Рабочая программа по учебному предмету Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на баяне, аккордеоне в детских школах искусств.

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный  репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, развивает чувства, эмоции, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshcherazviva_4_goda.docx56.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Чунская  детская  музыкальная  школа»

Рабочая программа по  учебному предмету

Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)

 

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВ

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

р.п. Чунский

2016 г.


Структура программы учебного предмета

I.     Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

II.     Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Годовые требования

III.     Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.     Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.     Методическое обеспечение учебного процесса

VI.     Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

                 - Нотная  литература

- Учебно - методическая литература

                                                                         

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на баяне, аккордеоне в детских школах искусств.

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный  репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Формирование навыков игры на баяне, аккордеоне позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, развивает чувства, эмоции, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8 (9) – 12 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами,а позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой. В первый год обучения занятия ансамблем  проходят в рамках предмета «Музыкальный инструмент», со второго года обучения выделяется в самостоятельный учебный предмет.

Баян и аккордеон  - инструменты, которые пользуются большой популярностью и любовью. Рост интереса у детей к этим инструментам растёт. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: народная песня, старинные и современные романсы, эстрадная и джазовая музыка, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы. Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544 часов. Из них: 272 часов – аудиторные занятия, 272 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная форма занятий  позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, создание условий для формирования музыкально-исполнительской культуры обучающихся через овладение инструментом.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» являются:

  • ознакомление детей с баяном или аккордеоном, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться  Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

 4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Самостоятельная работа

32

36

32

36

32

36

32

36

272

Максимальная учебная нагрузка

64

72

64

72

64

72

64

72

544

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по

учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Учебный материал распределяется по годам обучения  –  классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Требования по годам обучения

Первый год обучения

     Знакомство с инструментом, посадка, постановка рук, изучение нотной грамоты, формирование навыков ведения меха, разбор нотного текста двумя руками, восприятие звучания музыки, исполнение простейших штрихов (легато, нон легато, стаккато), принципы  звукоизвлечения (удар, нажим). Овладение динамическими градациями звучания инструмента (форте,пиано). Знакомство с мажорным, минорным ладом.                                                                                                           В течение учебного года ученик должен пройти не менее 10 пьес, 1-2 этюда, гамму до мажор правой рукой.

 В I-м и во II-м полугодиях учащийся исполняет на академическом концерте 2 разнохарактерных произведения.

Примерные исполнительские программы

I вариант

Е.Левина. Полька.                                                                                                          Б.н.п. Перепёлочка.

II вариант  

Р.н.п. Во кузнице.                                                                                         Е.Лёвин. Солнце-художник. 

III вариант

Укр.н.п. Ноченька лунная.                                                                                              Р.н.п. Камаринская.                                                                                                                                                                            

IV вариант

М.Качурбина. Мишка с куклой танцует полечку.                                                          Е. Лёвины. Колыбельная.                                                                                            

V вариант

Венц.н.п. Карнавал в Венеции.                                                                                   Укр.н.т. Гопачок.

     К концу первого года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:

- исполнять на память простые разнохарактерные пьесы;

- игра в ансамбле с педагогом;

- освоение нотной грамоты;

- владение приёмами звукоизвлечения ( легато, нон легато, стаккато).

                                         Второй год обучения.     

      Совершенствование полученных ранее навыков и умений. Освоение более сложных приёмов звукоизвлечения и штрихов (портаменто, акцента). Усовершенствование таких навыков, как ведение меха, подача звука, применение и постановка кисти при фразировке. Понимание простых форм произведений. Игра двойными нотами, приобретение навыков исполнения шестнадцатых нот и четверти с точкой. Игра дуэтом.                                                        В течение учебного года ученик должен пройти 8-10 различных по форме и жанру музыкальных произведений, 2 этюда, гаммы до, фа, соль мажор двумя руками в одну – две октавы, гаммы ля минор каждой рукой отдельно, арпеджио, аккорды по выбору. Исполнение простых полифонических произведений (с элементами полифонии).

  I полугодие. Первый зачёт – этюд, 1 гамма на выбор, музыкальные термины. Второй зачёт – 2 разнохарактерных пьесы. Во II полугодии - зачёт, исполняется этюд, гаммы до, соль, фа мажор, промежуточная аттестация в форме академического концерта, исполняется обр.н. песни, пьеса или  пьеса с элементами полифонии.

К концу второго года обучения ученику необходимо приобрести следующие знания и навыки:

- игра в ансамбле;

- чтение нот с листа, подбор по слуху;

- овладение штрихами и динамикой;

- индивидуальное  отношение к исполняемым произведениям, определение характера;

- игра произведений различных по стилю, жанру.

Примерные исполнительские программы

I вариант

Л.Моцарт. Волынка.                                                                                       Р.Бажилин. Деревенские гулянья.

II вариант

М.Глинка. Жаворонок.                                                                                            С.Чайкин. Танец снегурочки.

III вариант

В.Моцарт. Колыбельная.                                                                                                      Гладков. Песенка черепахи и львёнка.

IV вариант

Б.Самойленко. Мамин вальс.                                                                            В.Шаинский. Песенка о кузнечике.                                                                      

V вариант   

А.Коробейников. Апрельский день.                                                                   Р.Бажилин. Петрушка.                                                        

                                                     

                                          Третий год обучения.

    Освоения большего диапазона клавиатур, совершенствование технических навыков двойными нотами и аккордами. Закрепление навыков быстрого и точного разбора нотного текста, развитие умения самостоятельно работать над произведением, дальнейшее развитие беглости пальцев. Расширение знаний о музыкальных формах и жанрах ( полифония, крупная форма). По возможности совершенствование приёмов игры мехом (тремоло) и т.д. Совершенствование игры в ансамбле.                                                                           В течение учебного года ученик должен пройти не менее 8 пьес - (обр.н.песен и танцев, 1 полифоническое произведение,1 произведение крупной формы), 2 этюда; гаммы соль, ре мажор, ля  минор двумя руками ( в одну октаву), арпеджио, аккорды.                                                                                                                                За учебный год учащийся должен сыграть два зачёта в I полугодии.         Первый зачёт – этюд, гамма на выбор, второй зачёт – 2 разнохарактерных пьесы (разные по жанру, стилю).                                                                                        Во втором полугодии – зачёт, исполняется этюд, гамма на выбор, музыкальные термины, промежуточная аттестация в форме академического концерта, исполняется – 2 разнохарактерных пьесы (также желательно разные по жанру и стилю).

Примерные исполнительские программы

I вариант

Д.Самойлов. Сонатина до мажор.                                                                                   А. Корчевой. Башкирский танец. 

II вариант

Г.Бойцова. обр. р.н.п. Пойду ль я, выйду ль я.                                                                                             А.Доренский. Блюз.                                                                                            

III вариант

И. Кригер. Менуэт.                                                                                             А.Доренский. Вальс «Нежность»

IV вариант

В. Залипаев. Воробей.                                                                                                    Ю.Соловьёв. обр.н.п. Ой, полна, полна коробушка.

V вариант

В.Сидоров. Тайна.                                                                                                           С. Майкапар. Раздумье.

По окончании третьего года обучения учащийся:

- достаточно подвижно исполняет технические произведения;

- умеет с листа разбирать несложные произведения;

- исполняет несколько произведений наизусть на высоком художественном уровне;

- проявляет индивидуальное отношение к исполняемым произведениям;

- знает основные темповые значения и музыкальные термины;

- подбирает по слуху;

- играет в ансамбле;

- умеет самостоятельно выполнять домашние задания.

                                       Четвёртый год обучения

    Исполнение произведений более крупной формы. Совершенствование техники управления мехом, ускорения, замедления. Приобретение технической  «выносливости». Закрепление навыков ансамблевой игры. Совершенствование умений пользоваться динамикой, усвоение более сложных приёмов игры мехом.                                                                    Активизация творческого воображения, умение применять полученные знания в практической жизни.                                                                                         В течение учебного года учащийся должен выучить не менее 8 пьес   (полифония, крупная форма, обр.нар.песен и танцев), 2 этюда; гаммы ля, си бемоль мажор (в одну – две октавы), ми, ре минор (в одну октаву), арпеджио, аккорды.                                                                                                                           За учебный год учащийся должен сыграть один зачёт в первом полугодии – этюд и пьеса. Во втором полугодии – итоговая аттестация в форме академического концерта, исполняется полифония, крупная форма, пьеса или обр.нар.песни, на выбор.

Первый уровень сложности

Примерные исполнительские программы итоговой аттестации

I вариант

А.Коробейников. Прелюдия.                                                                Д.Самойлов. Сонатина соль мажор.                                                                  А.Доренский. Песенка про друзей.                                            

II вариант

Г.Гендель. Сарабанда.                                                                                              Д.Штейбельт. Сонатина до мажор. I часть.                                                              Л. Смеркалов. обр.н.п. Мужик пашенку пахал.

III вариант

И.Бах. Менуэт.                                                                                                 Т.Хаслингер. Аллегретто из сонатины до мажор.                                        П.Булахов. Тройка мчится, тройка скачет.

IV вариант

А.Гедике. Сарабанда.                                                                                                      В.Моцарт. Анданте из сонатины № 4.                                                                          О.Шилова. Весёлое путешествие.

V вариант  

И.С.Бах. Полонез.                                                                                                     А.Коробейников. Сонатина соль мажор.                                                                           А. Джойс. Осенний сон.    

 Для продвинутых учащихся может использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Второй уровень сложности

Примерные исполнительские программы итоговой аттестации     

I вариант  

Э.Хауг. Прелюдия из « Скандинавской сюиты»                                                                                                   К. Вебер. Сонатина до мажор.                                                                                Д.Самойлов. обр. р.н.п. Как у нас-то козёл.

II вариант

Г.Гендель. Чакона.                                                                                                            А. Доренский. Сонатина в классическом стиле.                                                                                                                                     Б.Тихонов. Карело - финская полька.  

III вариант    

М.Глинка. Двухголосная фуга.                                                                               О.Бурьян. Вариации на тему р.н.п. «Ходит зайка по саду»                                       С.Павин. Весёлые жонглёры.                                                                                                                                                                                                            

IV вариант

Х.Глюк. Хор пастухов и пастушек.                                                                                       А.Коробейников. Сонатина соль мажор.                                                      А.Шалаев.обр. р.н.п. Позарастали стёжки-дорожки.   

V вариант

Д. Циполи. Фугетта.                                                                                           А.Лавиньяк. пер. А.Коробейникова. Сонатина соль мажор.                                                                           В.Бухвостов. Лирический вальс.                                                                                         

По окончании четвёртого года обучения учащийся:

- владеет основными приёмами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- достаточно подвижно исполняет технические произведения;

- проявляет индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определяет характер, стилевые особенности;

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- умеет самостоятельно выполнять домашние задания;

- исполняет несколько произведений наизусть на высоком художественном уровне;

- подбирает по слуху;

- знает музыкальную терминологию;

- владеет навыками игры в ансамбле.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5(«отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4(«хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочётами (как в техническом плане так и в художественном смысле).

3(«удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а

именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие ансамблевого звучания

2(«неудовлетворительно»)

Комплекс серьёзных недостатков: невыученные оркестровые партии, плохая посещаемость аудиторных занятий.

«зачет» (без отметки)

Отражает достаточный уровень подготовки и

Исполнения на данном этапе обучения.

     V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и

содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей баяна, аккордеона, рассказать о выдающихся  исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной музыки, эстрадных и джазовых пьес,  опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются при подборе на слух.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI. СПИСКИ  РЕКОМЕНДУЕМОЙ  НОТНОЙ И

МЕТОДИЧЕСКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ

Нотная литература:

1. «А  я  играю  на  баяне». Выпуск 1.  Составитель / А.Романов    Новосибирск  2008

2. «А  я  играю  на  баяне». Выпуск  2. Составитель /А.Романов    Новосибирск  2011

3. «Аккордеон в джазе». Р.Бажилин  М., 2000

4. « Альбом для юношества». Е.Дербенко . Тула,  2000г.

5. «Альбом для детей и юношества»  пьесы для баяна и аккордеона, часть 2   А.Коробейников.  Санкт-Петербург: «Композитор», 2003г.

6. «Альбом  для детей  и юношества». Санкт-Петербург

7. «Баян» пьесы 1-3 классы ДМШ. Составитель /Д. Самойлов  Изд. М. «Кифара» 1997

8. «Баян». Учебный репертуар для ДМШ  подготовительное отделение, 1-5 классы. Киев  1988

9. «Виртуозные пьесы». Педагогический  репертуар  баяниста  выпуск 3,  4-5 класс. А.Доренский.   Ростов-на-Дону 1998

10. «Весёлый экспресс». А.Корчевой.  Новосибирск   2001

11. «Весёлый аккордеон» старшие классы ДМШ. Составитель/Ю.Горбунов. Изд. «Нонпарель»   1998

12. « Детский альбом   для аккордеона». Р.Бажилин  М., 2002

13. «Детская музыка для баяна» .  Шесть сюит. Е.Дербенко  М., 1989г.

14. «Детский альбом» для баяна и аккордеона. А.Коробейников.  Москва: «Русское музыкальное товарищество», 2004г.

15. «Деревенские  миниатюры». А.Кокорин  Омск

16. «ДО РЕ Мишка» юному аккордеонисту . Л.Заложнова.  Новосибирск  2002 17.  «Ералаш» . Пьесы для баяна, аккордеона. А. Кокорин   Омск                                                                                                                                                                                                                                                                 18. «За праздничным столом». Популярные  песни  в  переложении для аккордеона и баяна. Р.Бажилин .  Выпуск 4. М.,2005г

19. « За праздничным столом».   Популярные песни в переложении для аккордеона  и  баяна, выпуск 1. М.,2000г

20. «Играет  Юрий  Вострелов»  произведения для готово-выборного баяна. М.,  1987

21. «Играем с оркестром». Концертный репертуар для баяна, аккордеона  в сопровождении виртуального оркестра.1-5 классы  ДМШ. В.Ушенин.  Ростов-на Дону  2012

22. «Играет  Ю.Дранга»  произведения для аккордеона.  Изд. дом «Золотое руно»   М.,  2001

23. « Концертные пьесы для аккордеона  и  баяна в стиле мюзет». Составитель Р.Бажилин  М.,  2000г.

24. « Концертные пьесы для аккордеона»  В стиле популярной музыки Р.Бажилин .  Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998

25. «Кораблик» Альбом детских сочинений для баяна или  аккордеона. Составитель /Р. Гречухина.  Изд. «Композитор» Санкт-Петербург  2001    

26. «Композиции  для  аккордеона  с фонограммой». Р.Бажилин  М.,  2010

27. «Музыка для детей», выпуск 2  для 2-3 классов. А.Доренский. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998г.

28. «Маленький  виртуоз». Пьесы для баяна и аккордеона. А.Корчевой  Омск 1997

29. «Музыкальная мозаика», альбом для детей и юношества для баяна и аккордеона.  В.Завальный. Составление и исполнительская редакция Родина В.  

30. «Музыкальная мозаика». В.Завальный. изд. М. «Кифара» 2003

31. «Музыкальный глобус». А. Кокорин.  Тетрадь  №1,№2. Омск  1999

32. «Мелодии прошлых лет» для баяна или аккордеона. Составитель/ Г.Левдокимов.   М., 1987

33. «Новые  произведения  российских  композиторов». 1-2 классы  ДМШ Составитель / В.Ушенин   Ростов-на- Дону  2010

34. «Новые  произведения российских  композиторов».  2-3 классы   ДМШ Составитель / В. Ушенин   Ростов-на Дону  2010

 35. «Новые  произведения  российских  композиторов». 3-4 классы   ДМШ Составитель /  В. Ушенин   Ростов-на-Дону  2010

36. «Новые  произведения  российских  композиторов».5-6  классы  ДМШ

Составитель /  В.Ушенин  Ростов-на-Дону  2010

37. «Народные песни» 3-5 классы  ДМШ. Изд. М. «Кифара»

38. «Популярные мелодии» в обработке для баяна. В.Кузнецов. Санкт-Петербург: «Музыка», 1992г.

39. «Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста». Пьесы, обработки, ансамбли. А.Коробейников.

40. «Произведения крупной формы». Р. Бажилин . изд. «Катанского А.В».2011

41. «Путешествие  в мир танца». Музыка старинных композиторов для аккордеона. Изд. Новосибирск  2000

42. «Популярные  эстрадные пьесы» для аккордеона и баяна. Составитель /О.Шаров. М.,1988

43. «Пьесы,  обработки, этюды». Б.Маркин.  Кемерово,  2006

44. «Поэтические картинки»  произведения для аккордеона. В.Пушкарёва.   Изд. «Окарина»  Новосибирск  2009.

45. «Пьесы для баяна и аккордеона». В.Завальный  М., 2004    

46. «Популярная музыка зарубежных  композиторов». М.,  2006

47. «Петровские  забавы». Пьесы для баяна  Л.Сидельников  Новосибирск  2009

48. «Самоучитель игры на аккордеоне».  В.Лушников. Москва: «Музыка», 1989г.

49. «Спутник  ученика-баяниста».  Выпуск №1.  Киев   1987

50. «Самоучитель игры на баяне и аккордеоне». Р.Бажилин    М.,2004

51. «Учимся играть на аккордеоне» пьесы для начальных классов ДМШ. Тетрадь №1,тетрадь №2 Р. Бажилин.  Изд. «Катанского А. В».  2006

52. «Хрестоматия аккордеониста» 3-4 классы ДМШ.Составитель/Ю.Акимов и А.Талакин.  М.,1982

53. «Хрестоматия баяниста» 1-2 классы ДМШ.Составитель / А. Крылусов  М., 1997

54. «Хрестоматия аккордеониста». Этюды 4-5 классы ДМШ. Составитель /А. Талакин . М., 1988

55. «Хрестоматия аккордеониста» 5 класс ДМШ. Составитель /А.Судариков М.,1982

56. «Хрестоматия  баяниста». 3-4 классы ДМШ. Составитель / В.Грачёв М.,1989    

57. «Хрестоматия баяниста». 5 класс  ДМШ. Составитель/ В.Грачёв М.,1997

58. «Хрестоматия баяниста». 5 класс  ДМШ. Составитель/ В.Грачёв М.,1997

59. «Хорошее настроение» для баяна или аккордеона . Составители /А.Дмитриев и Ю.Лихачёв.  Ленинград    1990г.

60. «Хорошее настроение». Сборник пьес для баяна и аккордеона. 2-4 классы ДМШ. Издательство «Феникс» 2011

61.«Ча-ча-ча». Популярные мелодии в латиноамериканских ритмах. В.Куликов. Москва ,1994

62. «Чарующие  ритмы» . Пьесы для баяна и аккордеона. Ю.Зуева  Новосибирск.   2006

63. «Школа игры на аккордеоне». П.Лондонов. изд.  М. «Кифара» 1997

64. «Школа игры на аккордеоне». В.Лушников. Москва: «Советский композитор», 1987г.

65.« Школа  игры  на  аккордеоне». Составитель / Р.  Бажилин  М.,2001

66. «Эстрадные  композиции  для  аккордеона». Р.Бажилин  М., 2005

67. «Эстрадно- джазовые  сюиты»  1-3 классы.   А. Доренский  Ростов-на-Дону  2009

68. «Эстрадно- джазовые  сюиты» 3-5 классы. А. Доренский  Ростов-на-Дону  2009

69. «Эстрадные  пьесы для баяна, аккордеона». Составитель / В.Ушенин    Ростов-на-Дону 2010

70. «Юный  аккордеонист»  1 часть Г.Бойцова   М., 1996

71. «Юный  аккордеонист»  2  часть Г.Бойцова   М., 1996

72. « Юному  аккордеонисту».  Составитель  /  Р. Бажилин  2000г.

73. «Юному  музыканту  баянисту- аккордеонисту». Подготовительный класс ДМШ.  Составитель /  В.Ушенин   Ростов-на-Дону  2011

   Учебно-методическая литература:

1. «Авторская школа. Сборник материалов об организации учебного процесса в современной музыкальной школе». Ю.Лихачёв. СПБ, 1999

2. «Баян.Современность.Джаз». Материалы научно-методической конференции 16-18 февраля 2006 г. Новосибирск, 2006

3.«ДО РЕ Мишка». Нотно-методическое пособие для начинающих.  Юному аккордеонисту. Л.Заложникова. Изд. «Окарина»  2002

4. «Новые произведения российских композиторов. Юным  баянистам,  аккордеонистам». Учебно – методическое пособие. Ростов,  «Феникс» 2010

5.«Руководство игре на аккордеоне». Аз. Иванов. Редакция П.Говорушко Ленинград, 1990

6.«Самоучитель игры на баяне».  А.Басурманов. М., 1991

7.«Самоучитель игры на аккордеоне» . А.Мирек.  М., 1987
8.«Самоучитель игры на аккордеон, баяне».  Р.Бажилин. Изд. «В.Катанского» 2004

9. «Школа игры на баяне». Ю.Акимов.   М., 1986

10.«Школа игры на аккордеоне». В.Лушников.  М., 1990

11.«Школа игры на аккордеоне». П.Лондонов.  М. «Кифара» 1997

12. «Школа игры на аккордеоне». А.Мирек.  М., 1972

13. «Школа игры на готово-выборном баяне» . А.Накапкин.  М.  1991

14. «Школа игры на аккордеоне». Аккомпанемент. Подбор  по слуху.  Методика  XXI  века. Р.Бажилин.  Изд. «В.Катанского»  М.,  2001

15. «Эстрадно-джазовые сюиты». А.Доренский.  Ростов-на-Дону, «Феникс» 2009