План - конспект открытого урока по теме: «Первоначальные навыки игры на выборном баяне»

Готово - выборный баян уже давно получил широкое распространение и признание. Ввиду того, что специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, именно вопросам начального её освоения и посвящен данный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx26.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Чунская ДМШ»

План - конспект открытого урока по теме:

 «Первоначальные навыки игры на выборном баяне»

с учащимся 1 класса Стаценко Никитой

 

Провёл:

 преподаватель по классу баян/аккордеон

МБУ ДО «Чунская ДМШ»

Габдрахманов Т.Д.

р.п.Чунский 2016 г.

Тема: первоначальные навыки игры на выборном баяне.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на выборном баяне.

Задачи урока: 
1. Обучающая: Формирование конкретного представления об особенностях выборной клавиатуры.

2. Развивающая: Развитие познавательного интереса, творческой активности в изучении и освоении выборной клавиатуры.

Преодоление трудностей, встречающихся в работе при освоении выборной клавиатуры баяна

3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, постановка инструмента.

Форма урока:  индивидуальная.
Технические средства:  Баян для ученика,  баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты.

Репертуарный план урока:

  1. Позиционные упражнения.
  2. Хроматическая гамма.
  3. Русские народные песни
  4. «Берёза» Е. Тиличеевой, «Охотник и зайка» Н. Потоловсский ,

«На льду» М. Красев.

  1. Русская народная песня «Ивушка» обр. Т. Салютринской,

 «Шарманка» М. Марутаев, «Этюд» Б.Барток

Оргмомент: приветствие присутствующим, представление ученика 1 класса Стаценко Никита. 


Введение

(вступительное слово учителя)

Вступительное слово учителя: Готово - выборный баян уже давно получил широкое распространение и признание. Ввиду того, что специфические особенности инструмента, отличающие его от баянов других конструкций, сосредоточены в левой выборной клавиатуре, именно вопросам начального её освоения и посвящен данный урок.

Ознакомление с левой выборной клавиатурой предполагает предварительное изучение основ игры на инструменте и приобретение определённых музыкально-теоретических знаний. Такая последовательность в обучении продиктована практическими выводами из методики обучения многих педагогов-баянистов. Целесообразность изучения выборной клавиатуры в музыкальной школе, т.е. на начальном этапе обучения очевидна, так как воспитание полноценного музыканта не мыслится без игры полифонии, крупной формы, оригинальной музыки для баяна, которую можно играть без искажений только на выборном баяне.

Общее правило постановки левой руки заключается в следующем: она согнута в локте и находится на таком расстоянии от корпуса баяниста, которое обеспечивает её свободное положение и чёткую работу пальцевого аппарата. Ладонь руки свободно прилегает к крышке баяна. Большой палец полусогнут, немного выступает за край корпуса баяна и при перемещении руки не меняет своего положения.

Во время движения меха на разжим 1-ый палец не должен упираться в крышку, так как это вызывает ненужное напряжение кисти руки. Плотно прилегающая к крышке баяна ладонь при сжиме меха может затруднять работу пальцев.

При игре на выборной клавиатуре пальцы левой руки совершают разнообразные движения, связанные с исполнением гаммаобразных последовательностей и коротких арпеджио. Каждому из этих основных видов техники соответствует определённое положение руки, обеспечивающее их свободное исполнение.

Ход урока:

  1. - Игра хроматической гаммы: знакомство с расположением клавиш на выборной клавиатуре начинаем с игры хроматической гаммы, так как она определяет основное положение руки и способствует освоению клавиатуры. Обратить внимание учащегося на то, что при игре гаммы двумя руками пальцы левой руки должны более упруго и чётко нажимать кнопки, так как пружины выборной левой клавиатуры несколько мягче, чем правой и чтобы уравновесить звучание обеих партий. Особенно при игре нот одинаковой длительности, необходимо нажимать клавиши на левой клавиатуре несколько более утрированными ударами пальцев.

-                         2-Игра упражнений для левой руки: упражнения, основанные на движениях 2- го, 3-го, 4-го пальцев по соответствующим рядам выборной клавиатуры, способствуют освоению 1-го положения руки. При котором кисть направлена вверх и находится выше запястья. 1-ый палец и ребро ладони составляют опору руки и во время игры свободно движутся по крышке корпуса баяна. Упражнения выполняются в умеренном темпе, с соблюдением указанной аппликатуры. Движение меха ровное, без толчков.Затем предложить учащемуся выразительно проиграть народные песни с простым ритмом и гаммаобразным движением мелодии. После этого переходим к игре двумя руками.

Исполнение пьес двумя руками одновременно - важный этап работы, основной целью которого является развитие у учащегося координации движений рук.

  1. - Игра пьес, где тематический материал излагается поочерёдно в партиях правой и левой руки: проиграть вдумчиво, выразительно, верной аппликатурой. «Берёза» Е. Тиличеевой, «Охотник и зайка» Н. Потоловсский , «На льду» М. Красев. В процессе работы над такими пьесами учащийся уже более тщательно контролирует работу правой и левой рук, добиваясь чёткого и выразительного звучания.
  2. - Исполнение пьес с одновременным изложением музыкального материала в двух партиях: приступая к работе над произведениями Русская народная песня «Ивушка» обр. Т. Салютринской, «Шарманка» М. Марутаев, «Этюд» Б.Барток необходимо внимательно разобрать партию каждой руки, уяснить ритмическое строение мелодии и обязательно уточняется аппликатура. После предварительной подготовки учащийся исполняет пьесу двумя руками. Его задача - добиться чёткой координации движений пальцев обеих рук, добиваемся синхронности движений пальцев, ровного, устойчивого темпа, работаем над разумным распределением движения меха, способствующему свободному исполнению и выразительному звучанию.

                                                 Анализ урока:
Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:

-учащемся в ходе урока были освоены основные положения левой руки при игре на выборной клавиатуре.
- четкость и ясность поставленных задач.
- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).
- активизация слухового контроля.
- самоанализ учащимся исполняемых произведений

Итоги урока: (выставление оценки)

Домашнее задание: продолжать работу над  упражнениями на гаммаобразные движения различными штрихами, продолжить работу над пьесами: Русская народная песня «Ивушка» обр. Т. Салютринской, «Шарманка» М. Марутаев, «Этюд» Б. Барток контролировать и отрабатывать координацию движений рук.

Заключение: таким образом на данном этапе обучения учащийся приобрел необходимые первоначальные навыки игры на выборной клавиатуре и может решать несложные музыкально-технические задачи. Игра на выборном баяне - неотъемлемая часть музыкального развития учащегося. Она воспитывает слух, веру в себя, умение создавать более расширенный музыкальный образ.

                            Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе, обладая невероятным магнетизмом и энергетикой. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой, слуховой чувствительностью, поэтому развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость лучше всего в детском возрасте, создавая тем самым фундамент музыкальной культуры личности как части его общей духовной культуры в будущем. И здесь огромное значение имеет урок специальности в музыкальной школе, если он соткан из эмоций, настроений и чувств, направлен на воспитание ребёнка, раскрытие не только технического, но и духовного, нравственного потенциала, на очищение и просветление его души.

Литература:

1. А.Сурков «Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне»

2. П.Говорушко «Начальный курс игры на готово-выборном баяне»

3. Ю.Акимов «Прогрессивная школа игры на баяне»

4. «Выборный баян» Педагогический репертуар для детских музыкальных школ составитель - В.Юрсаков