Рабочая программа учебного предмета ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (БАЯН/АККОРДЕОН) ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/ аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

         Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»  направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

         Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»  расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

         Обучение игре на аккордеоне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, необходимые навыки самостоятельной работы.

         Предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и подготовки учащихся-инструменталистов.

Для успешного и полноценного обучения в детской школе искусств обучающихся предлагается изучение  курса ознакомления с дополнительным инструментом по выбору. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop._instrument_bayanakkordeon.docx85.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧУНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа учебного предмета

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

(БАЯН/АККОРДЕОН)

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ   ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

р.п.Чунский 2016 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

  1. Пояснительная записка

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/ аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

        Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»  направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

        Учебный предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»  расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

        Обучение игре на аккордеоне включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, необходимые навыки самостоятельной работы.

        Предмет «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и подготовки учащихся-инструменталистов.

Для успешного и полноценного обучения в детской школе искусств обучающихся предлагается изучение  курса ознакомления с дополнительным инструментом по выбору.

        2. Срок реализации учебного предмета

        Срок реализации учебного предмета - 3 года. 

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

        На освоение предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»  по учебному плану предлагается  1 час в неделю.        Программа предмета предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома инструмента. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

        На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю в течение всех лет обучения.

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40  минут.

        Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

        5. Цель и задачи учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»

        Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области игры на аккордеоне.

        Задачи:

 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к музыкальному творчеству;

 владение основными видами техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на аккордеоне с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

 развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом в рамках программных требований;

 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;

 владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;

 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

        6. Обоснование структуры учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»

Программа содержит следующие разделы:

 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение  учебного предмета;

 распределение учебного материала по годам обучения;

 описание дидактических единиц учебного предмета;

 требования к уровню подготовки обучающихся;

 формы и методы контроля, система оценок;

 методическое обеспечение учебного процесса.

        В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

        7. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

 словесные (объяснение, беседа, рассказ);

 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

 практические методы обучения (работа на инструменте над  упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

        8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)»

        Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «баян/аккордеон», пульт, а также доступ к нотному и методическому материалу.

        Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам.

II. Содержание учебного предмета

  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 1

Года обучения:

1

2

3

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

 

-

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятия

(в неделю)

-

1

1

1

Количество часов на внеаудиторные занятия

(в неделю)

 

-

1

1

1

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

  1.  Годовые требования по классам

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.

Первый год обучения.

Годовые требования:

  1. Организация аппарата.
  2. Освоение основных приемов звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато.
  3. Ознакомление с построением гамм и аккордов. 6-7 разнохарактерных пьес.

Примерные репертуарные списки:

Пьесы

Частушка

Русская народная песня «Солнышко»

Русская народная песня «На зеленом лугу»

Тиличеева Е. Праздничная елочка

Украинская народная песня «Ничь яко  мисячна»

        Ансамбли

Детская песенка «Козлик»

Красев Н. Елочка

Примерные репертуарные списки для контрольного урока:

Метлов Н. Паук и муха

Украинская народная песня «Веселые гуси»

Русская народная песня «Стоит орешина кудрявая»

Русская народная песня «Летал голубь, летал сизый»

Второй год обучения.

Годовые требования:

          1. 4 разнохарактерных произведения.

          2. 1-2 ансамбля.

  1. Упражнение на развитие техники.
  2. Чтение с листа.

Примерные репертуарные списки:

Пьесы

Качурбина М. Мишка с куклой

  Русская народная песня «Степь да степь кругом»

  Русская народная песня «Вставала ранешенько»

  Русская народная песня «Там за речкой, там за перевалом»

  Польская народная песня «Веселый сапожник»

        Ансамбли

  Русская народная песня «Как у наших у ворот»

  Белорусский народный танец «Бульба»

Примерные репертуарные списки для контрольного урока:

Шаинский В. Кузнечик

Украинская народная песня «Птичка»

Иванов В. Маленький Вальс

  Русская народная песня «Во саду ли в огороде»

Третий год обучения.

Годовые требования:

          1. 5 разнохарактерных произведения.

          2. 1-2 ансамбля.

          3. Упражнение на развитие техники.

          4. Чтение с листа.

          5. Подбор по слуху.

Примерные репертуарные списки:

Пьесы

 Эстонский народный танец

  Б.Савельев «Настоящий друг»

  Украинский народный танец «Метелица»

  А.Островский «Спят усталые игрушки»

  А.Гедике «Заинька»

        

Ансамбли

  В.Раутио «Танец»

  А.Холминов «Грустная песенка»

Примерные репертуарные списки для контрольного урока:

А.Тихончук «Полька»

Русская народная песня «Белолица, круглолица»

Ф.Шуберт «Лендлер»

  Польский народный танец

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

         Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» и включает следующие умения, знания и навыки:

  • знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей аккордеона;
  • знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для инструмента зарубежными и отечественными композиторами;
  • владение основными видами техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения технически грамотно исполнять произведения разной степени трудности на инструменте;
  • умения самостоятельного разбора и разучивания на аккордеоне несложного музыкального произведения;
  • умения использовать теоретические знания при игре инструменте;
  • навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

  1. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной  дисциплины, на ответственную   подготовку   домашнего   задания,   правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные  цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы  его продвижения в освоении материала,  качество  выполнения  заданий  и  т.  п.  Одной  из  форм  текущего контроля   может   стать   контрольный   урок   без присутствия  комиссии.  Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения.

Промежуточная аттестация проводится  в  конце  каждого   учебного года также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет  без  приглашения   комиссии   и  выставлением   оценки. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за  данный период времени, определяет степень   успешности   развития    учащегося   на   данном   этапе   обучения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с  занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.

На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: пьесы,   части   произведений крупных форм.

На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио.

  1. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и зачете выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает          исполнение          программы,

соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное

исполнение        с наличием  мелких        технических недочетов,        небольшое несоответствие         темпа, неполное донесение        образа        исполняемого

произведения

          3

(«удовлетворитель

но»)

программа не соответствует году обучения, при

исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

          2

(«неудовлетворитель

но»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение

навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения  может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

В  критерии  оценки  уровня  исполнения  должны  входить  следующие составляющие:

  • техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения;
  • художественная трактовка произведения;
  • стабильность исполнения;
  • выразительность исполнения.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

По завершении изучения предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» обучающимся выставляется итоговая оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. При выставлении итоговой оценки по предмету учитываются  текущие оценки всего периода обучения.

  1. Методические рекомендации преподавателям

  1. Методические рекомендации преподавателям

        При выборе репертуара преподаватель должен учитывать специфику преподавания предмета «Дополнительный инструмент (баян/аккордеон)» учащимся.

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.

Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.

Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

  • решение  технических  учебных  задач  -  координация  рук,   пальцев,

наработка        аппликатурных        и позиционных навыков;

  • работа над приемами звукоизвлечения;
  • тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
  • формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;
  • разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.

Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета.

В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.

Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.

В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.

Важную роль в освоении игры на инструменте играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал.

Большая  часть  программы  разучивается  на  аудиторных  занятиях  под контролем педагога.

Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.

  1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися – 1 час в неделю. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными (3 - 4 раза в неделю). Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она    заключается    в    необходимости    обучения    ребенка    эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.

Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться  педагогом регулярно

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Аккордеон в музыкальной школе. Вып. 40. М., Советский композитор, 1981

2.Ансамбли аккордеонов. Вып. 5, М., Музыка, 1974

3.Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне. М., Советский композитор, 1988

4. «За праздничным столом»/ Сост. Крылусов А. М., «Музыка», 2001

5.Иванов Аз. Руководство по игре на аккордеоне. Ред. Говорушко П., Л., Музыка 1990

6.Лушников В. Школа игры на аккордеоне. М., Музыка, 1990

7.Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне. М., Советский композитор, 1982

8.Подбор по слуху. Вып. 1/ Сост. Бурнашева Э., СПБ, «Композитор»,2012

9.Пьесы для ансамблей аккордеонов/ Сост. Катанский В., М., 2004

10.Салов Г. Самоучитель игры на аккордеоне. Киев, 1968

11.Баян в музыкальной школе. Вып. 34/Грачев В., М., «Советский    

      композитор»,1979

12.Баян в музыкальной школе. Вып. 42/Грачев В., М., «Советский композитор»,1981

13.Баян 1 класс./ Ред. Алексеев И., «Музична Украина», 1973

14.«За праздничным столом»/ Сост. Крылусов А. М., «Музыка», 2001

15.Иванов В. Легкие пьесы для баяна. М., «Музыка», 1978

16.Подбор по слуху. Вып 1/Сост. Бурнашева Э., СПБ, «Композитор», 2012

17.Учебный материал для подготовительной группы/ Сост. Денисов А., «Музична Украина», 1978

18.Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. Сост. А. Крылоусов. М.,«Музыка» 1987

19.Хрестоматия баяниста. 1кл. ДМШ. М., «Торглобус», 2001