ВЛАСЮК ОЛЬГА МАРКОВНА преподаватель высшей категории МБУДО «ДШИ им. Р.В. Сердюка» (г. Керчь). "Четырехрукий пианист"

ковисова виктория витальевна

ВЛАСЮК ОЛЬГА МАРКОВНА,  заведующая отделом "фортепиано"  музыкального отделения,  преподаватель   высшей категории  МБУДО  "ДШИ им. Р.В. Сердюка"  участвовала в Регинальном методическом семинаре  (г. Феодосия,  Республики Крым), общая тема которого называлась «Актуальные проблемы ансамблевого музицирования в детской школе искусств».  Власюк О.М. содержательно и интересно представила подтему "Четырехрукий пианист", которая была представлена в сборнике докладов Регионального методического семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_suvenir_bramsa_dlya_sayta.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

И.о. Председателя Методического Совета МБОУДОД

«ДШИ им. Р.В. Сердюка»

_______________ Л.А. Шалова

Протокол № 4 от 13.01.2016г.

МБОУДОД «ДШИ им. Р.В. Сердюка»

г. Керчь, республика Крым

(ул. Войкова, 30)

Ковисова Виктория Витальевна – заместитель директора по УВР

Концертмейстер высшей категории

Преподаватель первой категории

Власюк Ольга Марковна – заведующая отделом фортепиано

Старший преподаватель высшей категории

2016 год

Республика Крым

Региональный методический Семинар

«Актуальные проблемы

ансамблевого музицирования

в детской школе искусств»

Тема доклада:

«Четырёхрукий пианист»

Б. Пастернак: «Мне Брамса сыграют,

 я вздрогну, я сдамся…»

В одном из российских городов у входа в филармонию провели  блиц-опрос среди посетителей зала перед концертом: «Каких венгерских композиторов они могут с ходу назвать?». Один из каждых 10 посетителей, а то и   несколько называли Брамса, видимо, имея в виду, его знаменитые «Венгерские танцы». Когда давали время на раздумье, то посетители соображали, что Брамс был вовсе - не венгр, а немец. Но это так, для настроения  …

Итак, у немецкого композитора Иоганнеса Брамса есть сочинение для фортепиано в 4 руки под названием «Русский сувенир» (в других вариантах перевода оригинального названия Souvenir de la Russie – «Воспоминания о России»). Оно состоит из нескольких «неуловимых», ритмически сложнейших фантазиях на темы популярных русских народных песен и городских романсов. Долгое время считалось, что пьес в этом сборнике - пять, но выяснилось, что есть и шестая, а вернее сказать - первая. Из советского издания 1978 года она чудесным образом «исчезла» - как будто и не было ее никогда!

Пьеса эта - виртуозная фантазия на тему дореволюционного Гимна России – «Боже, Царя храни!», сочинение  князя Алексея Федоровича  Львова. И, конечно же, Брамс, со свойственным ему мастерством и остроумием, любовью к венгерским мотивам, вставил туда же «Ракоци-Марш» - музыкальный символ борьбы венгерского народа за независимость. Видимо, в молодые годы русский гимн вдохновлял Иоганесса на такое творчество, как попурри.

 Интересно, что побудило редакторов советского издания «сократить репертуар» данного сборника? Может быть, боязнь быть обвиненными в «пропаганде царизма». А может и другая причина: на тот момент в истории СССР происходили, так называемые, венгерские события, и венгерский гимн «Ракоци-Марш» вызывал  ненужные ассоциации.

 В дневнике композитора Хойбергера (1895 г.) можно прочесть следующее: «Брамс говорил мне, что он отлично знает русскую оперу, так как в юные годы сделал множество попурри на этом материале».

Шесть фантазий на русские песни для фортепиано в 4 руки были опубликованы в 1851 г. в Гамбурге издателем А. Кренцем, как опус №151, принадлежащему некому Г.В. Марксу. В результате музыковедческого исследования,  в 1971 г. пришли к заключению, что их сочинил юный Брамс. Было ему тогда всего 18 лет.

Зачем он это сделал, скрывая свое имя? Сейчас трудно угадать. Во всяком случае, авторства своего в дальнейшем  он не раскрывал.

Лишь спустя 120 лет музыковед Ласло Леснан исследовав «Русский сувенир», пришел к выводу, что его автором был Брамс. Однако, авторство Брамса сборника в 4 руки «Русского сувенира» или «Воспоминание о России», до сих пор, до конца не доказано, исследователи творчества композитора - нет, нет и возвращаются к этой теме. Под именем Брамса ансамбли для фортепиано «Русский сувенир»  были впервые опубликованы гамбургским издательством «К. Д. Вагнер» в 1971г.

Данный сборник ансамблей  рекомендован для исполнения учащимися старших классов музыкальных школ и предоставляет возможность познакомиться с образцами русской музыки прошлого столетия, которые в обработке Брамса засверкали новыми гранями.  П. И. Чайковский: «Он красив красотою русского барина». Думаю, П. И. Чайковский имел ввиду широту русской души.

Сборник «Воспоминание о России» состоит из 6 пьес:

«Национальный русский гимн А. Львова», «Коса», романс Алябьева «Соловей», песенка Н. Титова «Ветка»,  романс А. Варламова  «На заре ты ее не буди», цыганская песня «Вот на пути село большое».

Существует лишь один музыкальный инструмент, на котором можно играть вдвоем - это фортепиано. Елена Сорокина: «Вообще считаю, что фортепианный дуэт - самый трудный из всех возможных типов дуэта, из-за того, что в нем, наиболее явным образом, заметны различия в манере игры исполнителей».

В тоже время, именно игра двух пианистов на одном инструменте, может раскрыть, более полно, всю насыщенность рояльной фактуры, его регистров и тембров. «За роялем вдвоём. Елена Сорокина и Александр Бахчиев» — книга М. Прялухиной о знаменитом фортепианном дуэте. «Они были одними из первых, рискнувших вынести на «большую сцену» произведения для домашнего салонного музицирования, — пишет автор. — Риск был велик, ведь даже среди профессиональных музыкантов бытовало мнение о «несостоятельности» жанра фортепианного дуэта: «Какое жалкое зрелище представляют собой два пианиста, если они сидят на эстраде большого концертного зала за одним роялем и толкают друг друга локтями. Это — для глаза. А для ушей четырехручная игра в концертном зале тоже малопривлекательная по причине звукового однообразия», — так писал выдающийся и замечательный пианист А. Иохелес». Но, фортепианный дуэт Бахчиев — Сорокина смело ринулся в плавание против течения и победил.

Огромное значение приобретает единство приемов звукоизвлечения, педализации, стремление двух партнеров изобразить одного, «четырехрукого пианиста».

«Настоящий ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе»- Елена Сорокина, так как «пианисты овладевают своим мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно возможной форме работы».

Любой концертирующий фортепианный дуэт имеет свою систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем, такие жесты должны быть практически незаметны публике.

 Камнем преткновения для начинающего ансамбля может стать непривычное расположение инструментов.

Так, обычно рояли стоят рядом друг с другом, и исполнители привыкают к определенной системе коммуникации. При такой постановке инструментов развиваются "чувство локтя", "боковое зрение"; для совместного вступления порой достаточно оказывается еле слышного вздоха. На конкурсах же используется иной способ расстановки роялей – «валетом». Такая  расстановка доставляет поначалу большие трудности, на устранение которых требуется не одна репетиция.

С особыми трудностями сталкиваются музыканты при игре в четыре руки на одном фортепиано. По мнению Е.Г. Сорокиной «близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству», и с ним трудно спорить. Но такое единство возникает в том случае, когда партнеры имеют немалый опыт в музицировании подобного рода, в противном же случае у партнеров подчас возникает желание подвинуть коллегу, опасаясь удара локтем в «солнечное сплетение». Кроме того, большую трудность при игре в 4 руки представляет педализация, так как пианист, исполняющий вторую партию, часто должен педализировать первую партию в собственной паузе.

Синхронность звучания - один из главных показателей качества ансамблевой игры. Особую трудность представляет совместное rubato, органично и адекватно соответствующее авторскому тексту. Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были совместно прочувствованы, выверены и отработаны исполнителями еще до концертного исполнительства.

К исполнению двухрояльного репертуара в последнее время предъявляется требование игры наизусть. Так, на Международном конкурсе фортепианных дуэтов в Майами обязательно исполнение двух концертных программ и концерта для двух фортепиано с оркестром на память, при этом программа в 4 руки может исполняться по нотам.

При концертном исполнении произведений в четыре руки не последнюю роль играет умение грамотно переворачивать страницы. Как часто выступление бывает загублено от недостаточного внимания в домашней работе к этому, казалось бы, малозначительному компоненту дуэтной игры!

Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на исполнителей не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность, как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта «сближают души быстрее, чем любые слова», нужно отнести и к дуэтам  И. Брамса, которые прекрасно иллюстрируют эту мысль.

«Сочинять не так уж трудно, труднее всего - зачеркивать лишние ноты» - Иоганнес Брамс.

Литература:

  1. Е. Сорокина «Фортепианный дуэт».
  2. М. Прялухина «За роялем вдвоём. Елена Сорокина и Александр

 Бахчиев».