Эстетическое воспитание детей с овз

Муравьева Екатерина Николаевна

Эстетическое воспитание детей с овз

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vopitanie_detey_s_ovz.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание детей с ОВЗ средствами вокально-хорового искусства

     Эстетическое воспитание – это процесс   целенаправленного  и систематического формирования   умений   адекватно  воспринимать,  правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также способность создавать красивое.                                                                                                          Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач,  составляют сущность работы по эстетическому  воспитанию.                                                                                                     Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно,  прежде всего затрагивает  чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению  с прекрасным.

        Воспитание школьников – это  формирование всесторонне развитой личности. Эстетика есть везде. Задача воспитателя - помочь детям увидеть прекрасное во всём, что их окружает. Эстетика школьной жизни -  вот где таится резерв повышения качества учебно-воспитательного процесса.

         

А.С.Макаренко сказал:

« Стремление к красоте, крепко заложенное природой в   каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».

         Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие.

      Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека,  расширяет его познания о мире, обществе и природе.   Разнообразные творческие    занятия детей с ОВЗ способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости,  организованности, дисциплинированности.  

Р.Тагор говорил: 

«Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нём чувства  прекрасного…»

       В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости  нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Как сказал Л.С. Выгодский: 

«Искусство есть скорее организация нашего поведения  на будущее, установка вперёд».

 

       Я, как руководитель хорового кружка  выделила следующие  задачи:

1.Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного, формировать художественный  вкус.

2.Воспитывать культуру поведения, культуру в организации досуга.

3.Развивать художественное творчество, практические умения, элементы художественного исполнительства путём приобщения детей к разнообразным жанрам искусства – вокальное и хоровое пение.

                           

Теоретический обзор по проблемам эстетического воспитания.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

         

   Красочный мир в сознании детей  с ОВЗ  представлен   недостаточно  дифференцированно,   а значит обеднено.  Чувства детей  часто  неадекватны ситуации, они  примитивны  по  мотивации,   поверхностны и конкретны по содержанию.  Причиной тому является дефицит любознательности и активной самостоятельной деятельности.

      Недоразвитие    умственных способностей,  недостатки памяти, мышления   затрудняют познание окружающего мира в многообразии его связей и отношений.

Формирование  у ребёнка с ОВЗ эстетических чувств, знаний и представлений

осуществляется комплексно  в несколько взаимосвязанных направлениях.

Это экскурсии, беседы, праздники, занятия ручным трудом, театрализованные представления концерты, кружковая работа.

      Одно из таких  направлений  -  это   развитие  у  детей   индивидуально-художественной   деятельности  - хорового   пения.  В коррекционной работе с учащимися специальных учреждений особое  значение уделяется тем видам деятельности, которые вызывая положительные эмоции  способствуют развитию интеллектуальных возможностей, коррекции эмоционально – волевой сферы. Эстетические возможности играют большую роль в плане развития  эмоциональной отзывчивости,  культуры чувств детей.   Уроки ручного труда, рисования, пения являются основой знаний  о прекрасном.  Но особое значение  имеет  кружковая работа.

      Приобщая детей с ОВЗ к прекрасному  ребёнок не может до  конца понять,  где истинно  прекрасное,  а где подделка.   Рассказывая о прекрасном,  воспитатель   акцентирует  внимание    не на содержании, а на чувствах.   Ребёнок  подражателен.   Поэтому нужно давать только положительные примеры  для   подражания.  Эстетические свойства личности не являются врождёнными, но начинают развиваться  с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.   В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего общества, формирование эстетического восприятий. А также представлений, суждений, понятий, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности   и развитие творческих способностей.

Кружковая работа

     

     Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности  детей  по интересам,  которая  проводится в кружках. Рациональная организация внутришкольной  кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся,  помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.   Практическая деятельность работы кружка определяется его программой, на основании   которой   руководитель разрабатывает перспективно – тематический план.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры

расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать

прекрасное.  Внеурочная воспитательная работа в школе – интернате ведётся с учётом интересов,  склонностей и способностей обучающихся на принципах добровольности,  взаимоуважения, сотрудничества.  Работа кружков должна проходить в неразрывной связи с деятельностью учащихся  во внеурочное время. Она является одним из звеньев   учебно-воспитательной  работы.   С первых занятий руководитель должен установить положительный психологический контакт  с детьми, увлечь их творческой работой.

Песня - как элемент эстетического воспитания

                      Песня  является неотъемлемым элементом эстетического воспитания детей  с ОВЗ.  Пение той или иной песни  сопровождаются эмоциональным подъёмом,  дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные чувства. Каждый песня  имеет чёткую педагогическую направленность, является  средством, при помощи которого педагог учит ребёнка воспринимать музыку её содержание,  и особенности.  В песне  ребёнок выражает свои собственные чувства, рождённые музыкой.  Песня помогает развивать эмоциональность и образность восприятия музыки,  чувство ритма, мелодический и гармонический слух.  Для того, чтобы песня выполнял воспитательные задачи, надо научить детей владеть  дыханием, звукообразованием, дикцией, правильным формированием гласных и согласных звуков, и все это согласовывать с содержанием музыки.

      Выразительность  пения  опирается  на чистую интонацию, которая  у них или есть или её нет, т.к. приобрести её  практически  невозможно. Правда, бывали случаи, когда ребенок в 12-15 лет начинал очень чисто интонировать.  К сожалению, это бывает крайне редко.

                Коррекция   вокально-хоровых   недостатков, выработка  хорошей дикции, влияет и на воспитание  чувства красоты, на формирование осознанного исполнения песни.

                Работа  хорового  кружка «Веселые нотки» направлена на коррекцию недостатков   психического развития детей средством пения.   Исполняя   песню, дети удовлетворяют  свою потребность  выйти на сцену, продемонстрировать свои способности.  Хоровое пение  – хорошее средство развития эмоциональной

отзывчивости, реакции на музыку. Хоровые   занятия дают возможность осваивать простые, а затем сложные хоровые и вокальные произведения, способствуют общему развитию ребёнка, исправлению  недостатков,  таких, как дикция, слабая память,  идёт коррекция  звукопроизношения.

        Цель кружка – раскрытие художественно- творческих, вокальных

способностей, творческой активности.  

      Методы и формы работы: наглядный, игровой, практический, индивидуальная работа, слушание музыки, беседы о  вокальных коллективах,   хорах , разучивание  новых песен.   Каждое   вокальное  задание,  ребёнку нужно осмыслить, понять. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость   внимания, совершенствует творческую активность.

   Программа кружка «Веселые нотки » рассчитана на три года.

В неё входит пояснительная записка, репертуар кружка, тематический план, результат.

              Хоровое пение  - это действенное  средство  музыкального воспитания уч-ся, развитие у них музыкально-творческих способностей.  Но прежде всего – хоровое пение – это творческий  коллективный труд,  именно здесь воспитывается дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями и  умениями  со слушателями.           Обучение хоровому  искусству является одним из направлений коррекционной работы в школе-интернате для  детей с ограниченными возможностями здоровья.      Я, как руководитель  в своей работе решаю,  прежде всего, следующие КОРРЕКЦИОННЫЕ   задачи:

-развитие музыкально-певческих навыков;

-развитие психических процессов (восприятие, память, внимание);

-развитие мелкой моторики, мимики, дикции;

-коррекция эмоционального состояния.

               Занятия в кружке  проводятся  1 раз в неделю,  как групповые, так и индивидуальные, и предусматривают  работу с разными возрастными группами детей. Хоровым искусством занимались учащиеся начальных классов (возраст 7-10 лет);  и среднего и старшего звена (11-16 лет). Всего кружок посещают около 19 человек. Состав участников не  меняется на протяжении учебного года.

                 В связи с этим была выдвинута основная цель занятий: увлечь детей хоровым  пением, коллективным творчеством, самой музыкой.  Для достижения этой цели создавалась творческая атмосфера в коллективе, которая помогала вызвать интерес к разучиваемой песне, к её создателям. В процессе занятий воспитывался у детей любовь к самому процессу совместного хорового  пения (что очень важно!).

             Из участников кружка создано   вокальный  квартет:  Александра К., Наташа Д.,  Марьяна В., Света А.

          А также  появились солисты -  Маша С., Наташа Д., Марьяна В., Вика Г., Вика Х., Оксана Б.

            Мы живем в школе-интернате,  конечно хор не может оставаться в стороне от таких праздников, как День учителя, День матери, Новый год, 8 марта, 23 февраля, 9 мая. Во всех праздниках хор принимает активное участие. Но из  многих намеченных произведений мы выбрали  следующие.

      В концерте, посвященном Дню учителя прозвучали песни: «Помогите бегемоту» (Е. Петрашева),  «Песня сладкоежек» (Е. Петрашева),   «Моя Россия», «Семечки».   А также хор исполнил песни  «Весело живем», «Где-то в школе».

     В конце ноября вся страна отмечает праздник  «День Матери». Дети нашей коррекционной школы  8 вида подготовили концерт, посвященный этой дате.     С концертной   программой   учащиеся    выступили в с. Погромец, Волоконовского   р-на,  и   в с. Соболевка  Валуйског р-на,  а также в  нашей  Валуйской  коррекционной школе 8 вида.   Прозвучали песни: « Мамонтенок», «Родной  дом», «Спляшем, Ваня»,  «Мамы родные глаза».  

                В новогоднем празднике хор принял самое активное участие. Прозвучали песни: «Белые, белые елочки»,  «Новый год»,  «Шел по лесу дед мороз», «Елочка».

         А  21 января в городской библиотеке  на мероприятии, посвященном освобождению  г. Валуйки от немецко-фашистких захватчиков  наша солистка Наташа Д. исполнила песню « Я хочу, чтоб не было войны».

       На  празднике  «Служу Отечеству!» прозвучали  в  исполнении  вокального трио из мальчиков   (Н.Эдуард,  К. Дима,  К. Игорь.)   песни:   « Военные»,  «Дети и война».

             Наши  мальчики  (8 человек)  объединились  вокальный ансамбль.  Эти дети исполнили песню «Если б был бы я гусаром»,  а солистка  нашего хора –  Наташа Д.  исполнила песню «Каховка».

       Праздник  8 марта также не остался в стороне.  Наш  коллектив  исполнил  на этом празднике песни  «Рыжий кот», «Шарики воздушные»,  «Человек-чудак», «Веселые ложки», «Мамочка моя».  Наша солистка Маша С.  спела песню «У меня есть бабушка».  Наши юные исполнители:  Марина Д.  и Вика Д. спели песню « Утром маму разбужу».

       К празднику «День победы» были подготовлены песни  «Враги сожгли родную хату»,  «Десятый батальон», «Три танкиста», «23 июня».

       За год мы выучили много произведений, но самые лучшие их них  - это  «Рыжий кот»,  «Шарики воздушные»,  «Человек – чудак», «Моя Россия», «Семечки».

                 «Рыжий кот» - это произведение развлекательного характера, мы много работали над дикцией, т.к.  здесь быстрый темп. Чтобы передать характер произведения, мы включили движения, дети держали в руках игрушку –

рыжего кота.  Обращали внимание на дыхание, звукопроизношения, динамику, фразировку,  формирование гласных звуков.

       Следующая песня- это «Шарики воздушные». Эта песня-любимая у детей. В каждой руке дети держали по шарику. Основная задача - это быстрый темп, поэтому мы много работали над дикцией.   Кроме этого в этой песне сложный ритм, акценты. У наших детей рассеянное внимание, трудность составляет собрать внимание, заставить ребенка  работать в хоре после напряженного дня занятий – это основная  задача. В этом произведении мы познакомились с такими понятиями как крещендо, диминуэндо, кульминация произведения.

              Песню «Человек-чудак » наш коллектив выучил быстро, эта песня выигрышная  в плане исполнения, т.к. здесь присутствует пунктирный ритм, песня имеет джазовый характер, мы придумали движения для этой песни. В руках у детей  была  шляпа и трость.

            Песня «Моя Россия» тоже интересное, это современное произведение из репертуара  группы «Непоседы». Трудность составляет большой диапазон этого произведения, много работали над чистотой интонации, пунктирным ритмом, правильным формированием гласных звуков, здесь много  синкоп, мы  работали над паузами, вступлениями.

      А вот произведение «Семечки» - это песенка носит юмористический характер. Здесь происходит диалог девочки и мальчика, поэтому эту песенку мы оставили для солистов: Эдик Н. и С. Маши.

         Вся работа хорового кружка строится на следующих ПРИНЦИПАХ:

-доступность, системность,  последовательность;

-свобода выбора репертуара.

       Большое значение для творческого роста имеют выступления. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют важные  моральные качества.

        Я выделила 3 группы детей:

      - первая группа – это дети  с диапазоном больше октавы,  могут петь без сопровождения: Наташа Д., В. Марианна,  Г. Ярослав.

       -вторая группа – это дети с нестабильной интонацией: Н. Эдик,  К.Игорь,  С.Маша,   Х.Вика,   Б. Оксана ,   Д. Вика,   Д. Марина.    

     -третья группа – гудожники.

    Много еще у нас проблем, но мы  их  постепенно  решаем. Для достижения целей мы ставим перед собой следующие задачи:

-расширение поэтического и музыкального кругозора;

-развитие творческих способностей и возможности выступать на сцене;

-воспитание чувства коллективизма, товарищества;

-воспитание чувства сопричастности  к прекрасному.

Деятельность кружка оценивается положительно.

Репертуар –   сентябрь  - «Воспитатель наш», «Учителя   России»

                        октябрь –«Мама»,   «Мамочка родная», «Мама – лучший друг».

                        ноябрь –   «Ветер – приятель»

                        декабрь    «Мир искусства»

                        январь  -   «Дети земли»

                        февраль  -  «Лучше папы друга нет»,  «Буду военным»

                        март –  «Танец под дождем»

                        апрель –   «Россия»

                        май -  «Я устала»  

 Репертуар  кружка непосредственно связан с планом общешкольных мероприятий.

Литература

  1. Дефектология  № 5

  1. Ю. Борев – «Эстетика»

  1. О.Е, Бочкарёва – «Система работы по художественно – эстетическому воспитанию»

  1. Р.А.Жукова – « Песни  для детей»

  1. К.Е.Кривицкий – « Школьникам об эстетике»

  1. В.Ф.Мачихина – « Внеклассная воспитательная работа

                             во вспомогательной школе – интернате»