Целостный анализ музыкального произведения на примере Рондо из Сонаты h – moll Ф.Э.Баха

Звягина Елена Вячеславовна

Целостный анализ музыкального произведения

на примере Рондо из Сонаты h – moll Ф.Э.Баха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tselostnyy_analiz_muzykalnogo_proizvedeniya.doc261.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целостный анализ музыкального произведения

на примере Рондо из Сонаты h – moll Ф.Э.Баха

     

План анализа формы музыкального произведения

А. Общий предварительный обзор

1) Тип формы (простая трехчастная, сонатная и т.д.)

2) Цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями (I период, разработка и т.д.)

Б. Анализ каждой из основных частей

1) Функция каждой части в форме (I период, середина и т.д.)

2) Тип изложения (экспозиционный, срединный и т.д.)

3) Тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера

4) Какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т.д.); тематические преобразования

5) Место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается.

6) Тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость.

7) Подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; "дыхание" короткое или широкое; характеристика пропорций.

 Строение данного рондо таково:

    Р       ЭП1      ЭП2       Р       ЭП3      Р        Р       ЭП4       Р        ЭП5       Р         ЭП1

4т.+ 4т.      8т.           4т.         4т.         4т.         4т.        4т.         4т.          4т.          8т.      4т.+4т.        8т.

                                                                                                                                                           

период       период                период                       период                      период                         период                период        период

                                                                                                                                                  с расширением

 Экспозиция                                                 Разработка                                                Реприза

       Где Р – это рефрен, ЭП – эпизод, цифрами обозначено количество тактов каждого раздела. Композитор достаточно свободно обращается с формой. Рефрен активно развивается, транспонируется  в различные тональности при многократных повторениях. Имеют место вариативные изменения рефрена, разнообразие его каденций.

      Мелодия рефрена и эпизодов однородная, не контрастная. Её отличает гибкость, прихотливость ритмическая и интонационная, что достигается при помощи залигованных нот, синкоп, мелких длительностей, мордентов и других мелизмов, начало фраз с затакта, со слабой доли после шестнадцатой паузы. В мелодическом рисунке сочетаются поступенное движение, скачки на различные интервалы, полутоновые тяготения.

      Линия баса не несёт мелодической и смысловой нагрузки, а представляет собой, в основном, нисходящее поступенное движение четвертными длительностями. Его роль (баса) – гармоническая поддержка мелодии.

      В целом строение рондо си-минор можно сравнить с разделами сонатной формы: экспозиция (1 - 16 такты), разработка (17 – 52 такты) и реприза (53 – 67 такты). Причём музыкальный материал репризы полностью и без изменений повторяет материал экспозиции.

       «Экспозиция» представляет собой своеобразную двухчастную форму, где 1 часть (рефрен) – это период квадратного строения. Первое предложение заканчивается половинной каденцией на доминанте, второе – полной каденцией. Вторая часть двухчастной формы (эпизод 1) – также период из двух предложений, которые заканчиваются соответственно половинной и полной каденциями.

       Во втором разделе рондо, так называемой «разработке», рефрен звучит в следующих тональностях: D – dur (21 – 24 такты), h – moll (29 – 32 такты), G – dur (33 – 36 такты), e moll (41 – 44 такты). Мажорное проведение рефрена (33 – 36 такты) приводит к кульминации на динамике forte. Затем следует выход из кульминации в 37 – 40 тактах. Здесь композитор использовал приём секвентного развития – нисходящую секвенцию из трёх звеньев. Кстати, в кульминации изменяется и обычно поступенное движение баса на скачкообразное, кварто-квинтовое. Линия нижнего голоса здесь гармонически поддерживает секвентное развитие мелодии.

       В связи с особенностями строения формы также хочется отметить ЭП5 (пятый эпизод), где расширение предложения в 47 – 52 тактах происходит за счёт импровизационного развития мелодии на выдержанном «органном» басу на VII ступени основной тональности. Этот приём плавно подводит к ожидаемой развязке – так называемой «репризе». Музыкальный материал 53 – 68 тактов полностью повторяют звучание первого рефрена и первого эпизода. Такое возвращение темы как бы обрамляет музыкальную форму данного произведения в целом, приводит к его логическому завершению, проводя смысловую и интонационную арку между началом и окончанием.

      В целом, рондо из сонаты си-минор является классическим претворением формы рондо в творчестве К.Ф.Э. Баха.