайне чувствительны к внешним воздействиям. У них живое, отзывчивое, быстро возгорающееся воображение, чего часто лишены дети с устойчивой нервной организацией. Характерно для таких детей богатство эмоциональной нюансировки, неожиданность ассоциативных связей. Они реже попадают под власть штампа.
Хорошо, когда рядом с таким ребенком есть кто-то, способный приободрить его, поддержать. К сожалению, это не всегда получается, поэтому подготовка такого ребенка к эстрадному выступлению должна обязательно включать в себя освоение им основных приёмов аутотренинга. Говоря в общих чертах, аутотренинг складывается из трех основных компонентов: нормализации дыхания, произвольного расслабления мышц и словесно-образных внушений. Известно, например, какое большое значение для всей жизнедеятельности человека имеет хорошо поставленное дыхание. Дышать плавно, спокойно, размеренно ровно, значит во многом нейтрализовать разного рода стрессы, напряжения, зажимы. Концентрация на дыхании помогает справиться с излишним беспокойством, отделаться от навязчивых мыслей.
Не менее важны в общей структуре аутотренинга и приемы, направленные против мышечных «зажимов».
Освобождаясь от мышечных напряжений мы, тем самым, освобождаемся и от напряжений нервно-психических. Кому не приходилось наблюдать, как пианист, устроившись на стуле, слегка поводит плечами, шеей, головой, потряхивает кистями рук. Полная мускульная свобода ему нужна не только для того, чтобы было удобнее играть в чисто физическом отношении, но и для того, чтобы раскрепоститься эмоционально, быть готовым к творчеству. Упорядочение дыхания, операции связанные с расслаблением мышц, все это, в общем, достаточно элементарно и доступно детям любого возраста. Следующая ступень аутотренинга связана с саморегуляцией, самокоррекцией внутреннего состояния. Книги по аутотренингу или консультации у психотерапевтов помогут подобрать определенную формулу самовнушения. Этот подбор очень индивидуален, все тут в высшей степени субъективно и неповторимо. Главное, это понять, что все в аутотренинге носит сугубо творческий характер. Все самое важное в искусстве саморегуляции открывается в личном опыте. Существует множество различных работ по технике самовнушения. Среди авторов назовём в первую очередь И.Шульца, В.Леви, М.Бурно. Конкретные приемы аутотренинга и вся система психической саморегуляции основана на естественных, присущих каждому человеку психофизиологических процессах и состояниях. Большинство психотерапевтов подчеркивают, что благодаря самовнушениям, человек становится самим собой в истинном смысле этого слова. Подводя итоги вышесказанному, можно обнаружить определённые закономерности, некие правила, следуя которым можно научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние на сцене. Это:
- основательность и тщательность предварительной подготовки. Причем важна не только профессионально-техническая сторона дела, но и существенно самосознание, что все в ходе домашней работы сделано по «максимуму» – это успокаивает;
- предварительная неоднократная обыгранность концертной программы в условиях менее обязывающих, в ситуации не являющейся экстремальной, но приближенной к таковой;
- необходимо уделять внимание внутреннему самочувствию ребёнка, вмешиваться очень деликатно, профессионально в процессы, протекающие в сфере психического, не пускать их на самотек. Научить ребенка распознавать реакции своего организма на различные ситуации, на те или иные приемы воздействия. То, что помогло хотя бы один раз должно браться на «вооружение», внедряться в практику. Но лучше всего излечивает от эстрадоболезни успех. Меняется самооценка ребенка, укрепляется доверие к себе. Важно научить ребёнка вести счет своим удачам, а не промахам, опираться на воспоминания о своих успехах в трудные минуты.
Различные виды сценического исполнения, в том числе и музыкальное, требуют большой подготовки, мастерства и владения способами максимального раскрытия возможностей исполнителя.
Для правильного построения сценического выступления нужно определить особенности личности исполнителя. Воспитание исполнительских качеств, прежде всего, подразумевает заботу об эффективности деятельности исполнителя, которая в свою очередь ставит задачу психологической подготовки исполнителя к выступлению на сцене.
Проблема адекватного поведения на сцене порождена непосредственной исполнительской практикой. В среде музыкантов-профессионалов эта проблема рассматривается с конца 17-го века. Она включена многими методистами в свои работы о воспитании музыканта.
И сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и значима для множества исполнителей на различных инструментах, педагогов, учеников, т.к. именно психологические подходы к ее решению недостаточно разработаны и не систематизированы.
Многие факты из истории исполнительского мастерства подтверждают, что даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его прошлого опыта или мастерства, но и от того, что происходит с субъектом до начала исполнения, от его способа реагирования на сценическую ситуацию, которая всегда остается повышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие исполнители нуждаются в коррекции неправильного сценического поведения. Такие симптомы, как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса или слуха, неспособность сосредоточиться на исполнении произведения, просто боязнь выходить на сцену, являются основными проявлениями синдрома сценического волнения. Все они требуют серьезного подхода, анализа проявлений этих неприятных явлений, коррекции или замены такого поведения на сцене более подходящими и адекватными статусу артиста. Исследованию данной проблемы, а также разработке способов практического применения, направленных на ее решение, и посвящена данная работа.
Человек изначально, от Природы, является творческой личностью. Таким он создан, такова его сущность и ребенок лучшее тому доказательство. Стремление к осуществлению заложенных в организме творческих программ и возможностей – главная движущая сила развития ребёнка. Само это стремление имеет инстинктоноидную природу и присуще человеческому роду вообще. Трудности начинаются, прежде всего, по нашей собственной вине, поскольку грубо попираются какие-то фундаментальные, основополагающие нормы и правила работы с детьми. Психика ребенка противится любому произволу, насилию над ним. Существует как минимум три фактора, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают особо неблагоприятный фон для творческого обучения, ведут к нервному перенапряжению, срывам:
- больший объем материала, чем ребенку под силу;
- сжатые сроки освоения материала;
- обучение с жесткой установкой на успех, когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий – победный.
Поэтому, выбирая те, или иные приемы психологической подготовки необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ученика. Чтобы успешно воздействовать на то или иное эмоциональное состояние необходимо преподавателю с полным вниманием, ответственностью использовать все приемы, помогающие учащимся в преодолении сценического волнения.
Литература:
Л.В. Ламберд «Решение проблемы сценического волнения обучающихся».
Л.В.Выготский «Вопросы детской психологии».
Н. Голубовская «О музыкальном исполнительстве».
Ит П. Волков «Учим творчеству».
