Рабочая программа по учебному предмету Коллективное музицирование (оркестр)

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

За время обучения оркестровому классу должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Работа в оркестровом классе направлена на выработку у учащихся единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а так же: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условий реализации учебных программ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkestr4goda.docx67.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Чунская детская  музыкальная  школа»

Рабочая программа по  учебному предмету

Коллективное музицирование

(оркестр)

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

р.п. Чунский 2016 г.

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета ,его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Примерный репертуарный список;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.
  2. Формы и методы контроля, система оценок.
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Список  рекомендуемой нотной литературы
  • Список рекомендуемой методической литературы.


  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование (оркестр)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 № 191-01-39/06 ГИ, а также с учётом многолетнего педагогического опыта  в области музыкального искусства «Народные инструменты» в детских музыкальных школах.

В общей системе музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

За время обучения оркестровому классу должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

Работа в оркестровом классе направлена на выработку у учащихся единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а так же: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условий реализации учебных программ.

  1. Срок реализации учебного предмета «Коллективное  музицирование (оркестр)».

       По образовательной  программе с четырёхлетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 2-4 классов.      

  1. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Коллективное музицирование (оркестр)» при 4-летнем сроке обучения составляет 459 часов. Из них: 357 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.

   Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая

(от 4 до15 человек). Рекомендуемая продолжительность урока – 1,5 часа

  1. Цель и задачи учебного предмета

 

Цель:

  • Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.

Задачи:

  • Применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;
  • формирование  у  обучающихся  комплекса  исполнительских  навыков, необходимых для коллективного музицирования;
  • расширение кругозора учащегося путем ознакомления с оркестровым репертуаром;
  • Слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;
  • Развитие чувства ансамбля, артистизма и музыкальности;
  • Исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижёра;
  • Понимать дирижёрские жесты;
  • Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

      Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами  общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".

Занятия в оркестре должны способствовать развитию гармонического слуха и музыкальной памяти. Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности.

  1. Обоснование структуры учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

  • Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • Описание дидактических единиц учебного предмета;

  • Требования к уровню подготовки обучающихся;

 

  • Формы и методы контроля, система оценок;

 

  • Методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, анализ);

  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения)

  • практический (воспроизведение и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • частично-поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи);
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учётом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки).

Предложенные методы работы с оркестром народных инструментов в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета

и        основаны        на        проверенных        методиках        и        сложившихся традициях оркестрового исполнительства на русских народных инструментах.

  1. Описание материально–технических условий реализации учебного предмета «Оркестровый класс».

Материально – техническая база образовательного учреждения должна

 

соответствовать санитарным и противопожарным нормам,  нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем            народным инструментам должно  быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

  1. Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного   предмета «Коллективное музицирование (оркестр)»:

Вид учебной работы,

нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

-

-

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

-

-

56

63

56

63

56

63

357

Самостоятельная работа

-

-

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

-

-

72

81

72

81

72

81

459

 Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

2 . Примерный рекомендуемый репертуарный список.

    Работа оркестрового класса в течение учебного года ведётся по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов.

            В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Подбор необходимого интересного нотного  материала, соответствующего степени продвинутости оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы.

       В течении года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 4 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах.

1 степень трудности.

А.Коробейников «Маленький вальс»

Р.Н.П. «Ой, мы дерево срубили»

Р.Н.П. «Во саду ли в огороде»

Р.Н.П. «Хоровод»

Р.Н.П. «Калинка»

Р.Н.П. «Во зелёном саду»

Л.Книппер «Полюшко-поле»

Т.Назарова «Марш»

Т.Хренников «Колыбельная»

У.Н.П. «На горе, горе»

У.Н.П. «Ноченька лунная»

2 степень трудности.

А. Кокорин «Смоленский гусачок»

А. Лядов  «Плясовая»

А. Варламов «Красный сарафан»

В. Голиков «Русский лирический»

В. Голиков «Вальс»

В. Гусев «Лирический танец»

В. Самойленко «Проходочка»

Г. Беляев Сюита «Теремок»

Д. Тухманов «День Победы»

Д. Самойлов Кадриль «Шутка».

Е. Дербенко «Лирическое настроение»

Л. Гаврилов «Хоровод».

Левашов «На Красной площади парад»

Л. Каччини  «awe maria».

М. Петренко «Вальс».

М. Блантер «В лесу прифронтовом»

Н. Будашкин «Кадриль»

О. Чистохина «Заинька»

Р.Н.П. «Вечерний звон»

Р.Н.П. «А я по лугу»

Р.Н.П. «Во кузнице» обр. А. Корнетова.

Р.Н.П. «У зори то у зореньки»

Р.Н.П. «Ивушка» обр. В.Лапченко.

Т. Альбинони «Адажио»

У.Н.П. «Стоит гора высокая».

У.Н.П. «Ревёт и стонет Днепр широкий».

3 степень трудности.

А. Куклич «Любимая игрушка»

А. Широков «Маленькая приветственная увертюра»

А. Кокорин  «Фантазия  на еврейскую тему»

А. Морган  Мелодия «Бимбо»

В. Купревич «Тульский самовар»

В. Городовская «Русский вальс»

В. Андреев «Вальс»

В. Конов  «Попурри на темы  песен из м/ф»

В. Иванов «Музыкальный момент»

В. Эрнст «Парад победы»

Г. Свиридов «Военный марш»

Г. Свиридов «Романс»

Г. Гладков  Сюита из м/ф «Бременские музыканты»

Д. Шостакович «Вальс-шутка»

Джойс «Осенний сон».

Е. Дрейзен  Вальс «Берёзка».

Е. Быков «Регтайм».

Е. Крючков  «Фантазия на темы песен военных лет»

Е. Дербенко  «Семёновна»

Ж. Бизе  Вступление к опере «Кармен».

И.С.Бах-Гуно  «Awe Maria»

И. Цветков  «Интермеццо»

И. Тамарин  «Вспомним, братцы, россов славу».

Р.Н.П. «Светит месяц».

III .Требования к уровню подготовки учащихся

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс знаний умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

  • знание музыкальной терминологии;
  • умение исполнять партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера;
  • умение самостоятельно разучивать оркестровые партии;
  • умение создать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение;
  • умение слышать тему, подголоски, сопровождение;
  • навык аккомпанирования хору, солисту;
  • навык чтения с листа несложных партий;
  • навык публичных выступлений.

Знания, умения и навыки, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии, для участия в различных творческих музыкальных коллективах.

IV.Формы и методы контроля, система оценок 

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета «Оркестровый класс» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.  

         Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

качество выполнения предложенных заданий;

общее развитие ученика;

активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры;

соблюдение оркестровой дисциплины;

инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы.

       На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

    Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

      При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность,  перспективы и темп развития учащихся.

Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации как для всего оркестра, так и для каждого оркестранта.

   Форму и время промежуточной аттестации по предмету «Оркестровый класс» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

Критерии оценок.

    Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые     включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки  качества исполнения .

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5(«отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4(«хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане так и в художественном смысле).

3(«удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие ансамблевого звучания

2(«неудовлетворительно»)

Комплекс серьёзных недостатков: невыученные оркестровые партии, плохая посещаемость аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и

Исполнения на данном этапе обучения.

            В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества  исполнения может быть дополнена  системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление оркестрового коллектива.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускникам и знаний, умений и навыков.

V .Методическое обеспечение учебного процесса. 

Методические рекомендации педагогическим работникам.

    Руководителю оркестрового класса необходимо помнить о том, что занятие в оркестре преследует не только учебные, но и воспитательные цели. Руководитель оркестра – это, прежде всего педагог, который должен хорошо помнить психологию каждого оркестранта, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним контакт. Руководитель обязан стремиться  к максимальному контакту с оркестром. Он должен подчинить оркестр своей воле, уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить учащимся  свои требования. На занятиях  основное внимание необходимо уделять  развитию чувства  единого оркестрового метра, правильному соблюдению позиций, приёмов игры, штрихов и т.д. Одним из важнейших компонентов постоянного и глубокого освоения учащимися  приёмов игры в оркестре является работа руководителя с отдельными оркестровыми группами, с отдельными партиями. Такие занятия помогут дирижёру сосредоточить своё внимание на особенностях и специфике конкретной партии. В некоторых случаях  руководителю оркестра следует заниматься с оркестрантами индивидуально. Руководителю оркестрового класса необходимо  очень серьёзно и продуманно  готовиться к проведению репетиций. Каждая репетиция заблаговременно обеспечивается нужным  количеством инструментов, чётко переписанными и проверенными оркестровыми партиями, пультами, хорошо подобранными медиаторами, струнами и т.д. – за всё это целиком отвечает руководитель.

                      В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах (домра, балалайка, баян аккордеон, гитара). Основой оркестра народных инструментов, как правило, является струнная группа  – домры, балалайки. Для развития и расширения  оркестрового класса можно практиковать обучение баянистов и аккордеонистов на струнных народных инструментах (басах, контрабасах, балалайках секундах и альтах, т.е. на инструментах ритмической группы), в порядке ознакомления с народными щипковыми инструментами. Включение в состав оркестра ударных инструментов, деревянных духовых, а иногда фортепиано – обогащает  звуковую палитру оркестра.

      По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять группу духовых, а так же дополнять группу струнных для более  полного глубокого  звучания.

          Целесообразно  участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела – это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведёт к лучшему взаимопониманию педагогов и учеников.          

Рекомендации по организации самостоятельной  работы обучающихся.

          Учащиеся должны разумно распределять время своих домашних занятий. Каждый оркестрант должен тщательно выучить свою индивидуальную оркестровую партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. Желательно самостоятельно ознакомиться с партиями других оркестрантов. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а так же звукового баланса как между отдельными инструментами так и между оркестровыми группами. Работать над общими штрихами и динамикой.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы.

  1. Списки рекомендуемых нотных сборников.

А. Алексеев «Музыка для русских народных инструментов» М., 1975

«Ансамбли для р.н.и. Составитель Шалов А. 1964

Е. Баёв «Напевы звонких струн» Вып1-5

Б. Беккер «Пьесы для оркестра» М.. 1986

В. Бендер «Пьесы для оркестра р.н.и.»

Ю. Блинов «Репертуар самодеятельных оркестров».М.. 1967

В. Блок «Народные песни в обработке для оркестра р.н.и.» Вып2М.. 1962

«Весёлые друзья».Сборник песен в сопр. оркестра .Сост В.Волжанин 2012

В. Викторов «Репертуар оркестра р.н.и.» М.. 1988

Л. Гаврилов «Репертуар для школьного оркестра р.н.и.» М.,1977

Л. Греков «Сборник пьес для школьного оркестра р.н.и.» Ростов на Дону 2001

И. Гераус «Популярные песни в сопровождении оркестра р.н.и.»

В. Гнутов «Репертуар самодеятельных оркестров». М.,1964

В. Городовская «Ансамбли для русских н.и.»

Е. Дербенко «Приглашение на праздник»

А. Дорожкин  «Пьесы для начинающих оркестров» Вы п 3 М, 1963

А. Дорожкин  «Популярные пьесы советских композиторов»М..1965

А. Дорожкин «Пьесы советских композиторов»М.,1966

Дымов «Смешанные ансамбли»

В. Евдокимов «Репертуар для оркестра р.н.и.»

А. Зеленков «Песни и танцы» Вып 1М..1980

Н. Иванов «Пьесы для начинающих оркестров» М.,1960

Н. Иванов « Сборник пьес в переложении для оркестра» М.,1963

«Играет оркестр р.н.и.». Вып1,2 1980

«Играем вместе». Пьесы для оркестра р.н.и.ДМШ. М, 2005

«Играем вместе». Пьесы для ансамбля и оркестра. М.,2006

Г. Крылов «Лёгкие пьесы».

Г. Кушнер «Пьесы для оркестра»

С. Колобков «Анталогия литературы  для оркестра р.н.и.»

А. Кокорин «Детский альбом» Омск 2003г.

А. Лачинов  «Произведения для оркестра р.н.и.» М.,1986

В. Лаптев «Пьесы уральских композиторов»

«Любимые пьесы» для оркестра р.н.и. Феникс 2012.

А. Онуфриенко «Пьесы украинских советских композиторов» Киев 1980

В. Петров «Хрестоматия оркестра р.н.и.» М..1988

А. Поздняков «Народные песни в обработке для оркестра» М.,1985

К. Пополутов «Пьесы для оркестра» Киев 1959

«Популярная музыка для оркестра р.н.и.». Вып 1-4М, 1984

«Пьесы, народные песни и танцы» М,1969

«Репертуар для оркестра р.н.и. Вып1-6 М, 2001

«Репертуар для школьного оркестра р.н.и.». Сост. Л. Греков

«Репертуар для оркестра р.н.и.» М.,1973

В. Розанов «Искусство аккомпанемента» Вып .1 1978

В. Розанов «Пьесы русских композиторов»М., 1961

А. Тонин «10 русских народных песен»М., 1956

А. Тонин «Пьесы композиторов классиков» М.,1962

В. Тихомиров «Пьесы для детских оркестров р.н.и.» М.,1963

П. Чайковский «12 пьес из детского альбома» М.. 1957

Шелепов Н «Сборник произведений для ансамблей и оркестров р.н.и»М,1960

Хрестоматия оркестра р.н.и.. Сост. В. Петров 1988

2. Список рекомендуемой методической литературы.

Аркин И. «Воспитание оркестрового музыканта» в сб.Методические записки по вопросам музыкального воспитания. Вып 2. М, 1980

Баренбойм Л.  «Музыкальное воспитание в СССР»-М, 1978

Баренбойм Л «Элементарное музыкальное воспитание  по системе К.Орфа»-М,1978

Благой Д. «Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов исполнителей»в сб.Методические записки по вопросам музыкального воспитания. Вып 2 М,1980

В. Блок «Оркестр русских народных инструментов»

«Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах»-М, 1978

Гинсбург Л. «Избранное».(Дирижёры и оркестры. Вопросы теории  и практики дирижирования). М, 1981.

Гинсбург Л. «Исследования, статьи, очерки». М, 1971

Гоноболин Ф. «О некоторых психологических качествах личности учителя». В книге «Хрестоматия по психологии». М, 1972

Иванов-Радкевич А. «Пособие для начинающих дирижёров». М, 1965

Иванов К.Л. «Всё начинается с учителя». М, 1983

Д. Кабалевский «Воспитание ума и сердца». М, 1984

Кан Э. «Элементы дирижирования». М,-Л,  1980

А. Каргин «Работа с самодеятельным оркестром р.н.и.»М. 1984

Кусс И.И. «Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в музыкальном воспитании учащихся». В сб.Вопросы методики начального музыкального образования.М, 1981

Е. Максимов «Оркестры и ансамбли р.н.и.»

В. Мальтер «Таблицы по инмтрументоведению»

«Проблемные ситуации в обучении музыканта»-Минск 1978

А. Пересада « Оркестр русских народных инструментов».

В. Розанов «Инструментоведение»

«Система детского музыкального воспитания Карла Орфа».-Л,1970