Работа по теме самообразования «Русский национальный костюм и его роль в жизнедеятельности человека»

методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

     Работа по теме самообразования

«Русский национальный костюм и его роль в жизнедеятельности человека»

Работа выполнена педагогом дополнительного

образования высшей категории МБОУДОД «ЦВР»,

 руководителя ансамбля русской песни  «Забава»

Карпушовой Людмилой Николаевной

                                                                             

Город Саров

2014 год

Содержание.

 Введение……………………………………………………………………..3

1. Основные черты русского народного костюма…………………………3

1.1. Виды одежды и особенности кроя……………………………………….3

1.2. Цвет - язык народа…………………………………………………………5

1.3. Украшения и отделка……………………………………………………..5

 2. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов…………6

 3. Функциональность одежды и народные традиции…………………….9

3.1. Одежда для службы………………………………………………………..10

3.2 Домашняя одежда………………………………………………………….10

3.3. Верхняя одежда……………………………………………………………10

3.4. Одежда для спорта и отдыха…………………………………………….11

3.5. Нарядная одежда…………………………………………………………..11                

4. Традиции и современность…………………………………………………12

4.1. Наследие  Н.П.Ламановой………………………………………………..12

4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма…………………………………………………….............................13

5. Заключение………………………………………………………………….16

6. Список литературы…………………………………………………………17

Введение.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда , прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей . Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.
На формирование состава, покроя , особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. 
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне  и танцах.



           1. Основные черты русского народного костюма.

1.1. Виды одежды и особенности кроя.

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие. До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.
Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.
Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ). В этом специфическом крое присутствует определённая архаика. К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.
Верхняя сезонная женская одежда, за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя , с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках. 
Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.
Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями. 
Особую роль в решении композиции костюма играют головные уборы. Женский головной убор в своих формах и декоре тоже сохраняет архаичные черты.



1.2. Цвет - язык народа.


Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народе был самым любимым. Слова «красно солнышко», «весна-красна», «красна девица» и другие выражали представления о наивысшей красоте. Самыми нарядными считались одежды из красной ткани (сарафаны, понёвы ), вышивка красными нитками. Различные оттенки и интенсивность красного цвета создают очень тонкую гармонию. Черный цвет применялся, как правило, для обогащения и усиления звучания основных тонов, однако в ряде случаев он является ведущим. 
Декоративный убор народного костюма может включать в себя и другие яркие тона, часто контрастные, такие как зеленый, синий, оранжевый, желтый. Общее колористическое решение народной одежды зависит от пропорций частей разных цветовых тонов, характера вышивки, соотношения площадей орнаментации и фона.

1.3. Украшения и отделка.


Украшение одежды выполнялось тремя способами: качеством, вышивкой, нашивкой различных материалов – кружев, тесьмы и тому подобное. Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями. 
Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.
Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:
а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт изделия и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью – плетёнными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых шерстяных чулок;
б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;
в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани , отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;
г) большое значение головного убора в решении композиции костюма. 
Все эти черты имеют большое значение для художника-модельера как принципы, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т.д. Именно эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы – это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.



    2. Основные этапы развития моделирования 1930-1990 годов.

Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания использовались в моделировании ХХ века. Как же осуществлялась связь народного костюма с моделированием одежды, в каких формах она проявлялась, как работали художники? Образцы современного костюма не хранятся в музеях, как, например, керамика. Сведения о моделировании прошлых времен можно найти лишь на страницах различных модных журналов. 
Моделирование на базе народного искусства прошлого известно не только у нас, но и за рубежом. Заграничное моделирование пользовалось мотивами одежды народов СССР. Недооценка народных традиций приводила к парадоксам: к нам в виде модных новинок возвращались формы наших народных одежд. 
Покрой и форма моделей тех лет имеет своим прототипом народную прямокроёную одежду – рубаха и шушпан. В большинстве случаев расположение вышивки согласовывалось с покроем напоминая народный костюм. На смену прямому силуэту юбок приходит силуэт немного расширяющийся книзу. Длина юбок увеличивается – они опускаются до щиколотки. Форма насыщается конструктивными линиями, в фасонах господствует геометрический рисунок. Головные уборы приобрели лаконичность объёмов, стали похожи на шлемы, каски, плотно охватывающие голову. Художники применяют вставку в швы цветных беек, достигая этим цветового и конструктивного эффекта. В рукавах и у горловины применяются сборки. Они так же заимствованы у народных костюмов.
Связь народного костюма с современным проявляется и в моделировании женской верхней одежды. Например, в моде того времени утвердилась форма казакина. Казакин – верхняя суконная одежда с длинными рукавами, облегающая фигуру верхней части и расширяющаяся книзу. 
Развернувшаяся деятельность моделирующих организаций была прервана Великой Отечественной войной. Московский Дом моделей возобновил свою работу лишь в 1944 году.

Вторая Мировая война наложила свой определенный отпечаток на облик женщины, на её костюм. Образ женской красоты не строится больше на застывшей экстравагантности. Идеалом служит женщина-труженица, женщина-солдат, наравне с мужчинами вынесшая трудности войны. Об этом говорит и её костюм: расширенные, жесткие, как у мундира, плечи, широкий пояс, который плотно охватывал подогнанные к фигуре платье и пальто, напоминавшие шинель.
В творчестве художников по костюму этого периода нашли так же отражения покрой, форма, силуэт народной верхней одежды. Наиболее часто использовались такие её виды, как шушпан, душегрея, свита, кафтан, казакин, полушубок черкеска.
В покрое и форме многих моделей можно обнаружить различного вида аналогии с покроем и формой шушпана. Они встречаются в моделях одежды начала 50-тых годов. Например, в модели женского легкого пальто, изображенной на рисунке, используется форма, покрой и отделка южнорусского шушпана. Обращает на себя внимание стремление автора сделать её предельно экономичней. Этой цели служат прямые линии плечевых и боковых швов, проймы, переходящей под перед кокетки. Экономичность достигнута за счет почти полностью реализованной ткани. Здесь, кроме использования покроя крестьянского костюма, имеет место и другой фактор-применение принципа зависимости формы изделия от утилизации ткани.
Простая фактура льна издавна уживалась с такими же простыми отделками из тесьмы, кружева плетеного или вязанного, вышивками. Народный костюм подсказал мотивы новых решений в ткани из льна и дал точек к созданию оригинальных отделок. Стали вырабатываться одежные льняные ткани, как гладкой окраски, так и многоцветной. 
Изучение памятников древнерусского зодчества, деревянной домовой резьбы позволило художникам создать своеобразные рисунки тканей, найти новую линию в костюме. 
Характерной особенностью для этого этапа является то, что народные мотивы используются художниками по принципу дифференциации. Вместо стремления перенести в современный костюм всё, что имеется в народном, как это делали раньше, стали глубоко анализировать не только декоративное решение крестьянского костюма, но и его смысл, т.е. его назначение, зависимость употребления тканей, покроя, декора от функциональной роли вещей. Национальное своеобразие перестало противопоставляться современному модному костюму. Происходит избирание какого-нибудь одного прообраза , будь то силуэт, цветовая гамма, техника вышивки или элемент покроя. 
Туникообразная форма народной рубахи оказалась живучей и в последствии. В начале 60-тых годов она послужила прототипом целой серии моделей. Таковы модели платьев, показанные на рисунке. Распределение декора, его характер и количество разнообразны. 
Прообразом многих вариантов решения формы современной одежды явилась форма русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивной особенности легли в основу моделирования одежды. Сарафанная форма стала не только фактом обновления моды, но и пунктом перехода к новым силуэтным формам в костюме. Например, получившая распространение силуэт, состоящий из облегающего лифа и очень широкой юбки с резко обозначенной линией талии, на языке моды он получил название «трапеция». Он похож на старинный сарафан, зрительно узкий вверху и постепенно расширяющийся внизу. Распространение такой формы не случайно было названо «стиль а ля рюсс» - русский стиль.
Трапеции можно встретить и в силуэте русской верхней одежды: шубы и длиннополые кафтаны бояр, шубки богатых крестьянок северных губерний России.
Мотив душегреи не однократно преломлялся в моде. Однако из-за сложности получающихся форм он не получил распространения. Происшедший от нарядной торжественной одежды, этот мотив находит себе применение, в основном, в одежде для праздничных случаев.
Использование народных мотивов по тематике неравномерно. Одни сюжеты в тот или иной период времени заметно превалируют в моделировании, другие используются в незначительном количестве. В то время как один какой-нибудь мотив становится излюбленным и получает наибольшую возможность отражения в современном моделировании, трансформация другого только начинается. Иногда этот последний получает мировое отражение и становится ведущим. Многие мотивы, однажды отразившись в моделировании, не прививаются и исчезают. 


         3. Функциональность одежды и народные традиции.

Использование народных мотивов в создании образов современной одежды зависит и от её назначения. Творческая деятельность модельеров, а следовательно, и творчество на базе народных мотивов зависят от ряда объективных факторов. Одним из них является необходимость ставить художественное решение одежды в зависимость от её утилитарной функции. В отличие от народной одежды, которая в основном разделялась на будничную и праздничную, в современной одежде утилитарная функция конкретно проявляется в гораздо большем количестве вариантов. В связи с этим образное решение одежды должно в каждом таком варианте иметь черты, соответствующие той обстановке, в которой человек находится. Поэтому и использование народных мотивов в проектирование одежды разных видов должно происходить по разному.


3.1. Одежда для службы.

Одежда для службы имеет следующие формы: юбки с блузками, сарафаны с блузами, платья, платья-костюмы и т.п. Как правило она имеет простые конструктивные формы, свободные или слегка прилегающие к фигуре.
Рациональные формы чаще всего классические, и, казалось бы, не нуждаются во введении народных мотивов. Однако, хотя и в небольшом дозе, эти мотивы всё-таки находят отклики в моделировании этого вида одежды. Безусловно, диапазон применения народного здесь ограничен: это лишь элементы покроя народного костюма, общий характер формы. Такие элементы не позволяют служебный характер одежды, они вносят особую теплоту в официальный костюм.

3.2 Домашняя одежда.

Назначение домашней одежды – создать человеку условия для занятий и отдыха. Домашняя одежда должна быть удобной по форме и покрою, сочетать в себе черты декоративности, нарядности. Решение домашней одежды может быть более смелым и разнообразным по форме, цвету, тканям. Возможность использования множества форм, материалов, разнообразных цветов и отделок позволяют при моделировании допустить большую степень восприимчивости домашней одежды к народным мотивам. Например, в домашнем костюме используется традиционные элементы покроя рубах, приёмы расположения декора, характерные цветовые сочетания белого с красным, красного с синим и т.д. Широко применяются набивные ткани с рисунками по народным мотивам, а так же такие детали, как платки, шали. 


3.3. Верхняя одежда.

К верхней одежде относятся костюмы, плащи, пальто, пелерины. Деление верхней одежды на зимнюю, демисезонную, летнюю оказывает влияние на выбор мотивов, применяемых для её моделирования. Но верхняя одежда отличается от летнего платья большей строгостью форм, лаконизмом декора. Вес решений, как правило, не допускается яркая вышивка, излишняя декоративность, пестрота.
Возможности отражения народных мотивов в моделировании верхней одежды несколько иные, чем в моделировании легкого платья. Здесь мы видим наработку элементов покроя не только народной верхней одежды поддевки, бекеши, свиты, но и рубах. Современные модели несут и едва заметные, и явные признаки покроя русских поддёвок, тулупов. Отражение народных мотивов в моделировании верхней женской одежды занимает значительно большое место, чем в моделировании служебной и домашней одежды.

3.4. Одежда для спорта и отдыха.

Требования применяемые к решению спортивного костюма, можно свести к двум основным: красочность и удобство. Эти же качества характерны для народного искусства. Не случайно черты традиционного костюма используются в современном моделировании спортивного костюма. Спортивная одежда легко принимает характерный, встречающийся в конструкции народных рубах. В моделировании современной спортивной одежды часто используются приёмы распределения декора, известные в народном костюме – четко выделяющиеся участки на груди, плечах, полосы на рукавах, вдоль швов и т.д. При этом цветовая композиция современных спортивных костюмов напоминает народные костюмы ритмом и традициями цветовых площадей, или берет от народного только принцип гармонии цвета.

3.5. Нарядная одежда.


К группе нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль.
Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.
Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Само познание этой одежды исключает тиражирование. Здесь можно провести параллель с народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно т декоративно построены по одним и тем же принципам.
В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям – по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции. Были также использованы приёмы расположения вышивки на сарафанах – например, вышивку располагали вдоль центрального шва, по линиям кокетки, на бретелях.


                         4. Традиции и современность.

4.1. Наследие Н.П. Ламановой.

Особая заслуга в становлении бытового костюма принадлежит Н.П. Ламановой – подлинному художнику по костюму. Ламановское трактование костюма не только вызывает интерес к чисто внешней стороне жизни общества, но заставляет вглядываться в бытовые, психологические и национальные особенности русского народа. Н.П. Ламанова впервые в мировой практике создания костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучала особенности русской народной одежды, отыскивала в них простоту и целесообразность, которые могут быть использованы в современном костюме. Она утверждала, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, например, её привлекали элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий.
Как в теоретической программе, так и в практической деятельности Н.П. Ламанова была за функциональность и целесообразность костюма. Однако в её работе всегда преобладало образно-эмоциональное начало, носителями его были цвет и орнамент.
Используя народные принципы орнаментации одежды, художники располагали вышивку в определённых продиктованных конструкцией местах: в области груди, плеч, внизу рукавов, понизу платья. Чаще всего она брала подлинные старинные орнаменты (в виде полосы или каймы, частей салфеток, концов полотенец), а иногда самостоятельно разрабатывала орнамент. Ритм декоративного оформления соответствовал общему силуэту и характеру покроя. 
В платье рубашечного покроя узкие полотнища крестьянских полотенец, используемые целиком, композиционно образовывали своеобразный передник. Простое платье из прямоугольников черной и суровой редины, пересеченных по вертикале и горизонтали кружевной прошивкой, у пояса и проймы отделанное полосками полотна, было иллюстрацией контраста различных форм, создаваемого образной орнаментацией. Оригинальные ансамбли Ламановой Н.П. и Мухиной В.И., отличавшиеся безупречным вкусом и высоким творческим мастерством, получили на всемирной выставке в Париже в 1925 году Гран-при за национальную самобытность в сочетании с модным направлением. 

4.2. Творческая трансформация первоисточника при создании современного костюма.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани. В моделях используются ситцы, сатины, каньоны, ткани с орнаментальными рисунками разных пропорций и цветовых сочетаний, ткани с печатными рисунками по народным мотивам.

 
Принцип вариантности кроя и приемов декора – одно из основных средств. Этот принцип интуитивно широко использован в создании народной одежды. Художники предлагают не этнографический, а вполне современный костюм, используя красоту народного кроя – конструкции русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддёвки. Отсюда ведут своё происхождение столь популярные низкие проймы, рубашечный рукав (прямой или с ластовицей). 


Часто современный костюм строится на применении и сочетании форм, элементов, характерных для народного костюма, например, полушубок и шапка-ушанка или расписной платок. Формы народной одежды подсказывают художнику различный ассортимент изделий. Но не правильный подход к источнику творчества может привести к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма.


В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды.
Народный национальный костюм – отнюдь не застывшая в своих формах неизменная категория. Народ вырабатывал и сохранил для костюмов формы, в наибольшей степени соответствовавшие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

Например, ненцы, коми, эвенки и др. народы Крайнего Севера и Сибири носили и носят туникообразные одежды (малица, совик) из оленьего меха, конструкции и материал которых находятся в тесной взаимосвязи с суровым климатом этих районов и охотничьим промыслом. Присутствие в грузинском женском национальном костюме вышивки шелком, а также ношение металлических украшений обуславливаются развитием различных ювелирных металлообрабатывающих и др. ремесел.

Климатические условия, род занятий определили повсеместное распространение как у русских, так и у других славянских народов и их соседей, традиционной зимней овчинной одежды, отличающейся среди людей разной национальности формой, длиной, конструктивным и композиционным решением, а также способом ношения. Шубная овчина сочетает в себе одновременно полный пакет для зимней одежды: кожа является лицевой стороны одежды, а волосяной покров – одновременно и подкладкой и утеплителем. Изделие из такого материала в силу климатических условий России имеет исключительную важность.

В настоящее время одежда из шубной овчины широко вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом.

 Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в демократичности, широко понятой функциональности, логики форм и конструкций, его рациональности и целесообразность. Народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма. .
Особый интерес к народному костюму проявляется в настоящее время. При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма, с учетом развития искусства, науки, промышленности, новых форм быта. Так, русские народные рубахи, сарафаны, душегреи, казакины используются для создания современных блуз, платьев, курток, полупальто. Прием декоративного решения народной одежды используется при проектировании современных трикотажных полотен и изделий из них.

Неповторимое национальное своеобразие современным детским изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования.  

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение моды. Форма народных одежд, её силуэтные и конструктивные линии могут передавать в одних случаях настроение спокойствия и монументальности, в других – динамику, плавность, певучесть. Линия служит обобщением ощущений изломанности, угловатости или плавности, прямолинейности или кривизны. Кроме качества формы предмета, линия передаёт и качество движения: напряженного и вялого, быстрого и медленного, спокойного и взволнованного, упорядоченного и хаотичного и т.д. Поэтому образ в прикладном искусстве не отделим от вещи, которая сама является носителем своего образного содержания.
Художественно оформленная одежда, так же , как и художественно решенные мебель, посуда, становятся произведениями прикладного искусства. Сущность художественного творчества состоит в том, что оно является художественно-образным отражением действительности.
В костюме, созданном с позиции искусства, кроме наличия утилитарности, всегда присутствует определенный заряд выразительности, выявляющий художественно-психологическую сторону вещи.

5. Заключение.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе.


Коллекции русского народного костюма, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства.

Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ, не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия.

 Многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочности элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора, особенно вышивки – это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.

Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.                                            При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода – явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира. Достижение единства в многообразии и многообразия в единстве – путь развития и обновления современного костюма..

Список литературы.

1. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», Москва, 1989г.
2. Горина Г.С. «Народные традиции в моделировании одежды», Москва, 1974г.
3. Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. «Одежда народов СССР»,Москва, 1990г.
4. Калмыкова Л. «Народная одежда», Тверь, 1995г.
5. Кирсанова Р.М. «Костюм в русской художественной культуре», Москва, 1995г.
6. Маслова Г.С. «Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и образах XIX-XХ веков», Москва, 1984г.
7. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования  

"Центр внешкольной работы"

Методическая разработка

«Формирование духовных и нравственных ценностей у детей и подростков в процессе реализации раздела «Народный календарь» образовательной программы дополнительного образования детей детского ансамбля русской песни «Забава»

     Автор-составитель:

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             высшей категории

                                                             Карпушова Людмила Николаевна

                                                      Саров

                                                       2015

Содержание

1.Пояснительная записка        2

1.1.Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность раздела программы «Народный календарь»        2

1.2.Краткая характеристика раздела «Народный календарь» образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава»        5

2.Цель и задачи  раздела  «Народный календарь» образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава»        7

3.Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.        7

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы        9

5.Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.        2

6.Результаты применения методик и технологий обучения        2

7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Народный календарь»        14

8. Список литературы        16

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность раздела программы «Народный календарь»

 Актуальность раздела «Народный календарь» в том, что в современных условиях развития в России ушла на второй план проблема воспитания подрастающего поколения в духе традиционной русской культуры, формировании духовно-нравственных начал растущего человека, что, несомненно, не способствует прогрессивному развитию общества. Предлагаемая методическая разработка - попытка исправить такое положение на уровне отдельно взятого коллектива.

 Современное российское общество все ближе подходит к осознанию того, что спасением в преодолении духовно-нравственного кризиса, переживаемого нами сегодня, может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной русской культуры на традиционных ценностях православия, как основного культурообразующего фактора российского государства.

Отличительной особенностью раздела «Народный календарь» дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава» является включение в учебную деятельность  изучения, подготовки и проведения  фольклорных (календарно-обрядовых) праздников в клубе по месту жительства. Поэтому формирование духовных и нравственных ценностей у детей в процессе музыкально-образовательной деятельности ставится педагогом как основная воспитательная задача. И уже второй задачей образовательного процесса в руководимом педагогом ансамбле является приобретение учащимися общих и специфических знаний и навыков, необходимых для вокальной деятельности ребёнка.  Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, так как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического. Изучение и освоение культурного наследия дает возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи трудовых, эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития русским народом, подрастающему поколению. 

Одной из форм достижения поставленных задач является  цикл фольклорных праздников в клубе по месту жительства: «Осенние посиделки», «Святочные вечера», «Масленица»,  «Красная горка», «Троица», который уже несколько лет реализуется в рамках раздела «Народный календарь» дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава».   На реализацию этого раздела программы отведено 20 часов. Цикл занятий  по формированию духовно-нравственных ценностей у детей  включает в себя комплексные занятия по изучению народного календаря  и интерактивные, которые проходят в форме календарно-обрядовых праздников с привлечением родителей и с последующим свободным обсуждением услышанного.

Предлагаемая методическая разработка является обобщением и систематизацией десятилетнего опыта педагогической деятельности в ансамбле, разработкой новых подходов к организации этой деятельности на уровне современного развития детского коллектива.

Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной и познавательной деятельности – изучение народного календаря (традиции, обряды, народные праздники), музыкального фольклора, народной хореографии, фольклорного театра, изобразительного искусства, прикладного творчества.

  1. Краткая характеристика раздела «Народный календарь»

образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава»

Один из центральных разделов программы – раздел  «Народный календарь».  Программный материал раздела дает возможность понимания мировоззрения, роли обрядов и обычаев в повседневной жизни русского народа. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора. Посредством глубокого художественно-эстетического восприятия в процессе музыкальной календарно-обрядовой деятельности ребенок вовлекается в действо, становится участником творческого процесса, расширяет  представления о традициях, видах хозяйственно-бытового труда, мужских и женских обязанностях и нравах. Впечатления, знания, полученные в процессе ознакомления  детей с народным творчеством, способствуют отражению детских впечатлений о мире в образном слове, музыкальной импровизации, влияют на творческие проявления ребенка, потому как он (ребенок) получает возможность освоить образовательную программу через работу с богатым и разнообразным фольклорным материалом.

Календарно-обрядовые праздники – это мероприятия, в которые вовлечены дети разного возраста и их родители, этим самым создаётся единое образовательное пространство. Кроме того, включается  важный аспект народной педагогики – передача опыта, знаний и умений от старшего поколения к младшему.  

Свои впечатления, пережитый эмоционально-чувственный опыт  учащиеся воспроизводят в самостоятельной творческой деятельности.

У детей появляется потребность транслировать накопленный опыт в семью, в новые коллективы (учебные или творческие).

Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события. Ритмом учебного процесса являются учебные четверти и каникулы с учетом традиционного народного календаря.

1 четверть (сентябрь, октябрь) - освоение песенного материала и его реализация в досуговых мероприятиях в формах осенних посиделок и праздника Кузьмы и Демьяна. Ознакомление с летними народными обрядовыми праздниками – Иван Купала, Спасы: медовый, яблочный, хлебный.

2 четверть (ноябрь, декабрь) - освоение святочного репертуара с последующим исполнением на   Рождество, Васильев вечер, Крещение.

3 четверть (январь, февраль, март) - освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок   и реализация его в рамках мясоеда, масленицы. Пасха, Красная горка – знакомство с обычаями и   обрядами.

4 четверть (апрель, май, июнь) - освоение репертуара Зеленых святок, реализация его в рамках   весенне-летней праздничной обрядности: Вознесение, Троица.

Каникулы (осенние, зимние, весенние, летние) - форма активного введения обучаемых в мир народной культуры: проведение праздников народного календаря, участие в концертах, конкурсах, фестивалях, выездные концерты с целью обмена опытом с другими народными коллективами.

Закономерная периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста,  постепенно усложняя и углубляя его на каждой ступени обучения.    

2. Цель и задачи  раздела «Народный календарь» образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава»

Цель: знакомство с традициями праздников народного календаря, как базовыми социокультурными ценностями российского общества.

Задачи:

обучающие

  • изучение  обычаев, обрядов традиционного народного календаря;  
  • изучение песенного материала, связанного с определёнными праздниками народного календаря, овладение навыками актёрского мастерства, ансамблевого народного пения.

 развивающие:

  • развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению своих социокультурных истоков;
  • развитие творческих и специальных способностей ребенка через его собственную художественную деятельность в области народного музыкально-песенного творчества и в процессе коллективной творческой деятельности

 воспитательные:

  • приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам традиционной русской культуры;
  • формирование уважительного отношения к народным традициям.

  1. Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Учебные группы комплектуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так как занятия во многом построены на вокальных упражнениях, крайне важно учитывать возрастную дифференциацию звукового диапазона и регистра детского голоса.

У детей 4-6 лет голосовой аппарат еще не совсем сформирован, голосовая мышца не развита. Голосовые связки смыкаются неполно - отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор песенного материала. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии, простым ритмическим рисунком, доступным певческому диапазону этого возраста (ре-си). Детская фольклорная игра является хорошей школой физического, умственного и нравственного воспитания ребенка. Музыкальный детский фольклор богат и разнообразен по своей тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции и характеру исполнения. Например, песенные четверостишья доступны для детей этого возраста.

У детей 7-8 лет превалирует голосовой регистр звучания. По мере занятий пением голосовая мышца постепенно развивается и к 8 годам начинает формироваться грудное звучание. К этому времени дети должны научиться свободно льющемуся речевому звукоизвлечению. Большую помощь в работе с детьми этого возраста оказывают детские считалки, игры, сказки с разнохарактерными персонажами, благодаря которым дети учатся передаче интонацией голоса нужных чувств. Постепенно у детей, благодаря занятиям, укрепится голосовая мышца, наладится координация движений.

В работе с детьми этого возраста главной задачей является опора на восприятие и эмоциональные переживания. В этом помогает использование произведений разных видов и жанров искусства. Целесообразно ввести прослушивание музыки, чтобы переживать особые чувства, вызванные гармонией музыкальных звуков, практиковать посещение музеев, выставок, просмотр концертов.

К 9-13 годам у детей, наряду с формированием голосовой мышцы, укрепляется брюшная стенка, активируется дыхание, улучшается музыкальная память, голоса звучат звонко. Дети приобретают навыки определенного слухового анализа. В этом возрасте они увлеченные, отзывчивые, у них есть чуткость и образное мышление, появляется повышенная работоспособность.

В художественно-эстетической деятельности детей этого возраста следует опираться на суждения и оценку. Именно в этот возрастной период у них формируется ценностное отношение к миру. Большую значимость приобретает осознание и оценка идейно-нравственного содержания произведения, а также художественно- выразительных средств, что невозможно без осмысленного изучения языка искусства.

Таким образом, деятельность подростков от игрового характера уходит в сторону осмысленности, осознанности, значимости приобщения к художественной культуре для нравственного совершенствования и эстетического развития своей личности.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела «Народный календарь» образовательной программы дополнительного образования детей  детского ансамбля русской песни «Забава»

В результате освоения раздела программы  «Народный календарь», воспитанники ансамбля русской песни «Забава» должны получить целый комплекс знаний и приобрести определенные умения и навыки:

  •   знание обычаев, обрядов традиционного народного календаря;  
  •   знание песенного материала, связанного с определёнными

праздниками народного календаря, овладение навыками актёрского мастерства, ансамблевого народного пения;

  • иметь познавательный интерес к самостоятельному поиску и

осмыслению своих социокультурных истоков;

  • уметь творчески применять полученные знания и навыки в

 самостоятельной художественной деятельности в области народного музыкально-песенного творчества, коллективной творческой деятельности; 

  • уметь понимать глубинные (нравственные и духовные)

смыслы календарно-обрядовых праздников традиционной  русской культуры;

  • уважать и любить народные традиции.

 

5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

В основе педагогического процесса лежит чувственное переживание общенародных ценностей в процессе восприятия  фольклора, народных игр, песен, танцев, хороводов. Выбор форм и методов образовательной деятельности на занятиях зависит от многих естественных факторов, например, от возрастных особенностей детей, их интереса к занятиям, периода обучения, частоты концертных программ и много другого.

При организации обучения на любом этапе используются следующие формы работы:

  • теоретико-познавательные занятия;
  • творчески-практические занятия;
  • фольклорные праздники;
  • открытые занятия с приглашением зрителей: родителей, педагогов и

др.;

  • участие в концертах, конкурсах, фестивалях;
  • досуговые мероприятия, позволяющие сдружить коллектив,

например, походы выходного дня, дни именинника.

Успешное проведение теоретических и творческих занятий возможно лишь при использовании различных методов:

  • показ образцов русской песни и фольклора с краткими

комментариями, с воспроизведением этих образцов обучаемыми и запоминанием их;

  • включение в занятия песен, сопровождаемых игровыми,

 хореографическими движениями и инструментальными наигрышами;

  • сочетание лекционного изложения фольклорного материала с

вопросно-ответной формой, беседой, игровыми ситуациями;

  • проведение разучивания обрядовых сцен на основе проникновения

 участников в фольклорно-этнографический материал, использование их актерских навыков, знаний основ хореографии и  использование народного инструментария.

Основным методом обучения на протяжении  всего периода обучения является игровой метод. Этот метод эффективно применяется и на всех этапах обучения в необходимых и обоснованных размерах. Детей всегда привлекала и продолжает увлекать ролевая, сюжетная, композиционная игровая стихия календарной обрядности (ряженье, колядование, одаривание, кумление), разыгрывание действий и сценок. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе обряды и праздники, педагог воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след. Игра помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, подвижность и ловкость, помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринужденному поведению детей в коллективе. Объединяя богатый и разнообразный мир игры с обучением, мы, взрослые, приобретаем возможность сделать осмысленным и интересным выполнение любых заданий и упражнений. Игровой метод эффективно применяется и на остальных этапах обучения в необходимых и обоснованных размерах.

Очень важной и плодотворной формой  работы является фольклорный праздник. Именно он создает ситуацию, наиболее приближенную к естественному бытованию фольклора. В ансамбле «Забава» такими праздниками являются: «Осенние посиделки», «Святочные вечера», «Масленица»,  «Красная горка», «Троица».

При формировании образовательного процесса, в основе которого лежит его деление на уровни, программой предусмотрено использование модульного принципа построения занятий:

  • Обучающий - освоение знаний;
  • Практический (центральный) - освоение предметного

содержания, практическая деятельность обучаемых;

  • Общеразвивающий - всестороннее развитие способностей ребенка.

Исходя из этого, в работе ансамбля «Забава» используется ряд методических принципов:

  • сотрудничество и ответственность;
  • доброжелательность, милосердие и достоинство;
  • индивидуализация, дифференциация, вариативность;
  • постепенность, последовательность, системность;
  • доступность материала возрастным особенностям детей, приемлемый темп;
  • возвращение к пройденному и забегание вперед;
  • смена форм деятельности в рамках занятия;
  • установка не на запоминание учебной информации, а на смысловую практическую значимость         полученных знаний;
  • преемственность;
  • высокий уровень педагогического мастерства руководителей коллектива.

  1. Результаты применения методик и технологий обучения.

Выделим следующие аспекты образовательной деятельности:

  • познавательный аспект: дети получают  представления о традициях,

обычаях, укладе крестьянской жизни, земледельческом труде, мастерстве и ремесленничестве, зодчестве, красоте изделий, выполненных руками мастеров (традиционного народного костюма, предметах быта и домашнего обихода);

  • ценностно-смысловой аспект: дети последовательно присваивают

 ценностный идеал, приобщаются к значимым понятиям духовно-нравственного воспитания, таким, как патриотизм, любовь к Родине, к семье, бережное отношение к природе, трудолюбие, уважение к старшему поколению, взаимопомощь, сопереживание,  получают опыт социальной солидарности;

  • творческий аспект: дети передают полученные представления  о

народных традициях в  разнообразной художественно-творческой деятельности.

В заключение хочется отметить, что данной формой педагогической деятельности педагог достигает таких условий ведения образовательного процесса, в которых через организацию соответствующих переживаний ребёнком духовно-нравственных ценностей (в нашем случае исполнение народных песен, участие в фольклорных праздниках) осуществляется собственно активная деятельность детей, ориентируясь на лучшие образцы духовных и нравственных традиций. В процессе этой деятельности происходит осмысление духовно-нравственных ценностей и перевод их во внутренний план, когда они (дети),  стараются создать в своём коллективе и за его пределами  культурное пространство, способное противостоять не всегда позитивному влиянию социальной среды.


7. Календарно-тематическое планирование по разделу «Народный календарь».

Учебная четверть

Месяц

Тема занятия

Краткое содержание занятия

Количество часов

Теория

Практика

Первая четверть

сентябрь

Из истории календарей, языческие и христианские праздники, обряды на Руси

Схема основных положений традиционного народного календаря. Языческие и христианские пласты. Отражение годового хозяйственного цикла и регулирование социальной жизни общины. Переплетение календарных земледельческих обрядов с православными праздниками. Жанровое разнообразие календарных песен: заклички, величальные, корильные, собственно обрядное песни и песни, имеющие календарную приурочность.

1

2

октябрь

Осень. Обряды и песни трудового лета и осени: жатвенные обряды, толоки, Спасы.

Спасы: медовый, яблочный, хлебный – обычаи и обряды. Народная хореография – виды хороводов. Разучивание песен земледельческого календаря: сенокосные, пропольные, величальные, помочанкие, заклички, заговоры, частушки.

1

2

ноябрь

Заключительное занятие

Фольклорный праздник Кузьмы и Демьяна (об осени поминки, встреча зимы)

-

2

Вторая четверть

ноябрь-декабрь

Зима. Приметы зимы. Зимние календарно-обрядовые праздники

Рождественские и новогодние обряды. Музыкальные жанры зимних Святок. Колядование, Сочельник и Рождество Христово, Новый год – Васильев день, Крещение

1

2

январь

Заключительное занятие

Фольклорный праздник «Рождественские посиделки»

-

2

Третья четверть

январь

Масленичная неделя в русском земледельческом календаре

Масленица – масленичная, сырная или мясопустная неделя. Преддверие Великого Поста. Праздник поклонения солнцу. Основные комплексы масленичных обрядов: поминальный, брачно-семейный, земледельческий. Разучивание масленичных песен, закличек. Разучивание народных подвижных игр, приуроченных к праздникам народного календаря.

1

2

февраль-март

Весна. Приметы весны. Весенние календарно-обрядовые праздники

Весенние праздники: Юрьев день, Великий праздник Пасхи, Красная горка. Двунадесятые праздники: Благовещенье, Вознесение. Разучивание христославных и волочебных песен.

1

2

март

Заключительное занятие

Уличное фольклорное представление «Широкая Масленица»

-

2

Четвертая четверть

апрель

Лето. Приметы лета. Летние календарно-обрядовые праздники

Зеленые Святки: Семик, Троица, Духов день, Русальная неделя. Жанровое разнообразие семицких песен: приветственные песни березке, закликание, хороводные, игровые песни на кумление, песни о русалках. Обычаи и обряды: украшение березы, вождение хороводов вокруг нее, хождение молодых девушек с березовыми ветками по полю, «русальная трапеза» - кушанье из зерна и яиц, плетение венков, гадание, побратимство и кумление. Легенды о русалках, народные поверья и приметы.

1

2

май

Заключительное занятие

Фольклорный праздник «Зеленые Святки»

-

2

ИТОГО:

6

20


8. Список литературы

Научная литература

  1. Школа русского фольклора. Под общей редакцией профессора М.Т. Картавцевой. - М., 1994.
  2. Этнопедагогика. Теория и практика: Материалы чтений, посвященных памяти Г.С. Виноградова. Авторские образовательные программы по фольклору / Сост. С.Г. Айвадян. - М.: Институт наследия, 2003.

Дидактическая литература

  1. Аверкин А.П. Русские частушки. - М.: Музыка, 1990.
  2. Астафьева Л.А., Бахтина В.А. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Девичество. -М.: «Художественная литература», 1994.
  3. Бордюг Н.Д. Традиционный фольклор юга Нижегородской области. - Нижний Новгород, 1996.
  4. Борискова Н., Козлова И. Русские календарные обрядовые праздники. - М.: «РиА - Союз», 2003.
  5. Браз С. Песни земли вятской. М.: «Композитор», 2001.
  6. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994.
  7. Морохин В.Н. «Заря, заряница»: Песни, предания, сказки, частушки Горьковской области. -  Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1982.
  8. Петров В.Н., Гришин Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. - М.: творческий центр Сфера, 1999.
  9. Пушкина С.И. Мы играем и поем. - М.: Школьная пресса, 2001.
  10. Сахаров И.П. Народный дневник, праздники и обычаи. - М.: Дружба народов, 1991.


  1. Традиционные танцы Нижегородской области / Сост. П.Г. Грановская. - Н. Новгород, Областной научно-методический центр народного творчества, 2000.
  2. Чивикина Е.М. Зеленые святки. Кострома. Дождинки на успенье в Нижегородской области. -Н. Новгород, 1994.



Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Утверждаю______________Ю.В. Юртайкина

Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

на основании решения педсовета

Протокол № _________________

От «____» _______  2015 года

Методическое пособие:

«Практические упражнения для развития дикции и артикуляции на занятиях по народному вокалу»

Автор - составитель программы:

                                                                     Карпушова  Людмила  Николаевна,                                                                                                                

педагог дополнительного образования

высшей категории

Саров

2015

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Приложение 1. Упражнения на организацию дыхания и звучания…….5

3. Приложение № 2. Скороговорки………………………………………….6

4. Приложение № 3. Распевки – скороговорки……………………………..8

5. Приложение № 4. Работа с текстом песен………………………………..9

6.Приложение №5. Игровые упражнения для развития дикции

и артикуляции…………………………………………………………………9

6. Приложение № 6.Вокальные упражнения (тренинг артикуляционных мышц)…………………………………………………………………………..10

7. Приложение № 7. Гимнастика для языка…………………………………11

8. Приложение № 8. Игровые упражнения………………………………….12

9. Приложение № 9. Сказка «Путешествие язычка»………………………..13

10. Приложение № 10. Рассказ-игра «Кто хочет покататься?»…………….15

11. Литература………………………………………………………………….16

Введение.

В основе методического пособия - описание различных упражнений, которые применяются на занятиях вокала для развития мышечного аппарата и мелкой дикционной моторики. Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

 К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Артикуляция - активная работа рта в речи и в пении. Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата.

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, т.к. вялый артикуляционный аппарат является причиной плохой дикции.

Артикуляционная гимнастика помогает:

 устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;

  разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;

 развить мимику, артикуляционную моторику;

 развить выразительную дикцию.

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Дикция (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального исполнения. Особенно важно четкое произношение согласных.

Для обучения вокалу необходимо:

  наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов

 здоровый голосовой аппарат4 Методические рекомендации 1. Артикуляционный аппарат должен быть свободным, чтобы певец имел возможность мгновенно произносить различные зву

Приложение 1

Упражнения на организацию дыхания и звучания

1.Полностью расслабить тело. Свободно свисающие руки раскачать с помощью корпуса (будто подвесить на ниточке). Голову освободить от мышечного напряжения. Нижнюю челюсть свободно опустить вниз, язык полностью расслабить, его кончик поместить у нижних зубов. После полного выдоха сделать глубокий вдох через нос (ребра при этом расширятся, живот немного втянется). Остаться несколько мгновений в положении вдоха (как будто хочется сделать еще вдох); затем выпустить изо рта весь воздух.

2. Взять дыхание вышеуказанным способом и выдыхать, будто осторожно дуя на пламя свечи, не гася его. Взять дыхание, задержать его, выдохом «раздуть пламя костра». Взять дыхание, выдохнуть, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься. Все упражнения необходимо выполнять точно по описанию, следя за тем, чтобы голова, торс и руки были свободны от мышечного напряжения.

3. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить, как опали ребра.

4. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4…), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха, и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.

 

Приложение № 2 

Скороговорки

 Скороговорки - это народно – поэтическая миниатюра шутка, в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания.

Проговорите 3 раза подряд любую скороговорку, но с каждым разом:

- всё быстрее;

- увеличивая громкость;

- уменьшая громкость;

- замедляя;

- с разной интонацией (удивление, радость, гнев,восхищение);

- от лица разных персонажей: заяц, цыплёнок, медведь

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Чиста, лучиста, говорит речисто.

 Калач калачом, трубач трубачом.

 Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою.

Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой.

Баран-буян залез в бурьян.

Хороши в дорожку пирожки с картошкой.

Шит колпак не по колпаковски, Надо его переколпаковать.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Купи кипу пик.

Двое – не один, в обиду не дадим.

Ты сверчок сверчи, сверчи, Сверчать сверчаток научи.

Все скороговорки не переговорить Не перевыскороговорить.

Кощея щами не угощают.

Пёс Полкан попал в капкан.

Добыл бобыль бобы.

Проворонила ворона воронёнка.

 У ужа – ужата, у ежа - ежата.

Дед Додон в дуду дудел, дудой даму задел.

На мели лениво лосося ловили.

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

 Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать– совсем зарапортовался. Цыган подошёл на цыпочках к цыплёнку и цыкнул цыц!

Шесть мышат в шалаше шуршат.

 

Приложение № 3

Распевки – скороговорки

 Задание! Придумай  свою мелодию на тексты скороговорок.

¬ Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель

 И матросы три недели

Карамель на мели ели.

¬ Ди-ги,ди-ги дай

Ди-ги,ди-ги дай

 Ди-ги,ди-ги

 Ди-ги,ди-ги

 Ди-ги,ди-ги дай.

¬ Думал – думал – думал – думал,

Думал – думал – думал – думал,

В это время ветер дунул,

И забыл о чём я думал. .

¬ Чики-чики-чики - «раз»,

 Чики-чики-чики - «два»,

 Чики-чики-чики - «три»,

Ты за мною повтори.

Эти лёгкие слова,

Чики-чики «три» и «два».

Улыбнись и повтори,

Чики-чики «раз», «два» «три».

¬ Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,

Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Приложение № 4

Работа с текстом песен

 Работу над песней начинать с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

 Сомкнуть (слегка сжать) зубы и утрированно проговорить текст песни, (затем проговаривается текст как обычно)

 Подоприте кулачком свою челюсть, преодолевая сопротивление, читайте текст, отодвигая челюстью кулак

 Проговорить текст нараспев, соединяя гласные

 Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги «бра», «дри»

 Выразительно прочитать текст (по одному куплету) на высоком звучании. Этим приемом пользуюсь как в процессе разучивания, так и при повторении усвоенных песен. Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

 Приложение №5

Игровые упражнения для развития дикции и артикуляции

 «Баскетбольный мяч», показать рукой удары по «мячу» одновременно проговаривая согласные: Б-П; Д-Т; К-Г; З-С.

  «Моторная лодка» - Р-р -р (без звука; со звуком)

 «Смываем с картины» ( с приседанием – Р-р-р)

 «Лошадка» - цокать медленно-громко, быстро-тихо

 Зевать с закрытым ртом (несколько раз)

 Произнести беззвучно: «Ка-а-а-ар»

 Дак-дик-дук-дак – быстро-быстро (губы не двигаются)

 Приложение № 6

Вокальные упражнения (тренинг артикуляционных мышц)

  • Бра-брэ-бри-бро-бру - (по трезвучию)

  • Да-ба-да-ба-да-ба-да-ба-да - (ч. 5 поступенное движение вверх-вниз)

  • Да-да-да-да-да - (ч. 3 или ч. 5), челюсть прыгает свободно

  • Дай-яй-яй – (ч. 3), активная работа челюсти

  • Дари-дари-дари-дари, дари-дари-да.

  • «Поезд едет скрежеща, же – че – ша – ща».

  • Р-Р-Р-Р-р – (ч. 3 поступенное движение вверх-вниз)

  • Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак!

 Сунул Грека руку в реку

 Рак за руку Грека - цап!

  • «Мы перебегали берега перебегали берега» (ч. 5 поступенное движение вверх- вниз)

  • Веники, веники,

Веники – помелики.

 На печи валялися

С печи оборвалися.

Приложение № 7

Гимнастика для языка

 «Дворники»: энергичное движение языком по верхним, потом по нижним зубам с наружной стороны с одновременным движением глаз вправо- влево.

 «Индюки болтают»: языком быстро двигать по верхней губе - «бл-бл-бл».

  «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ-дэ…»

 «Дятел»: языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами, произнося при этом звук «д».

 «Почистим зубы языком» - (только верхние; только нижние; 2-3 раза по кругу);

 «Шпага» - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.

 «Лошадка» - громко и быстро цокать языком;

 «Лев» - дотянись языком до подбородка;

 «Лом - лопата» поочерёдно высовывать язык то « плоский» как лопата, то «острый» как лом;  «Покусывать язык» - (с кончика до середины и обратно);

 «Пожовывание» языка - (копим слюну и проглатываем);

 «Заводим мотоцикл» - Р-р-р, р-р-р;

 «Едем на мотоцикле» - как бы удаляясь и приближаясь  «Моторная лодка» - Р-р-р (без звука; со звуком)

 «Телеграмма» - выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла- лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.11 Упражнения для губ Счет на четыре:

 «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 «Лошадка». Фыркать, «как лошадка», губы при этом дрожат.

 « Пятачок» (на счёт раз – вытянуть губы вперёд, на счёт два – губы расплываются в улыбке, не показывая зубов).

 «Трубочка» - вытяните губы трубочкой и вращайте по кругу

 «Веселая дудочка». Вытянуть вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо, затем влево.

 «Утиный клювик» (на развитие подвижности губ). Губы сложены трубочкой, щеки втянуты. Губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

 Вытянув губы - «сосем соску»; На интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

 

Приложение № 8

Игровые упражнения

  • «Надуйте щёки» - (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.
  • «Сдуйте щёки» - (хлопком по щекам, губы в «пучок»
  • «Потерялся котенок» - произнести «мяу», широко открывая рот, повернуть голову влево-вправо.
  • Разговор про себя. Произнести любую фразу, четверостишие, не открывая при этом рот.
  • «Робот» - голова, как у робота, поворачивается вправо, влево, вниз, вверх, а затем «ломается»: напряжение сбрасывается, голова опущена.
  • «Дразнящаяся обезьянка» ( широко открытый рот, язык максимально тянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом).
  • «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Подставить сложенные одна на другую ладони под подбородок. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

Приложение № 9

Сказка «Путешествие язычка»

Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Они «путешествуют» вместе с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом.

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно и страшно (рот закрыт, губы сомкнуты). Стал он выход искать. В одну Щёчку постучал, в другую - не открываются («проткнуть» языком щёку, «проткнуть» языком другую щёку).

«Толкну-ка я посильнее!»- подумал Язычок и стал толкать сначала одну Щёчку, а потом и другую. Выхода не было.

Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю Губу («проткнуть» языком верхнюю губу, «проткнуть» языком нижнюю губу). В это время Ротик зевнул и открылся (зевнуть).

 Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать (покусать кончик языка).

 «Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?!»- возмутился Язычок. А Зубки ответили: «Мы сегодня ещё ничего не жевали».

И стали жевать Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой (пожевать язык боковыми зубами, пожевать язык с другой стороны).

И с правой, и с левой стороны, он оказался невкусным (пожевать язык справа, пожевать язык слева). Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать (покусывать всю поверхность языка, высовывать его вперёд и убирать назад). Язычок спрятался за зубами.

А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю (покусать нижнюю губу по всей длине, покусать верхнюю губу).

Нижняя Губа обиделась (оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение), а верхняя улыбнулась, ей было немного щекотно (поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы и придав лицу выражение улыбки).

 А Зубки всё не успокаивались. Они попытались откусить кусочек Щеки (закусить изнутри щёки боковыми зубами).

Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня ещё никто не сделал им ничего приятного?».

Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки (провести языком между губами и верхними зубами, как бы очищая их).

 И ещё раз верхние и, конечно же, нижние зубки (провести языком между губами и зубами).

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок!

Мы больше не будем тебя кусать» (обнажить зубы, растянув губы в улыбке).

Приложение №10

Рассказ-игра «Кто хочет покататься?»

 Готовим машину к путешествию:

а) Проверяем фары (поочередное подмигивание то правым, то левым глазом. Затем сильно зажмурить оба глаза, после чего расслабить все мышцы лица).

б) Моем стекла «дворниками» (энергичное движение языка сначала по верхним зубам – это передние стекла, затем – по нижним – это задние стекла; глаза при этом активно перемещаются в соответствии с направлением движения языка).

в) Проверяем двери (прокалываем щечки острым языком справа и слева).

 г) Смотрим, все ли положили в багажник, открываем его (широко открываем рот, нижняя челюсть максимально опускается вниз, «страшная маска»).

Интонационно-фонетические упражнения

а) Накачиваем колеса: {А} – С {А} - Ш {А} - З {А} - Ж        повторить 4 раза.

б) Усаживаемся в салон поудобнее и любуемся на себя в зеркало: - бесшумный вдох, а шумный выдох.

 в) Вставили ключ зажигания, повернули его, ногу поставили на газ, взяли руль крепко в руки и заводим свою машину: Р-Р-Р - вибрация губ с голосом, сначала короткая по времени, затем – продолжительнее и, наконец, двигатель завелся, машина поехала!

г) Едем в машине и напеваем: Р-Р-Р в тональностях В-Н-С-Н (В пределах терции вверх и вниз: си – до – ре – до – си и т. д.). Дорога повернула в гору, и мы запели в более высоком регистре (поем то же самое в первой и второй октавах).

д) Чтобы было веселее, включим магнитолу и послушаем музыку, а для этого нужно настроить приемник: (вопрос – ответ, восходящая и нисходящая интонации п шу? у! п У ШУ п шо? у! п У ШО п ша? у! п У ША п шэ? у! е) Приехали мы на самую вершину горы, посмотрели в небо, а там столько птиц! Давайте их пересчитаем! (от шепота до крика: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10!!!)

ж) «Порубим язычок»: активное прикусывание язычка зубами, начиная с кончика. Язык постепенно полностью выдвигается вперед.

Литература.

НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ю. Зацарный Москва, «Советский композитор» «Русские народные песни» 1-10 вып. 10

2. С.И.Пушкина Москва, «Советская Россия» «Старинные песни Прикамья»  

3. В.Бекетова Москва, «Музыка» «Русские народные песни»

4. Л.Суровяк Новосибирск, «Книжица» «Заинька во садочке»

5. Г.Заволокин Москва, «Советский композитор» «Это звонкое чудо- частушка»  

6. Т.Камаева Москва, «Лайда» «Детские музыкальные праздники»

7. Д.Лыбин Москва, «Родник» «Русские песни» из сборника Н.Римского-Корсакова

 8. С.Пушкина Москва, «Русское музыкальное товарищество» «Русские народные песни Подмосковья»  

9. С.Браз Москва, «Всероссийское «Как пошли наши подружки» «Музыкальное общество»

10. П.Сорокин Москва, «Музыка» «Песенные узоры»  

  МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Н.Мешко «Искусство народного пения» ч.1 практическое руководство и методика обучения народному пению.

2. Б.Шеломов «Детское музыкальное творчество на русской народной основе» Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ.

3. А.Некрылова «Методическое пособие в помощь руководителям фольклорных коллективов».

4. В.Попов «Русская народная песня в детском хоре».

5. Г.Науменко «Гори, солнце ярче» репертуар детского фольклорного коллектива.

6. А. Терещенко. Энциклопедия «История культуры русского народа» 7. Т. Пикасова «Энциклопедия детского фольклора»

8. В. Аникин «Русский фольклор» учебное пособие