Представление педагогического опыта.

Лужецкая Ольга Евгеньевна

«Системно-деятельностный подход» в работе с одаренными детьми во внеурочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-deyatelnostnyy_podhod.docx658.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Мытищинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»

Системно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

г.Мытищи

2013 год

Содержание:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Принципы системно-деятельностного подхода и их применение на практике.
  3. Проблемы социализации одаренных детей и способы их решения.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.
  6. Приложение.

Актуальность проблемы.

Общественные запросы на задачи образования меняются со временем. Если раньше главной целью обучения в школе была подготовка учащихся к производственному труду, то в настоящее время, требования, предъявляемые обществом к средней школе, носят общеобразовательный характер, который  предполагает  раскрытие возможностей и способностей каждого ученика с тем, чтобы он в дальнейшем мог выбрать себе занятие по душе в соответствии со своими склонностями. Но перед одаренными детьми стоит еще более сложная задача, им необходимо реализовать свой потенциал в условиях жесткой, порой спортивной конкуренции, в непростой социальной среде. В современной системе общего образования достижению максимального потенциала одаренными детьми, более всего способствует системно-деятельностный подход.

В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Системно-деятельностный подход – реальность современного образования. Это трудно сразу воспринять и оценить. Алексей Николаевич Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. «Самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе» (ФГОС.Фундаментальное ядро). Системно-деятельностный подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять.

Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать «прекрасное» в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний). Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.  В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей. Практика музыкального воспитания показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала - с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для учителя музыки.

Но в современной системе образования вопрос творческого развития одаренных детей недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционного преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе.

Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Но для одаренного ребенка индивидуализация в рамках класса не достаточна. В полной мере это условие реализуемо лишь в рамках внеурочной деятельности. Выходит, что учитель музыки, работающий с одаренными детьми, просто обязан в рамках системно-деятельного подхода вести индивидуальные занятия. Для себя оптимальным способом воплощения этой идеи я избрала вокально-эстрадный ансамбль.

Принципы системно-деятельностного подхода и их применение на практике.

Итак, давайте вспомним систему основных дидактических принципов.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании

обеспечивается следующей системой дидактических принципов.

1) Принцип деятельности:

заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности:

означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности:

 предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса:

заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности:

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности:

предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7)Принцип творчества

означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Как практически можно применить данные принципы на примере обучения в вокально-эстрадном ансамбле?

  1. Принцип деятельности

Сама по себе форма эстрадного ансамбля не подразумевает подачу материала в готовом виде, любой музыкальный номер рождается только в ходе долгой, кропотливой работы каждого из одаренных детей. Начиная с первой репетиции, ребята сами находят музыкальные смыслы, формируют и раскрывают сценический образ, придумывают, выучивают движения. Тем самым, каждый для себя, незаметно совершенствует свои вокальные возможности, приобретают навыки хореографии, сценического движения.

  1. Принцип непрерывности

Сама по себе задача исполнения музыкального номера предполагает систематическую последовательную работу не только от репетиции к репетиции, но и от года к году. Так ребята младшего ансамбля начинают с простых песенок, работа с микрофоном на репетиции, для них скорее как стимул, а не как принцип. А отчетный концерт – целое событие. Тогда как в старшем ансамбле репетиция невозможна без использования индивидуальных радио-микрофонов и другой профессионально-звуковой аппаратуры. Возрастает  число репетиций непосредственно на сцене, концерты становятся вполне обычным видом деятельности, а настоящим стимулом для ребят становятся победы на областных, всероссийских и международных конкурсах.

  1. Принцип целостности

В рамках ансамбля можно обсуждать такие вещи, как музыкальный вкус, положение музыкального искусства и культуры в целом, а самое главное, есть возможность для формирования этого вкуса. Здесь очень важен репертуар коллектива, который формируется, в первую очередь, педагогом, но также и самими участниками ансамбля. Здесь чрезвычайно важны дискуссии о музыкальной ценности и художественной значимости предлагаемых песен, их сравнение и противопоставление общепризнанным мировым шедеврам, популярным современным эстрадным песням. А также огромное значение имеет критический опыт по отношению к репертуару и музыкальному вкусу, в частности, других эстрадных детских коллективов, с которыми дети встречаются на концертах и конкурсах. Так как искусство является отражением общемировых тенденций, то говоря о ценности того или иного произведения, у учителя есть возможность затронуть самые разнообразные, порой далеко не музыкальные темы. И через ассоциативность с музыкой быть очень убедительным при высказывании своей точки зрения, не навязывая ее ученику, а давая возможность самому решать и выбирать.

4.   Принцип минимакса

Государственный стандарт знаний по музыке (минимум) дети получают на уроках в классе, а предлагая ученикам возможность освоения содержания образования на максимальном уровне можно не ограничиваться зоной возрастной группы, а ставить задачи существенно более сложные. У меня в ансамбле дети исполняют технически непростые музыкальные произведения, поют на три и более голосов, что само по себе уже является уровнем специальных музыкальных учреждений. В рамках индивидуальной работы, а исполнение каждым участником коллектива сольной песни является обязательным условием обучения, я имею возможность задавать свой максимум каждому одаренному ребенку, не делая скидку на пусть и высокий, но все-таки обобщенный уровень ансамбля. Каждый ребенок выставляет свою работу на суд родителей и зрителей во время отчетных концертов, а самые одаренные дети пробуют свои силы на конкурсах с другими детьми в рамках различных мероприятий. Вообще, дух конкуренции - необходимое условие для развития одаренной личности. Более подробно об этом ниже.

5.   Принцип психологической комфортности

Пение в ансамбле - это нелегкий труд, требующий больших усилий от учеников, а также участия и их родителей, именно поэтому здесь нет «лишних». Это обстоятельство позволяет без особых проблем создать уникальную, так называемую «семейную» атмосферу внутри коллектива, здесь все равны в правах, свободны в высказывании своей точки зрения. Над ребятами не довлеет необходимость в получении оценки, только при условии абсолютного психологического комфорта возможно раскрепощение на сцене. Свобода сценических движений, отсутствие зажатости, непростая задача при работе с детьми, так кака им свойственно стеснение, но именно благодаря по-домашнему дружественным отношениям между ребятами и педагогом, эта проблема преодолима. И мы видим на сцене ярких, веселых, раскрепощенных артистов.

6.   Принцип вариативности

За редким исключением, я не диктую свою волю ребятам, процесс вариативного выбора сквозит во всем. Музыкальное исполнительство, как вид творчества, подразумевает постоянный поиск. Одна и та же песня может быть исполнена совершенно по-разному, выбор характера, солистов, костюмов, сценических движений – все это прерогатива юных артистов. То, что сегодня песня звучит и выглядит иначе, чем полгода назад – это и есть результат творческого поиска, постоянного выбора оптимального решения.

7.   Принцип творчества

Среди одаренных детей принцип творчества является ключевым, так как творческое начало каждого участника ансамбля всегда на виду. Внутри коллектива невозможно следовать только за чужими идеями, не выдвигая своих, так как спектр задач, требующих творческого подхода, очень велик. У каждого ребенка появляется возможность раскрыть свой талант не только в общей работе, но и в уникальном виде деятельности. Один - сочиняет второй голос к мелодии, второй -ломает голову над сценическими движениями, третий - занят дизайном костюмов, четвертый - проявляет свои организаторские способности, пятый - отвечает за общественные связи на Интернет-ресурсах, и т.д. И все это помимо совместного творчества на репетициях.

   Проблемы социализации одаренных детей и способы их решения.

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Но для достижения этой цели одаренными детьми, необходимо решить свойственную талантливым детям проблему социализации.

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения, что создает ряд характерных проблем.

Одаренный ребенок нередко с недостаточной терпимостью относиться к детям стоящим ниже в интеллектуальном развитии, часто отталкивает окружающих замечаниями выражающими презрение. Изначально степень одаренности детей в ансамбле различается. Один может быстрее запомнить мелодию, другой без проблем проинтонировать, третьему на это требуется больше времени, чем он может раздражать остальных. Я перенаправляю эмоциональную энергию детей на взаимопомощь друг другу, а не возношение над ближним.

Для одаренных детей характерно стремление к совершенству совместно с ощущением неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связанно с характерным для талантов стремлением быть лучшими во всем. Одаренные дети очень критически относятся к своим достижениям, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Эта проблема не решаема в рамках класса. Даже мнение родителей не является для детей критерием оценки, данная проблема прекрасно решается участием в конкурсах и фестивалях. Здесь ребята, наблюдая за другими талантливыми детьми могут наиболее объективно оценить уровень собственного профессионализма. Имея живые примеры перед глазами  педагогу гораздо легче убедить ребенка в правильности самооценки. Так участие в конкурсах и анализ выступления других ребят легко решает еще одну распространенную проблему для одаренных детей – нереалистические, завышенные цели.

Заключение.

Говорить об окончательных результатах системно-деятельностного подхода по отношению к моей работе в ансамбле пока еще рано, но ряд положительных моментов я могу уже отметить уже сейчас:

  • Наиболее очевидным для окружающих являются победы на конкурсах, в копилке коллектива: Гран-при областного конкурса «Юные таланты Московии», Гран-при Международного конкурса «Катюша», Лауреаты 1,2 степени Всероссийского конкурса «Твой голос», это лишь наиболее значимые успехи ребят в этом году.
  • Общаясь с родителями, я с удовлетворением узнаю, что в кругу их семьи спала психологическая напряженность, дети стали более отзывчивыми и менее ранимыми.
  •  Некоторые мамы, глядя на успехи своих чад, решили дать детям специальное музыкальное образование и с третьего класса отвели их в музыкальную школу.

Порой, глядя из зала на сцену, где поют «мои» дети, я ловлю себя на мысли, что все, что я делаю, весь мой нелегкий труд педагога не напрасен. Для меня нет лучшей награды, чем горящий, истинным вдохновением детский взгляд.

Список литературы:

  1. А. В. Петровский. Психология о каждом из нас
  2. Лета Холлингзуорт. «Одаренные дети». Пер. с англ.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"
  4. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя.
  5. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль.