Открытый урок по ансамблю. Тема: «Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке»
Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования. Приобщение учащихся к музыкально- художественной культуре посредством ансамблевого музицирования. Развитие чувства ансамбля;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 90 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дорогобужская детская музыкальная школа»
муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области
Методическая разработка открытого урока по ансамблю
Тема: «Работа в классе ансамбля как одна из форм
интереса в обучении музыке»
Преподаватель ДМШ
Стасевич И.А.
г. Дорогобуж
2016 г.
1. Пояснительная записка.
Ансамбль - это французское слово и переводиться оно словом «вместе». Однако трактуется оно широко, так как вместе - это согласованное звучание нескольких инструментов, а под этим подразумевается одинаковые: трактовка, приёмы игры, музыкальные возможности исполнителей, примерно равные по качеству инструменты. Многолетняя практика показывает, что занятия ансамблем способствуют развитию всего комплекса профессиональных музыкально- исполнительских способностей. Развивается музыкальный слух: мелодический, гармонический и полифонический (что особенно важно для учащихся струнных отделений); тембровый, динамический; чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, творческое воображение. Укрепляются двигательно-моторные навыки. Развиваются те качества, без которых невозможна успешная исполнительская деятельность: внимание, собранность, быстрота реакции, воля.
В условиях совместной игры развитие способностей идёт более интенсивно. Работа в коллективе дисциплинирует в отношении ритма, даёт ощущение нужного темпа, что особенно важно для начинающих, вырабатывается уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Урок ансамбля – это прежде всего возможность влиять на развитие интеллекта ребёнка, раскрыть его способность дружить, общаться, сопереживать, а значит и чувствовать. Если это ансамбль самых юных, то вместе малыши усваивают длительности. Учатся овладевать средствами выразительности в музыке. Педагогическая практика показала, что дети всех возрастов, на всех этапах обучения, именно ансамблем занимаются с большим удовольствием и воодушевлением.
Заинтересованный ученик – это ребёнок с «открытым сердцем», готовый впитывать «как губка», податливый «как глина». Волшебное «хочу» - это тот ключик, который открывает двери в любую сферу деятельности. Учебный процесс, который строится на интересе, стимулирует желание работать, преодолевать трудности, формирует волевые качества. Устойчивый интерес к занятиям позволяет эффективно решать узкотехнические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей.
Важно начинать работу над ансамблем в классе домры с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса.
Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с фортепиано), концентрируется внимание на ритмической точности, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении концертмейстера. Я начинаю занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а всё внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы
Все пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. И теперь переходим к уроку.
- Разработка урока
Дата проведения: 23. 03. 2016 г.
Продолжительность урока: 40 минут
Участники: ученики 2-го класса музыкальной школы Тимошенкова М., Емельянов П., Омельченко У.
Тема: »Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке»
Цели:
- Получение и овладение учащимися комплекса основных исполнительских знаний и навыков комплексного музицирования.
- Приобщение учащихся к музыкально- художественной культуре посредством ансамблевого музицирования.
- Развитие чувства ансамбля;
Задачи:
- Образовательные: формировать умения и навыки игры в ансамбле;
- Развивающие: развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед партнером и творческой удовлетворенности от совместно выполненной работы
Методы: беседа, рассказ, музицирование.
Использовались следующие методы обучения:
- музыкально – иллюстративный;
- метод актуализации прежних знаний;
- исследовательский метод, в результате которого учащийся устанавливает истину, новую только для него.
Форма: мелкогрупповой урок
Тип урока: Урок повторения и закрепления пройденного материала.
3. Ход и содержание урока:
3.1. Организационный момент: сообщение темы, целей урока, вступительное слово.
3.2. Работа над пьесами.
3.3. Заключение.
3.1. Приветствие. Оглашение темы урока: «Работа в классе ансамбля как одна из форм интереса в обучении музыке».
Я хочу представить учащихся 2-го класса Тимошенкову Марию, Емельянова Павла, Омельченко Ульяну. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме по 0,5 часа в неделю. В первом классе они занимались ансамблем с преподавателем. Со второго класса стали проводить репетиции совместно.
И сейчас мы покажем с чего мы начинали на примере самых простых пьесок.
- Работа над пьесами.
Проигрываем пьесы: «Лошадка», «Бьют часы».
Учитель: Сейчас в исполнении нашего ансамбля прозвучит песенка-попевка «Бьют часы». Мы будем работать над синхронностью. Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто.
Для начинающих, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводим занятия в игровой форме, где ребята вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения. Сейчас мы вам покажем ритмические упражнения. Маша четко шагает, марширует а Ульяна и Павел прохлопывают свой ритмический рисунок.
Например:
- прохлопать ритм;
- прошагать;
- шагать и хлопать ритм.
Учитель: Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова пьесы. Конечно же такие упражнения нравятся детям. Следующая песенка-попевка «Лошадка». Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. И сейчас по жесту дирижера давайте попробуем сыграть попевку «Лошадка». Проигрываем.
Учитель: Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.
Учитель: Ребята, представьте себе маленького, резвого жеребенка, который скачет по лугу. Как вы думаете в каком темпе он бежит?
Ответ учащихся.
Учитель: Правильно. Быстро. И попробуем сыграть эту пьесу в быстром темпе. Пьеса «Лошадка» исполняется в быстром темпе.
Учитель: Для того чтобы ученики умели слушать и слышать другую партию я применяю метод обмена партиями. Ребята, поменяйтесь партиями и попробуем сыграть эту пьесу.
. На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке.
Учитель: А сейчас исполним пьесу «Кукушечка»
Проигрывается пьеса «Кукушечка»
Учитель: С первых шагов малышей необходимо приучать к ответственному отношению к паузам. Хороший урок бережного обращения с паузами даёт музыкальная игра «кукушка»: используется интервал терция. Дети «перекукукиваются», выжидая паузу. На простых примерах усваивается роль и значение паузы в музыкальном тексте. Обычно пауза или «проглатывается» или заучивается формально, бессмысленно. То же зачастую происходит и с исполнением длинных нот. Игра в ансамбле учит бережному обращению с большими длительностями и паузами. Их роль в музыкальном контексте становится как бы нагляднее и гораздо скорее осмысливается учеником. Поочередно исполняя длинную выдержанную ноту или паузу, сопровождающую музыкальную фразу, учение убеждается в необходимости дослушать конец фразы, не «наступая» на неё, дожидается своей очереди исполнения этой фразы.
Работаем над точным исполнением пауз. Работаем над оттенками. На репетициях очень полезно периодически проигрывать выученную пьесу в нюансе piano , чтобы лучше её расслышать. Здесь используем образные выражения. Кукушка далеко-играем пиано, подлетела ближе –играем форте. Надо учить детей воспроизводить разные эмоциональные краски. Динамические и тембровые контрасты делают игру ансамбля боле выразительной и сценичной.
Для развития тембровой звукотворческой воли необходимо «ввести в обращение» понятные ученику элементарные понятия - « весело – грустно», «бодро – спокойно», « отрывисто плавно».
Учитель: А теперь переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля звучит р. н. п. «Ходила младешенька по борочку». Эта мелодия совсем другая по характеру, поэтому постарайтесь сыграть мягко, плавно. Додерживаем звуки.
- Р.н. п. «Ходила младешенька по борочку»
В этой пьесе добиваемся спокойного, плавного исполнения. Учимся дослушивать взятые звуки. Ребята, представьте себе девушек в длинных сарафанах, которые водят хоровод. Ученики знакомятся с понятием хороводная.
Учитель: А теперь перейдем к следующему произведению. Оно аналогичное по характеру. Поэтому исполняем на легато, плавно, мягко.
- Р. н. п. «Как в лесу-лесу, лесочке»
Учимся слушать концертмейстера, прослушиваем вступление и синхронно вступаем. Учимся одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.
Учитель: Ребята, один из самых сложных и спорных вопросов это ШТРИХИ в ансамбле. Игре в ансамбле присуща скрупулёзная синхронность исполнения штрихов по группам или всем ансамблем. Это то же, что шаг не в ногу в шеренге солдат. ( К слову, на выработку синхронного шага кремлёвские курсанты тратят до 5 часов ежедневно). Работа над штрихами ( особенно отрывистыми) в ансамбле помогает развивать в детях звуковую и штриховую культуру. Переходим к следующему произведению. В исполнении ансамбля прозвучит «Танец медвежат». Ребята, постарайтесь сыграть более отрывисто, грузно. Представляем себе толстых неуклюжих медвежат.Звучит «Танец медвежат».
- «Танец медвежат»
Это произведение готовим к выступлению на родительском собрании и на зачете. Вычленяем главную партию. Учимся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Работаем над ньюансами. Логическим завершением долгих репетиционных поисков является концертное выступление. Выступления на публике, на сцене, к которым ансамбль так долго готовиться, все является радостью и праздником для детей. Поэтому их надо устраивать как можно чаще. Для большинства уч-ся музыкальных школ выступление в ансамбле на открытых концертах является единственной возможностью выступать публично. Эти выступления не только доставляют радость. Но рождают чувство удовлетворённости, когда дети видят результаты своего труда, реально ощущают себя артистами и музыкантами
При подборе репертуара необходимо обратить внимание на то, что музыкальные образы были понятны учащимся второго года обучения. С этой целью подбираются пьесы, в которых сочетаются образы злого и доброго, веселого и грустного. В репертуаре нашего небольшого коллектива есть пьесы кантиленного характера (р. н. п. «Ходила младешенька по борочку», «Как в лесу-лесу, лесочке») и также пьесы контрастные по характеру («Лошадка», «Танец медвежат»).
Домашнее задание. По окончании урока каждый ансамблист должен сформулировать план домашней работы над каждым произведением. А домашнее задание будет такое: выучить за каникулы наизусть «Танец медвежат».
Учитель: Ребята,всем спасибо. Вы можете быть свободны. Убираем инструменты.
3. 3. Заключение.
Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах.
Практика показала, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, уроки ансамбля побуждают даже нерадивых учеников серьезнее относится к занятиям в музыкальной школе. Ребенок развивает свой кругозор , оттачивает эстетический вкус, повышая тем самым общее эстетическое развитие. В процессе коллективной игры ученик может сам оценить уровень своей подготовки, заметить типичные ошибки.
Занятия с ансамблем требует от преподавателя многих навыков: умение подобрать и переложить музыкальный материал, продуманности в подборе участников ансамбля и распределение партий между ними, умение тщательно спланировать занятия, навыков дирижирования .
Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, но и способствует развитию полифонического мышления, учит слушать и понимать содержание музыки.
Преподаватель детской музыкальной школы ответственен за формирование музыкальных вкусов своих учащихся. Независимо от того, с кем он занимается, с будущем профессионалом или просто с любителем, он должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.
Наиболее значимое преимущество совместной деятельности в том, что в процессе общения развиваются социально значимые качества личности подрастающего поколения – коммуникативные. «Дети учатся…не только музыке, но и основам человеческого общения, взаимодействия в коллективе» (А.Артоболевская). Занимаясь в ансамбле, дети учатся не просто действию, а именно взаимодействию, партнёрству. Игра в ансамбле учит понимать партнёра, прислушиваться к нему, соотносить свои интересы с интересами партнёра. Такие важные коммуникативные качества личности как взаимопонимание и взаимоответственность создают платформу для конструктивного, культурного успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух.
Подведение итогов.
Увлечённость ансамблевым музицированием, возникшая дружба между учениками на почве общения в ансамбле, приводит к росту обще-музыкального развития учащихся и повышению интереса к музыкальным занятиям в целом. И, именно поэтому, коллективное музицирование является одной из наиболее эффективных форм воспитания и обучения детей, занимающихся игрой на различных музыкальных инструментах. Грамотное построение учебно-воспитательного процесса в ДМШ позволяет решить ряд задач – это, прежде всего, воспитание различных музыкальных качеств, а также формирование качеств личностных.