Методические материалы к урокам
Методические материалы к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
115_a_prakticheskie_zanyatiya_muzykalno-instrumentalnyy_klass_gotovaya_1_.docx | 507.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для организации обучающихся на практических занятиях
по МДК. 03.03 «Музыкально-инструментальный класс»
ПМ.03 «Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
Номер группы: 115А
Составитель: Кулничева Е.А.
Нижневартовск 2015 г
Методический материал разработан для организации обучающихся на практических занятиях по разделу № 2 «Художественно-музыкальное мышление в инструментальном классе».
Цель выполнения учебных заданий:
Формирование общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
Умений:
- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
Знаний:
- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
- средства художественного исполнения инструментальных произведений;
Используются технологии личностного-ориентированного, развивающего обучения.
Учебно-лабораторное оборудование: фортепиано, метроном.
Средства обучения: дидактические материалы: учебная, методическая литература, ноты, схема музыкально-теоретического, исполнительского анализа музыкального произведения.
Формат представления результатов выполнения учебного задания обучающимися:
– знакомство с понятием «полифония»;
– музыкально-теоретический анализ полифонических произведений;
– исполнение практических упражнений при работе над полифоническими произведениями;
– поиск нужного соотношения голосов в их одновременном звучании.
Критерии оценки выполнения практической работы обучающимся:
5 | Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 | Грамотное исполнение с небольшими недочетами как в техническом так и в художественном плане |
3 | Исполнение с большим количеством недочетов (недоученный текст, слабая техническая подготовка, низкий художественный уровень) |
2 | Комплекс недостатков, являющихся следствием регулярного невыполнения домашних заданий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
Практическая работа № 1-10 «Произведения полифонического стиля в развитии музыкального мышления. Общее понятие о фактуре : гомофония, полифония. Виды полифонии: подголосочная, контрастная, имитационная. Принцип горизонтального мышления (линеарность)
как основа работа над полифонией»
Учебные задания:
- Анализ терминологии.
- Анализ музыкального произведения
- Изучение каждого голоса отдельно
- Совместное проигрывание голосов (преподаватель-учащийся)
- Пропевание голосов
- Исполнение произведения обеими руками
Учебное заданиие № 1. Анализ терминологии.
- Расскажите что означают термины: «полифония»
Полифония-вид многоголосия, основанный на сочетании 2 и более мелодических линий.
- «Подголосочная» полифония- исполнения песенного одноголосия с вкрапленными короткими подголосками.
- «Контрастная» полифония- одновременное звучание различных мелодий. Здесь соединяются голоса с различным направлением мелодических линий, и отличающиеся ритмическими рисунками, регистрами, тембрами мелодий.
- «Имитационная» полифония- осуществляется на эпизодах с каноническим изложением и строгих 2х голосных канонов в октаву.
I уровень
Русская народная песня «Дровосек»
Ознакомление с произведением в целом: слушание в исполнении преподавателя или слушание аудио (видео) записи.
Учебное задание № 2. Анализ музыкального текста.
2.1 Какие длительности встречаются в данном произведении?
- четверти, восьмые, половинные ноты.
2.2 Какие ритмические трудности встречаются?
- четверть с точкой.
2.3 Что означает точка, стоящая рядом с нотой?
- точка, стоящая рядом с нотой увеличивает ноту на половину ее длительности.
2.4 Какая тональность произведения, ключевые знаки?
- ре минор, си бемоль.
Учебное задание №3.
3.1 Проигрывание каждого голоса отдельно, со счетом вслух.
3.2 Первоначальный напев исполняется на октаву ниже.
Учебное задание №4.
4.1 Проигрывание произведения совместно с преподавателем: верхний голос студент, нижний преподаватель и наоборот.
Учебное задание № 5.
5.1 Пропевание голосов в отдельности.
5.2 Пропевание верхнего голоса, нижний играется, пропевание нижнего голоса, верхний играется.
Учебное задание № 6
6.1 Исполнение студентом произведения обеими руками.
II уровень
И.С.Бах «Менуэт» d moll
Учебное задание №2.
Исполнение «Менуэта» преподавателем.
2.1 Что такое «Менуэт»? К какому жанру относится? В какую эпоху написан?
- «Менуэт» старинный французский танец. Стал придворным танцем в XVII веке. Танцевали Менуэт с большой торжественностью. Музыка его отражала в своих мелодических оборотах плавность и важность поклонов, низких церемонных приседаний и реверансов.
2.2 Определите характер произведения и сколько в нем частей?
- характер мягкий, плавный, певучий, в произведении две части.
2.3 Проанализируйте тональный план произведения.
- I ч. написана в ре миноре, II ч. начинается в фа мажоре, в конце – ре минор.
2.4 Определите фразировку:
- в первой части нижний голос состоит из двух, четко отделенных кадансом предложений, а первое предложение верхнего голоса распадается на две двутактные фразы: первая фраза звучит более значительно и настойчиво, вторая носит более спокойный, как бы ответный характер.
2.5 Определите штрихи:
- мелодия идет legato, неслигованные ноты желательно исполнять штрихом non legato. Следует обратить внимание на несовпадение штрихов в партиях обеих рук и на случай противоположной динамики в обоих голосах.
Учебное задание № 3.
3.1 Исполнение верхнего голоса отдельно (I ч.)
3.2 Исполнение нижнего голоса отдельно (I ч.)
(правильное использование штрихов и аппликатуры)
3.3 Исполнение верхнего голоса отдельно (I I ч.)
3.4 Исполнение нижнего голоса отдельно (I I ч.)
(правильное использование штрихов и аппликатуры)
Учебное задание № 4.
4.1 Проигрывание студентом верхнего голоса, а преподавателя нижнего.
4.2 Проигрывание студеном нижнего голоса а преподавателем верхнего.
4.3 Обязательное выполнение всех штрихов и аппликатуры.
Учебное задание № 5.
5.1 Пропевание верхнего голоса.
5.2 Пропевание нижнего голоса.
5.3 Исполнение по частям: игра на инструменте верхнего голоса, нижний пропевается.
5.4 Игра нижнего голоса на инструменте, нижний пропевается.
Обращать внимание на трудности, возникающие при подобной работе над «Менуэтом» и работать над ними при самостоятельных занятиях .
Учебное задание № 6.
6.1 Исполнение произведения обеими руками.
III Уровень.
И.С. Бах «Маленькая прелюдия» c moll.
Учебное задание № 2.
Исполнение «Прелюдии» преподавателем.
2.1 Определите характер произведения и сколько в нем частей?
- характер мягкий, плавный, певучий, в произведении две части.
2.2 Проанализируйте тональный план произведения.
- I ч. написана в до миноре, II ч. начинается в ми бемоль мажоре, в конце – доминор.
2.3 Определите фразировку:
- мелодия ярко выражена и проходит в партии правой руки, отсутствие пауз создает текучесть, непрерывность мелодии и благодаря этому первая часть исполняется на одном дыхании. То же самое можно сказать и про вторую часть.
2.4 Определите штрихи:
- мелодия идет legato, неслигованные ноты желательно исполнять штрихом non legato. Следует обратить внимание на несовпадение штрихов в партиях обеих рук и на случай противоположной динамики в обоих голосах.
Учебное задание № 3.
3.1 Исполнение верхнего голоса отдельно (I ч.)
3.2 Исполнение нижнего голоса отдельно (I ч.)
(правильное использование штрихов и аппликатуры).
3.3 Исполнение верхнего голоса отдельно (I I ч.)
3.4 Исполнение нижнего голоса отдельно (I I ч.)
(правильное использование штрихов и аппликатуры).
Учебное задание № 4.
4.1 Проигрывание студентом верхнего голоса, а преподавателя нижнего.
4.2 Проигрывание студеном нижнего голоса а преподавателем верхнего.
Обязательное выполнение всех штрихов и аппликатуры.
Учебное задание № 5.
5.1 Пропевание верхнего голоса.
5.2 Пропевание нижнего голоса.
5.3 Исполнение по частям: игра на инструменте верхнего голоса, нижний пропевается.
5.4 Игра нижнего голоса на инструменте, нижний пропевается.
Обращать внимание на трудности, возникающие при подобной работе над «Прелюдией» и работать над ними при самостоятельных занятиях .
Учебное задание № 6.
6.1 Исполнение произведения обеими руками.
Вопросы и задания для контроля:
- Какие понятия были изучены на уроке?
- Какие приемы работы над полифоническими произведениями усвоены?
Текстовые источники.
1. Коган Г. Работа пианиста. - М.: Классика - XXI, 2004.
2. Тимакин Е.М.Воспитание пианиста. – М.: Музыка, 2009.
Электронные ресурсы.
http://www.xn--80aerctagto8a3d.xn--p1ai/fortepiano/malenkie-prelyudi-i-fugi-dlja-fortepiano.html.
http://notes.tarakanov.net/
http://www.notarhiv.ru/drugiekomp/spisok.html