"Творческий союз. М.Петипа. П. Чайковский.

Филатова Ольга Павловна

О  совместной работе над балетами  П.И. Чайковского  М.Петипа

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнили преподаватели теоретического отдела МБУ ДО «ДШИ им.А.М. Кузьмина» г. Мегион. 2017 год. Новикова Т.В., Филатова О.П. Петр Чайковский , Мариус Петипа. Творческий союз.

Слайд 3

Новый этап русского балета Переломным годом в истории русского и европейского балета стал 1877, год завершения романтической эпохи и начала нового этапа развития хореографического искусства.

Слайд 4

П. Чайковский создал свои балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» которые стали символами мирового классического балета.

Слайд 5

П.Чайковский- композитор-драматург Музыка великого симфониста и крупнейшего русского художника-мыслителя Чайковского привела к рождению нового синтеза и началу новой эры в истории европейского балета. Он вошел в историю хореографического искусства как композитор-драматург . Его отличие от предшественников в жанре балета состояло также в принципиально ином понимании своей задачи: он писал не прикладную балетную музыку, а творил балет как симфонию , как самостоятельное художественное целое с неповторимой драматургией и самобытной концепцией.

Слайд 6

М. Петипа – режиссер балета нового типа М. Петипа было непросто с музыкой П. Чайковского. Творчество симфониста-драматурга требовало и нового хореографического мышления – усложнения фактуры, композиции в целом, масштабов форм, развития ритма высшего порядка. Это рождало трудности для Петипа, но и стимулировало его мысль, появление новых идей. Художественный результат ознаменовал наступление новой эры – эры симфонизированного балета (балета с развитой музыкально-хореографической драматургией симфонического типа) и высшего расцвета «петербургского академизма», прокладывавшего пути неоклассицизму XX века.

Слайд 7

Спящая красавица

Слайд 8

Работа над балетом В 1888 года М. Петипа вручил Чайковскому подробно разработанную программу «Спящей красавицы». К этому времени у композитора были уже первые наброски музыки. 18 января 1889 года Чайковский закончил в эскизах пролог, первое и второе действия балета. Инструментовка балета заканчивалась в августе в то время в театре уже полным ходом шли репетиции нового спектакля. «Спящая красавица» П.Чайковский писал «Спящую красавицу» в полном контакте с замыслами И.Всеволожского и М.Петипа. В своих записях балетмейстер точно определил сюжет, характер, ритм и даже длительность каждого номера балета. Сценарий Петипа был весьма ценным для Чайковского, поскольку содержал не только необходимые для композитора указания на хореографию танцев, на количество времени, тактов каждого номера, но также включал ряд важных замечаний в отношении образности, музыкальной стороны танцев и отдельных пантомимных номеров.

Слайд 9

В основу либретто «Спящей красавицы» положена одна из самых популярных сказок известного французского писателя-сказочника XVII века Шарля Перро. В сказке Ш.Перро Чайковского привлекала, прежде всего, возможность воплотить в музыке вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, победу светлых идеалов Красоты, Радости, Любви.

Слайд 10

Противоборствующие начала, выраженные в контрастных музыкальных образах феи Сирени и феи Карабос, стали исходной точкой конфликта музыкальной драматургии и симфонического развития балета. С контраста двух тем (первая — зловещая, угловато-резкая, гротесковая; вторая — нежная, светлая, пластичная, постепенно разрастающаяся в ликующий гимн радости), характеризующих эти образы, начинает композитор интродукцию к балету. Противопоставление их последовательно проводится на протяжении всего произведения: в прологе они сопоставляются; в первом действии даются в остроконфликтном столкновении; во втором действии, музыкальный образ страшной колдуньи теряет свою злобную силу, а тема феи Сирени «расцветает» еще больше.

Слайд 11

Изменился общий облик и стиль сказки: из скромного, нравоучительного повествования она превратилась в пышное зрелище, роскошную балетную феерию. Такая трансформация была обусловлена общими эстетическими установками балетной сцены того времени. Чайковский писал балет-феерию, дав широкий простор своему воображению и своему мастерству в сфере красочной звукописи и декоративности. Чайковский всегда и во всем оставался верен свойствам своей художественной натуры — своей склонности очеловечивать, лирически одухотворять любой образ, любой объект изображения. «Русская стихия» проявила себя как стихия лиричности, эмоциональности.

Слайд 12

Принцесса Аврора Первая исполнительница партии Авроры балерина итальянка Карлотта Брианца.

Слайд 13

П. Чайковский выступает в «Спящей красавице» как первоклассный мастер характерного танца. Острой театральной характерностью обладает главная тема Карабос — обобщенный образ зла, сарказма, издевки. Композитор находит тонкие изобразительные штрихи для портретных танцев фей драгоценностей (третье действие): звенящего серебра, радужных вспышек бриллиантов, сверкающих граней сапфира.

Слайд 14

Но одной из вершин театральной музыки Чайковского является серия сказочных портретов в финальном дивертисменте «Спящей красавицы»: знаменитый танец«Кот в сапогах и Белая кошечка», танец Красной шапочки и Волка, героев «Мальчика с пальчика», «Золушки», «Голубой птицы» и др. Замечательные достоинства этих эпизодов в сочетании живой изобразительности и музыкально-лирической обобщенности.

Слайд 15

М. Петипа разработал подробный постановочный план; он включает в себя большое количество записей и рисунков, определяющих мизансцены, характер танцев, отдельные моменты действия. На отдельных клочках бумаги М. Петипа фиксирует разнообразные исторические сведения, необходимые для верного изображения эпохи. М. Петипа стремился поднять образную содержательность балетного зрелища, но оставался при этом мастером блестящего дивертисмента, виртуозно. Скомпонованных массовых сцен, эффектов красочных характерных танцев.

Слайд 16

Очень тщательно, с учетом стиля и многих деталей сказок Перро, готовились декорации и костюмы. Первые выполнялись по эскизам известного театрального художника М. И. Бочарова. Эскизы для костюмов рисовал сам инициатор постановки — И. А. Всеволожский, обладавший незаурядным художественным вкусом .

Слайд 17

Премьера балета Первый спектакль «Спящей красавицы» состоялся 3 января 1890 года на петербургской сцене. Постановка принесла новому произведению Чайковского прочное общест­венное признание. Новый тип музыкально-хореографического спектакля, творцом которого явился Чайковский, получил в «Спящей красавице» еще более широкое и смелое воплощение, чем в «Лебедином озере».

Слайд 19

Заключение Реформа балетной музыки подкреплена творческими исканиями мастеров русской хореографии, и в первую очередь — деятельностью М. Петипа . Премьера «Спящей красавицы» явилась началом широкого признания Чайковского как балетного композитора. Ее успех явился новой крупной победой русской классической хореографии, окончательно закрепившей свой союз с русской музыкальной классикой.

Слайд 20

Литература 1.Асафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. – М.: Музыка, 1974. – 294 с. 2.Асафьев Б. Симфонические этюды. – Л.: Музыка, 1970. –302 с. 3.Балет // Гл. ред. Ю. Григорович. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 632 с. 4.Бахрушин Ю. История русского балета – М.: Просвещение, 1973. - 255 с. 5.Волков С. Страсти по Чайковскому: [Разговоры с Джорджем Баланчиным]. М.: ЭКСМО, 2002. – 297 с. 6.Волынский А. Статьи о балете. – СПб.: Гиперкон, 2002. – 398 с. 7.Все о балете: Словарь – справочник / Сост. Е. Суриц под ред. Ю. Слонимского. М.-Л.: Музыка, 1966. – 455 с. 8.Демидов А. Лебединое озеро. – М.: Искусство, 1985. – 366 с. 9.Дулова Е. Балеты П. Чайковского. – Л.: Музыка, 1989. – 70 с. 10.Житомирский Д. Балеты П. Чайковского. – М.: Музгиз, 1957. – 120 с. 11.Красовская В. Статьи о балете. – Л.: Искусство, 1967. – 340 с. 12.Розанова Ю. «Лебединое озеро» Чайковского – первый русский классический балет // Из истории русской и советской музыки. Сборник статей. – М.: Музыка. 1971. – С. 256 – 274. 13.Розанова Ю. Симфонические принципы балетов Чайковского. – М.: Музыка, 1976. – 160 с. 14.Русский балет // Ред. Н. Белова. – М.: Большая Российская энциклопедия. Согласие, 1997. – 631 с. 15.Слонимский Ю. Лебединое озеро. – Л.: Музыка, 1962. – 79 с. 16.Слонимский Ю. П. Чайковский и балетный театр его времени. – М.: Музгиз.- 462 с. 17.Чайковский М.П. Жизнь Петра Ильича Чайковского, т. III, стр. 340