Методический доклад "Практические приемы при изучении музыкальной формы на начальном этапе".

Тычина Татьяна Николаевна

В данном докладе Вы найдете рекомендации по изучению музыкальной формы на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_muz.forma_.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Преподавателя ТО ТЫЧИНА Т.Н.

ТЕМА:

Практические приемы при изучении музыкальной формы на начальном этапе.

 Введение

Предмет «Слушание музыки» в системе учебно-теоретических предметов ДШИ самый молодой, как следствие он не подкреплен типовой программой, рекомендуемой базой методических приемов. Каждый педагог ведет свой поиск осмысления и формирования программы, музыкального материала и способов изучения необходимых тем.

Слушание музыки, как предмет, направлен на восприятие и изучение серьезной музыки, что включает в себя понимание ее эмоционального строя,  содержания и осознания того, как это достигается композитором, с помощью чего?

Как известно, при воспитании юного слушателя, мы опираемся на «три кита» -  комплекс знаний необходимых для образования муз. представлений: средства выразительности, жанровые признаки и формопостоение (строение музыкальной речи) произведения.

Каждая составляющая данного набора является отдельной педагогической проблемой муз. познания, которая заключается в наборе понятий, их адаптации для понимания детьми, умелой увязке с образностью, системной выстроенностью процесса изучения.

        На нашем отделе подробно рассматривались темы изучения жанров и средств выразительности на предмете Слушание музыки с рассмотрением и обоснованием этапности.  Вопросы изучения формы на именно этом предмете не рассматривались. /Открытый урок по Рондо/.

Муз. форма любого произведения – это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять содержание, идею произведения, не только при слушании, но и при разучивании и исполнении репертуарных пьес учащихся по специальности, при написании муз. диктантов и пении муз. фрагментов на уроках сольфеджио.

Изучать музыкальную форму означает изучать музыку, то, как она сделана, каким путем следует музыкальная мысль, из каких компонентов складывается, т.к. это не просто структура, но и процесс развития, где каждый элемент является носителем музыкального содержания.        

Поэтому, чтобы восполнить «пробел» для методического рассмотрения нами была выбрана муз. форма. 

Вопрос об изучении формы на уроках представляется весьма специфическим и сложным в методическом плане. В структуре произведений учащимся трудно разобраться, даже работая с нотами. Если мелодию, лад, ритм…можно воспринимать слухом, то структуру произведения, его форму постигнуть таким путем значительно сложнее. Приходиться учиться разбираться в конструкции произведения умозрительным путем, осознавать ее как схему.

Знакомство с муз. формами – это длительная постоянная работа на протяжении всего обучения. У каждого этот процесс строится по своему.

Цель доклада:

Данный доклад направлен на то, чтобы поделиться некоторым практическим опытом работы с младшими школьниками по освоению формопостроений и простых музыкальных форм на уроках «Слушания музыки».

Задачи:

  1. Обоснование использования деятельностно-практического метода при  изучении музыкальной  формы на начальном этапе.
  2. Первоначальный этап изучения формы – период и его формопостроение: приемы, этапы, муз.материал.
  3. Следующий возможный этап в изучении простых музыкальных форм

1.  Важность деятельностно-практического обучения в работе с младшими школьниками

Сегодня в педагогическом сообществе задан вектор новых идей, изменилась основная идея образования: приоритетным считается проблемно-развивающий подход, а не авторитарно-репродуктивный, не учительский монолог и пассивное восприятие учеников, а активизация процесса обучения, диалог с учителем, сотрудничество, стимулирование самостоятельной поисково - исследовательской деятельности учащихся. Пересмотр содержания и методик образовательного процесса в сторону проблемно-развивающего обучения и активизации деятельности самого ученика актуально для современного этапа музыкально-художественного воспитания.

        Многого можно достигнуть в работе с детьми, если методика преподавания согласуется с возрастными и индивидуальными особенностями познавательного процесса у школьников. Тогда способность ребят эмоционально и аналитически воспринимать материал развивается поразительно.

Известно, что мышление в понятиях, процесс образования понятий, запоминание в понятиях происходит в  период с 11 до 15 лет.

В работе с детьми 7-9 лет важнейший фактор обучения – практическая, творческая, часто игровая деятельность, понятия должны быть подкреплены практической деятельностью. Насыщение методов обучения практическими упражнениями вызывает большую активность детей.                          

         «Делаю и в силу  этого – знаю» К.Орф.

Поэтому при изучении форм я использую дидактическую игру «В карточки играем – форму изучаем», которая может сочетаться с графическим моделированием или переходить в него.

2. Первоначальный этап изучения формы – период и его формопостроение 

Начальный этап изучения музыкальной формы я начинаю во 2 классе.

Царева Н.А. начинает приобщать к опыту «слухового наблюдения течения музыки» с позиций муз. логики во 2 классе. Отслеживая процесс непрерывного муз. развития, соотношения структурных единиц от мотива и фразы:  соотношение фраз и предложений внутри темы-периода.

Д. Кабалевский в экспериментальной программе предлагает пользоваться приемом наглядно-схематического изображения  тоже во 2 классе. Он пишет: «Модель наглядно показывает ребятам, что каждую из частей можно услышать только вслед за предыдущей, а увидеть – и одновременно» (Программа по музыке для общеобр. школы.1-3 классы, стр. 84)

Первая ступень знакомства с формой – это изучение музыкального синтаксиса (членения музыкальной речи на обособленные по смыслу построения), изучение формы как структуры.

 Начинается изучение на примере песенного материала, с постепенным переходом к инструментальному, т.к. вокальная музыка имеет слова, и построение связано с текстом, его структурой, что помогает выявить форму.

На первом уроке данной темы с ребятами выясняется, что все в мире имеет форму: стол, шкаф, дом, человек, что форма – это части – большие и малые, сходные и контрастные, их определенное соединение между собой образует какое-то построение.

В музыкальных сочинениях беспорядка не бывает,

а строение произведения Формой называют.

Как услышать эти части в форме? Что отделяет построения друг от друга? Нам помогает ЦЕЗУРА – «рассечение» (лат.), граница между любыми построениями, «знак препинания».

Мы знаем, признаками цезуры может быть ритмическая остановка, мелодический или ритмический повтор, контраст (смена регистра). Детям этого вначале можно не говорить, т.к. они слухом чувствуют цезуры.

ПРИМЕР – Песня «Антошка» Шаинского

                     Колыбельная из к/ф «Цирк» И.Дунаевского

Дети слушают, поют и показывают цезуры легкими хлопками или закрыванием ладошек. Прохлопывание фраз по группам.

Выяснение: сколько было цезур – столько и было «кусочков» формы.

Освоив начальный этап синтаксиса -  разграниченные цезурами построения, следующий шаг – соотнесение построений по масштабу.

Предлагаются карточки  

Дети должны карточками показать короткие и более долгие построения. Выясняется, что в маленьких «кусочках» мелодии 3 звука, а в других больше.

Обратить внимание, что если сложить мотивы, получится фраза по величине.

Дается понятие МОТИВ и ФРАЗА.

Принцип изучения явления, а потом определение его теоретическим понятием.

             Мал Мотив на удивление, в нем одно лишь ударение.

           Два или  три мотива сразу – вот и получилась Фраза.

Можно применять к мотиву слова – кирпичик формы, ячейка, мелодический оборот, однотакт с одним акцентом. Группа звуков, объединенных одним сильным, представляет собой мотив.

Практическая работа по закреплению мотивов и фраз на основе музыкальных примеров знакомых детских или РНП:

Едет, едет паровоз -     _________    ________    ___  ___  _________Т(оника)

А ну-ка песню нам пропой веселый ветер –

                                        _________   ___  ___   _________  _________Т

Солнечный круг- ____  ____  _________   ___  ___  _________Т

Антошка-              ____  ____  _________   ___  ___  _________Т

Во кузнице

Пойду ль я выйду ль я да -  ________  ________  _________  _________Т

Освоив  соотнесение построений по масштабу переходим к соотнесению построений по  тематизму, когда из элементарных построений складываются масштабно-тематические структуры. Знакомим  детей с понятиями СУММИРОВАНИЕ, ДРОБЛЕНИЕ, ПАРА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ. 

Дробление – за относительно крупным  построением следуют два более мелких.

Оно неустойчиво, поэтому встречается в начале изложения и в серединных «рыхлых» частях произведений.

Вместе весело шагать по просторам    __________ ___  ___  _________  ___  ___

Суммирование - третье построение равно сумме первых.

Обладает устойчивостью, используется при изложении муз. материала и в завершающих частях – «синтаксический каданс».

Антошка-              ____  ____  _________   ___  ___  _________Т

Пара периодичностей обычно служит изложению, показу тематического материала. Во вступлениях, заключениях, связующих и развивающих – эта структура редко встречается.

Во кузнице, (размашистость первых фраз и веселый пляс в других)

                           ___________  __________  ___________  __________

Вторая ступень – знакомство с ПРЕДЛОЖЕНИЕМ и ПЕРИОДОМ.

При повторении изученного составляется форма песни

Как у наших у ворот  -                 ________  ________  _________  ______

Детям раздаются сначала белые карточки, которыми выкладывается форма, а после выяснения сходства и различия фраз, раздаются цветные карточки, например, красные и желтые. Требуется заменить белые карточки цветными с учетом сходства мелодических построений. Сходство фраз позволяет объединить их в более крупные построения – предложения.

Обращаем внимание на окончания предложений и выясняем, что в середине оно неустойчиво, а в конце устойчиво приходит к тонике. Вводится понятие КАДАНСА, КАДЕНЦИИ – «окончания» (итал.), оборот, завершающий музыкальное построение.

Мотивов и фраз будем слушать движение,

где первый каданс – там конец Предложения.

И снова мотивов и фраз продолжение,

Второй каданс – конец второго Предложения.

Как Период получить?

Предложения сложить.

Объясняется, что предложение протяженное построение, обычно 4 или 8 тактов (можно посчитать количество сильных долей), что они могут быть сходны (период повторного строения) и контрастны (период неповторного строения)

Период – это построение 8 или 16 тактов, выражающее законченную музыкальную мысль. Он может быть формой самостоятельного произведения. Это одночастная музыкальная форма. Объясняется, что произведение не может быть фразой, мотивом или одним предложением, а периодом может быть.

На примере песенки       «Вот так дом, снежный дом, белое крылечко

                                         Вот так дом снежный дом, ледяная печка» 

                                                           ___  ___  _______  Д  ___  ___  ______Т

происходит знакомство с периодом повторного типа.

3.Следующий возможный этап изучения простых форм

Далее можно переходить на графическое моделирование (по Н.Царевой)

Дети с удовольствием рисуют схемы, используя разные обозначения.

Песенка про львенка и черепаху

Изучение периода далее можно продолжить на основе инструментальных примеров. Это сложнее -  нет слов, надо наблюдать музыкальное развитие, сходство и несходство мелодического движения, не все дети верно интонируют это.

Предлагаю музыкальные примеры:

Период

Брамс Вальс    а б

Моцарт Пьеса   а а1

Жилинский Латвийская полька   а а

Простая 2-х частная

Глинка Полька  А Б

Чайковский Шарманщик поет  А Б

Моцарт Пьеса  А А1

Простая 3-хчастная

Чайковский Немецкая песенка  А Б А

Шостакович Марш  А Б А1

Вебер Вальс А А1 А

Рахманинов Полька  А Б С

Куплетная форма – один напев многократно повторяется с разными словами, часто куплет из 2-х частей: запев, припев

Глинка Жаворонок – а  а1  б  в

Ипполитов-Иванов   Желтенька птичка

4.Заключение

На предмете Слушание музыки необходимо развивать не только эмоциональную отзывчивость, но начинать приобщать к анализу музыкальных произведений, знакомить с тем, что музыка – это процесс развития, имеющий определенные законы построения.

«Умение аналитически воспринимать музыку, формирование «думающего слуха» – одна из главных целей при осуществлении муз. воспитания» /Лагутин А./.

        «Сделанные учащимися или педагогами анализы могут быть забыты (возможно, даже должны быть забыты), но свойства, развитые ими, помогут учащемуся в его дальнейшей работе по изучению муз. произведений» /Цуккерман В./.

           И в этом познавательном процессе должна быть своя логика.

На данном этапе знакомства с формой по мнению Асафьева Б. должно «идти от деятельности восприятия к  форме», С.104), т.е. сначала услышать, а потом определить. Не констатация, а выявление.

Последовательность такой работы организуется на индуктивном методе, который, как мне кажется, более подходит при анализе формы небольших произведениях. От конкретного, частного слухового анализа отдельных тематических элементов к обобщающему определению структуры  целого.

Такой метод побуждает учащихся к поиску, побуждает идти от слуховых наблюдений к их обобщению.

Задача же преподавателя – не навязывать, помогать узнаванию повторностей и различению несходства, сопоставлять перед слухом детей тот муз. материал и такими приемами, которые подведут их к необходимым выводам.

Если говорить о дедуктивном методе, то он представляется более убедительным при изучении крупных произведений, например,  сонатно-симфонического цикла: сначала получить представление обо всем произведении, а затем знакомиться с каждой из частей. Тогда последовательность работы организуется  от общей характеристики произведения к слуховому анализу выразительных средств важнейших эпизодов музыки.

Как считает Лагутин А., не следует пренебрегать наглядно-схематическим изображением формы. Подобная наглядность имеет познавательный смысл и облегчает усвоение довольно сложных  и абстрактных еще для подростков муз. понятий, которые не так-то легко им услышать, но зато очень просто увидеть и рассмотреть. 

5.Использованная литература

1. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ. – М., Музыка, 1982.

2. Идрисова И., Сумелиди А. Музыкальные подсказки. Учебно-методической пособие в стихах для ДМШ. – Филиал ОАО «Тверская областная типография» Бежецкая типография, 2010г.

3. Царева Н.А. Слушание музыки. Методическое пособие. - Москва «РОСМЭН» 2002

4.Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа.- Москва ВЛАДОС, 2001

5.Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М., Музыка, 1995

6.Цуккерман В. Муз.-критические очерки и этюды. М., 1970

7. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971