ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ по музыкальной литературе среди учащихся музыкального отделения ДШИ (6 класс)

Тычина Татьяна Николаевна

Данный проект представляет один из вариантов проведения внутришкольной олимпиады в ДМШ и ДШИ среди учащихся музыкального отделения, изучивших неполный курс русской музыкальной литературы /3 год обучения/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект олимпиады54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          ПРОЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ

                             ОЛИМПИАДЫ

                      по музыкальной литературе

          среди учащихся музыкального отделения

                                    ДШИ

                             / 3 год обучения /

                                                          преподаватель

                                                                 теоретического отделения

                                                                  МОУ ДОД ДШИ №1

                                                                      Тычина Т.Н.                    

                                                                   

                                                                   

Данный проект представляет один из вариантов проведения внутришкольной олимпиады в ДМШ и ДШИ среди учащихся музыкального отделения, изучивших неполный курс русской музыкальной литературы /3 год обучения/.

Проведение таких олимпиад преследует несколько целей, а именно:

- проверка знаний учащихся;

- мотивация учащихся к овладению дополнительными знаниями;

- повышение интереса к предмету;

- повышение степени успешности в изучении предмета.

Уровень сложности олимпиады можно определить как средний, т.к. задания основаны строго на стандартных знаниях учащихся, установленных  учебной программой.

Форма проведения олимпиады может быть как групповой , так и

индивидуальной, а также может совмещать эти два варианта.

                                                       ЗАДАНИЕ 1

                                       Музыкальная викторина

1. Бородин. Опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря 2 д.

2. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Хор из интордукции 1д.

3. Даргомыжский. Опера «Русалка». Ария Мельника 1д.

4. Алябьев. Романс «Соловей»

5. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Песня Вани 3д.

6. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1ч. гл.т.

7. Бородин. Опера «Князь Игорь». Хор невольниц 2д.

8. Глинка. Вальс-фантазия.

                                             ЗАДАНИЕ 2.

 

                                     Кроссворд «ОПЕРА»

по вертикали:                                                      по горизонтали:

8. Русский композитор, современник               1. Персонаж оперы «Князь Игорь»

    Глинки.                                                             2. Сатирический романс Даргомыжского.

9. Персонаж оперы «Руслан и Людмила».        3. Композитор-основоположник русской

10. Немецкий теоретик музыки, под руко-           классической музыки.

      водством которого совершенствовал          4. Композитор «Могучей кучки».

      свое мастерство Глинка.                               5. Персонаж оперы «Иван Сусанин».

4. Персонаж оперы  Глинки – певец-ска-         6. Лирическое вокальное произведение для

    зитель.                                                                   голоса с сопровождением.

11. Персонаж оперы «Князь Игорь».                  7. Персонаж оперы «Руслан и Людмила».

12. Персонаж оперы  «Иван Сусанин».

13. Главная героиня оперы «Русалка».        

                                                 ЗАДАНИЕ 3.

                             

                                               События и даты

                                   /связать стрелками даты и события/

1. Восстание декабристов на Сенатской площади                   1812

2. Основание Петербургской консерватории                            1866

3. Годы жизни М.И.Глинки                                                         1813 – 1869

4.Премьера оперы «Жизнь за царя»                                            1833 – 1887

5. Отечественная война                                                                 1825

6. Годы жизни А.П.Бородина                                                        1862

7. Основание Московской консерватории                                   1804 – 1857

8. Годы жизни А.С.Даргомыжского                                              1836

9. Отмена крепостного права                                                         1861

                                                ЗАДАНИЕ 4

                                           

                                                     ТЕСТ

1. Кто являлся руководителем «Могучей кучки»?

а/ Бородин

б/Мусоргский

в/Балакирев

г/Чайковский

2. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - сказал:

а/Бородин

б/Даргомыжский

в/Глинка

г/Мусоргский

3. «Камаринскую», «Вальс-фантазию», «Ночь в Мадриде», «Арагонскую хоту» - эти оркестровые произведения написал:

а/Глинка

б/Римский-Корсаков

в/Бородин

г/Даргомыжский

4. Композиторы «Могучей кучки»

а/Кюи, Балакирев, Бородин

б/Мусоргский, Римский-Корсаков

в/Чайковский, Рахманинов, Рубинштейн А.

5. Основатель и директор первой русской консерватории

а/Балакирев

б/Н.Рубинштейн

в/А.Рубинштейн

г/Н.Римский-Корсаков

6. Знаменитый русский критик сер.19в., идейный вдохновитель и друг «Могучей кучки»

а/Серов

б/Ларош

в/Стасов

г/Чайковский

7. Композиторы 18 века – создатели первых русских опер

а/Варламов

б/Бортнянский

в/Хандошкин

г/Фомин

1

2

3

4

5

6

7

В

Б

А

А Б

В

В

Б Г

                                                 ЗАДАНИЕ 5

                           

                              Композитор – произведение – жанр

                                        /указать стрелками/

ГЛИНКА                         РУСАЛКА                                     РОМАНС

ГУРИЛЕВ                        КАМАРИНСКАЯ                        ОПЕРА

ДАРГОМЫЖСКИЙ       РУСЛАН И ЛЮДМИЛА              УВЕРТЮРА

АЛЯБЬЕВ                       Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ  

             

                                         АРАГОНСКАЯ ХОТА                  БАЛЕТ

БОРОДИН                      НА ЗАРЕ ТЫ ЕЕ НЕ БУДИ           УВЕРТЮРА – ФАНТАЗИЯ

                                         ДЛЯ БЕРЕГОВ ОТЧИЗНЫ ДАЛЬНОЙ

                                         В СРЕДНЕЙ АЗИИ                          КАРТИНА

ВАРЛАМОВ                   КНЯЗЬ ИГОРЬ                                  ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ

                                         ПРОЩАНИЕ С ПЕТЕРБУРГОМ

                                      ЗАДАНИЕ 6

                                  Кто поет и его голос

/Определить по муз.фрагменту  какой герой русской оперы поет и назвать тембр его голоса./

- Каватина Князя из оперы «Русалка» 3д. – тенор

- Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» пролог. – сопрано

- Ария хана Кончака из оперы «Князь Игорь» 2д. – бас

- Песня Леля из оперы «Снегурочка» 3д. - контральто

                                         ЗАДАНИЕ 7

              Определение по нотному фрагменту муз.произведения

1. Хор «Славься» эпилог «Иван Сусанин»

2. Ариозо Мизгиря 3д. «Снегурочка»

3. Мне минуло 16 лет Даргомыжский

                                         ЗАДАНИЕ 8

                                        Блиц – опрос

1. Автор книги «Летопись моей музыкальной жизни»

    /Римский-Корсаков/

2. Назовите памятник древнерусской литературы, который был положен в основу сюжета          оперы «Князь Игорь» Бородина.

    /Слово о полку Игореве/

3. Продолжите фразу, чтобы получилось полное название оперы Глинки: «Иван Сусанин, или …»

    /Жизнь за царя/

4. Кто из композиторов работал в придворной певческой капелле?

    /Бортнянский, Варламов, Глинка, Римский-Корсаков/

5. Согласны ли вы с тем, что великий оперный певец Шаляпин любил исполнять роль Черномора?

     /нет, Черномор не имеет вокальной партии/

6. Как называется старинное русское церковное песнопение?

   /знаменный распев/

7.Как называется пение хора  без муз.сопровождения?

   /а капелла\

8. Какие произведения А.С.Пушкина послужили сюжетом для написания опер?

   /»Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова/

9. Автором каких учебников был Римский-Корсаков?

  /Основы оркестровки, Учебник гармонии/

10. Какие симфонические произведения имеют сонатную форму

      /Арагонская хота, Богатырская симфония/

      ------\\-----\\-----\\----вариационную форму?

     /Камаринская/

     ------\\-----\\-----\\----рондальную форму?

    /Вальс-фантазия/

11. Кто из композиторов писал либретто для своих опер?

      /Даргомыжский – Русалка; Бородин – Князь Игорь/

12. Откуда эти слова?

- Не о том скорблю, подруженьки  /романс Антониды 3д. Иван Сусанин/

- О дайте, дайте мне свободу          /ария Игоря 2д. Князь Игорь/

- Страха не страшусь, смерти не боюсь  /ария Ивана Сусанина 4д.\

- Как мать убили у малого птенца   /песня Вани 3д. Иван Сусанин/

- В ногу, ребята, раз, два..             /Старый Капрал Даргомыжский/

- Ты одна голубка-лада              /ария князя Игоря ср.ч. 2д./

- Близок уж час торжества моего     /рондо Фарлафа 2д. Руслан и Людмила/

- Ах, прошло то время золотое       /соло Наташи из терцета 1д. Русалка/

- Только б мне дождаться чести, на Путивле князем сести    /песня Галицкого 1д. Князь Игорь/

- Я – здешний ворон                      /сцена князя и мельника 3д. Русалка/

- Мужайся, княгиня, недобрые вести     /хор бояр 1д. Князь Игорь/

- Я кукушкой перелетной                     /плач Ярославны 4д. Князь Игорь/

13. Укажите произведения, написанные в форме РОНДО

     /Бородин – Спящая княжна, Глинка – Рондо Фарлафа, Рондо Антониды, Вальс-фантазия, Даргомыжский – Ночной зефир/

14. Кто и о каком произведении сказал: «В …/Камаринской/ как дуб в желуди заключена вся русская симфоническая музыка»

      / Чайковский о произведении Глинки /

15. Кто и кого назвал «учителем музыкальной правды»?

      /Мусоргский сказал о Даргомыжском/

16. Друзья желали ему не здоровья, а болезни. О ком идет речь?

     / о Бородине/

17. Прекрасное сочинение А.Пушкин посвятил А.П.Керн. Прошли годы, влюбленный в дочь А.Керн Е.Керн композитор написал музыку на те же стихи Пушкина. О ком идет речь?

     /Глинка Я помню чудное мгновение/

18. Владычица какой реки была Русалка?

       /Днепр/

19. Где жил Иван Сусанин?

      /село Домнино Костромской губернии/

20. С каким знаменитым венгерским композитором встречался Бородин в Веймаре?

        / Лист/