Мастер – класс по работе с шумовыми инструментами. Автор: Бирюкова Г.А.

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

                             Мастер – класс по работе с шумовыми инструментами 

                                               МОУ «СШИ №2»  учитель музыки: Бирюкова Г.А. 

                                                «Музыкальная народная культура

                                                является тем чистым источником,

                                             из которого  подрастающее поколение,

                                                         взяв лучшее из прошлого, сделает  лучшим будущее»

 

Шумовые народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на шумовых инструментах не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приемы игры (на двух, трех и большем количестве ложек).

       Можно выделить следующие этапы обучения игры на ложках:

этап – знакомство с инструментами. Беседа о хохломской росписи на ложках.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. (сначала на двух)

IV этап – освоение техники игры, приёмов звукоизвлечения, ритмическая тренировка.                        Прослушивание в записи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

этап – работа над музыкальным произведением. Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

VI этап – выступление на праздниках, концертах, конкурсах. Освоение техники игры на трех ложках.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль над силой и качеством удара. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического рисунка в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отработать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем ученики начнут играть на ложках, с ними проводится игра-разминка «Шофер» (имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля или, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.)

Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном шумовом инструменте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc68 КБ
Microsoft Office document icon partitura-_lozhki_ritm.eho_.doc24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                             Мастер – класс по работе с шумовыми инструментами  

                                               МОУ «СШИ №2»  учитель музыки: Бирюкова Г.А.  

                                                «Музыкальная народная культура

                                                является тем чистым источником,

                                             из которого  подрастающее поколение,

                                                         взяв лучшее из прошлого, сделает  лучшим будущее»

Шумовые народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на шумовых инструментах не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные приемы игры (на двух, трех и большем количестве ложек).

       Можно выделить следующие этапы обучения игры на ложках:

I этап – знакомство с инструментами. Беседа о хохломской росписи на ложках.

II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. (сначала на двух)

IV этап – освоение техники игры, приёмов звукоизвлечения, ритмическая тренировка.                        Прослушивание в записи русских народных песен. Просмотр видеокассет.

V этап – работа над музыкальным произведением. Развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением музыкального произведения;

VI этап – выступление на праздниках, концертах, конкурсах. Освоение техники игры на трех ложках.

При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творит чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости. Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль над силой и качеством удара. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического рисунка в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отработать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем ученики начнут играть на ложках, с ними проводится игра-разминка «Шофер» (имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля или, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.)

Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном шумовом инструменте.

    Предлагаю некоторые приемы игры на двух ложках:

Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

а) «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

б) «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают отколена. Затем этот прием усложняют;

в) «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

г) «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

д) «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

е) «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» -полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

ж) «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

з) «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

и) «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

к) «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

л) «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

м) «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

♦    Можно использовать следующий репертуар для игры на ложках:

  1. «Светит месяц» русская народная песня
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня
  3. «Улыбка» В. Шаинский
  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия
  5. «Тень, тень, потетень» русская народная песня
  6. «Антошка» В. Шаинский
  7. «Валенки» русская народная песня
  8. «Кадриль» русская народная мелодия
  9. «Я на горку шла» русская народная песня
  10.  «Во кузнице» русская народная песня
  11.  «Жили у бабуси» русская народная песня.
  12.  «На зеленом лугу» русская народная песня
  13. «Барыня» русская народная мелодия
  14.  «Посею лебеду на берегу» русская народная песня
  15. «Матрешки» русская народная песня
  16. «А я по лугу» русская народная песня
  17. «Ой, вставала я ранёшенько» русская народная песня
  18. «Утушка луговая» русская народная песня
  19. «Калинка» русская народная песня
  20. «Смоленский гусачок» русская народная мелодия
  21. «Лапти» русская народная песня
  22. «Травушка муравушка» русская народная песня.

При обучении игры на ложках используют следующие игры на развитие слуха и ритма:

♦  Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка                                                      
  2. Путешествие                                              

3.   Выполни задания

4.   Сложи песенку

5.   Учитесь танцевать                                      

6.   Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет                                        
  2. Слушаем музыку                                        

3.   Назови композитора

  1. Волшебный волчок                                  
  2. Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент                              
  2. Музыкальные загадки
  3. На чем играю                                              
  4. Кто самый внимательный?
  5. Слушаем внимательно

♦  Пальчиковые игры

           «Смешные человечки»        

Бежали мимо речки смешные человечки,                

Прыгали, скакали, солнышко встречали.        

Забрались на мостик и забили гвоздик

Потом бултых в речку, где же человечки?

           «Вот так!»

Как живешь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Вдаль глядишь? Вот так!

Ждешь обед? Вот так!

Машешь вслед? Вот так!

Как ты спишь? Вот так!

А шалишь? Вот так!

    ♦  Знакомство с народными промыслами.

                                                              «Золотая Хохлома  весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы  растут не здешней красоты.

Блестят они как золотые, а может солнцем залитые?»

        Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА». Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду. Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе рассказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица, мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки,  были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой посуды», а сам исчез. И стали другие мастера изготовлять «золотую посуду».

     Ложки - простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы.

     Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в исполнительской практике также ложки-веера: ложки закреплены на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встреча с этим колористическим ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

                                                                                                 

                                                                                      Трели этих ложкарей манят радостью  людей.

                                                                                     «Хохломские, Псковские, Тульские, Ростовские.

                                                                                      Вятские, Смоленские ложки деревенские»

                  Частушки о Хохломе

Осень, осень, все сама прячет злато в закрома.        

Ну, какое это злато – всё сплошная хохлома.        

 

Все листочки как листочки, здесь же – каждый золотой.          

Красоту такую люди называют хохломой!          

Бабка деда не встречает бранью или лаской –         

Целый день горшки рисует золотистой краской.        

Хохлома да хохлома – разукрашу все дома,          

А потом всю улицу, петуха и курицу!          

Бабка деда до обеда заставляла рисовать –        

Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!        

Я все небо разрисую, разрисую хохломой:        

Пусть все летчики летают под такою красотой!        

Я вчера такое видел – не расскажешь никому!

Сидит заяц на берёзе и рисует хохлому!

Хохлома да хохлома, от нее я без ума.

И еще немножко от тебя, Тимошка.

Не судите меня, люди, чему быть, чему не быть:

Хохлому миленок любит, как его мне не любить!

Разрисую хохломой  эту я дорожку,        

Чтобы милый приходил под мое окошко!

Некрасивый мой миленок - вот такие вести.

Хохломой разрисовала, стал на первом месте

                                                                                   Деревянная подружка, без нее мы, как без рук.

                                                                                  На досуге – веселушка  и накормит всех вокруг.

                                                                                  Кашу прямо носит в рот, и  обжечься не даёт.



Предварительный просмотр:

              «На горе то калина»  (ритмическое эхо – одинарные ложки)

I часть:

  Б X      Б X      Б xX   ://

  Б xX     Б xX     Б X     ://

  ↑↓↑↓  Б X    Б x X   ://

  ↑↓↑↓  ↑↓↑↓  Б xX  ://

II часть:

  Б x   Б x   Б x   Б x    Б xX   ://

  Б xxXX    Б xxXX     Б xX   ://

               Повтор I  и   II части (закрытые ложки)

     «Частушки»   (ритмическое эхо – двойные ложки) 

К:       Б X      Б xX       Б X      Б xX   ://

Пр:  ↓↑↓↑↓ X  ↓↑↓↑↓ X  ↓↑↓↑↓ X   Б xX   ://

К:       Б xX   Б xX   Б X Б X   Б xX   ://

Пр:  ↓↑↓↑↓X   ↓↑↓↑↓X  ↓↑↓↑↓X   Б xX   ://