Открытый урок ФГОС 5 класс Тема: " Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Бабич Светлана Александровна

Урок в рамках ФГОС, предмет музыка 5 класс,по программе Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок 21.12.2015 г.

Тема урока: "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет". 5-й класс

Бабич Светлана Александровна, учитель музыки

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с жанром балета на примере балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
  2. Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы. Научить различать особенности жанров.
  3. Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к танцевальному виду искусства.
  4. Приучать к самостоятельной оценке собственной деятельности и научить оценивать деятельность других.

Оборудование: компьютер, мультимедийный монитор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, рабочая тетрадь, раздаточный материал – сравнительные таблицы, презентация на тему «Балет».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Что такое балет?
  3. История рождественской сказки.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие  «Здравствуйте, ребята!  

2. Сегодня мы продолжим путешествие в музыкальный театр.

У. Какую тему мы проходили на прошлых уроках? Какой жанр?

Д. В музыкальном театре. Опера.

У. Какую оперу смотрели?

Д. «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

У. Какой музыкальный жанр исполняется в музыкальном театре на равне с оперой?

Д. Балет.

У. Как будет звучать наша тема сегодня?

Д. В музыкальном театре. Балет.

У. Правильно. Тема урока - «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» (слайд 1). Наверное, вы хотя бы раз были в театре и смотрели балетный спектакль.

У. Как может звучать цель нашего урока? Можно ли сравнить эти два жанра?

Д, Да. Мы можем узнать, что отличает и что общего у этих двух жанров?

У. Сегодня вы продолжите знакомство с музыкальными жанрами, их происхождением, что означает либретто в балетном спектакле, какие произведения литературы являются основой сюжета сценического произведения. Также вы узнаете историю Рождественской сказки, послушаете музыкальные фрагменты балета П.И. Чайковского  «Щелкунчик», узнаете историю первой постановки этого спектакля и имена выдающихся артистов балета, исполнявших этот балет для зрителей (слайд2). В конце урока вы сами сможете ответить на вопрос: что такое балет и чем он отличается от оперы? (слайд 3).

У. Сейчас я вам раздам таблицы, которые вам нужно будет заполнить, вспомните тему прошлого урока, что помните о жанре Опера, и запишите во вторую колонку то, что вы узнаете о новом  жанре Балет.

Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Это зрелищный, музыкально - театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургию (слайд 4).Эти виды искусств подчинены хореографии - искусству красивых танцевальных движений.

5 октября 1581 года считается днём рождения балета. В этот день в Париже впервые был впервые разыгран спектакль в танцах (слайд 5). Каждый год, отмечая день своего рождения, Балет обязательно приглашает своих верных друзей. Давайте мы вместе подумаем, кто приходит на день рождения к Балету.

АВТОР ЛИБРЕТТО или ЛИБРЕТТИСТ. Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история (слайд 6).Обычно либретто пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист (слайд 7). Автор сюжета пишет проект будущего танцевального спектакля, намечает характеры героев, их взаимоотношения.

КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку. пишет балетную музыку на основе либретто (слайд 8). Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета (слайд 9). Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.

БАЛЕТМЕЙСТЕР - мастер балета или тот, кто пишет или сочиняет танец (слайд 10).Либреттист пишет сценарий языком слов, композитор - языком звуков, балетмейстер расскажет историю языком движений и жестов (слайд11).

Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа ( слайд 12).

В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).

БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре! (слайд 13).

Антре (франц.- выход) - в средние века в Европе появление в пиршественном зале маскированных персонажей, сопровождавшееся песней, инструментальной пьесой, танцем, инсценировкой. В нынешнем балете антре - красивое вступление в больших танцевальных эпизода ,сценах (слайд14).

В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).

Кордебалет (франц. corpsdeballet-личный состав) - коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Роль кордебалета аналогична хору в опере (слайд 15).

Пуанты (от франц. рointe- острие, кончик) обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твёрдый носок, чаще изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами. Танец на пуантах – один из основных элементов женского классического танца (слайд 16).

В 20 веке появился танец модерн. Танец модерн - одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце 19- начале 20 века в США и Германии (слайд 17).

ХУДОЖНИКсоздаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия (слайд 18). 

ДИРИЖЁР И МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА выполняют важную роль в балетном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, идеи балетмейстера, подчеркивает индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен. Музыканты играют под руководством дирижёра (слайд 19). Музыка, записанная для оперы или балета, называется партитурой.

Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального (в том числе инструментального) произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец (слайд 20).

У. Теперь просьба, объединиться в группы , 6 групп и назначить в своей группе главного, того, кто будет диктовать группе правильные ответы из учебника. Содержание на стр. 4. Нужно ответить на вопрос под № 8 в ваших таблицах. Найдите три названия балета и композиторов, выписать под диктовку в тетрадь. Команда, выполнившая задание первыми, сразу получает пятерки в журнал.

 У. Поднимите руку, все ли заполнили сравнительную таблицу жанров?

Давайте проверим, поменяйтесь листочками с соседом, карандашом отмечайте правильные ответы и дописывайте ответы, где их нет. На слайде – правильные ответы.

В конце урока сдайте свои тетради и вложите в них свои таблицы.

А теперь, давайте посетим виртуальный театр и посмотрим фрагменты из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. На странице 62, прочитайте содержание.

( фрагменты из балета 12 минут)

У. Теперь ответьте на вопрос-цель урока? Что общего и что отличает эти два жанра? Какой жанр вам понравился более всего? И чем? Какое настроение у вас после просмотренного произведения? В тетрадке напишите ответы и в конце, если понравилось, нарисуйте смайлик с веселой улыбкой, если нет – с грустной.

У. Просьба, сдать тетради с таблицами. Оценки вы узнаете на следующем уроке.

У. В заключение исполним песню. В какое время года происходит история о Щелкунчике, и на какой праздник? Когда происходит волшебство, и все получают подарки?

Д. Рождество и Новый год!

У. Правильно! Споем веселую новогоднюю песенку!

У. Урок закончен. Спасибо за урок, вы хорошо потрудились. До свидания, ребята!  



Предварительный просмотр:

Вопросы:Самостоятельно ответьте на 7 вопросов. Вопросы  8, 9 работа в ГРУППАХ.

ОПЕРА-(перевод:

БАЛЕТ-(перевод:

  1. Кто руководит симфоническим оркестром?
  2. В каком веке появились данные крупные музыкальные жанры?
  3. Как называется краткое литературное содержание сюжета музыкального произведения? перевод: «книжечка». На букву «Л»
  4. Как называется постановщик музыкального спектакля или фильма?
  5. Как называется музыкальное вступление? На букву «У»
  6. Кто танцует или поет на сцене «массовку», «народ» и т.д.?
  7. Как называется исполнитель сольной партии?
  8. Выписать из учебника название балетов и опер (по 3 названия.)
  9. Вывод: что общего и что отличает эти два жанра?
  10. Какой жанр Вам больше всего нравится?

Дирижер

В Италии 16-17 вв.

Либретто

Режиссер

Увертюра

Хор

Солист

«Иван Сусанин» Глинка

«Руслан и Людмила» Глинка

«Садко» Римский -Корсаков

Дирижер

В Италии 16-17 вв.

Либретто

Режиссер

Увертюра

Кордебалет

Солист

«Золушка»Прокофьев

«Спящая красавица»Чайковский

«Щелкунчик»Чайковский

«Петрушка»Стравинский

«Гаяне»А.И.Хачатурян

Вопросы:Самостоятельно ответьте на 7 вопросов. Вопросы  8, 9 работа в ГРУППАХ.

ОПЕРА-(перевод:

БАЛЕТ-(перевод:

  1. Кто руководит симфоническим оркестром?
  2. В каком веке появились данные крупные музыкальные жанры?
  3. Как называется краткое литературное содержание сюжета музыкального произведения? перевод: «книжечка». На букву «Л»
  4. Как называется постановщик музыкального спектакля или фильма?
  5. Как называется музыкальное вступление? На букву «У»
  6. Кто танцует или поет на сцене «массовку», «народ» и т.д.?
  7. Как называется исполнитель сольной партии?
  8. Выписать из учебника название балетов и опер (по 3 названия.)
  9. Вывод: что общего и что отличает эти два жанра?
  10. Какой жанр Вам больше всего нравится?



Предварительный просмотр:

ОПЕРА-(перевод: итальянское слово, труд, дело, сочинение.

БАЛЕТ-(перевод: слово французского происхождения, а с латинского языка – Ballo – ТАНЦУЮ.

1. Дирижер

2. В Италии 16-17 вв.

3. Либретто

4. Режиссер

5.Увертюра

6. Хор

7. Солист

8.«Иван Сусанин» Глинка

«Руслан и Людмила» Глинка

«Садко» Римский –Корсаков

9. Главное отличие : в опере в основном поют.

Домашнее задание:

Выписать 5 известных русских оперных певцов и 5 известных балерин и танцоров.

1.  Дирижер

2. В Италии 16-17 вв.

3.  Либретто

4. Режиссер,Балетмейстер

5. Увертюра

6. Кордебалет

7. Солист

8. «Золушка»Прокофьев

«Спящая красавица»Чайковский

«Щелкунчик»Чайковский

«Петрушка»Стравинский

«Гаяне»А.И.Хачатурян

9. Главное отличие : в балете только танцуют.