Мастер-класс «Инструментальное творчество – средство воспитания школьников». Автор: Бирюкова Г.А.

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

«Инструментальное творчество – средство воспитания школьников»

                                                        МОУ «СШИ № 2»  учитель музыки  Бирюкова Г.А. 

 

                                                                          «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

      Музыка – лучшее средство воспитания. Сегодня остро стоит задача пробудить ростки прекрасного в душах молодого поколения. И лучший способ – это когда ребёнок увлечён творчеством, а наша задача, учителей музыки, помогать ему в этом развитии. А ведь благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.  Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно передать словами, можно передать музыкальной мелодией, потому что музыка – это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроения. Музыкальное творчество в силу своих огромных в особенности педагогических возможностей, является мощным средством эстетического воспитания школьников.

       На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир.  С радостью он должен идти на урок. Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.  Дети творят ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает их. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, в свои силы, воспитывает целостную и творческую личность.

                                                                                                                                                           

                   «Инструментальное творчество»                                                                                                                                                                       

       Инструментальное творчество - это процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное творчество тесно связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Наблюдая, что инструментальное творчество вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, можно часто использовать эту деятельность для общего музыкального и творческого развития. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.                                                                              

      Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. В нашей школе, в кабинете музыки, достаточно инструментов для детского музицирования – это треугольники, свистульки, свирели, ложки и др. шумовые инструменты. Свои наработанные музыкальные номера ребята показывают на школьных праздниках перед одноклассниками, учителями и родителями, а также становятся неоднократными победителями во Всероссийских, областных конкурсах художественного творчества,  в городском фестивале «Души исполненный полёт». Особенно нравится учащимся исполнять ритмические упражнения под  русские  народные мелодии. Играя на музыкальных инструментах в ансамбле, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать их. Музицируя в ансамбле, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности за правильное исполнение своей партии, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной задачи, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.

Инструментальное  музицирование – это, прежде  всего  форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его  музыкального языка. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в школе инструментальные кружки «Ложкари», «Звонница», «Свирели» и ансамбль авторской песни «Рондо», куда ходят учащиеся по желанию и своим интересам.

Участие в ансамбле «Ложкарей» помогает ребятам в развитии музыкального восприятия и метроритмического слуха, памяти и музыкально-ритмических способностей. Музицирование в ансамбле «Ложкарей» дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, игра на инструментах приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости. Эмоциональная сфера ребят обогащается постоянным общением с народной и классической музыкой.

Использование музыкальных инструментов на уроке музыки вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие на уроке, на внеурочных занятиях по ФГОС, помогает развитию слуха, а также  помогает развитию чувства ритма и основных двигательных навыков и умений. Программа по музыке в общеобразовательной школе предусматривает игру на детских музыкальных инструментах. Это один из видов детской исполнительской деятельности, которая привлекает учащихся младших классов.

      Музицирование на инструментах активизирует музыкальную память и творческое воображение детей, концентрирует внимание, развивает восприятие и фантазию, активизирует творческие способности,  учит понимать и любить музыку, эмоционально отзываться на разные её характеры.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Человек не рождается способным  к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Поэтому для того, чтобы оказывать воздействие на общее развитие ребенка, следует акцентировать внимание на чувстве ритма - как неотъемлемой части выразительности музыки.

     Порассуждаем,  об игре на простых инструментах (шумовых). Важно, что этот вид деятельности обогащает музыкальные впечатления ребят, развивает их музыкальные способности. Самое главное, что ученик посредством игры на инструменте самовыражается. Этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, развития необходимых исполнительских, технических навыков. Поэтому, игра на инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Разновидность деятельности на занятиях:

  • Деятельность учителя;
  • Обоснование деятельности для ребят;
  • Совместная деятельность учителя и учеников;
  • Создание учителем ситуации выбора;
  • Выбор ученика;
  • Самостоятельная творческая деятельность ученика.

     Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что-то интересное, красивое и если нет голоса или не развита речь – можно играть на колокольцах, бубне, ложках, свистульках  и т.д. Игра на шумовых инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления. В процессе музицирования на инструментах формируются эстетические чувства и эстетическое восприятие ребят.  Игра на инструментах развивает волевые качества детей, такие как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, раскрепощённость, сосредоточенность, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулируется творческую инициативу учащихся.  Музицирование способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья. Эмоционально-положительный контакт делает учеников добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу». Вот почему инструментальное музицирование входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию для детей. Совместное музицирование решает  и психологические проблемы общения: застенчивый ученик, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый - подчиниться единому, строгому замыслу; одаренный - сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого ребенка в общем деле, и дети чувствуют это на уроках. Учащиеся открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Планируя занятия, я обязательно продумываю различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, технологии, использую разные формы уроков, средства и методы работы, создающие благоприятные условия на уроках.

·         Игры на инструментах побуждают ребят к творческому поиску и самостоятельности, будят в них желание фантазировать и воображать. Учащимся начальных классов я предлагаю творческие задания: например, что может изобразить этот музыкальный инструмент, подобрать инструмент,  подходящий  по  тембру  и характеру  звучания к произведению.

·         А также творческие задания, связанные с импровизацией ритмического рисунка: например, сыграть и спеть свое имя на металлофоне, пианино. Придумать мелодию, досочинить мелодию, простучать ритм знакомой песни или стихотворения. Сочинить марш на металлофоне, сыграть его на бубне, простучать на палочках, придумать музыкальный рассказ «Кто живёт в лесу?» с применением разных музыкальных инструментов, т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесных зверей.

·         Игра «Определи инструмент» даёт возможность учащимся сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instr.tv_.doc60 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Инструментальное творчество – средство воспитания школьников»

                                                        МОУ «СШИ № 2»  учитель музыки  Бирюкова Г.А.  

                                                                          «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

      Музыка – лучшее средство воспитания. Сегодня остро стоит задача пробудить ростки прекрасного в душах молодого поколения. И лучший способ – это когда ребёнок увлечён творчеством, а наша задача, учителей музыки, помогать ему в этом развитии. А ведь благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.  Сфера действия музыки начинается там, где кончается речь; то, что невозможно передать словами, можно передать музыкальной мелодией, потому что музыка – это язык чувств, переживаний, тончайших оттенков настроения. Музыкальное творчество в силу своих огромных в особенности педагогических возможностей, является мощным средством эстетического воспитания школьников.

       На уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети. Насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир.  С радостью он должен идти на урок. Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства.  Дети творят ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает их. Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в себя, в свои силы, воспитывает целостную и творческую личность.

                                                                                                                                                           

                   «Инструментальное творчество»                                                                                                                                                                      

       Инструментальное творчество - это процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Хочу подчеркнуть мысль о взаимопроникновении всех видов музыкальной деятельности в процессе активного восприятия музыки. Так, инструментальное творчество тесно связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, импровизацией. Наблюдая, что инструментальное творчество вызывает восторг, радость у учеников, желание каждого попробовать свои силы, можно часто использовать эту деятельность для общего музыкального и творческого развития. Игра на инструментах - интересная полезная музыкальная деятельность детей. Это позволяет украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируется слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.                                                                              

      Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в кабинете музыки различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей учеников и их возраста. В нашей школе, в кабинете музыки, достаточно инструментов для детского музицирования – это треугольники, свистульки, свирели, ложки и др. шумовые инструменты. Свои наработанные музыкальные номера ребята показывают на школьных праздниках перед одноклассниками, учителями и родителями, а также становятся неоднократными победителями во Всероссийских, областных конкурсах художественного творчества,  в городском фестивале «Души исполненный полёт». Особенно нравится учащимся исполнять ритмические упражнения под  русские  народные мелодии. Играя на музыкальных инструментах в ансамбле, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать их. Музицируя в ансамбле, воспитывается и формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется чувство ответственности за правильное исполнение своей партии, формируется терпение, выдержка и упорство в достижении поставленной задачи, формируется организованность, сплочённость, взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах, формируется коммуникативная культура.

Инструментальное  музицирование – это, прежде  всего  форма творческого самовыражения ребенка при постижении им музыкального произведения, его  музыкального языка. Чтобы дать детям возможность более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки, я организовала в школе инструментальные кружки «Ложкари», «Звонница», «Свирели» и ансамбль авторской песни «Рондо», куда ходят учащиеся по желанию и своим интересам.

Участие в ансамбле «Ложкарей» помогает ребятам в развитии музыкального восприятия и метроритмического слуха, памяти и музыкально-ритмических способностей. Музицирование в ансамбле «Ложкарей» дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, игра на инструментах приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости. Эмоциональная сфера ребят обогащается постоянным общением с народной и классической музыкой.

Использование музыкальных инструментов на уроке музыки вызывает огромный интерес у учащихся, вносит разнообразие на уроке, на внеурочных занятиях по ФГОС, помогает развитию слуха, а также  помогает развитию чувства ритма и основных двигательных навыков и умений. Программа по музыке в общеобразовательной школе предусматривает игру на детских музыкальных инструментах. Это один из видов детской исполнительской деятельности, которая привлекает учащихся младших классов.

      Музицирование на инструментах активизирует музыкальную память и творческое воображение детей, концентрирует внимание, развивает восприятие и фантазию, активизирует творческие способности,  учит понимать и любить музыку, эмоционально отзываться на разные её характеры.

Основным признаком музыкальности считается эмоциональная отзывчивость на музыку, т.е. способность её переживания, а также музыкальный слух и чувство ритма. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Человек не рождается способным  к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Поэтому для того, чтобы оказывать воздействие на общее развитие ребенка, следует акцентировать внимание на чувстве ритма - как неотъемлемой части выразительности музыки.

     Порассуждаем,  об игре на простых инструментах (шумовых). Важно, что этот вид деятельности обогащает музыкальные впечатления ребят, развивает их музыкальные способности. Самое главное, что ученик посредством игры на инструменте самовыражается. Этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, развития необходимых исполнительских, технических навыков. Поэтому, игра на инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Разновидность деятельности на занятиях:

  • Деятельность учителя;
  • Обоснование деятельности для ребят;
  • Совместная деятельность учителя и учеников;
  • Создание учителем ситуации выбора;
  • Выбор ученика;
  • Самостоятельная творческая деятельность ученика.

     Творчество – это созидательный процесс и его итогом может стать что-то интересное, красивое и если нет голоса или не развита речь – можно играть на колокольцах, бубне, ложках, свистульках  и т.д. Игра на шумовых инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления. В процессе музицирования на инструментах формируются эстетические чувства и эстетическое восприятие ребят.  Игра на инструментах развивает волевые качества детей, такие как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, раскрепощённость, сосредоточенность, вырабатывает исполнительские навыки, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулируется творческую инициативу учащихся.  Музицирование способствует формированию эмоциональной сферы ребенка, его душевного здоровья. Эмоционально-положительный контакт делает учеников добрее и отзывчивее, ибо музыка передается «от сердца к сердцу». Вот почему инструментальное музицирование входит в программу по музыкальному обучению и воспитанию для детей. Совместное музицирование решает  и психологические проблемы общения: застенчивый ученик, участвуя в такой музыкальной деятельности, может почувствовать себя в центре жизни; неуправляемый - подчиниться единому, строгому замыслу; одаренный - сможет воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого ребенка в общем деле, и дети чувствуют это на уроках. Учащиеся открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения.

Планируя занятия, я обязательно продумываю различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, технологии, использую разные формы уроков, средства и методы работы, создающие благоприятные условия на уроках.

  • Игры на инструментах побуждают ребят к творческому поиску и самостоятельности, будят в них желание фантазировать и воображать. Учащимся начальных классов я предлагаю творческие задания: например, что может изобразить этот музыкальный инструмент, подобрать инструмент,  подходящий  по  тембру  и характеру  звучания к произведению.
  • А также творческие задания, связанные с импровизацией ритмического рисунка: например, сыграть и спеть свое имя на металлофоне, пианино. Придумать мелодию, досочинить мелодию, простучать ритм знакомой песни или стихотворения. Сочинить марш на металлофоне, сыграть его на бубне, простучать на палочках, придумать музыкальный рассказ «Кто живёт в лесу?» с применением разных музыкальных инструментов, т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесных зверей.
  • Игра «Определи инструмент» даёт возможность учащимся сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

   

        А когда же учителю вести урок? Выход один - внеурочные занятия.

Попав в «Санаторную школу-интернат №2», я почувствовала, что мой голос не безразмерный, а говорить и петь приходится много, тут и  пришла идея работать не только голосом, но и руками на разных инструментах. Сначала  это были свистульки, шуланы. Потом подключились ложки и гитары. Уникальные колокольцы подсказали идею создания ансамбля «Звонница». Ну и свирель – инструмент знакомый музыкантам. Вся инструментальная работа происходит во внеурочной деятельности.  Как это происходит? Сначала ребята пробуют на предлагаемых простых инструментах. К примеру, свистульки. Дети принесли из дома разные свистульки, и мы начали  просто добиваться красивых трелей - длинные и короткие, тихие и яркие, а потом накладывали на музыку. Получилось интересно.

      Как я набираю в инструментальный коллектив?

Предлагаю выбранной группе ребят попробовать свои силы (лучше из одного класса или параллели). Главный критерий – это желание. А дальше идёт сам процесс и естественный отбор. Всегда подчёркиваю – выживают сильнейшие. Никогда не напираю, не заставляю и бывают случаи, когда у ученика всё на месте: слух, голос, желание, но нет возможностей – очень жалко, что у него не хватает времени.  Набирается группа желающих. Ставится цель, определяются задачи: материал выстраивается от простого  к сложному. Всё делаю и придумываю сама.

И в прошлом году у нас появился ансамбль учителей, а  как они переживали, выходя на сцену  ПДТ участвуя в конкурсе работников образования. Теперь есть учителя в коллективе, понимающие меня.

     Сегодня, глубокий кризис переживает хоровое пение в России, а инструментальное творчество в школах забыто. Каждый из руководителей, заведя инструментальный коллектив, варится в своём соку.  На городском конкурсе детского творчества «Души исполненный полёт» – это единицы коллективов. До старшего возраста они не доходят. Это - проблема. А как удержать взрослеющие таланты, особенно мальчиков, если самому не бежать впереди?  Мне интересно придумывать новое, иногда подключаются ребята,  и рождается что-то необычное. Будем думать, что это и есть (народное) детское творчество. Раздав инструменты, я поняла, а кто покажет,  как это должно быть? Дома, вечерами, наигрывая на свирели и отрабатывая мелодию, рождался очередной музыкальный номер. Спасибо Музе за это. А главное, стать участником музыкального коллектива может любой желающий, ведь –  это: чувство сплочённости, азарт, желание показать то, что умеешь, не сомневаюсь – это лучшее средство воспитания личности.

Немного скажу о нашей школе:

       1.        наша школа необычная, т.к. она с лечебным уклоном.  Мы обучаем ребят и лечим сколиоз (путать нас с музыкальной школой не нужно и наши дети не из малообеспеченных семей);

       2.        в учебном плане – это чёткое расписание всех уроков, где не последнее место занимает  лечебная физкультура и  конечно, лечение учащихся;

       3.        большая проблема в том, что контингент учащихся постоянно меняется. Некоторых принимают, нуждающихся в лечении, а кого-то выписывают из-за улучшения здоровья;

       4.        несмотря ни на что, из года в год  в школе занимаются в творческих коллективах ребята из разных классов и сегодня они будут представлены (в инструментальном жанре).

         ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Инструментальное творчество в нашей школе»

                   Выступление.

   Я хочу показать Вам часть наших занятий, и представить коллективы:

 а) Ансамбль «Свирели», самые младшие, занимаемся  2ой год (5а,б кл.)

 Вот она, свирель, которую держали в руках почти каждый из вас, музыкантов, совсем недавно.  Но наших ребят она привлекла и заманила.

        1)         Отработка звука – (мягко, точно- 6-5-4-3-2-3-4-5-6;  6- 6сильно, 6-6-6)

        2)         «Ой лопнув обруч»- проговорить, сыграть (1-голос, 2-голос, вместе - под фонограмму).

        3)         Разучиваем новую мелодию:  5-5- 2 -3-4- 5-  5-5- 0 -1-2-3-

        4)         Показ готовой композиции: «Наигрыши»;

        5)         Интервью: Денис – Кудо, Алёнка - танцы, Варя – музыкальная школа.

б) Ансамбль «Ложкари»  - 4 состав (6-10класс)

        1) Ритмическое эхо – (я – вы) на одинарных ложках, на 2ых;

        2) Повторение знакомых ритмов из новой композиции, под музыку «Субботея»;

        3) Попробуем продемонстрировать, что музыка не знает границ  «Такатта».

        4) Показ готовой композиции: «Озорные   ложки».

        5) Интервью: Илья – спорт, Катя – танцы, Даниил- гитара.

в) Ансамбль «Звонница»  - 2ой состав (7класс)

        1)  медленно, быстро -  звукоряд; аккорды: C – F – G – Am – F – G - C

        2) «Слава» - дирижирую;

        3)  Моцарт «Откуда приятный и нежный тот звон» - отрабатываем и проигрываем;

        4)  Показ готовой композиции «Прогулка» - фонограмма.

        5)  Интервью:  Вероника – вокал, Маша - театральный.

г) Ансамбль авторской песни «Рондо» - 5 состав (10,11 - выпускники)

       1) разыгрываем аккорды, перебор, «Испанская», соло к песне «Как незаметно», «На далёкой амазонке»;

       2) Исполнение песен

              а) «Наша планета»;

              б) «Если падают звёзды»;

              в) «Не стоит прогибаться»;  

       3)  Интервью: Артур, Настя, Максим;

       

Все участники исполняют песню – «Наша школа-интернат».

Ответы на интересующие вопросы:

                                                                                                                 

                                                                                                                        1 ноября 2016г.