Рабочая программа ПМ. 03
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рассмотрено и одобрено методической комиссией (кафедрой) музыкального образования Протокол от 29.01.2021г. № 5 | Утверждено педагогическим советом Протокол от 19.04.2021г № 45 | Утверждено приказом от 19.04.2021 № 189-ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля ПМ.03 Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность
для специальности 53.02.01 Музыкальное образование
наименование цикла Профессиональные модули
Номер группы: 121А, 221А, 321А, 421А
Максимальная учебная нагрузка обучающихся | 1942 ч. |
Самостоятельная работа | 652 ч. |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 1290 ч. |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 127 ч. |
практические занятия | 1163 ч. |
лабораторные занятия | - |
курсовая работа (проект) Учебная практика Производственная практика Форма промежуточной аттестации | - 36 ч. 72 ч. МДК.03.01 –1,2,3,4,5,7,8 семестры – итоговая контрольная работа; 6 семестр – дифференцированный зачет; МДК.03.02 – 1,2,3,4,5,7,8 семестры – итоговая контрольная работа; 6 семестр – комплексный экзамен; МДК.03.03 – 1,3,5,7,8 семестры – итоговая контрольная работа; 4 семестр – дифференцированный зачет; 2, 6 семестры – экзамен; МДК.03.04 – 1,3,4,6,7,8 семестры – итоговая контрольная работа; 2 семестр – дифференцированный зачет; 5 семестр – экзамен; МДК.03.05 – 5,7,8 семестр – итоговая контрольная работа; 6 семестр – дифференцированный зачет; МДК.03.06 – 5,6,7,8 семестр – итоговая контрольная работа; МДК.03.07 – 7 семестр - итоговая контрольная работа; УП.03.01 – 6 семестр - зачет ПП.03.01 – 8 семестр – дифференцированный зачет ПМ.03 – 8 семестр – экзамен квалификационный |
г. Нижневартовск
Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 13 августа 2014 года № 993 в редакции от 17 мая 2021 года, рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО), заключение Экспертного совета №078 от 29.02.12 с учетом необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменениями, внесенными приказами от 25 декабря 2014 года № 1115н и от 5 августа 2016 года № 422н)»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 10 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 50 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 53 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» ПМ.03
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 53.02.01 «Музыкальное образование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): педагогическая музыкально-исполнительская деятельность и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
ПК 3.2. Управлять с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом.
ПК 3.3. Аккомпанировать детскому составу исполнителей.
ПК 3.4. Аранжировать произведения педагогического репертуара разных жанров с учетом исполнительских возможностей обучающихся.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в средних специальных учебных заведениях, а также в дополнительном профессиональном образовании по направлению программ повышения квалификации и переподготовки специалистов в области музыкального образования.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- исполнения произведений педагогического репертуара инструментального, хорового и вокального жанров на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях;
- управления с использованием дирижерских навыков детским хоровым коллективом;
- аккомпанирования различным детским составам исполнителей (солисту (певцу, инструменталисту) или группе исполнителей (ансамблю, хору), ансамблю (оркестру) детских музыкальных инструментов, различным видам ритмических движений и танцам);
- аранжировки произведений педагогического репертуара разных жанров для детских хоровых коллективов разного состава.
Уметь:
- исполнять произведения сольного и хорового жанра для детской аудитории с сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;
- читать с листа разнообразный вокально-хоровой репертуар и точно интонировать хоровую партию;
- определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
- использовать различные технические и художественные приемы хорового дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-хоровым коллективом;
- проводить анализ и самоанализ дирижерско-хоровой деятельности;
- применять методические приемы вокально-хоровой работы;
- анализировать звучание песенно-хоровой партитуры;
- анализировать музыкальный материал и работать с песенным репертуаром дошкольного и школьного возраста;
- исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей форм;
- использовать средства выразительности и технические приемы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам;
- читать с листа при исполнении инструментальных произведений, транспонировать, упрощать фактуру сопровождения, соединять ее с голосом, хором;
- подбирать аккомпанемент по слуху;
- аккомпанировать голосу, хоровым коллективам, различным видам ритмических движений;
- исполнять вокальные произведения с сопровождением, под собственный аккомпанемент, без сопровождения;
- владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.;
- разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности);
- объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
- использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Знать:
- основные принципы сольного исполнительства, основные этапы развития певческого голоса;
- специфику голосообразования в пении и в речи;
- стилистические особенности различных вокальных жанров;
- требования к охране и гигиене голоса;
- разносторонний по содержанию и стилям вокально-хоровой репертуар;
- теоретические основы и методику работы с хором;
- классификации певческих голосов и необходимых элементов хоровой звучности;
- основы хоровой культуры и дирижерской техники;
- методы анализа произведений вокально-хорового жанра;
- методические основы работы над детским песенным репертуаром;
- технические и художественные приемы хорового
- дирижирования;
- методические приемы работы с хором;
- основные виды (переложение, аранжировку, обработку) и принципы аранжировки произведений для различных хоровых исполнительских составов;
- основы фортепианного исполнительства: различные приемы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации;
- средства художественного исполнения инструментальных произведений;
- педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса;
- жанровые особенности вокально-хоровой и инструментальной музыки.
Разработчики: Коробейникова Д.А., Полуянова О.Ю., Кулиничева Е.А., Самарова Н.А.,
Рогачевская О.В., Хуланхова З.А., Титовец Е.М., Ермолинская Е.С.