Развитие творческого воображения на уроках фортепиано

Методическая работа на тему: "Развитие творческого воображения на уроках фортепиано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx24.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Воображение! Без этого качества нельзя

быть ни поэтом, ни философом, ни умным  человеком,

ни мыслящим существом, ни просто человеком.

         

                                                                             

                                                  Д.Дидро

                                                                                                                             

               

                                                                                                      Воображение – это психический процесс, процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Оно – неотъемлемая составляющая творческого мышления, которое является залогом творчества вообще.

Поэтому воображение – главный объект формирования и развития творческих способностей.

   Процесс воображения присущ только человеку и является основным и необходимым условием его трудовой деятельности. Именно в процессе труда воображение возникло и развивалось. Вместе с тем, всё, что создаётся фантазией человека, неизбежно произрастает из действительности. Поэтому воображение можно назвать одной из форм действительности. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Поэтому распространённое мнение, что у детей воображение развито лучше, чем у взрослого – ошибочно. Так как воображение берёт своё начало из жизненного опыта, а у ребёнка этот опыт ещё невелик. Зато воображение гораздо свободней,  чем у взрослого человека. Именно эту свободу часто воспринимают за богатство. А значит перед педагогом стоит очень важная задача – развитие воображения ребёнка!

 Лев Семёнович Выготский (наш современник, учёный, психолог) выделяет 3 основные функции воображения:

 1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребёнка живое представление о предмете, необходимо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.

 2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет своё внешнее и внутреннее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.

 3. Воспитательная. Позволяет развивать и упражнять свои способности.

  Музыкальное воображение имеет свои отличительные особенности.

   Оно тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребёнка, если у неё отсутствует яркий эмоциональный фон и, одновременно, игра целиком зиждется на активной деятельности воображения.

          В музыкальном искусстве воображение, фантазия имеют чрезвычайно важное значение. Средства музыкальной выразительности способствуют созданию в нашем сознании художественных образов и наоборот – благодаря активности воображения, его воссоздающей и творческой особенностей, маленький пианист постепенно овладевает средствами музыкальной выразительности, в том числе и пианистическими приёмами. Помимо музыкальных способностей, которые формируются в процессе развития музыкального воображения, оно имеет огромное значение для развития личности ребёнка, особенно в части развития эмоциональной сферы. Он становится свободным от стереотипов, он способен находить разные способы решения одной задачи. Он учиться по разному реагировать не только на разную по характеру музыку, но и музыку одного характера, находя при каждом новом прослушивании новые детали и нюансы. Становится эмоционально более развитым, отзывчивым.

      Музыка во многом отличается от других видов искусств – её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра и кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства. Содержание музыки познаваемо, но нет точного предметного соответствия между звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно передавать настроения в очень условных звуковых образах.

    Обозначим кратко особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

   

          Успешный процесс обучения в классе фортепиано во многом опирается на воображение детей и способствует его развитию. Главное – заинтересовать ребёнка, « раздуть искру личного». Это может быть зримый образ, минутное настроение, определённое воспоминание. Таким образом воздействуя на эмоциональную память ученика, пробуждаем его воображение, так необходимое нам для дальнейшего процесса формирования пианистических навыков. Мы побуждаем его на дальнейший поиск нужных в данный момент ощущений. В работе используется метод беседы, входе которой мы вместе с учеником выясняем или придумываем программу произведения, ищем художественный образ. Мы вместе формулируем « эмоциональное зерно пьесы». Такая совместная работа раскрепощает, вдохновляет ученика. Он чувствует себя партнёром, созидателем. Вживаясь в рождённую в совместном творчестве историю, мы рождаем эмоцию, наполняем конкретным содержанием и переживанием музыкальные образы. А далее мы обращаемся к физическому воплощению художественного образа, то есть к поиску нужного штриха, тембра, динамики, к формированию пианистического приёма.

    При построении обучения необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных самой природой детского воображения, за счёт которого и происходит постижение новых знаний.

    Воображение – это всегда способность охватывать целое раньше частностей. Поэтому в обучении необходимо раскрывать общие понятия раньше его частных свойств и проявлений. Необходимо предоставлять не сам ответ, а подталкивать ребёнка к поиску этого ответа. В это связи основное дидактическое требование к обучению при опоре на воображение – не давать готовых знаний, поскольку готовое знание сужает воображение, притупляет его возможности и развитие.

Вхождение   ребята   в   мир   музыкальных   образов   нужно   сделать желанным, интересным и занимательным. Наиболее эффективным решением этой проблемы является опора на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании такой атмосферы на занятиях, которая требует       от       детей       перевоплощения  и работы фантазии. Уже с первых занятий музыка приходит к ребенку из леса, доноситься с ветром, слышится в зажигающих звездах и т.д. У каждого ребенка, в такие минуты, звучит своя музыка, которая живет внутри человека. Детей вводят в музыки через уже ранее воспринятое и пережитое, развивая эмоции и воображение.

 Одной из характерных черт детской психологии является мышление в конкретных образах.

 Мне представляется, что язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы надолго заинтересовать ребёнка. Поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена в конкретном художественном образе, и выражена непосредственно в звуке, темпе и соответствующих игровых приёмах. Для детей средней одарённости – самой доступной формой музыкального высказывания является словесный текст. Большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы, например: хорошо знакомый герой сказки, с ярко выраженными образными чертами, например: зайка прыгает, мишка большой и тяжёлый, колобок катится и он весёлый… Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного отражения. Поэтому для развития воображения важно стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки. Стимулировать, задавая открытые вопросы: « Какой у тебя ёжик?», « Куда катится твой колобок?», « О чём плачет зайка?». И чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти ребёнок, тем лучше активизируется его воображение. Музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, услышав одно произведение, могут совершенно по-разному оценить его. Все эти особенности в музыке, её исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у двух людей.

   

         Чтобы творческие проявления детей на уроках фортепиано имели активный и эмоциональный характер, преподавателю, в своей работе, необходимо знать следующее:

 1. Для активизации воображения необходимо вызвать в памяти ребёнка как можно больше ассоциативных связей.  А для этого следует подбирать яркий, доступный, звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии. «Колобок», «Ёжик», «Плакса», «Дразнилка», голоса животных, дождик, колокольчики – это очень, доступно для ребёнка. Эти образы понятны, знакомы, ассоциативны. Для вербализации образа педагог может предложить ребёнку сочинить слова, нарисовать рисунок к пройденным пьескам, а значит, детское воображение активизируется, фантазия проснётся, творческий процесс нам обеспечен.

 2. Подобранный педагогом репертуар должен являться основой формирования конкретных творческих навыков и в тоже время отвечать учебным требованиям.

 3. Использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, всё чему мы хотим научить, следует не диктовать, а совместно, как бы заново открывать, включая ученика в активную, творческую работу. Используя детское воображение можно самые сложные или элементарные задачи

Сделать интересными и волнующими.

4.Разрабатывать серию творческих заданий, например: придумать ребус с названием нот, решить ритмические задачки, придумать сказку, сочинить стишок на заданный ритм, изобразить на инструменте природное явление ( гром, водопад, ветерок, солнышко, дождик…) или поиграть в игру под названием « Давай пошалим». Суть игры заключается в формировании у ребёнка понятия о взаимосвязи пианистического приёма и художественного замысла, взаимосвязи между тем «о чём играю и как играю».А значит постепенно приходит осознание того, что исполнять можно по-разному и изобразить кого угодно, главное- захотеть. Эта игра довольно забавная, потому что все штрихи в нотном тексте надо исполнять наоборот, т. е.там, где у автора стаккато- исполнять легато, а там, где легато- играть стаккато. Также меняем динамику, а значит меняется и тембр звучания, следовательно, меняется образ, а отсюда и художественный замысел композитора. А главное- меняется и сам ребёнок! Ведь он почти композитор! Он сам творит!

А как работает воображение! Сколько восторга и любопытства в этом процессе!

    Для такой игры очень подойдёт сборник И. Корольковой « Концертный репертуар маленького пианиста». Вариантность исполнения одного и того же произведения ведёт к формированию у учащегося богатого творческого воображения, повышает художественную выразительность игры.

   Немаловажную роль в воспитании художественной интуиции играют масштаб развития воображения и глубина способности фантазировать. В настоящее время есть много прекрасных методических изданий , построенных на современных технологиях обучения:-  это  книга Т. Юдовиной –Гальпериной « за роялем без слёз, или я – детский педагог», учебное пособие О, Геталовой и Визной « В музыку с  

радостью»,пособие Э.Тургеневой и А. Малюкова « Пианист –фантазёр» и многие другие пособия. Стимулом к воспитанию способности фантазировать на высоком уровне воображения могут стать специальные задания с целью стимулирования творческих способностей ребёнка посредством активизации фантазии.

         « Путешествие капельки дождя»

Вы рассказываете ребёнку о том, что в огромной туче жила семья дождевых капелек. Капелька- ребёнок, капелька- папа и  капелька- мама. Капелька- ребёнок много слышала о том, что на земле много интересного. И вот однажды маленькая капелька решила во чтобы не стало посмотреть на землю. Она незаметно смешалась со взрослыми капельками, которые собирались устроить для земли дождь. И полетела вниз…

- Представь, что ты- капелька дождя,- говорите вы ребёнку.

-Какие чувства ты испытал во время полёта?

- Что ты видел вокруг себя?

- О чём с тобой говорили взрослые капельки?

- Куда ты приземлился?..Кого встретил?

- Какие приключения испытал?

- Каким образом вернулся в тучу?...и т. д.

       « Сочинение рассказа»

Материал: Цветные фломастеры или карандаши.

   Возьмите в руку набор цветных фломастеров и предложите ребёнку, закрыв гпаза, вытащить наугад 3-4 фломастера. Затем ребёнок должен, ассоциируя цветы фломастеров с животными, растениями, птицами , насекомыми, с явлениями природы, сочинить  рассказ.

 Можно предложить ребёнку сочинить рассказ на основе прослушанной звукозаписи, на которой зафиксированы различные звуки, шумы и т. д.;

Из разрознённых слов « собрать» четверостишье,

Восстановить небольшой рассказ с пропущенным началом ( серединой, концом);

Сочинить рассказ на основе просмотра разных рисунков.

      Надо отметить, что одним из основных  условий развития творческого мышления является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.

Первая ступень на пути создания такой атмосферы – это развитие у ребёнка чувства психологической защищенности. Следует помнить,

что критические высказывания в адрес детей и создание у них ощущения, что их сочинения неприемлимы или  глупы- это самое верное средство подавить их творческие способности и желание фантазировать.

      Для того, чтобы сделать урок более ярким, насыщенным, интересным и разнообразным, педагог должен создать нечто своё. При работе с детьми он может выбрать конкретные методы и приёмы для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и психофизиологические возможности.

     Как говорил К. Орф – основатель школы творчества « Шульверк» : « Собственное детское творческое воображение, пусть самое простое,

Собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная  детская мысль, пусть самая наивная,- вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.

     

         

           

               

                  Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте». Издательство : Лабиринт, 1999 г.
  2.  Давыдов В.В. «Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении». Издательство : Пеленг, 1929 г.
  3.  Баренбойм Л.А. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства» . Издательство: Музыка, 1929 г.
  4.  Артоболевская А.Д.  «Первая встреча с музыкой». Издательство : Советский композитор, 1986 г.
  5.  Макаров В. «Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе»