РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА (домра) дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства

Стасевич Ирина Анатольевна

Рабочая программа учебного предмета Основы музыкального исполнительства (домра) разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ) по ДОП в области музыкального искусства со сроком обучения 3 года, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских музыкальных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_instrument._domra.balalayka.doc212.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКАЯ ДМШ»

муниципального образования «Дорогобужский район»

Смоленской области

215713, Смоленская обл.,                                                                                     Тел/факс 8 (48144) 4-13-06

г. Дорогобуж, ул. Седова, 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

(домра)

дополнительная общеразвивающая программа в области

музыкального искусства

г. Дорогобуж

2015 г.

«Одобрено»

Методическим советом

образовательного учреждения

«____»_________20____г.

   (дата рассмотрения)

«Утверждаю»

Директор:

__________     М.В. Резаков

                            (подпись)   (расшифровка)  

«____»_____________20___ г.

                               (дата утверждения)

              МП

Рабочая программа учебного предмета Основы музыкального исполнительства (домра) разработана на основе рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ) по ДОП в области музыкального искусства со сроком обучения 3 года, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских музыкальных школах.

Организация-разработчик: МБУ ДО «Дорогобужская ДМШ».

Разработчики: Стасевич И.А., преподаватель МБУ ДО «Дорогобужская ДМШ»

Рецензенты:

ФИО, должность организация (образовательная организация)

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка…………………………... ……………………………………

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в  

образовательном процессе …………………………………………..…................

1.2. Объем учебного времени в часах и виды учебной работы…………………

1.3. Срок реализации учебного предмета ………………………………………..

1.4. Сведения о затратах учебного времени………………………………….......

1.5. Цели и задачи учебного предмета ……………………………………………

1.6. Структура программы учебного предмета ………………………………….

1.7. Форма проведения учебных аудиторных занятий…………………………..

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета ……………………………………………………………………………

2.

Содержание учебного предмета ……………………………………………………….

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета ……………………..

2.2. Годовые требования ………………………………………………….............

3.

Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………………..

4.

Формы и методы контроля, система оценок ………………………………………...        

4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание………………………..............

4.2. Критерии оценки ………………………………………………………………

5.

Методическое обеспечение учебного процесса ………………………………...........

5.1. Рекомендации педагогическим работникам ………………………………..

5.2. Методы обучения ……………………………………………………………..

6.

Информационное  обеспечение обучения ……………………………………………

6.1. Основная учебная литература ………………………………………………..

6.2. Дополнительная учебная литература ………………………………………..

6.3. Учебно-методическая литература ……………………………………………

6.4. Интернет-ресурсы …………………………………………………………….

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.  

Рабочая программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» является частью дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Место предмета в структуре дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства: музыкальное исполнительство, учебный предмет исполнительской подготовки.

Возраст детей, приступающих к освоению программы,  от 6 до 9 лет включительно.

1.2. Объем учебного предмета в часах и виды учебной работы.

Таблица 1

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

420

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

210

в том числе:

практические занятия

204

контрольные уроки, зачеты, контрольные работы и др.

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

210

Виды аттестации за пределами аудиторных занятий:

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

0,5

1.3. Срок реализации учебного предмета.

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» 3-летнего срока обучения, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

1.4. Сведения о затратах учебного времени.

Таблица 2

Виды учебной работы, нагрузки, аттестации

Распределение по годам обучения

Годы обучения

1

2

3

Полугодия

I

II

I

II

I

II

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

Общее количество

часов на аудиторные занятия

210

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

Общее количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

210

Максимальная нагрузка

64

76

64

76

64

76

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

420

Учебный материал распределяется по годам обучения   классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, которое направлено на освоение учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам и зачетам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательной организации и др.

1.5. Цели и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является:

-  обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на домре, формирование практических умений и навыков игры на инструментах, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачами учебного предмета являются:

- ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

- формирование навыков игры на музыкальном инструменте;

- приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

- приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

- формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

- оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

- воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

1.6. Структура программы учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, требования к итоговой аттестации;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

1.7. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Типы уроков:

- урок изучения нового материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

- урок – сообщение новых знаний;

- урок закрепления знаний;

- урок повторения знаний;

- урок-репетиция;

- урок-игра;

- проверка знаний.

1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-технические условия образовательной организации обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, нотами, книгами по слушанию музыки, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

Реализация программы предмета требует наличие учебного кабинета площадью не менее 9 кв. м. и доступа к репетициям и выступлениям в концертном зале.

Оборудование учебного кабинета: домры стулья, подставки для ног, стол, пюпитры, фортепиано (синтезатор).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета.

Первый год обучения

I полугодие                                                                                                                         Таблица 3

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами  ухода за ним.

Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Основы звукоизвлечения. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, удары медиатором вниз. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте

2 четверть

Аудиторные занятия – 14 часов.

Самостоятельная работа –  14 часов.

Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе.

   

II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Аудиторные занятия – 20 часов.

Самостоятельная работа –  20 часов.

Работа над дальнейшей стабилизацией посадки и постановки исполнительского аппарата, координацией рук. Освоение технологии исполнения основных штрихов (стаккато, легато).   удары вверх-вниз.  Чтение нот с листа. Упражнения и этюды. Исполнение  небольших попевок, простейших народных мелодий, знакомых песен.

4 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Развитие начальных навыков смены позиций. Чтение нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения современных композиторов.

Академический зачет.

2  год   обучения

  I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Гамма  A-dur  (однооктавная) на одной струне со сменой позиций и с переходом на другую струну. Приемы игры: пиццикато большим пальцем, удары медиатором вниз,  дубль штрих.  1-2 этюда. Знакомство с основой динамики - форте, пиано. Применение динамики как средства музыкальной выразительности для создания яркого художественного образа.  Произведения современных композиторов и обработки народных песен и мелодий. Игра в ансамбле с педагогом.

2 четверть

Аудиторные занятия – 14 часов.

Самостоятельная работа –  14 часов.

  Освоение более сложных ритмических рисунков. Контроль над свободой исполнительского аппарата. Слуховой контроль над качеством звука. Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента. Гамма E-dur (однооктавная) на одной струне со сменой позиций и с переходом на другую струну ударом П, переменный удар ПУ, дубль- штрих.  Чтение нот с листа.  

Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются этюд, 2 разнохарактерных произведения.

II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Аудиторные занятия – 20 часов.

Самостоятельная работа –  20 часов.

Освоение I, II, III позиций. Освоение переходов в смежные позиции. Работа над тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера.   Гаммы F-dur, B-dur (однооктавные). Штрихи в гаммах: ПП,УУ, ПУ, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);

 Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом.

4 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Игра хроматических, динамических, ритмических упражнений, охватывающих освоенный учеником диапазон инструмента.

  Произведения  старинных и современных композиторов. В конце года  на академический  концерт выносятся две разнохарактерные. Этюд  исполняется на техническом зачете.

3  год   обучения

 I полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

1 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Упражнения, наиболее необходимые для дальнейшего совершенствования игровых умений Двухоктавная гамма Е- dur.  Штрихи: ПП,УУ, ПУ, дубль штрих, тремоло.  Освоение мелизмов: форшлаг (одинарный, двойной),  Исполнение этюдов и пьес с более сложными ритмическими рисунками. Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот.

 Произведения классической и народной музыки, эстрадные песни.  

2 четверть

Аудиторные занятия – 14 часов.

Самостоятельная работа –  14 часов.

Гамма е-moll (двухоктавная). Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами).  Развитие в ученике творческой инициативы. Более активное привлечение ученика во все этапы обучения (обозначение аппликатуры, динамики, поиск приема, штриха, создание художественного образа). Работа над развитием музыкально-образного мышления.

Репертуар пополняется  произведениями современных композиторов, популярных произведений русских и зарубежных классиков.

                         

  II  полугодие

Календарные

сроки

Темы и содержание  занятий

3 четверть

Аудиторные занятия – 20 часов.

Самостоятельная работа –  20 часов.

Работа над созданием художественного образа  произведения, умение создать оптимальное концертное состояние перед выступлением. Развитие навыков игры в дуэте с другими учащимися

Включение в репертуар несложных произведений крупной формы. Подготовка итоговой программы.

4 четверть

Аудиторные занятия – 18 часов.

Самостоятельная работа – 18 часов.

Продолжение совершенствования всех ранее освоенных учеником музыкально-исполнительских навыков игры на инструменте. Более тщательная работа над качеством звукоизвлечения.

Разнообразная по стилям, жанрам учебная программа должна включать произведения на ранее освоенные приемы игры, штрихи, их комбинированные варианты.

Перед итоговой аттестацией учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных вечерах, концертах.

Итоговая исполнительская программа содержит 3 различных произведения.

 

Годовые требования по классам

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года необходимо овладеть необходимым количеством приемов игры на инструменте, познакомиться с произведениями народной и профессиональной музыки.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара и подготовку к  итоговой  аттестации.  Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки концертных выступлений.

1 год обучения

Аудиторные занятия -  2 часа в  неделю.

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления.

Первоначальное знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на домре  (правильная, удобная посадка, постановка рук).

Знакомство с основными музыкальными терминами.

Приемы игры: пиццикато большим пальцем,

удары медиатором вниз.

В течение 1 года обучения ученик должен пройти:

8-10 песен-прибауток на открытых струнах;

10-12 небольших пьес различного характера.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – контрольный урок (2 небольшие разнохарактерные пьесы).

Май – переводной зачет (3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список переводного зачета:

Вариант 1

«Зима» Обр. В.Карасевой.

Н. Соколова «Баба Яга».

Русская народная песня «Как под горкой, под горой».

Вариант 2

А. Филлипенко «Цыплятки».

Р. н. п. «Я на горку шла»

В.Витлин «Серенькая кошечка».

Вариант 3

В. Иванников «Паучок».

Ц. Кюи  «Забавная», пер. А. Александрова.

Л. Бекман «Елочка» пер. В. Евдокимова.

1 год  обучения

 А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» М. Магиденко  «Петушок».    

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» Р.н.п. «Как под горкой, под горой». Обр. Ю.Фортунатова.  

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» М.Красев  «Топ-топ».  

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Н.Метлов «Котя, котенька-коток».

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Укр.н.п.  «Ой, Джигуне, Джигуне».

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» Р.н.п. «Во поле береза стояла». Гармонизация Н.Римского-Корсакова.    

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» Н.Метлов  «Паук и мухи».  

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Д.Кабалевский  «Маленькая полька».

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина В.Агафонников Сюита «Музыкальные игры».

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Скок, скок, поскок». Обр. Е.Туманян.

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина В.Ребиков «Воробышек».

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Т.Потапенко «Грибы».  

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина В.Благ  «Чудак».  

В.Чунин  «Школа игры на трехструнной домре» Д.Кабалевский  «Игры».  

В.Чунин  «Школа игры на трехструнной домре» Э Левина  «Неваляшки».

 

2 год обучения

Аудиторные занятия -  2 часа в  неделю.

Освоение  новых  выразительных средств. Приемы игры: дубль штрих, тремоло. В программу включаются пьесы кантиленного характера.  

Основы техники исполнения штрихов: легато, стаккато. Знакомство с основными музыкальными терминами. Чтение нот с листа.

Игра в дуэтах, ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также  пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные. Проверка освоения гамм проводится преподавателем в классе.

В течение 2 года обучения ученик должен пройти:

Гамма  A-dur,  E-dur (однооктавные) на одной струне со сменой позиций и с переходом на другую струну.  Гаммы F-dur, B-dur (однооктавные). Штрихи в гаммах: ПП,УУ, ПУ, дубль штрих, пунктирный ритм, пиццикато большим пальцем, пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности);

3-5 этюдов;

10-12 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – академический концерт.

(2 разнохарактерных пьесы).

Май –  переводной зачет. Выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на приём игры.

Примерный репертуарный список переводного зачета:

Вариант 1.

А. Спадавеккиа. «Добрый жук».

В. Владимиров «Этюд».

А. Варламов. «Вдоль по улице метелица метет».

Вариант 2.        

А. Зверев «Этюд»

М. Качурбина. «Мишка с куклой танцует полечку». Польская детская песенка.

 «Шел Ванюшка долиною». Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакого.

Вариант 3.

А. Гедике «Этюд».

А. Курченко. Детский альбом. «Часы с кукушкой». «Менуэт».

В. Локтев. «Топотушки».

2 год обучения

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» Чешская н.п.  «Аннушка».   Гармонизация В.Ребикова.  

А.Александров  «Школа  игры на трехструнной домре» Д.Кабалевский  «Прогулка».  

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Д.Кабалевский  «Свет и тени».

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре» Л.Бетховен «Сурок».  

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» В.А.Моцарт «Вальс» Фа мажор.

. В.Круглов  «Школа игры на домре» И.С.Бах    «Гавот» Ре мажор.

В.Круглов  «Школа игры на домре» В.А.Моцарт  «Аллегретто».  

В.Круглов    «Школа игры на домре» Р.н.п. «Я на  камушке сижу». Обр. Н.Римского-Корсакова.

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п.  «Ходила младешенька». Обр.Н.Римского-Корсакова.

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Белолица, круглолица».  Обр. С.Фурмина.  

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Ай, утушка луговая». Обр. Н.Любимовой.

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Соловьем залетным».  Обр. А.Комаровского.  

3 год обучения

Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения.  Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара.

Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, звукоизвлечением и метроритмом. Формирование слухового контроля к качеству звука,  динамике. Овладение средствами создания художественного образа произведения.

 Приемы игры: к ранее  изученным приемам основы аккордовой техники.  

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита).

Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы взамен одной  сольной пьесы.  

В течение3 года обучения ученик должен пройти:

Двухоктавная гамма Е- dur,  е-moll (двухоктавные).   Штрихи: ПП,УУ, ПУ, дубль штрих, тремоло.  

2-3 этюда;

5-6 пьес различных по характеру, стилю, жанру.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

За учебный год учащийся должен исполнить:  

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Подготовка к  итоговой  аттестации.

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена.

Март – прослушивание перед комиссией оставшихся  произведений из выпускной программы,  не исполненных в декабре.

Май – выпускной экзамен

(3 разнохарактерных произведения).

Примерные итоговые  исполнительские программы

             

Вариант 1

Г. Муффат.  Буре.

Е. Дербенко. Сюита «Приключения Буратино» (2 и З части).

Русская народная песня «Сама садик я садила». Обр. М. Красева.

Вариант 2

В. Моцарт. Сюита «Маленькая ночная серенада» (Немецкий танец или
Менуэт).

П. Чайковский.  «Трепак» из балета «Щелкунчик».

И. Дьяконова «Былина».

Вариант 3

Р.н.п. «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С.Фумина.

С. Рахманинов. «Русская песня».

И.С. Бах. «Рондо» из Сюиты си минор.

3 год обучения

 «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Вы послушайте, ребята».  Обр. А Александрова.  

. «Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина Р.н.п. «Ой гоп, тай ни, ни». Обр. С.Фумина.

«Юный домрист», сост. Н.Бурдыкина  В.Калинников «Журавель».  

В.Чунин «Школа игры на трехструнной домре» Т.Хренников «Колыбельная Светланы».

В.Чунин  «Школа игры на трехструнной домре» Р.н.п.  «Как под яблонькой». Обр. В.Андреева.  

В.Круглов «Школа игры на домре» Д.Кабалевский  Этюд ля минор

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре»  Д.Кабалевский «Вприпрыжку».    

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» Д.Шостакович «Маленький марш».

А.Александров «Школа игры на трехструнной домре» С.Сарьян «Кукла спит».

В.Круглов  «Школа игры на домре» Г.Беренс  «Этюд» Ре мажор.  

     III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

в результате освоения предмета учащийся знает:

- характерные особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- наиболее употребляемую музыкальную терминологию;

- несложный репертуар для домры,  включающий произведения разных стилей и жанров (пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

- возможности музыкального инструмента для достижения авторского текста;

в результате освоения предмета учащийся умеет:

- исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

-  использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- создавать художественный образ при разучивании несложного музыкального произведения;

в результате освоения предмета учащийся владеет:

- основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;

- навыками исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

- навыками публичных выступлений;

- навыками по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

- навыками общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

  1. 4. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация учащихся,
  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно  в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на определенном этапе обучения.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • переводные зачеты (дифференцированные);
  • академические концерты;
  • контрольные уроки.

Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают публичное исполнение  программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить в виде  академических концертов.  

Переводной зачет проводится в конце учебного года  с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, принимающие активное участие в конкурсах, городских концертах, школьных мероприятиях могут освобождаться от экзаменов (если они проводятся) и зачетов.

           По состоянию здоровья  ученик может  быть переведен в следующий класс по текущим оценкам.  

  1. 2. Критерии оценки

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу  музыкально, в характере и нужных темпах.

4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении  программы, недостаточно выразительном исполнении.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:  формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5. 1. Рекомендации педагогическим работникам

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя,  продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам. В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников. Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: слушание музыки, занимательное  сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы. В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика. Необходимым условием для успешного обучения на домре является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

        Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями можно  добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Педагоги-домристы, в связи с определенной проблемой в этой области, вынуждены обращаться к методикам и методическим исследованиям других специальностей (скрипка, фортепиано и др.).

5. 2. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- метод упражнений и повторений;

- метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

     - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

6.1. Основная учебная литература.

  1.  «Легкие пьесы западноевропейских композиторов» переложение для домры и фортепиано. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2013 г.
  2. «Юный домрист» Издательство «Музыка» Москва 2004 г.Составитель Н. Бурдыкина.
  3. «Школа юного домриста» Пьесы зарубежных композиторов для домры в сопровождении фортепиано. Средние классы ДМШ часть 1. Издательство «Союз художников» Санкт-Петербург 2011 г. Составитель И. Демьянова.
  4. Хрестоматия для домры и фортепиано. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2013 г. Редакция Л. Быстрицкой.
  5. Домра с азов. Учебное пособие с методическими рекомендациями и музыкальными примерами. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2014 г. Составитель А. Потапова.

6.2. Дополнительная учебная литература.

          Азбука домриста. Вып. 2. Составитель И.Дьяконова. М., Классика- XXI, 2004

          Азбука домриста для трехструнной домры. Сост. Т. Разумеева. М., 2006

          Альбом юного домриста. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Т.Пронина,

          Альбом для детей. Вып. 1. Сост. В.Евдокимов. М., 1986

          Альбом для детей. Вып. 2. Сост. Л.Демченко. М.,1988

          Альбом для детей и юношества. Сост. А.Цыганков. М., 1996

          Альбом для детей и юношества. Вып. 1. Сост. В.Круглов. М., 1984

          Альбом для детей и юношества. Вып. 2. Сост. В.Круглов. М., 1985

          Альбом для детей и юношества Вып. 3. Сост. В.Чунин. М., 1987

          Альбом начинающего домриста. Вып.3. Сост. С.Фурмин. М., 1971

          Альбом ученика - домриста. Вып. 1. Сост.  В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1971

          Альбом ученика - домриста. Вып. 2. Сост. В.Герасимов, С.Литвиненко. Киев, 1973

          Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре.                     Екатеринбург, 1995

          Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

         Джоплин С. Пьесы для трехструнной домры и фортепиано. Пер. Л.Школиной. СПб,     Композитор, 2003

          Круглов В. Пьесы для трехструнной домры. М., 1998

          Легкие пьесы для трехструнной домры с сопровождением фортепиано. Вып. 1. Сост.           А.Лачинов. М., Советский копмозитор,1958

          На досуге. Вып. 1. Сост. Е.Рузаев. М., 1982

          Педагогический репертуар.1- 2 классы ДМШ. Вып. 3. Сост. А.Александров. М., 1979

          Первые шаги домриста. Вып. 1-3. М., 1964-1967

          Хрестоматия домриста. Старшие классы. Сост. И.Дьяконова. М.,1997

          Цыганков А. Избранные произведения для трехструнной домры и фортепиано. М., 1982

     Азбука домриста.  Младшие  классы ДМШ. Составитель Разумеева Т.Ю. М., «Кифара», 2006

Азбука домриста. Тетрадь 2. / Составитель И.Г.Дьяконова. М., Классика-XXI, 2004

А.Александров  «Школа игры на трехструнной домре». М., Музыка, 1990

Дуэты  балалаек. Хрестоматия  для ДМШ. Сост. М Белавин. М., 1991

Играем вместе. Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и дуэта домра-балалайка для учащихся ДМШ. Выпуск 1. Сост. И.Сенин, Н.Бурдыкина. Аллегро,  2008

      Легкие дуэты. Домра в детской музыкальной школе. Вып. 1. Сост. И пер. Ю.Ногаревой. СПб, Композитор, 2004

       Педагогический  репертуар ДМШ. Домра. Ансамбли. Сост. Г.Гинтова. СПб, 1998

 В.Чунин  «Школа игры на трехструнной домре». М., Советский композитор, 1990

6.3. Учебно-методическая литература.

Домра с азов. Учебное пособие с методическими рекомендациями и музыкальными примерами. Издательство «Композитор» Санкт-Петербург 2014 г. Составитель А. Потапова.

              Александров А. Школа игры на трехструнной домре. М.,1990

             Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М.,1986

Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988

 Ставицкий. «Начальное обучение игры на домре». Ленинград  «Музыка»  1984

И. Гареева. «Ступени мастерства домриста». Екатеринбург. 1996 г.

Формирование основ двигательной техники руки у учащихся в классе домры.  Составитель В. А. Рябов. Москва.  1988 г.  

      Хрестоматия домриста. Упражнения и этюды. /Составитель В.Чунин. Москва «Музыка». 1989 г.

      «Школа мастерства домриста». /Составители Г. Вольская, М. Уляшкин. Екатеринбург. 1995 г.  

6.4. Интернет-ресурсы.

http://www.classicalmusic.com.ua/music.html

http://www.нотныйархив.рф/

http://classic-online.ru/

http://operaminus.ru/opera_music/

http://encyclopedia.ru/

http://intoclassics.net/

http://ru.wikipedia.org/