Формирование навыка игры на левой клавиатуре готового баяна на начальном этапе.

Перевалов Анатолий Викторович

В статье обозначены некоторые направления работы с начинающими баянистами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navyka_igry_na_levoy_klaviature.docx24.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «ДШИ им. А.В.Корнеева»

Формирование навыка игры

на левой клавиатуре готового баяна  

на начальном этапе

Преподаватель:  Перевалов А.В.

Москва

2016

Начальный этап в обучении игре на музыкальном инструменте является определяющим для дальнейшего роста юного музыканта.

Для начинающих баянистов одной из проблем является умение приспособиться к инструменту. Технические, образно-звуковые задачи очень сложно решать при несоответствии инструмента возрасту ребёнка, особенно, если ему 5-6 лет ( а сейчас всё чаще именно в таком возрасте дети приходят в класс баяна, как  они говорят: на «кнопочки»). К сожалению , при наличии современных детских баянов, родителям по разным причинам  не всегда удаётся приобрести инструмент маленького размера для занятий дома. Но это не значит, что ребёнку нужно говорить «нет» и приглашать его через два года. Способов и методов работы с маленькими детьми очень много (именно в общении с инструментом) и выбор их зависит от изобретательности педагога и возможностей ребёнка.

В данной работе хочется отметить основные направления в работе с маленькими музыкантами на первых занятиях. С чего начинать, как увлечь ребёнка, чтобы он не испугался трудностей?

Освоение инструмента целесообразно начинать с «образных» упражнений для левой руки.  В своей практике я всегда начинаю с упражнения «Самолёт», т.к. детям оно очень нравится и вызывает восторг даже у тех, кто пришел в школу не по своему желанию, а по воле родителей.

«Самолёт» (летит  самолет, мы в поле, самолёт к нам приближается, пролетает над нами, а потом улетает)

Находим кнопочку с «ямочкой» на 2 ряду левой клавиатуры 3 пальцем (*это упражнение выполняется  на  втором уроке, когда уже ребёнок знаком с устройством инструмента и с ним «отработаны» все упражнения на движения рук, пальцев, необходимые для выполнения первых упражнений). Пилот садиться в самолёт (погрузить палец в кнопочку), самолет полетел (медленное движение мехом на разжим - тихий звук- самолет далеко), выполняем «крещендо», а затем «диминуэндо»- самолёт улетел, остановился, затем пилот вышел из кабины (отпустить кнопочку). Затем  то же проделать на сжим. Педагог направляет движение меха, затем ученик исполняет упражнение самостоятельно. При выполнении этого упражнения ученик не только осваивает меховедение, но и  решает звуковые, образные задачи.

Ещё одно упражнение, вызывающее интерес детей, это «Поезд». Здесь впервые правая рука подключается к левой.

«Поезд» - в поезд садятся пассажиры (правая рука в позиции «кластера» прижимает кнопочки), поезд отправляется (медленное движение меха разжим- сжим, постепенное ускорение, затем замедление, остановка), пассажиры вышли (отпустили клавиши). Таким образом играем в разных регистрах (пассажиры- взрослые, пассажиры-дети или  пассажиры- комарики, медведи ( образы можно брать из сказки К.Чуковского ).

Все первые упражнения  записываются в понятной, привлекательной, красочной форме на уроке в процессе игры, на глазах ученика, это повышает его интерес. Не всегда готовые печатные пособия становятся «родными», а вот первый альбом, который рождался на глазах ученика, становится его любимым пособием, которое он долго хранит.

Как говорилось выше, на первых занятиях меховедение осуществляется с помощью педагога, который слегка направляет левый полукорпус  инструмента. При этом ученик должен понимать и почувствовать правильность направления движения меха –«за себя». С самого начала следует обратить внимание ребёнка на эффективность использования силы инерционного хода меха, возникающей за счёт веса левого полукорпуса – в дальнейшем это облегчит  ощущение правильного исполнения меховых приёмов (тремоло, меховых акцентов, при которых движение меха должно осуществляться не в сторону, а вниз).

Наиболее эффективно начинать обучение на выборном баяне, так как единство строения клавиатур позволяет наиболее полно соблюдать принцип последовательности развития слуха – от мелодического к гармоническому. Выборная клавиатура позволяет намного раньше правой руки  начинать играть простые мелодии и упражнения, т.к. действует одна рука (ведёт мех и нажимает клавиши) и ребёнку легче скоординировать движения. Если же нет возможности начинать с выборного инструмента, готовую клавиатуру нужно осваивать с учётом выше названной проблемы.

В начальных упражнениях и творческих заданиях бас можно использовать, как мелодический голос . На 2-3 уроках начинать играть простые ритмические попевки на басу (Андрей- воробей, Сорока-сорока, Дождик и т. д.), позже - сочинять «басовые» мелодии в позиции «Светофора»*.  

  *Позиция «Светофора»- это  расположение 2,3,4 пальцев в позиции басов ФА, ДО, СОЛЬ. В этой позиции исполняются попевки. В донотной записи они фиксируются на 3 линейках.

Как вариант можно использовать прием переноса  звуков мелодии из одной руки в другую (как это происходит в начальных пьесах для фортепиано и выборного баяна).  К сожалению,  на готовом баяне мелодия «поёт» в  разных регистрах, но  если ученик пропевает  всё то, что играет (нотами или  словами),  этот вариант музицирования приносит ему удовольствие. Особенно целесообразно применять его в работе с детьми, у которых на первых порах возникают координационные трудности при игре двумя руками с аккомпаниментом «бас-аккорд». В этом случае его «исполнительские» возможности увеличиваются.

Аккорды в левой клавиатуре  в донотный период так же следует использовать как выразительный элемент.

Например,  «Песенка про утят» (где один –весёлый, другой –грустный). Мелодия исполняется из звуков позиции на правой клавиатуре, а грустные и весёлые «кря-кря-кря» исполняются на аккордах  левой клавиатуры.                                                                                                                     Аккомпанемент лучше осваивать на жанровых вариантах (Полька, Вальс, Марш – размеры  2/4, 3/4, 4/4, Точка – одновременное звучание баса и аккорда). Необходимо сразу разделить функции баса (глубокий фундамент) и аккорда (выразительное дополнение, определяющее настроение и характер звука – лёгкий, чёткий, мягкий и т.д.).

Строение левой клавиатуры баяна позволяет довольно рано познакомить ученика с тоникой, субдоминантой и доминантой, а также с простыми кадансами (T-S-T, T-D-T, T-S-D-T, в дальнейшем подключается 2 ступень и параллельный минор-мажор), что даёт возможность начинающему музыканту подбирать аккомпанемент, не зная басового ключа, по слуху.

Обозначения T- S –D позволяют записывать партию левой руки без использования басового ключа с самых первых занятий.

Замечательно, когда под аккомпанемент ученика педагог  сочиняет различные разножанровые мелодии, это удивляет ученика – учитель сразу что-то придумывает и каждый раз новое! Это воодушевляет  и заинтересовывает ребёнка, он чувствует себя главным в этом процессе, так как мелодия сочиняется в зависимости от жанра, который выбрал он. А главное, ему тоже хочется сочинять. И уже на этом этапе надо дать ему попробовать себя в этой деятельности, поддержать его. Ведь самый интересный и увлекательный процесс – это самостоятельная деятельность.

Левая клавиатура баяна представляет своего рода творческую лабораторию, где можно экспериментировать и получать интересный результат.

И, если педагог  желает, чтобы ребёнок задержался в его классе, полюбил инструмент и процесс музицирования , нужно на уроках уделять большее внимание творческому самовыражению ученика, даже в начале обучения, умело и ненавязчиво координируя его деятельность. Только при таком подходе будут формироваться здоровые, творческие отношения учителя и ученика и создаваться условия для воспитания гармонично развитой личности.