классный музыкальный час

Коряко Оксана Григорьевна

сценарий для классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-igrovoy_chas.docx26.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-игровой час «угадай кто?»

Автор: Коряко Оксана,

Цель:
- способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, любви к музыке, правил культуры поведения;

- проводить дальнейшую работу по формированию коллектива.

Место проведения:танцевальный класс.Площадь, где можно танцевать.

Оформление: Оформление помещения стягами на три разные стороны.

Необходимое оборудование: музыка известных композиторов (Бах, Моцарт, Глинка и т.д.)

Время проведения: 1 час

Идея:

Ход дела:

  1. Рассадка детей.
  2. Легенда о Моцарте (приложение 1)
  3. Проигрывание музыки, по желанию можно танцевать
  4. Высказывания детей по желанию.
  5. Вопросы (приложение 2)
  6. Итоговое слово ведущего.

Приложение 1

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревенском доме умирал больной старик - бывший повар графини Тун. Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка 18 лет. Единственным богатством Марии был клавесин. Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубашку, старик сказал: - Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть. - Что же делать? - испуганно спросила девушка. - Выйди на улицу, - сказал старик, - и попроси первого встречного в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет. - Наша улица так пустынна! Но накинула платок и вышла. Она побежала через сад, с трудом открыла заржавевшую ка­литку и остановилась. Улица была пуста. Ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идет и насвистывает человек. Она сделала несколько шагов ему навстречу, столкнулась с ним и вскрикнула. Человек остановился и спросил: - Кто здесь? Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу умирающего отца. Они вошли в дом. Незнакомец был молод. Наклонившись над стариком, он произнес: - Говорите! Может быть властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души. Умирающий рассказал о том, что всю жизнь он работал, пока не ослеп. Когда заболела чахоткой его жена - ее звали Мартой - и лекарь прописал ей разные лекарства, приказал кормить сливками и винными ягодами, поить сладким вином, он украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. Незнакомец успокоил умирающего. - Вы невинны перед людьми, - сказал он. - То, что Вы совершили, не есть грех, а, наоборот, может быть зачтено Вам, как подвиг любви. Незнакомец предложил умирающему сказать его последнюю волю. - Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии. - Я сделаю это. А еще чего Вы хотите? - Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой ее я встретил в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь что-то совсем сбила меня с толку. - Хорошо, - сказал незнакомец и встал. - Хорошо, - повторил он, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. - Хорошо! - громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звонкий звук рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.- Слушайте, - сказал незнакомец. - Слушайте и смотрите. Он заиграл. Клавесин наполнил своими звуками не только сторожку, но и весь сад вокруг дома. - Я вижу дом, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Старик прислушался к журчанию музыки. -Смотрите, - быстро сказал незнакомец, не переставая играть. - Ночь изчерной сделалась синей, а потом голубой, и теплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках деревьев распускаются белые цветы. - Я вижу все это! - крикнул старик. Мария открыла оконце. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно. Старик упал на подушку, жадно дыша, шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой. Старик крикнул, задыхаясь: - Я видел все так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать ... Имя! Имя! - Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Мария низко склонилась перед великим музыкантом.

Ведущий: Попробуйте представить себе привычный окружающий нас мир, потерявший краски: все стало серым - синее небо и море, зеленые листья и трава, первые цветы. Очень неинтересно было бы жить в таком мире. Ведь неслучайно мы радуемся приходу весны, с нею возвращаются на землю яркие краски, просыпается, оживает природа. Живые краски жизни передают на своих полотнах художники. Живопись есть «живое полотно» - письмо красками. У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника - это краски, у композитора - музыкальные звуки. Музыка сопровождает человека всю его жизнь. В ней он находит выражение самых высоких чувств и самых тонких душевных переживаний и в горе.и в радости, в труде и на воздухе - музыка всегда с человеком. С помощью волшебного языка музыки можно в мгновение ока очутиться в изумительно таинственном и чудесном мире красоты и вдохновения.

Ведущий: Вальс! Как велика его слава, как радостно раскрывается навстречу ему человеческое сердце. Юноши и девушки, мужчины и женщины разных стран и эпох щедро дарили и дарят ему свою благосклонность. Они выбрали и отличили его среди множества других танцев и сделали королем танцев.

Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.

Ведущий: История вальса восходит к XVIII веку, веку камзолов и пудреных париков. Родиной вальса считается Вена. Именно в ней австрийско-немецкий народный сельский танец лендлер принял ту форму вальса, в какой он затем распространился по всем странам. Лендлер был занесен в Вену простыми деревенскими музыкантами, которые стали исполнять этот танец в кафе, на открытом воздухе городских площадей, перекрестках улиц, в местах народных гуляний.

Вальс - один из очень выразительных и поэтичесих танцев. Он противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движений, оживленность и свободу обращения. В аристократические салоны и бальные залы пришел, как нежданный и непрошенный гость. Именно потому, что вальс в аристо­кратических кругах казался пришельцем из другого мира - «вульгарного», «низкого», - его продвижение встречало препятствия и преграды во всех странах. В России при Павле I вальс преследовался как танец низкий и оскорбляющий дворянское достоинство, а германские кайзеры допустили его на свои придворные балы только в XX веке. Ведущий: Шло время и вальс входил в моду. Говорят, что он распространился по Европе подобно эпидемии насморка. К концу XIX века в Германии, Франции, Австрии и других европейских странах вальс уже танцуют повсюду: на городских балах, в садах и ресторанах.

Ведущий: Королем венского вальса стал Иоганн Штраус-сын. Отец решил посвятить его жизнь коммерции, а жизнь второго, Иозефа - военной службе. Но у молодых людей была огромная страсть к музыке. Однажды отец услышал звуки скрипки, доносившиеся из детской. Подойдя к двери, он был поражен: Иоганн, в праздничном костюме, стоя перед зеркалом, играл один из вальсов отца, в точности подражая его манере вести себя на эстраде, дирижировать, раскланиваться. Оказались, что сын давно уже берет уроки игры на скрипке. Штраус-сын объявил о своих самостоятельных концертах, когда отцу только исполнилось 40 лет и он находился на вершине славы. Иоганн Штраус-сын покорил Вену с первого же концерта. По требованию публики его вальс был повторен 4 раза. Трижды сыграли за ним польку, тоже собственного сочинения. Заключительный «Аллегорический вальс» повторили 19 раз! Дебют оказался триумфальным. Публика неистовствовала. Даже в творческой биографии отца никогда не было такого успеха. Успех Штрауса, вспыхнув, подобно фейерверку, заблистал на долгие годы.

Звучит вальс «Весенние голоса», «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», «Жизнь артиста».

Ведущий: А вальсы в балетах П. И. Чайковского! Они словно прекрасные фантастические цветы, созданные волшебством гения. В них - яркие поэтические цветы, открывающие мир сказочных образов.

Вальс из «Лебединого озера».

Ведущий: Знаком ли вам медленный вальс-бостон? В его музыке паузы похожи на вздохи. Родина этого вальса - США. Он и называется так по имени американского города Бостона. Его начали танцевать в конце прошлого века. Танцуют и в наши дни.

Ведущий: Ритмы вальса живут и в вокальной музыке. Вальс поет юнаяДжульета в опере Гуно «Ромео и Джульета», вальсы для голоса звучат в опереттах Штрауса и Кальмана.

Вальс вошел в музыку как часть симфоний, сюит, как самостоятельное оркестровое или инструментальное произведение.

Начинает звучать вальс Глинки.

Ведущий: Вальс нечто большее, чем танец или музыкальная форма. Это настроение, порыв, особое ощущение импульса жизни. Выступление танцевальных пар.

 ВОПРОСЫ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВИКТОРИНЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТАМ (Приложение 2)

1. Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? (Аккордеон).

2. Какой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? (Баян).

3. Каким музыкальным инструментом владел Садко, герой известной сказки? (Гусли).

4. Как называют человека, исполняющего музыку на церковных колоколах? (Звонарь).

5. Какой миниатюрный ударный инструмент часто используют во время танца испанские танцовщицы? (Кастаньеты).

6. Какой музыкальный инструмент является эмблемой музыкального искусства? (Лира).

7. Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские кастаньеты? (Ложки).

8. Как называется музыкальная погремушка? (Маракас).

9. Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? (Орган).

10. Название какого музыкального инструмента в переводе с французского означает «королевский»? (Рояль).

11. Какой древнейший музыкальный инструмент был одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения в средние века? (Рог).

12. Какой музыкальный инструмент, часто используемый в джазе, был изобретен в 1841 году в Париже бельгийским мастером и назван его именем? (Саксофон).

13. Какой универсальный музыкальный электронный инструмент был сконструирован американскими инженерами Г. Беларом и Г. Олсоном в 1955 году? (Синтезатор).

14. Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (Треугольник).

15. К какой группе инструментов относятся литавры? (Ударные).

16. Как называется духовой инструмент, близкий к горну? (Фанфара)

17. Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? (Фортепиано).

18. Как называется небольшой переносной орган? (Шарманка).