Методические материалы к урокам

Кулиничева Елена Анатольевна

Методические материалы к урокам

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для организации обучающихся на практических занятиях

по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»

ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»

для специальности 53.02.01 Музыкальное образование

Номер группы: 115А

Составитель: Кулничева Е.А.

Нижневартовск 2015 г


Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по разделу № 2 «Художественно-музыкальное мышление в инструментальном классе».

        Цель выполнения учебных заданий:

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

        Профессиональных компетенций:

ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

        Умений:

- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;

        Знаний:

- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;

- средства художественного исполнения инструментальных произведений;

        Используются технологии личностного-ориентированного, развивающего обучения.

        Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.

        Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.

Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:

– знакомство с понятием «полифония»;

– музыкально-теоретический  анализ полифонических произведений;

 – исполнение практических упражнений при работе над полифоническими произведениями;

– поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании.

Критерии оценки выполнения практической работы обучающимся:

5

Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4

Грамотное исполнение с небольшими недочетами как в техническом так и в художественном плане

3

Исполнение с большим количеством недочетов (недоученный текст, слабая техническая подготовка, низкий художественный уровень)

2

Комплекс недостатков, являющихся следствием регулярного невыполнения домашних заданий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.


Практическая работа № 1-10 «Произведения полифонического стиля в развитии музыкального мышления. Общее понятие о фактуре : гомофония, полифония. Виды полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная. Принцип горизонтального мышления (линеарность)

 как основа работа над полифонией»

Учебные задания:

  1. Анализ терминологии.
  2. Анализ музыкального произведения
  3. Изучение каждого голоса отдельно
  4. Совместное проигрывание голосов (преподаватель-учащийся)
  5. Пропевание голосов
  6. Исполнение произведения обеими руками

Учебное заданиие № 1. Анализ терминологии.

  1. Расскажите что означают термины: «полифония»

Полифония-вид многоголосия, основанный на сочетании 2 и более мелодических линий.

  1. «Подголосочная» полифония- исполнения песенного одноголосия с вкрапленными короткими подголосками.
  2. «Контрастная» полифония- одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий.
  3. «Имитационная» полифония- осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих 2х голосных канонов в октаву.

I уровень

Русская народная песня «Дровосек»

Ознакомление с произведением в целом: слушание в исполнении преподавателя или слушание аудио (видео) записи.

Учебное задание № 2. Анализ музыкального текста.

2.1  Какие длительности встречаются в данном произведении?

- четверти, восьмые, половинные ноты.

2.2  Какие ритмические трудности встречаются?

- четверть с точкой.

2.3  Что означает точка, стоящая рядом с нотой?

- точка, стоящая рядом с нотой увеличивает ноту на половину ее длительности.

2.4  Какая тональность произведения, ключевые знаки?

- ре минор, си бемоль.

Учебное задание №3.

3.1  Проигрывание каждого голоса отдельно, со счетом вслух.

3.2  Первоначальный напев исполняется на октаву ниже.

Учебное задание №4.

4.1  Проигрывание произведения совместно с преподавателем: верхний голос студент, нижний преподаватель и наоборот.

Учебное задание № 5.

5.1  Пропевание голосов в отдельности.

5.2  Пропевание верхнего голоса, нижний играется, пропевание нижнего голоса, верхний играется.

Учебное задание № 6

6.1  Исполнение студентом произведения обеими руками.

Положение рук на пианино

II уровень

И.С.Бах «Менуэт» d moll

Учебное задание №2.

Исполнение «Менуэта» преподавателем.

2.1  Что такое «Менуэт»? К какому жанру относится? В какую эпоху написан?

- «Менуэт» старинный французский танец. Стал придворным танцем в XVII веке. Танцевали Менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.

2.2  Определите характер произведения и сколько в нем частей?

- характер мягкий, плавный, певучий, в произведении две части.

2.3  Проанализируйте тональный план произведения.

- I ч. написана в ре миноре, II ч. начинается в фа мажоре, в конце – ре минор.

2.4  Определите фразировку:

- в первой части нижний голос состоит из двух, четко отделенных кадансом предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двутактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер. 

2.5  Определите штрихи:

- мелодия идет legato, неслигованные ноты желательно исполнять штрихом non legato. Следует обратить внимание на несовпадение штрихов в партиях обеих рук и на случай противоположной динамики в обоих голосах.

Учебное задание № 3.

3.1  Исполнение верхнего голоса отдельно (I ч.)

3.2  Исполнение нижнего голоса отдельно (I ч.)

(правильное использование штрихов и аппликатуры)

3.3  Исполнение верхнего голоса отдельно (I I ч.)

3.4  Исполнение нижнего голоса отдельно (I I ч.)

(правильное использование штрихов и аппликатуры)

Учебное задание № 4.

4.1  Проигрывание студентом верхнего голоса, а преподавателя нижнего.

4.2  Проигрывание студеном нижнего голоса а преподавателем верхнего.

4.3  Обязательное выполнение всех штрихов и аппликатуры.

Учебное задание № 5.

5.1  Пропевание верхнего голоса.

5.2  Пропевание нижнего голоса.

5.3 Исполнение по частям: игра на инструменте верхнего голоса, нижний пропевается.

5.4  Игра нижнего голоса на инструменте, нижний пропевается.

Обращать внимание на трудности, возникающие при подобной работе над «Менуэтом» и работать над ними при самостоятельных занятиях .

Учебное задание № 6.

6.1  Исполнение произведения обеими руками.

III Уровень.

И.С. Бах «Маленькая прелюдия» c moll.

           

Учебное задание № 2.

 Исполнение «Прелюдии» преподавателем.

2.1  Определите характер произведения и сколько в нем частей?

- характер мягкий, плавный, певучий, в произведении две части.

2.2  Проанализируйте тональный план произведения.

- I ч. написана в до миноре, II ч. начинается в ми бемоль мажоре, в конце – доминор.

2.3  Определите фразировку:

- мелодия ярко выражена и проходит в партии правой руки, отсутствие пауз создает текучесть, непрерывность мелодии и благодаря этому первая часть исполняется на одном дыхании. То же самое можно сказать и про вторую часть.

2.4  Определите штрихи:

- мелодия идет legato, неслигованные ноты желательно исполнять штрихом non legato. Следует обратить внимание на несовпадение штрихов в партиях обеих рук и на случай противоположной динамики в обоих голосах.

Учебное задание № 3.

3.1  Исполнение верхнего голоса отдельно (I ч.)                 

3.2  Исполнение нижнего голоса отдельно (I ч.)

(правильное использование штрихов и аппликатуры).

3.3  Исполнение верхнего голоса отдельно (I I ч.)

3.4  Исполнение нижнего голоса отдельно (I I ч.)

(правильное использование штрихов и аппликатуры).

Учебное задание № 4.

4.1  Проигрывание студентом верхнего голоса, а преподавателя нижнего.

4.2  Проигрывание студеном нижнего голоса а преподавателем верхнего.

Обязательное выполнение всех штрихов и аппликатуры.

Учебное задание № 5.

5.1  Пропевание верхнего голоса.

5.2  Пропевание нижнего голоса.

5.3 Исполнение по частям: игра на инструменте верхнего голоса, нижний пропевается.

5.4  Игра нижнего голоса на инструменте, нижний пропевается.

Обращать внимание на трудности, возникающие при подобной работе над «Прелюдией» и работать над ними при самостоятельных занятиях .

Учебное задание № 6.

6.1  Исполнение произведения обеими руками.

Вопросы и задания для контроля:

  1. Какие понятия были изучены на уроке?
  2. Какие приемы работы над полифоническими произведениями усвоены?

Текстовые источники.

1. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2004.

2. Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2009.

Электронные ресурсы.

http://www.xn--80aerctagto8a3d.xn--p1ai/fortepiano/malenkie-prelyudi-i-fugi-dlja-fortepiano.html.

http://notes.tarakanov.net/

http://www.notarhiv.ru/drugiekomp/spisok.html