Формы работы и содержание уроков в донотный период обучения игре на баяне.

В донотный период, длящийся ориентировочно от двух недель до двух месяцев, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности  дальнейших занятий с учащимся. На мой взгляд, донотный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшая музыкальная судьба ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_gabdrahmanov_t.d.docx42.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чунская детская музыкальная школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

Формы работы и содержание уроков в донотный период обучения игре на баяне.

Разработчик: преподаватель

по классу баян/аккордеон

МБУ ДО «Чунская ДМШ»

Габдрахманов Т.Д.

р.п. Чунский 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………. 3
Основная часть: 
     1. Первая встреча с учеником………………………………………………. 4
     2. Примерный план первых уроков………………………………………… 6
     3. Работа с ритмом…………………………………………………………... 8
     4. Подбор по слуху и транспонирование……………………………………9
     5. Игра в ансамбле…………………………………………………………... 10
Заключение……………………………………………………………………… 13
Список литературы……………………………………………………………... 14

Введение

В донотный период, длящийся ориентировочно от двух недель до двух месяцев, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности  дальнейших занятий с учащимся. На мой взгляд, донотный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшая музыкальная судьба ребёнка.

За последние года мне пришлось много работать с первоклассниками. Приходилось делать набор учащихся, формировать класс. В первый год работы на новом месте мой класс составляли 9 новичков, большая часть которых понятия не имела, чем они будут заниматься в музыкальной школе. Некоторые из ребят поступили учиться из любопытства,  кто то «за компанию» с первыми, другие от скуки и т.д.   За те два месяца, что традиционно отводятся на донотный период, предстояло успеть приобщить моих новичков к музыкальной культуре и вот тут то и пришлось применить все моё человеческое обаяние, проявить фантазию. находчивость и имеющиеся в арсенале знания о работе с начинающими, которых оказалось не вполне достаточно. Особенно сложной для меня показалась  работа с учащимися младшего школьного возраста. Семилетний Роман постоянно отвлекалася, жаловалася на усталость, выдвигал свои требования, одним словом не желал вступать в содружество «учитель-ученик», а восьмилетний Кирилл и двух нот связать не желал, только вертится на стуле, посматривает на часы и спорит по каждому поводу.

На помощь мне приходят методические работы таких авторов как А.Д.Лазарева (Пособие для преподавателей детей и родителей «Учимся играя»), В.Кузин (методическое пособие «Доинструментальный период»), Т.А. Рокитянская (методическое пособие «Воспитание чувства ритма»), Р.Н Бажилин («Школа игры на аккордеоне»), В. Семёнов (Современная школа игры на баяне»), В.В.Ушенин (Школа художественного мастерства баяниста») и др.

Объединив взаимодополняющие друг друга методические указания вышеназванных авторов, и адаптировав их применительно к баяну я получил ту структуру урока, которая решила проблему утомляемости, сделала процесс обучения увлекательным занятием.

Основная часть

1. Первая встреча с учеником

Часть первых уроков я провожу в форме коллективного занятия. Такая форма работы даёт мне неограниченные возможности моделирования игровых ситуаций, естественно раскрывающих индивидуальные особенности учеников. Ещё будучи концертмейстером на уроках ритмики я отмечал, что детям очень нравится совместное творчество: учащиеся очень быстро раскрепощаются, ярко проявляют свои способности, с удовольствием выполняют задания педагога и стремятся выполнить эти задания как можно лучше.

На первое занятее я, как правило, приглашаю всех своих первоклассников.

А знакомство у нас проходит следующим образом. Мы усаживаемся  в кружок, и я предлагаю ответить моим первоклашкам на несколько вопросов и заранее задаю их. Вопросы могут быть следующего плана – Как тебя зовут, сколько тебе лет, чем  ты больше всего любишь заниматься, нравится ли тебе слушать музыку и т.д.

Далее я пропеваю эти вопросы  под музыку, предлагая попробовать ответить мне также нараспев. Некоторые дети стесняются, но обязательно найдётся смельчак, который попытается выполнить моё задание, ну а уже за ним включаются все остальные. Если ученик затрудняется, выполнить задание или не может точно воспроизвести мелодию, мы не отчаиваемся и выполняем его вместе. Постепенно скованность исчезнет, а голосовой аппарат разовьётся.  Это упражнение я провожу до конца донотного периода. Благодаря ему учащиеся привыкают к пению на уроке  (позже его заменит сольфеджирование) как к естественно необходимой  форме работы.. Музыкальный язык неизменно связан с речью и конечно же пением. Если учащийся не в состоянии воспользоваться данным им самой природой  голосовым аппаратом, то каким образом он сможет произнести что-либо ясное или даже просто вразумительное языком музыкального инструмента. Таким образом, уже в донотный период  создаются предпосылки для овладения приёмами артикуляции. Для исполнителя важно понятие “дыхания”. Баян - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные “легкие” – мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В “Современной школе игре на баяне” В.Семенова даются упражнения на “дыхание” инструмента. Предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений (“Спокойный ветерок”, “Маленькая буря”, “Спокойное дыхание”, “После бега отдохнем”).

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из легких пьес, детских песенок, народных попевок и т.д., которые понятны ученику и не очень сложны в исполнении: Д.Самойлов “ 15 уроков игры на баяне”, Р.Бажилин “Школа игры на баяне”, Хрестоматия игры на баяне.Вып.2. Сост. А.Крылоусов, Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМШ. Сост. Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна) располагает к пению, аккомпанементу. Пение несомненно влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию у учеников интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемые на уроках сольфеджио. 

Реалии современной жизни (наличие в семье доступного количества бытовой техники, автомобили, мобильная телефонная связь, компьютеры, определенная возможность увидеть мир) накладывают отпечаток не только на взрослых молодых родителей, но и их детей. Перечисленное в целом развивает и положительно  влияет на личность маленького учащегося: расширяет кругозор, делает его отношение к окружающей действительности в определенном смысле раскрепощенным, прагматичным, но нередко и упрощенным. Многие из них, в начальном периоде обучения игре на музыкальном инструменте, психологически настроены научиться сразу и всему. Если желаемое не свершается, возникают определенные проблемы: нервозность, потеря интереса к музыкальным занятиям и, как следствие, оставление начатого дела.

Одним из вариантов исключения подобного сценария является быстрое приобщение ребенка к практическому музицированию с первого урока. После знакомства с устройством инструмента, осуществляем посадку за ним как рекомендует «Современная школа игры на баяне» В Семёнова. Как показала практика такая посадка, и постановка инструмента являются наиболее рациональными. 

В начале своей педагогической практики  на первом уроке я давал упражнение по косым рядам, которое даёт ощущение клавиатуры («Школа художественного мастерства» В.В.Ушенина) Однако потом отказалася от такой последовательности подачи учебного материала. Пока учащийся нащупывает клавиши, вырабатывается соответствующее туше.  Штрих легато без пальцевого подъёма, а учащиеся, как правило, опасаются отрывать пальцы от клавиатуры может оказаться причиной зажатия игрового аппарата. На первых занятиях учащиеся как правило ещё не могут контролировать степень прилагаемых усилий для нажатия клавиш. К ненужным зажимам может привести не только неправильная посадка за инструментом, но и излишнее усердие при нажатии клавиш. Важная роль преподавателя на начальном этапе обучения заключается в неустанном контроле за формированием навыка рационального передвижения рук по клавиатуре. Так же следует учесть, что весь начальный репертуар составляют песенки, считалки, прибаутки, исполняющиеся как правило, на одной-двух нотах штрихом нон легато, который более лёгок  в освоении.  В. Семёнов также в своей школе предлагает начинать работать над звукоизвлечением с игры пьес где применяется твёрдая атака звука (упр-е клаксон). Мы же после упражнений на меховедение  переходим непосредственно к игре на правой клавиатуре упражнения «Моё имя». Раздвигая мех, и одновременно нажимая  третьим пальцем ноту фа, ученик поёт по слогам своё имя. Первый слог приходится на разжим меха, второй - на сжим. Так как занятие у нас групповое, то каждый по очереди произносит на инструменте  своё имя, имена друзей и родственников. В выполнение этого упражнения можно внести элемент соревнования. Кто больше вспомнит имён, тот и победитель. В дальнейшей  работе я часто применяю этот игровой метод работы. Вопрос-ответ на инструменте, кроме вырабатывания навыка пальцевого замаха делает процесс обучения интересным, азартным, а самое главное творческим.

2. Примерный план первых уроков

Нередко приходится сталкиваться с мнением, что начинать заниматься на баяне лучше в более старшем возрасте, так как,  дескать, инструмент тяжёлый – «Нам его не потянуть». Тем не менее, педагоги скрипачи, пианисты начинают работать с детьми 4-5 летнего возраста, хотя занятия с малышами имеют одни и те же аспекты для преподавателей различных инструментов: подбор музыкального материала, методика проведения уроков, инструмент, позволяющий без чрезмерных усилий выполнять поставленные перед ребёнком задачи. Если все эти аспекты разрешимы, то обучение на баяне ребёнка младшего школьного возраста должно быть успешным.

Младшими школьниками считаются учащиеся 1-3 классов. Работая с младшими школьниками педагогу очень важно учитывать возрастные особенности: часто переключающееся внимание, быструю утомляемость, отсутствие музыкальных навыков. Они не умеют анализировать, им присуще яркая эмоциональность. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое. Слабость тормозящих процессов, внимание удерживается лишь 35 мин. Для них весь материал следует преподносить в форме игры. ТРУДНО: выполнять школьный режим; привыкнуть к официальным, нормативным взаимоотношениям; не умеют планировать, организовывать работу. Капризность, упрямство встречаются еще часто. Интересы не устойчивы, есть тяготение к эстетическим циклам: любят рисовать, сочинять. Психологи не советуют проводить занятия  музыкой  сразу непосредственно после занятий в общеобразовательной школе. Чтобы занятия музыкой приносили  радость и вдохновение ученик должен сделать как минимум двухчасовой перерыв перед посещением музыкальной школы. Таким образом, даже неправильно составленное расписание занятий становиться причиной отсутствия интереса к занятиям. 

На сегодняшний день мой урок у первоклассника младшего школьного возраста состоит из семи разделов.  

Примерный план первых уроков:

  1. Приветствие и создание творческого настроения
  2. Выполнение упражнений на меховедение и постановку исполнительского аппарата
  3. Проверка домашнего задания
  4. Выполнение ритмических упражнений
  5. Повторение пройденного и работа над новым нотным материалом, задание на дом.
  6. Транспонирование либо игра по слуху
  7. Игра в ансамбле

Свидетельством усвоения материала – уверенность и правильность исполнения. Добившись освоения одной задачи, мы переходим к другой. Всегда учитываю внимание и активность ученика. Если появляются признаки утомления,  переключаемся на другие виды деятельности или уменьшаем продолжительность урока - не следует перегружать ребёнка.

3. Работа с ритмом

На самых первых уроках я обращаю внимание ученика на музыкальный ритм. Организм человека живёт в ритме: дыхание, кровообращение (пульс), сон и бодрствование, ходьба, бег, жестикуляция, речь – всё это происходит в различных ритмах.  Ритм – это последовательное повторение какого-либо действия или движения. Ребёнок с ритмическими нарушениями бывает не способен к восприятию, к учению, к коллективной работе в классе. Словом переоценить значение ритма в жизни человека нельзя. Ритм может успокоить, возбудить, научить сосредоточению и расслаблению. Педагогу необходимо разбираться в ритмах, чтобы уметь владеть ситуацией на уроке и не нанести ущерба здоровью детей. Всегда надо помнить, что ритмические игры оказывают очень сильное воздействие на детей,  причём каждому возрасту соответствуют свои ритмы.

Основным ведущим принципом обучения ритму является образно-двигательный подход к различным ритмическим явлениям. Ну а если несколько первых уроков провести не в индивидуальной форме, а коллективной, то ритмические игры в группе будут отлично способствовать воспитанию у ребёнка таких качеств, как контактность, коммуникабельность, вырабатывают хорошую реакцию, внимание. 

На первых уроках с младшими школьниками мы выполняем следующие ритмические упражнения:

  • «Туда-сюда»-раскачивание
  • «Дон-Дон»-русская народная попевка
  • «У кота воркота»-колыбельная песня
  • «Ходит конь»-игровая хороводная песня
  • «Паровозик» круговая ритмическая игра
  • «Ритмическая ходьба» упр-е на освоение ритмического языка
  • «Дедушка и внук»- изучаем длительности
  • «Кто  взял»- круговая ритмическая игра.

Соответственно с учащимися более старшего возраста мы успеваем пройти за тот же период большее количество упражнений и рассматриваем более сложные ритмические комбинации. 

4. Игра по слуху

Многие педагоги начинают донотный период с подбора мелодий.  Этот процесс должен проходить на материале детских и народных песен  которые должны будут располагаться в порядке увеличения сложности  Они запоминаются ребенком и подбираются по слуху от разных клавиш  Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом  что способствует пониманию исполняемого произведения и облегчает ощущение метроритма и строения мелодии.  В процессе подбора ребенок вынужден отыскивать в ходе музицирования верную интонацию,  что наикратчайшей дорогой ведет его к обострению чувства высоты звука.

Часть ритмических упражнений, которые мы выполняем,  проводятся с баянным сопровождением, что  позволяет ученикам как можно больше слышать на уроке звучание инструмента. Многие попевки и песни можно параллельно использовать как учебный музыкальный материал. Замечаю, как завораживающе ритм и музыка многих фольклорных попевок  действует на детей. Многие родители отмечают, что и, придя домой, дети продолжают напевать запомнившиеся на уроке  мелодии. После работы над ритмом попевки, очень легко её подобрать на слух, а также транспонировать её

Например – работа над колыбельной песней «У кота воркота» проводится следующим образом. Под музыку колыбельной учащийся качает  воображаемых зверюшек. Качающее движение делается в разных вариантах: если качаем слона, то его движения будут крупными, широкими может быть на целую музыкальную фразу. Если мышонка, то можно делать частые движения, четвертями или даже восьмушками. Далее декламируем песенный текст, одновременно выстукивая ритм напева. Первый раз исполняем песню от клавиши  До. В медленном темпе с помощью обозначенной аппликатуры (2-4-3) проигрывается мелодия песни. Уподобляя восходящее движение образно-эмоциональному развитию, нисходящее – спаду, следует добиться осмысленности и целенаправленности интонирования. Добившись уверенного исполнения песенки с помощью традиционной аппликатуры, ученик осваивает другой аппликатурный вариант - 2-3-4. Транспонируем в тональность ре мажор и далее в ми мажор, используя поочерёдно три аппликатурных  варианта. Часто я предлагаю учащемуся подобрать один из аппликатурных вариантов дома самому. Важно, чтобы начинающий музыкант проявлял инициативу, самостоятельно выбирая удобный для него аппликатурный вариант и оптимальную позицию руки. Работу над пьесой можно разбить на два и более уроков.

Несмотря на то, что начальный период называется донотным, нотная грамота обычно даётся преподавателем с первых уроков. Я знакомлю учеников с нотным станом, нотными знаками, ключом «соль». Кроме этого мы учимся обозначать графически ритм. Первоначально мы маршируем под бодрую музыку и я объясняю, что шаги, которые мы выполняем можно записать палочками, и это будет началом постижения метроритма и его нотной записи. Определяем с учеником шаги в словах «лев», «слон», «тигр» - по одному шагу; «мама», «папа», «Таня» - два шага; «яблоки», «черешня», «апельсин» - три. После того как мы определились, что в стихотворении есть частые и редкие хлопки, ученику показываю запись:

П l П l П l П l

Фиксировать ритм на бумаге тренируемся до тех пор, пока ученик полностью не освоит графику ритмической записи.

Знакомство с белыми клавишами правой клавиатуры также начинается в донотный период. Для запоминания расположения звуков гаммы до мажор я обычно использую песенный материал. Каждой ноте соответствует своя песенка и характеристика. Материал преподносится следующим образом. Преподаватель исполняет попевку, а там, где встречается название ноты, учащийся исполняет её на клавиатуре. Получается небольшая сюита для совместного исполнения. Разучивая песенки  с учеником, я стараюсь обратить внимание на эмоциональность, художественность её исполнения. Исходя из содержания, исполняем песенки весело или грустно, ласково, мягко или маршеобразно и. п. Песенный материал позаимствован мной из мультфильма «До ре ми». Немного позже приступаем к освоению упражнения по косым рядам. Предварительно учимся  передвигать пальцы по двум соседним рядам различными парами пальцев, включая 1-2 (освоение третьей позиции) – упражнение называется «Гномики шагают». Когда цель достигнута и пальчики учащегося уверенно шагают по двум рядам вводим третий ряд. Далее осваивается и закрепляется игра во второй и третьей позициях

5. Игра в ансамбле

Мой педагогический опыт показывает,  что донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием. За счет насыщенного  богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения  исполнение становится более красочным и живым. Гармонический слух нередко отстает от мелодического.  Учащийся может свободно обращаться с одноголосием,  но в, то, же время  испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Замечала, что когда мы начинали работать по сборнику  Д.Самойлова «15 уроков игры на баяне» и пытались исполнять первые несложные ансамбли, учащиеся испытывали трудности именно во время совместного исполнения. Партия второго инструмента служила серьёзной помехой.  Воспроизводить многоголосие или  аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха.

Кроме игры в дуэте, я практикую игру на шумовых инструментах. Таким образом появляется ещё одна возможность закрепить навыки умения работать с ритмом. На коллективном занятии мы распределяем готовые партии с графическим изображением ритма, а после нескольких удачных исполнений меняемся ими.  

Заключение

Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание – это, прежде всего развитый интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем.

На этапе начального, общемузыкального образования ребёнок должен учиться подбирать по слуху, петь в хоре, импровизировать, слушать музыку с последующими комментариями, смотреть фильмы – спектакли и т.п.

К сожалению, чаще всего в музыкальную школу приходят  дети, не имеющие такую предварительную общемузыкальную подготовку. В связи с этим, к донотному периоду обучения предъявляются особые требования, так как он призван служить основой для дальнейшего всестороннего музыкального развития учащегося. Таким образом, применение разнообразных форм  работы на уроке не только оправдывает себя, но в большей степени является залогом дальнейшей успешной учёбы учащихся специального класса. 

Подобная методика проведения уроков в донотный период применяется мной последние 3 года, хотя надо отметить, что сформировалась она не сразу. Одной из педагогических проблем является  проблема индивидуального подхода в процессе обучения и, конечно же, приходиться учитывать индивидуальные особенности учащихся, следить за тем, чтобы материал усваивался ими легко и быстро. 

Хотелось бы отметить ещё один момент, оправдывающий применение подобной методики проведения уроков. У младших школьников костная система кисти  в большей степени состоит из хрящевой ткани, что не позволяет им совершать быстрые, а главное точные мелкие движения. Донотный период обучения, сочетающийся с нефорсированным постижением нотной грамоты и неспешным освоением двух клавиатур, позволяет адаптироваться учащимся к новой обстановке и ненавязчиво подготовить игровой аппарат к дальнейшей серьёзной работе. Почти все мои первоклашки младшего школьного возраста показали на академическом концерте хорошие результаты, двое   стали  «конкурсными» детьми. Несмотря на то, что в первом полугодии новички не имеют никакой отчётности, обычно к этому времени у нас бывает готов небольшой репертуарный багаж, и мы смело выступаем на всевозможных, школьных  и внешкольных концертах, чаще конечно в составе ансамбля.

Есть некоторые моменты, над которыми всё же мне ещё стоит подумать. На своих первых уроках я задаюсь целью, увлечь учащихся, прежде всего творческой  деятельностью и здесь такие серьёзные моменты как посадка, постановка исполнительского аппарата, работа над звукоизвлечением и интонированием как будто уходят на второй план. Бывает сложно переключить  учащихся с занятий, проходящих в игровой форме на серьёзную, требующую усилий и внимания работу.  

Как говорил К.Ушинский «Педагогика – «искусство самое обширное, сложное, самое необходимое из всех искусств – это искусство, опирающееся на данные наук. Музыкальная педагогика – это вдвойне искусство, вдвойне творчество, опирающееся на данные двойного ряда наук. Следовательно, здесь не должно быть ничего шаблонного, «застывшего» и мои записи не руководство к работе со всеми детьми, а лишь один из вариантов в подходе к обучению учащихся младшего школьного возраста игре на баяне.

Список  используемой литературы

  1. А.Д.Лазарева. Пособие для преподавателей детей и родителей «Учимся играя». 
  2. Кузин. методическое пособие «Доинструментальный период» 
  3. Т.А. Рокитянская методическое пособие «Воспитание чувства ритма»
  4. Р.Н Бажилин «Школа игры на аккордеоне», 
  5. В. Семёнов «Современная школа игры на баяне»
  6. В.В.Ушенин. «Школа художественного мастерства баяниста»