РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ БАЯН/АККОРДЕОН ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ 4 летний срок обучения

Программа по классу общего баяна разработана на основе традиционной методики обучения игре на баяне/аккордеоне в соответствии с действующими типовыми учебными планами.

Программа адаптирована для учащихся ДМШ. Суть адаптации заключается в том, что были пересмотрены некоторые требования по обязательствам учащихся и преподавателей. Так было слово «должен» заменено на «учащимся предлагается освоить». Немаловажную роль в этом сыграл многолетний опыт практической работы.

Так же в процессе адаптации были учтены следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, различные возрастные категории (7-16 лет), наличие либо отсутствие инструмента для домашних занятий. Актуальность разработки заключается в том. Что овладение игрой на инструменте способствует общемузыкальному развитию подрастающего поколения через формирование музыкальной культуры и практическое освоение законов музыкального искусства, как части духовной жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_instrument_bayan_akkordeon.docx109.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Чунская детская музыкальная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

БАЯН/АККОРДЕОН

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ХОРОВОГО ПЕНИЯ

4 летний срок обучения

р.п. Чунский2016 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по классу общего баяна разработана на основе традиционной методики обучения игре на баяне/аккордеоне в соответствии с действующими типовыми учебными планами. 

Программа адаптирована для учащихся ДМШ. Суть адаптации заключается в том, что были пересмотрены некоторые требования по обязательствам учащихся и преподавателей. Так было слово «должен» заменено на «учащимся предлагается освоить». Немаловажную роль в этом сыграл многолетний опыт практической работы.

Так же в процессе адаптации были учтены следующие факторы: индивидуальные особенности учащихся, различные возрастные категории (7-16 лет), наличие либо отсутствие инструмента для домашних занятий. Актуальность разработки заключается в том. Что овладение игрой на инструменте способствует общемузыкальному развитию подрастающего поколения через формирование музыкальной культуры и практическое освоение законов музыкального искусства, как части духовной жизни общества.

2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета составляет 4 года (с 1 по 4 класс). 

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

        На освоение предмета «Музыкальный инструмент Баян/аккордеон»  по учебному плану предлагается в форме индивидуального урока (1 ч.) 2 раза в неделю.        Программа предмета предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома инструмента. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. В среднем за год должно пройти около 68 уроков.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40  минут.

        Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент баян/аккордеон»

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области игры на баяне.

        

Задачи:

 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к музыкальному творчеству;

 владение основными видами баянной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на баяне с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

 развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом в рамках программных требований;

 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;

 владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;

 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

 6. Обоснование структуры учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)»

Программа содержит следующие разделы:

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение  учебного предмета;

 распределение учебного материала по годам обучения;

 описание дидактических единиц учебного предмета;

 требования к уровню подготовки обучающихся;

 формы и методы контроля, система оценок;

 методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

        7. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

 словесные (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

 практические методы обучения (работа на инструменте над  упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

        8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)»

        Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «баян/аккордеон», пульт, а также доступ к нотному и методическому материалу.

        Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «музыкальный инструмент (баян/аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 1

Года обучения:

1

2

3

4

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

 

-

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

2

2

2

2

Количество часов на внеаудиторные занятия

(в неделю)

 

-

1

1

1

1

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1.  Годовые требования по классам

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Основной формой учёта успеваемости является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце 2 и 4 четвертей проходят дифференцированные зачёты по общему инструменту. В конце учебного года ставится итоговая оценка на основе четвертных.

  1. ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие требования начального периода обучения в классе общего баяна/аккордеона.

 Знакомство с инструментом (составные части), способы извлечения звука, показ художественных возможностей инструмента. Посадка учащегося, постановка инструмента. Приобретение навыков звукоизвлечения, плавного ведения меха. Выработка первичных навыков ориентации на клавиатуре инструмента. Приобретение навыка считать (вслух). Освоение основных штрихов легато, стаккато. Ознакомление с основными аппликатурными закономерностями.

Воспитание аппликатурной дисциплины. Начальное освоение левой клавиатуры. Овладение основными приёмами аккомпанемента (бас, аккорд). Овладение основными динамическими оттенками (форте, пиано). Исполнение лёгких пьес двумя руками. Выработка ощущения метроритмической пульсации (сильные, слабые доли). Овладение элементарными теоретическими знаниями.

Репертуарные требования

В течение учебного года учащемуся предлагается ознакомиться с гаммой до мажор правой рукой. Пройти 8  различных по форме музыкальных произведений, подготовить к сдаче на зачёте 2  разнохарактерных произведения: народные песни и танцы, детские песенки.

Примерный репертуар (1 класс)

Р.н.п. «Прибаутка»

Р.н.п. «Баю-бай»

Р.н.п. « Как над горкой над горой»

Д.п. «Василёк»

Р.н.п. «Пастушок»

 Р.н.п. «Во кузнице»

Р.н.п. «Ходит зайка по саду»

Р.н.п. «Я гуляю во дворе»

Д.п. «Радуга»

Р.н.п. «Качи»Р.н.п. «Козочка» В.Калинников «Тень - тень»

Р.н.п. «Солнышко» Р.н.п. «Не летай, соловей»

Д.п. «Весёлые гуси» Р.н.п. «Диби - диби»

Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени» Д.п. «Петушок»

Р.н.п. «На зелёном лугу» Д.п. «По грибы»

Р.н.п. «Там, за речкой» Р.н.п. «Заинька»

У.н.п. «Ой, джигуне, джигуне» Р.н.п. «Белочка»

Р.н.п. «Как на зорьке, зорюшке» Р.н.п. «Уж я золото хороню»

Р.н.п. «При долинушке калинушка стояла»

А.Филиппенко «Праздничная»

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие требования и практические навыки.

Опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год обучения, учащемуся необходимо:

- знать основные средства музыкальной выразительности (динамику, штрихи, ведение меха);

- изучение более сложного ритмического рисунка шестнадцатых, триолей, синкоп;

- умение свободно разбираться в нотной записи, развитие навыков самостоятельного разбора нотного текста;

- исполнение простейших аккордов;

- освоение большего диапазона правой клавиатуры;

- приобретение навыка игры на слух;

Репертуарные требования

В течении учебного года учащемуся необходимо освоить 8 произведений, подготовить к сдаче на зачёте 2 произведения: народные песни, танцы, детские песенки, этюды. Гамму  соль, фа мажор двумя руками, ля минор правой рукой.

Примерный репертуар (2 класс)

Ч.н.п. «Кукушечка», Л.Книппер «Полюшко – поле»

В.Шаинский «Песенка про кузнечика», Н.Чайкин «Полька»

У.н.п. «Бандура», Б.н.п. «Янка»

А.Спадавеккиа «Добрый жук», М.Блантер «Катюша»

Ф.Гладков «Песенка львёнка и черепахи» М.Красев «Ёлочка»

А.Филиппенко «Про лягушку и комара» В.Лушников «Полька»

П.н.п. «Весёлый сапожник» Ч.н.п. «Аннушка»

У.н.п. «Ты ж мене подманула» А. Филиппенко «Цыплята»

А.Савельев «Песенка кота Леопольда» Р.н.п. «Лебёдушка»

А.Иванов «Полька» А.Гурилёв «Песенка»

Матросский танец «Яблочко» К.Черни «Этюды»

Р.н.п. «Не брани меня, родная» Л.Шитте «Этюды»

Р.н.п. «Однозвучно гремит колокольчик» Н.Корецкий «Этюды»

Р.н.п. «Я с комариком плясала» Г.Беренс «Этюды»

М. Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Практические навыки и общие требования.

Опираясь на знания и навыки, приобретённые в предыдущих классах, углубляя и совершенствуя их, учащемуся предлагается:

  • совершенствовать навыки ведения меха, отрабатывать навыки исполнения крещендо и диминуэндо;
  • применять первый палец правой руки;
  • овладеть техникой игры двойными нотами, аккордами;
  • совершенствовать основные виды штрихов: нон-легато, легато, стаккато.
  • Репертуарные требования

Учащийся должен изучить: 8 произведений, подготовить к сдаче на зачёте 2 произведения; мажорные гаммы до 2-х знаков двумя руками, гаммы ля минор 3-х видов правой рукой.

Примерный репертуар (3 класс)

Р.н.п. «Ой, дивчина, шумит гай» Л.Шитте «Этюды»

Р.н.п. «То не ветер ветку клонит» К.Черни «Этюды»

Р.н.п. «Как пошли наши подружки» А.Гедике «Этюды»

Р.н.п. «Ах, Самара – городок» А.Гольденвейзер «Этюды»

А.Филиппенко «У мамы нынче праздник» Р.Паулс «Колыбельная»

Н.Бухвостов «Маленький вальс» «Частушка» (ансамбль)

«Латвийская народная полька» Р.н.п. «По Дону гуляет»

Я.Френкель «Текстильный городок» (ансамбль)

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде», обр.Ю.Акимова Р.н.п. «Ах, улица, улица широкая», обр. Ю.Акимова Р.н.п. «Вдоль да по речке», обр. Ю.Акимова

У.н.п. «Ой, лопнув обруч», обработка и переложение И.Алексеева У.н.п. «Чёрные брови, карие очи», обработка Б.Маркина (ансамбль)

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Общие требования и практические навыки

Учащемуся необходимо: совершенствовать навыки, приобретённые в предыдущие годы обучения, знакомиться с элементами полифонии.

Репертуарные требования

В течении года учащийся должен: пройти 8  произведений разных по характеру и жанрам, подготовить к сдаче на зачёте 2 произведения, продолжить работу над мажорными гаммами, минорные гаммы (ля, ми, ре) 3-х видов отдельно каждой рукой, короткие арпеджио в две октавы в тональностях до, фа, соль мажор, аккорды, знакомство с буквенной системой.

Примерный репертуар (4 класс)

Г.Тышкевич «Этюды ре мажор» С.Аксюк «Этюд Ре минор»

П.Шашкин «Этюд ля минор» М.Мачиденко «Этюд Фа мажор»

И.С.Бах «Волынка» А.Гедикс «Прелюдия»

Д.Кобалевский «Народный танец» Н.Супрунов «Кукольный вальс»

Р.н.п. «Как под яблонькой» Е.Попов «Над окошком месяц»

А.Тарасова «Танго» В. Рябиков «Вальс»

Р.н.п. «Ой, то не ветер ветку клонит» Р.н.п. «Отрада» (букв. система)

Совр.нар.песня «Под окном черёмуха колышется» (по буквенной системе)

Ю.Визбор «Ты у меня одна» (по буквенной системе)

М. Блантер «Катюша», обработка Б. Маркина (ансамбль)

Р.н.п. «Как у наших у ворот», обр. А.Ручина (ансамбль)

Р.н.п. «Вот кто-то с горочки спустился», обр. Б.Маркина (ансамбль)

Р.н.п. «Полянка», обработка Б.Маркина (ансамбль)

Р.н.п. «Ах, ты, ноченька», обр. Б.Маркина (ансамбль)

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

         Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)» и включает следующие умения, знания и навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей аккордеона;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для инструмента зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на инструменте;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на аккордеоне несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре инструменте;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной  дисциплины, на ответственную   подготовку   домашнего   задания,   правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные  цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы  его продвижения в освоении материала,  качество  выполнения  заданий  и  т.  п.  Одной  из  форм  текущего контроля   может   стать   контрольный   урок   без присутствия  комиссии.  Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится  в  конце  каждого   учебного года также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет  без  приглашения   комиссии   и  выставлением   оценки. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за  данный период времени, определяет степень   успешности   развития    учащегося   на   данном   этапе   обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с  занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: пьесы,   части   произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 2

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает          исполнение          программы,

соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное

исполнение        с наличием  мелких        технических недочетов,        небольшое несоответствие         темпа, неполное донесение        образа        исполняемого

произведения

          3

(«удовлетворитель

но»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

          2

(«неудовлетворитель

но»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения  может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В  критерии  оценки  уровня  исполнения  должны  входить  следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
  • художественная трактовка произведения;
  • стабильность исполнения;
  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

По завершении изучения предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» обучающимся выставляется итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. При выставлении итоговой оценки по предмету учитываются  текущие оценки всего периода обучения.

  1. Методические рекомендации преподавателям

  1. Методические рекомендации преподавателям

        При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета «Музыкальный инструмент (баян/аккордеон)» учащимся.

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение  технических  учебных  задач  -  координация  рук,   пальцев,

наработка        аппликатурных        и позиционных навыков;

  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

Важную роль в освоении игры на инструменте играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая  часть  программы  разучивается  на  аудиторных  занятиях  под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися – 1 час в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (3 - 4 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она    заключается    в    необходимости    обучения    ребенка    эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться  педагогом регулярно

  1. СПИСОКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне». М., 1976.
  1. Баян. Подготовительная группа. /Составители: Алексеев И.Д., Корецкий Н.И. Кифара, 1994.
  1. Баян. 1 класс.
  1. Баян. 2 класс.
  1. Баян. 3 класс.
  1. Бойцова Г. «Юный аккордеонист». М., 1994.
  1. Весёлый аккордеон. /Составитель Горбунов Ю. Новосибирск, 1998.
  1. Двилянский М. «Самоучитель игры на аккордеоне». М., 1992.
  1. «За околицей села». /Составитель Лукин И., 1984.
  1. Лушников В. «Самоучитель игры на аккордеоне». М., 1991.
  1. « Репертуар начинающего баяниста». Выпуск 3. /Составитель Новиков А.М., 1981.
  1. «Родничок». Сборник пьес для ансамблей баянов. 1-3 классы ДМШ./Составитель Михайлов А. Новосибирск, 1991.
  2. Маркин Б. «50 обработок песен и танцев для ансамблей баянов». Новосибирск, 1997.
  1. Онегин А. «Школа игры на баяне». М., 1990.

     15.«Соловейко». Хрестоматия пед. репертуара для 1 класса ДМШ. Часть 1.  

          /Составители: Зуева Ю., Ручин А., Новосибирск, 1999.

16.«Соловейко». Хрестоматия пед.репертуара для 1 класса ДМШ. Часть 2.

     /Составители: Зуева Ю., Ручин А., Новосибирск, 1999.

17.«Хрестоматия для аккордеона». 1-2 класс ДМШ. /Составитель  

      Лушников В., М., 1978.

18.«Хрестоматия аккордеониста». 3-4 класс ДМШ. /Составитель Гаврилов  

      Л.М., 2001.

     19. «Хрестоматия баяниста». 1-2 класс ДМШ. Выпуск 1./Составители:    

          Акимов Ю., Грачёв В., М.. 1972.

     20. «Хрестоматия баяниста»./Составитель Крылусов А., М., 1984.