Открытый урок по ансамблю. Тема: «Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке»

Стасевич Ирина Анатольевна

 Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования.  Приобщение учащихся к музыкально- художественной культуре посредством ансамблевого музицирования.  Развитие чувства ансамбля;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc90 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дорогобужская детская музыкальная школа»

муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области

Методическая разработка открытого урока по ансамблю

Тема: «Работа в классе ансамбля как одна из форм

интереса в обучении музыке»

Преподаватель ДМШ

Стасевич И.А.

г. Дорогобуж

2016 г.

1. Пояснительная записка.

Ансамбль  - это  французское  слово  и  переводиться  оно  словом  «вместе». Однако  трактуется  оно  широко,  так  как  вместе -  это согласованное звучание  нескольких  инструментов,  а под  этим подразумевается одинаковые:  трактовка, приёмы  игры,  музыкальные возможности исполнителей, примерно  равные  по  качеству  инструменты.              Многолетняя  практика  показывает,  что  занятия  ансамблем  способствуют развитию  всего  комплекса  профессиональных  музыкально- исполнительских способностей.  Развивается  музыкальный  слух:  мелодический, гармонический и полифонический (что  особенно важно  для  учащихся  струнных  отделений); тембровый, динамический;  чувство  ритма,  музыкальная  память, музыкальное мышление,  творческое  воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются  те  качества,  без  которых невозможна  успешная исполнительская  деятельность:  внимание, собранность,  быстрота  реакции, воля.  

В  условиях  совместной   игры   развитие  способностей  идёт более интенсивно.  Работа   в  коллективе дисциплинирует  в  отношении ритма,  даёт  ощущение  нужного  темпа,  что особенно  важно  для начинающих,   вырабатывается  уверенность,  помогает добиться  стабильности в  исполнении.  Урок  ансамбля – это  прежде  всего возможность влиять  на развитие  интеллекта  ребёнка,  раскрыть  его  способность  дружить,  общаться, сопереживать,  а  значит  и  чувствовать.  Если  это  ансамбль  самых  юных,  то вместе  малыши  усваивают  длительности.   Учатся  овладевать  средствами выразительности  в  музыке.      Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения, именно ансамблем занимаются с большим удовольствием и воодушевлением.            

      Заинтересованный ученик – это ребёнок с «открытым сердцем», готовый впитывать «как губка», податливый «как глина». Волшебное «хочу» - это тот ключик, который открывает двери в любую сферу деятельности. Учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.

Важно начинать работу над ансамблем в классе домры с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса.

Навыки ансамблевого  музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с фортепиано), концентрируется внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении концертмейстера.  Я начинаю занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы

Все пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. И теперь переходим к уроку.

  1. Разработка урока      

Дата проведения: 23. 03. 2016 г.

Продолжительность урока: 40 минут

Участники: ученики 2-го класса музыкальной школы Тимошенкова М., Емельянов П., Омельченко У.

Тема: »Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке»

Цели:

  1. Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования. 
  2. Приобщение учащихся к музыкально- художественной культуре посредством ансамблевого музицирования.
  3. Развитие чувства ансамбля;

Задачи:

  •  Образовательные: формировать умения и навыки игры в ансамбле;
  • Развивающие: развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.
  • Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед партнером и творческой удовлетворенности от совместно выполненной работы

Методы: беседа, рассказ, музицирование.

Использовались следующие методы обучения:

- музыкально – иллюстративный;

- метод актуализации прежних знаний;

- исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливает истину, новую только для него.

Форма: мелкогрупповой урок

Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.

3. Ход и содержание урока:

3.1. Организационный момент:  сообщение темы, целей урока, вступительное слово.

3.2. Работа над пьесами.

3.3.  Заключение.

3.1. Приветствие. Оглашение темы урока: «Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке».

Я хочу представить учащихся 2-го класса Тимошенкову Марию, Емельянова Павла, Омельченко Ульяну. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме по 0,5 часа в неделю. В первом классе они занимались ансамблем с преподавателем. Со второго класса стали проводить репетиции совместно.

И сейчас мы покажем с чего мы начинали на примере самых простых пьесок.

  1. Работа над пьесами.

Проигрываем пьесы: «Лошадка», «Бьют часы».

Учитель: Сейчас в исполнении нашего ансамбля прозвучит песенка-попевка «Бьют часы». Мы будем работать над синхронностью. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто.

Для начинающих, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводим занятия в игровой форме, где ребята вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения.  Сейчас мы вам покажем ритмические упражнения. Маша четко шагает, марширует а Ульяна и Павел прохлопывают свой ритмический рисунок.

Например:

- прохлопать ритм;

- прошагать;

- шагать и хлопать ритм.

Учитель: Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова пьесы. Конечно же такие упражнения нравятся детям. Следующая песенка-попевка «Лошадка».  Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. И сейчас по жесту дирижера давайте попробуем сыграть попевку «Лошадка». Проигрываем. 

Учитель:  Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий  вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

Учитель:  Ребята, представьте себе маленького, резвого жеребенка, который скачет по лугу. Как вы думаете в каком темпе он бежит?

Ответ учащихся.  

Учитель:  Правильно. Быстро. И попробуем сыграть эту пьесу в быстром темпе.  Пьеса «Лошадка» исполняется в быстром темпе.

Учитель:  Для того чтобы ученики умели слушать и слышать другую партию я применяю метод обмена партиями. Ребята, поменяйтесь партиями и попробуем сыграть эту пьесу.

. На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. 

 Учитель:  А сейчас исполним пьесу «Кукушечка»

Проигрывается пьеса «Кукушечка»

Учитель:  С  первых  шагов   малышей  необходимо  приучать  к  ответственному отношению  к  паузам. Хороший  урок  бережного  обращения  с    паузами  даёт  музыкальная  игра  «кукушка»:  используется  интервал  терция.  Дети «перекукукиваются»,  выжидая  паузу. На простых примерах усваивается роль и значение паузы в музыкальном тексте. Обычно пауза или «проглатывается» или заучивается формально, бессмысленно. То же зачастую происходит и с исполнением длинных нот. Игра в ансамбле учит бережному обращению с большими длительностями и паузами. Их роль в музыкальном контексте становится как бы нагляднее и гораздо скорее осмысливается учеником. Поочередно исполняя длинную выдержанную ноту или паузу, сопровождающую музыкальную фразу, учение убеждается в необходимости дослушать конец фразы, не «наступая» на неё, дожидается своей очереди исполнения этой фразы.

Работаем над точным исполнением пауз. Работаем над оттенками. На репетициях  очень  полезно  периодически  проигрывать  выученную  пьесу  в нюансе  piano ,  чтобы  лучше  её  расслышать. Здесь используем образные выражения. Кукушка далеко-играем пиано, подлетела ближе –играем форте. Надо  учить  детей  воспроизводить  разные  эмоциональные  краски. Динамические  и  тембровые  контрасты  делают  игру  ансамбля  боле выразительной  и  сценичной.

Для  развития  тембровой  звукотворческой  воли  необходимо  «ввести  в обращение»  понятные  ученику  элементарные  понятия  -  « весело – грустно», «бодро – спокойно», « отрывисто  плавно».  

Учитель:  А теперь переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля звучит р. н. п. «Ходила младешенька по борочку». Эта мелодия совсем другая по характеру, поэтому постарайтесь сыграть мягко, плавно. Додерживаем звуки.

  1. Р.н. п. «Ходила младешенька по борочку» 

В этой пьесе добиваемся спокойного, плавного исполнения. Учимся дослушивать взятые звуки. Ребята, представьте себе девушек в длинных сарафанах, которые водят хоровод. Ученики знакомятся с понятием хороводная.

Учитель:  А теперь перейдем к следующему произведению. Оно аналогичное по характеру.  Поэтому исполняем на легато, плавно, мягко.

  1. Р. н. п. «Как в лесу-лесу, лесочке»

Учимся слушать концертмейстера, прослушиваем вступление и синхронно вступаем. Учимся  одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.

Учитель:  Ребята,  один  из  самых  сложных  и  спорных  вопросов  это  ШТРИХИ   в  ансамбле. Игре  в  ансамбле  присуща  скрупулёзная  синхронность исполнения  штрихов  по  группам  или  всем ансамблем.  Это  то же,  что  шаг  не  в  ногу  в  шеренге  солдат. (  К  слову, на  выработку  синхронного  шага  кремлёвские  курсанты  тратят  до 5  часов  ежедневно). Работа  над  штрихами ( особенно  отрывистыми)  в  ансамбле  помогает  развивать  в  детях  звуковую  и  штриховую  культуру. Переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля прозвучит «Танец медвежат». Ребята, постарайтесь сыграть более отрывисто, грузно. Представляем себе толстых неуклюжих медвежат.Звучит «Танец медвежат».

  1. «Танец медвежат»

Это произведение готовим к выступлению на родительском собрании и на зачете. Вычленяем главную партию. Учимся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Работаем над ньюансами. Логическим  завершением  долгих  репетиционных  поисков  является  концертное  выступление.  Выступления  на  публике,  на  сцене, к  которым  ансамбль  так  долго  готовиться,  все  является  радостью  и  праздником  для  детей. Поэтому  их  надо  устраивать  как  можно  чаще.  Для  большинства  уч-ся  музыкальных  школ  выступление  в  ансамбле  на  открытых  концертах  является  единственной возможностью  выступать  публично.  Эти  выступления  не  только  доставляют  радость.  Но  рождают  чувство  удовлетворённости,  когда  дети  видят  результаты  своего  труда,  реально  ощущают  себя  артистами  и  музыкантами

    При подборе репертуара необходимо обратить внимание на то, что музыкальные образы были понятны учащимся второго года обучения. С этой целью подбираются пьесы, в которых сочетаются образы злого и доброго, веселого и грустного. В репертуаре нашего небольшого коллектива есть пьесы кантиленного характера (р. н. п. «Ходила младешенька по борочку», «Как в лесу-лесу, лесочке») и также пьесы контрастные по характеру («Лошадка», «Танец медвежат»).

Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением. А домашнее задание будет такое: выучить за каникулы наизусть «Танец медвежат».    

 Учитель:  Ребята,всем спасибо. Вы можете быть свободны. Убираем инструменты.                                           

3. 3. Заключение.

 Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.

 Практика показала, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относится к занятиям в музыкальной школе. Ребенок развивает  свой кругозор , оттачивает эстетический вкус, повышая тем самым  общее эстетическое развитие.  В процессе коллективной игры ученик может сам оценить уровень  своей подготовки, заметить типичные ошибки.

   Занятия с ансамблем требует от преподавателя многих навыков: умение подобрать и переложить музыкальный материал, продуманности в подборе участников ансамбля и распределение партий между ними, умение тщательно спланировать занятия, навыков дирижирования .

  Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, но и способствует развитию полифонического мышления, учит слушать и понимать содержание музыки.

   Преподаватель детской музыкальной  школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих учащихся. Независимо от того, с кем он занимается, с будущем профессионалом или просто с любителем, он должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.

 

   Наиболее значимое преимущество совместной деятельности в том, что в процессе общения  развиваются социально значимые качества личности подрастающего поколения – коммуникативные. «Дети учатся…не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе» (А.Артоболевская).  Занимаясь в ансамбле, дети учатся не просто действию, а именно взаимодействию, партнёрству. Игра в ансамбле учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с интересами партнёра. Такие важные коммуникативные качества личности как взаимопонимание и взаимоответственность создают платформу для конструктивного, культурного успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух.

 

Подведение итогов.

Увлечённость ансамблевым музицированием, возникшая дружба между учениками на почве общения в ансамбле, приводит к росту обще-музыкального развития учащихся и повышению интереса к музыкальным занятиям в целом. И, именно поэтому, коллективное музицирование является одной из наиболее эффективных форм воспитания и обучения детей, занимающихся игрой на различных музыкальных инструментах. Грамотное построение учебно-воспитательного процесса в ДМШ позволяет решить ряд задач – это, прежде всего, воспитание различных музыкальных качеств, а также формирование качеств личностных.