Методическое пособие

Учебное пособие содержит задания для развития ладогармонического слуха. Все задания систематизированы и соответствуют  темам программы   по сольфеджио курса ДМШ, ДШИ С 1-7 класс.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бушина Татьяна Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

Учебно-методическое пособие

200 ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»

г. Санкт-Петербург

2016г

Предлагаемый сборник  представляет собой пособие для преподавателей музыкальных школ, школ искусств, педагогов дополнительного образования , а также младших курсов музыкальных колледжей и училищ.  Музыкальный материал включает более 200 заданий   и соответствует основным  темам курса сольфеджио с 1 по 7 класс.

Как известно, все формы работы на уроках сольфеджио подчинены одной задаче-формированию музыкального слуха, что проявляется в таких видах музыкальной деятельности, как чтение с листа, запись диктанта, подбор на инструменте и т.д.

Стабильное восприятие звуковысотных и интервальных соотношений в мелодии, ладового значения каждой ступени, интервала, аккорда и их ритмической организации требует подготовительных интонационных и ритмических упражнений.

Одним из эффективных ладогармонических упражнений являются секвенции.

Секвенция - это восходящее или нисходящее перемещение данного мелодического или гармонического мотива. И как один из принципов развития мелодии секвенция , дает возможность стабилизировать ладовое чувство учащихся.

Неоднократное восприятие вычлененных элементов музыкального языка в секвенции (это может быть поступенное движение мелодии, опевание, скачок в мелодии на определенный интервал в младших классах, движение мелодии по звукам аккордов, тритонов, характерных интервалов, мотивы с хроматическими альтерированными звуками в старших) приводит к возникновению у ребенка конкретных ладовых представлений.

 Учащиеся постепенно усваивают интонационное место каждого звука, ощущают устойчивый и неустойчивый характер звуков, тяготение последних к более устойчивым. Не будучи осознанными эти ощущения, как правило, не достигают высокой степени точности. Средством их стабилизации является выделение ладоинтонационных, ритмических, гармонических элементов из музыкального контекста, их теоретическое осмысление, установление интонационных связей между ними и сознательное усвоение каждого элемента в отдельности.

Систематическое исполнение секвенций на инструменте в домашних заданиях и на уроках в классе, владение техникой секвенцирования позволяет судить о высокой степени теоретической подготовки учащихся, т.к. данный вид практической  работы, наряду с транспонированием, подбором аккомпанемента, игрой интервальных и аккордовых последовательностей, подразумевает отличное знание тональностей, интервалов, аккордов и т.д. Возможны случаи, когда учащиеся механически заучивают каждое звено секвенции или подбирают по слуху, что недопустимо. Задача педагога научить каждого ученика работать с секвенцией, предварительно анализируя строение мелодического или гармонического мотива.

Интонирование секвенций - более сложный процесс. В данном случае необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному»: от поступенности к мотивам с более развитой мелодической линией, от одноголосия к многоголосию, от диатонических к модулирующим.

В младших классах исполняются только диатонические секвенции. При этом необходима гармоническая поддержка педагога, т.к. на начальном этапе обучения только начинает формироваться ладовое восприятие.

В средних и старших классах наряду с диатоническими начинается работа с секвенциями модулирующими, интонируя которые учащиеся должны научиться  активизруя свой внутренний слух,  самостоятельно, без поддержки инструмента, перестраиваться в новую тональность. Повторение голосом звеньев секвенции непосредственно за инструментом не даст нужного результата. Умения и навыки,  полученные в работе над секвенциями позволяют судить о степени ладогармонического развития каждого учащегося.

Секвенции представленные в пособии, можно использовать как для работы в классе, так и для домашних практических заданий.

Уровень подготовки конкретной группы дает возможность педагогу варьировать формы работы с музыкальным материалом.

Задания, рекомендованные для работы в классе:

  • пение одноголосных диатонических секвенций в начале урока в качестве  распевки
  • пение секвенций цепочкой или по группам;
  • пение 2-х,3-х,4-х голосных секвенций по голосам
  • игра диатонических секвенций в пройденных тональностях
  • игра модулирующих секвенций на определенный интервал, по родственным тональностям
  • использование секвенций в музыкальных диктантах( диктанты в данном случае необходимо сочинять самому педагогу в соответствии с теми или другими задачами развития ладогармонического слуха)

Задания , рекомендованные для домашней работы:

  • пение и игра диатонических секвенций в изучаемой  и пройденных тональностях
  • игра модулирующих секвенций, используя все пройденные тональности
  • сочинение мелодий - одноголосных,2-х и 3-х голосных, используя заданное звено секвенции
  • подбор аккомпанемента к диктантам, включающим секвентное развитие

Данные формы работы в полной мере можно осуществлять уже с четвертого класса. Для начальных классов каждый педагог использует наиболее приемлемые  задания.

Первый класс

До, Ре, Соль, Фа мажор.   Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

  1. Поступенное движение  (№1-14)
  2. Опевание устойчивых ступеней. (№14-20)
  3. Движение по звукам Т5/3
  4. Ритмическая группа                  в размерах 2/4, ¾ (№27-31)
  5. Затакт   (№32-35)
  6. Скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые  (№35-38)

Второй класс

Ля, ре, ми, си минор. Си    мажор-соль минор.

1. Ритмические группы в размере ¾:                                               (№1-6)

2. Интервалы: скачки  на  ч.4, ч.5, м.6, б.6.                                 (№7-16)

3. Ритмическая группа:                                                                 (№17-33)

4. Затакт в размерах  2/4, ¾                                                          ( №32-40)

Третий класс

                 Ля мажор - фа     минор.  Ми  бемоль мажор - до минор.



Предварительный просмотр:

Бушина Татьяна Вячеславовна

Педагог дополнительного образования

Учебно-методическое пособие

200 ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»

г. Санкт-Петербург

2016г

Предлагаемый сборник  представляет собой пособие для преподавателей музыкальных школ, школ искусств, педагогов дополнительного образования , а также младших курсов музыкальных колледжей и училищ.  Музыкальный материал включает более 200 заданий   и соответствует основным  темам курса сольфеджио с 1 по 7 класс.

Как известно, все формы работы на уроках сольфеджио подчинены одной задаче-формированию музыкального слуха, что проявляется в таких видах музыкальной деятельности, как чтение с листа, запись диктанта, подбор на инструменте и т.д.

Стабильное восприятие звуковысотных и интервальных соотношений в мелодии, ладового значения каждой ступени, интервала, аккорда и их ритмической организации требует подготовительных интонационных и ритмических упражнений.

Одним из эффективных ладогармонических упражнений являются секвенции.

Секвенция - это восходящее или нисходящее перемещение данного мелодического или гармонического мотива. И как один из принципов развития мелодии секвенция , дает возможность стабилизировать ладовое чувство учащихся.

Неоднократное восприятие вычлененных элементов музыкального языка в секвенции (это может быть поступенное движение мелодии, опевание, скачок в мелодии на определенный интервал в младших классах, движение мелодии по звукам аккордов, тритонов, характерных интервалов, мотивы с хроматическими альтерированными звуками в старших) приводит к возникновению у ребенка конкретных ладовых представлений.

 Учащиеся постепенно усваивают интонационное место каждого звука, ощущают устойчивый и неустойчивый характер звуков, тяготение последних к более устойчивым. Не будучи осознанными эти ощущения, как правило, не достигают высокой степени точности. Средством их стабилизации является выделение ладоинтонационных, ритмических, гармонических элементов из музыкального контекста, их теоретическое осмысление, установление интонационных связей между ними и сознательное усвоение каждого элемента в отдельности.

Систематическое исполнение секвенций на инструменте в домашних заданиях и на уроках в классе, владение техникой секвенцирования позволяет судить о высокой степени теоретической подготовки учащихся, т.к. данный вид практической  работы, наряду с транспонированием, подбором аккомпанемента, игрой интервальных и аккордовых последовательностей, подразумевает отличное знание тональностей, интервалов, аккордов и т.д. Возможны случаи, когда учащиеся механически заучивают каждое звено секвенции или подбирают по слуху, что недопустимо. Задача педагога научить каждого ученика работать с секвенцией, предварительно анализируя строение мелодического или гармонического мотива.

Интонирование секвенций - более сложный процесс. В данном случае необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному»: от поступенности к мотивам с более развитой мелодической линией, от одноголосия к многоголосию, от диатонических к модулирующим.

В младших классах исполняются только диатонические секвенции. При этом необходима гармоническая поддержка педагога, т.к. на начальном этапе обучения только начинает формироваться ладовое восприятие.

В средних и старших классах наряду с диатоническими начинается работа с секвенциями модулирующими, интонируя которые учащиеся должны научиться  активизруя свой внутренний слух,  самостоятельно, без поддержки инструмента, перестраиваться в новую тональность. Повторение голосом звеньев секвенции непосредственно за инструментом не даст нужного результата. Умения и навыки,  полученные в работе над секвенциями позволяют судить о степени ладогармонического развития каждого учащегося.

Секвенции представленные в пособии, можно использовать как для работы в классе, так и для домашних практических заданий.

Уровень подготовки конкретной группы дает возможность педагогу варьировать формы работы с музыкальным материалом.

Задания, рекомендованные для работы в классе:

  • пение одноголосных диатонических секвенций в начале урока в качестве  распевки
  • пение секвенций цепочкой или по группам;
  • пение 2-х,3-х,4-х голосных секвенций по голосам
  • игра диатонических секвенций в пройденных тональностях
  • игра модулирующих секвенций на определенный интервал, по родственным тональностям
  • использование секвенций в музыкальных диктантах( диктанты в данном случае необходимо сочинять самому педагогу в соответствии с теми или другими задачами развития ладогармонического слуха)

Задания , рекомендованные для домашней работы:

  • пение и игра диатонических секвенций в изучаемой  и пройденных тональностях
  • игра модулирующих секвенций, используя все пройденные тональности
  • сочинение мелодий - одноголосных,2-х и 3-х голосных, используя заданное звено секвенции
  • подбор аккомпанемента к диктантам, включающим секвентное развитие

Данные формы работы в полной мере можно осуществлять уже с четвертого класса. Для начальных классов каждый педагог использует наиболее приемлемые  задания.

Первый класс

До, Ре, Соль, Фа мажор.   Размеры 2/4, 3/4, 4/4.

  1. Поступенное движение  (№1-14)
  2. Опевание устойчивых ступеней. (№14-20)
  3. Движение по звукам Т5/3
  4. Ритмическая группа                  в размерах 2/4, ¾ (№27-31)
  5. Затакт   (№32-35)
  6. Скачки с устойчивых ступеней на неустойчивые  (№35-38)

Второй класс

Ля, ре, ми, си минор. Си    мажор-соль минор.

1. Ритмические группы в размере ¾:                                               (№1-6)

2. Интервалы: скачки  на  ч.4, ч.5, м.6, б.6.                                 (№7-16)

3. Ритмическая группа:                                                                 (№17-33)

4. Затакт в размерах  2/4, ¾                                                          ( №32-40)

Третий класс

                 Ля мажор - фа     минор.  Ми  бемоль мажор - до минор.