Элементы инновационных методов работы на уроке сольфеджио.

Канаматова Ольга Владимировна

Методическое сообщение об инновационных методов. Описание инновационных технологий , нетрадиционных форм урока. Какие из технологий приемлемы для Детской музыкальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_2017g.docx53.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое инновации? Инновации (от английскогоinnovation) – нововведения, в последнее десятилетие ставшие не только элементом педагогической деятельности буквально каждого учителя, но и система бытия вообще: буквально в каждой сфере собственного личностного приложения люди стремятся к изобретению нового, необычного, порой далеко уходящего от традиционных систем. Инновации в системе преподавания сольфеджио состоят в новых подходах к преподаванию, в осознании старых методов в новых условиях, в переосмысливании собственной деятельности в русле традиционных методик. То есть инновация – это внесение нового в традиционную педагогику. И этим занимается каждый творчески работающий учитель. Среди педагогических технологий, которые можно применять на уроках музыкально-теоретического цикла, можно выделить следующие: - Информационные технологии. Под информационными технологиями обучения понимаются структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. В этом свете информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами (компьютерами, аудио- и видео-средствами), информационными технологиями и информационной продукцией. В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.
Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Например игры –тренажеры по сольфеджио, онлайн игры, игры в тестовой форме.)

- Проблемно-развивающая технология обучения (М. М. Махмутов, Н. Г. Мошкина и др.). Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Данная технология очень интересна, с успехом может использоваться на уроках музыкальной литературы, хотя многие из методов этой технологии уже широко применяются в практике и вряд ли могут называться инновационными.
- Ягненкова Н.В. в статье "Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на уроках теоретического цикла в ДМШ" рассматривает педагогическую технологию, основанную на системе эффективных уроков (Автор - А.А.Окунев) и приводит
ряд нетрадиционных технологий урока:

Одним из эффективных занятий  является нетрадиционная форма урока. Это несколько оживляет урок, привлекает учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. На таких занятиях возрастает интерес, работоспособность повышается, результативность занятий возрастает. Но в выборе таких занятий нужна мера. Иначе учащиеся привыкают, интерес падает, успеваемость понижается. Местом нетрадиционных занятий определяется самим педагогом в конкретной ситуации. Применение нестандартных форм обучения способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, коллективизм. Умение планировать свою работу, повышению интереса обучения.

Основной формой учебного процесса, я считаю, остается, несомненно традиционное занятие, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательной сферы учащихся. Это шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание, понимание, применение, анализ, синтез, самооценка. Исходя из этого, более тщательно отбирается материал к занятию. На занятии используются разные виды деятельности: дискуссии, рассказы, составление и решение кроссвордов ,игр, круглые столы. Основные виды интерактивных общений – кооперация и конкуренция. Акцент делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется  способность ребенка встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия – самооценка. Все чаще преподаватели используют  интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.
Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

- Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов: 1) наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы; 2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; 3) самостоятельная деятельность учащихся; 4) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); 5) использование исследовательских методов. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий", компьютерная газета, доклад и т.д.).
Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы и слушания музыки.

- Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
Технология РКМЧП (critical thinking) разработана американцами в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение. Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.
Представляется возможным привести еще ряд примеров педагогических технологий, которые могут использоваться на уроках в ДМШ, которые предлагаются в книге А.К. Колеченко "Эциклопедия педагогических технологий".

- Взаимоконтроль.
Цели: 1) проверка знаний; 2) предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах; 3) снятие неуверенности у слабых учеников; 4) развитие речи учащихся; 5) интенсификация опроса; 6) воспитание Я-концепции. Группа разбивается на учителей и учеников. Ученики отвечают своим учителям. педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ.

- Консультанты на уроке (шефы).
Данная инсценировка является одной из сильных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать. Технология может использоваться не только на уроках теоретического цикла, но и может быть эффективной на уроках специальности.

- Ищу ошибки.
Технология может широко применяться на уроках сольфеджио и музыкальной литературы. Вызывает интерес у учащихся, развивает внимательность, сотрудничество при работе в малых группах.

- Цепочка (опрос)
Цели: 1) бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся; 2) развитие умений формулировать вопросы. Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Ученики по очереди задают вопросы группе и сами оценивают ответы. Предложенные методы и технологии, несомненно, расширяют возможности современного образовательного процесса. Поэтому их необходимо активно внедрять в практику преподавания в детской музыкальной школе.


 Примеров нетрадиционных уроков

- Урок – соревнование.

 Это обычный урок, но все формы работы на уроке выполняются двумя командами. Каждая команда выбирает командира, который назначает или предлагает участника предложенных заданий.

 Задания соревнования – теоретические, практические, интонационные, слуховые, в том числе музыкальный диктант, сольфеджирование по нотам и наизусть.

 На таком уроке учащиеся очень активны, эмоциональны, стараются показать больше положительных ответов, заработать высокие баллы. Каждая форма работы – как новая эстафета, оценивается в 5 баллов и вместо цифр на доске вешаются разноцветные магниты:

 Красный – 5 баллов,

 Синий – 4 балла,

 Зеленый – 3 балла.

 Такие уроки желательно проводить 1-2 раза в четверти. Выбираются 1-2 главные темы четверти и отрабатываются в таком соревновании.-

- Урок – викторина.

 Урок – викторина проводится в конце четверти как способ проверки теоретических знаний и слуховых навыков.

- Урок – игра «Умники и умницы».

Игра должна проводиться в конце учебного года на итоговом уроке.

Для учащихся 1, 2 классов игра проводится в упрощенной форме с предварительной жеребьевкой. Каждый ученик вытягивает карточку с номером своего выступления, а затем определяются команды по 3 человека, учащиеся сами выбирают свои дорожки, в количестве шагов – они одинаковые – 3 шага.

В 1-ом классе учащиеся закрепляют теоретические знания и слуховые навыки по сольфеджио и слушанию музыки. После участия всех игроков выбираются из каждой команды выигравшие, победители соревнуются в финале, затем главный финалист играет в блиц-игре.

 Сегодня образование должно формировать людей с новым типом мышления, инициативных творческих личностей, смелых в принятии решений. Применение инновационных форм занятий – это мощный стимул в обучение и сильная мотивация. В педагогических научных исследованиях  об игре даже появился термин «Эмоциональный ускоритель обучения». В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (кстати, фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО — несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства — тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами. В общеобразовательных школах они уже прочно занимают своё место. А вот в школах искусств только появляются. И подчас, если закупаются, то по назначению почти не используются.

Одна из простых  возможностей использование инновационных технологий - использование на уроках сольфеджио клавишного синтезатора. Сложность в освоении предмета сольфеджио заключается в его комплексности – ведь он призван развивать у учащихся такие разнообразные навыки восприятия, как гармонический и мелодический слух ,чувство ритма, формы, стиля. Можно сказать, что синтезатор близок предмету сольфеджио уже по своей комплексной природе. По сути дела это не инструмент , а целая творческая лаборатория. Обладая неограниченными возможностями ,синтезатор неизменно вызывает интерес у учащихся, и это необходимо использовать на уроках сольфеджио. У нас появилась возможность использовать звучание различных инструментов для написания музыкальных диктантов, что способствует развитию тембрового слуха учащихся. Начиная с первого класса, можно использовать синтезатор, как набор ударных инструментов для выполнения различных ритмических заданий: ритмических диктантов, к мелодии. Синтезатор - прекрасный помощник в развитии творческих способностей. Творческие задания весьма разнообразны: сочинение мелодии на заданное гармоническое сопровождение, импровизация на фоне остинатного сопровождения, подбор сопровождения в различных жанрах, ритмическое варьирование мелодии. Использование синтезатора на уроках сольфеджио – интересное и перспективное направление, которое еще предстоит развивать и внедрять в учебную практику.

Мультимедиа технологии за счёт новых форм подачи информации, её восприятия позволяют в несколько раз повысить эффективность и качество обучения. Анализ опыта применения ЦОР на уроках в начальной школе говорит о том, что использование мультимедиа обеспечивает положительную мотивацию обучения, возможность проводить уроки на высоком эмоциональном уровне, облегчает запоминание материала . Мультимедийное пособие даёт возможность визуализировать учебный материал, он становится более понятным для детей и занимательным, вызывает яркие положительные эмоции. В психологии существует термин «эмоциональная приподнятость». Эта составляющая урока – залог успешного обучения и интереса к изучаемому предмету. В цифровом учебном пособии появилась возможность объединить текст, звук, графику, фото, что позволяет не только надежно и надолго сохранять большие объемы информации, но и активнее развивать эстетический вкус учащихся. Кроме того, сюжеты видео пособий могут и должны выполнять задачи нравственного воспитания учащихся. Компьютерные технологии ни в коем случае не подменяют традиционное обучение, они лишь дополняют, совершенствуют классическую методику.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе:

ПРИЛОЖЕНИЕ№2 (Мультимидийные диктанты)

 В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники),  Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др. Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видео диктанты, видео пособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

При помощи компьютера, можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению музыкального материала, а также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе ученика.

Фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2 (Тритоны)

Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Это значительно повышает интенсивность проведения урока, а также способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.

Интерактивный принцип музыкально-творческой деятельности дает широкие возможности приобщить, таким образом, к высокохудожественным музыкальным ценностям всех ребят, способствует значительному повышению музыкальной культуры школьников. 

.


 

 

Использованная литература:

1.Бабкина Н.В, «Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе», -Начальная школа 1998 №4

 2.Губанова О.В, «Использование игровых приемов на уроке» - Начальная школа 1997 №6

 3. http://flashmusicgames.com/rus/learning-note_practice3.html -угадай какие ноты

http://flashmusicgames.com/rus/music-chords12.html аккорды

 4. Методическая статья преподавателя ОГОУСПО Тамбовского колледжа искусств О.С.Шлыковой «Инновационные формы работы как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса в рамках дисциплины «Сольфеджио» (Интернет),

 5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006.

 6. Плеханова Т.А. Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса. С. 110-114. /Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000. - 148с.  

7. http://сольфеджио.онлайн

8. Ягненкова Н.В. Возможности практического применения некоторых инновационных педагогических технологий на предметах теоретического цикла в ДШИ. - http://festival.1september.ru/articles/581644 (25.09.2012).

 

Описание: D:\ДШИ 2\РАБОЧАЯ\Для САЙТА\САЙТ\Вид\Герб г.Мытищи.png

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МЫТИЩИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА

МЫТИЩИНСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое сообщение

«Элементы инновационных методов работы на уроках сольфеджио  в младших классах»

Преп. Детской школы искусств №4

Канаматова О.В.

2017г.