Фонд оценочных средств по предметам сольфеджио и музыкальная литература

Филатова Ольга Павловна

Фонд оценочных средств-этоподбор материалов для итоговой аттестации по сольфеджио и музыкальной литературе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фонд оценочных средств по предмету «Сольфеджио».

1.Форма оценивания.

Итоговая аттестация  в виде экзамена.

2. Методы оценивания.

Выставление оценок за написание одноголосного музыкального диктанта и за устный ответ. Оценивание проводит утвержденная распорядительным документом ДШИ экзаменационная комиссия на основании разработанных требований к выпускному экзамену по сольфеджио.

3.Объект оценивания:

1. Одноголосный музыкальный диктант. (50% от общей оценки)

2. Устный ответ.(50% от общей оценки).

4.Предмет оценивания.

Сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метро- ритма,  первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, музыкальные примеры,

 -записывать музыкальные диктанты с использованием навыков слухового анализа;

- слышать и анализировать аккорды интервалы;

- интонировать вокально-интонационные упражнения в ладу и вне лада.

5.Требования к экзамену.

5.1.Государственный экзамен состоит из письменных и устных заданий, составленных с учетом требований государственной программы ДМШ по сольфеджио, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР   г.Москва 1984г.

5.2.Требования составлены ведущим педагогом и утверждены на МО теоретического отдела школы искусств .

6. Порядок проведения экзамена.

6.1.Письменно:Написать одноголосный диктант  в течение 25-30 минут. Диктант в объеме 8-10 тактов,в пройденных тональностях, включая пройденные мелодические обороты, ритмические группы в размере 2/4,3/4, 4/4.Количество проигрываний :8-10 раз.

6.2.Устно:

1. Спеть с листа мелодию с дирижированием.

2. Спеть наизусть номер сольфеджио или со словами.

3. Спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм.

6. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные интервалы.

7. Спеть в тональности тритоны и хроматические интервалы с разрешением.

8. Определить на слух несколько интервалов вне тональности.

9. Спеть от звука вверх и/или вниз пройденные аккорды, интервалы.

10. Спеть в тональности пройденные аккорды, интервалы.

11. Определить на слух интервалы  или аккорды вне лада. Определить вид лада.

12. Ответить на вопрос по музыкальной грамоте.

7.Критерии оценивания.

7.1.Диктант

«5» - Учащийся правильно записал ритм, мелодию, фразировку.

 «4»-  Учащийся  допустил 2-3 ошибки в мелодии (неверно услышал скачок), который  повлиял на дальнейшее мелодическое построение или допустил  3-4 ритмические ошибки.

 «3»- Учащийся написал мелодию,  но не оформил ритмический рисунок или  написал  диктант, но отсутствуют2-3 такта , или  допустил 6-7мелодических , ритмических ошибок.

 «2»- Учащийся не написал диктант (неверное направление мелодии, контуры темы не прослеживаются)

7.2.Устный опрос.

  1. Пение номера наизусть,чтение  с листа.

 «5» - Учащийся точно интонировал, правильно исполнил ритм, фразировки.

«4»-  Учащийся допустил интонационные, ритмические погрешности. В целом ощущение лада присутствует.

«3»- Учащийся допустил значительные мелодические погрешности, исполнил верно  ритмически.

«2»- У учащегося отсутствуют какие-либо навыки пения( атональность, аритмичность).

  1. Вокально-интонационные упражнения. (пение интервалов и аккордов в  ладу и вне лада)

«5» - Учащийся чисто интонировал, точно построил.

«4»-  Учащийся точно построил, допустил  интонационные погрешности

«3»-  Учащийся допустил теоретические ошибки, слабо интонировал.

«2»- У учащегося  отсутствуют теоретические знания и вокальные навыки

  1. Ответ по музыкальной грамоте

«5» - Учащийся точно дал формулировку ответа. Грамотно выстроил речь.

«4»-  Учащийся допустил  неточности в ответе. Исправил при дополнительном вопросе.

«3»-  Учащийся допустил достаточное количество ошибок, смог дать ответ только при помощи наводящих вопросов.

«2»- У учащегося  отсутствуют теоретические знания. На  дополнительные вопросы  комиссии ответить не может.

  1. Определение на слух

«5»-  Учащийся   все верно услышал.

 «4»- Учащийся допустил 1-2 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.

 «3» Учащийся допустил 3-4 ошибки в качественной величине интервала, в обращении аккорда.

«2» Учащийся не услышал  ни один аккорд  и интервал.


Приложение.

Билеты ОНИ.

Билет №1

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Ля мажор. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3. Тритоны.
  4. От звука «до»: Б 6/4, ч5, М5/3.
  5. Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Гамма. Терция. Структура трезвучия.
  6. Определение на слух.

Билет №2

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Фа минор (гармонический). t5/3 – УМ VII7 – Д 6/5 – t 5/3. Тритоны.
  4. От звука «ре»: м3, М 6/4, Б5/3.
  5. Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №3

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Ре мажор. Т6 – S5/3 – Д2 – Т6. Тритоны.
  4. От звука «ми»: м 2, б6, М6.
  5. Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура секстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №4

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. До минор (гармонический) t 5/3 – s 6/4 – Д6/5 – t 5/3. Тритоны.
  4. От звука «фа»: б3, М6/4, Б6.
  5. Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Знаки альтерации. Кварта. Структура септаккорда
  6. Определение на слух.

Билет №5

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Си  бемоль мажор. Т 5/3 –S 6/4 – М VII 7 – Т5/3. Тритоны.
  4. От звука «соль»: ч4, M5/3, Б 6/4.
  5. Два вида мажора. Синкопа. Квинта. Структура трезвучия.
  6. Определение на слух.

Билет №6

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Ля бемоль мажор. Т5/3–Д6 –Д6/5 –Т5/3. Тритоны.
  4. От звука «си»: м6, Б5/3, М6.
  5. Тритоны.  Модуляция.  Кварта. Структура секстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №7

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. Ми мажор. Т6 – Д6/4 – Д4/3 – Т5/3.Тритоны.
  4. От звука «ля»: б6, М6, Б6/4.
  5. Три вида минора. Д 7 с разрешением. Секунда.  Структура квартсекстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №9

1. Наизусть

2. Чтение с листа или ритмический рисунок.

3. Ми бемоль мажор. Т6/4 – S6 – Д7 – Т5/3.Тритоны.

4. От звука «фа»: м3, Б5/3, М6.

5. Обращение интервалов. Вводные септаккорды – малый  вводный. Терция. Структура септаккорда.

6. Определение на слух.

Билет №10

1. Наизусть

2. Чтение с листа или ритмический рисунок.

3. Фа диез минор (гармонический) t 5/3 – Д6 – Д6/5 - t5/3. Тритоны.

4. От звука «ми»: ч5, Б6, М6/4.

5. Обращение трезвучий. Размер 6/8. Секста. Структура септаккорда.

6. Определение на слух.


Билеты ФО и ОССИ.

Билет №1

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  1. dur (натуральный)  Тритоны. Ум5/3. Т5/3 – Т 6 – Д 4/3 – Т5/3.
  1. От звука «С»: Б 6/4, ч5, М5/3,  Д2 с разрешением.
  2. Трезвучия главных ступеней лада. Тоника. Терция. Структура трезвучия.
  3. Определение на слух.

Билет №2

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. F-moll (гармонический).  Тритоны. Ум5/3.  t5/3 – t6/4 – Д 7 – t 5/3.
  4. От звука «D»: м3, М 6/4, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
  5. Обращение Д 7. Отклонение. Септима. Структура секстаккорда.
  6. Определение на слух.

        

Билет №3

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. D-dur (натуральный).  Тритоны.  Ум5/3.  Т5/3 – S6/4 –МVII7–Т5/3.
  4. От звука «E»: м 2, Б5/3, ч4,  Д6/5 с разрешением
  5. Четыре вида трезвучия. Размер 3/8. Секста. Структура квартсекстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №4

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. C-moll (гармонический). Тритоны. Ум5/3.
  4. t 5/3 – s 6/4 – Ум VII 7- Д6/5 – t 5/3.
  5. От звука «A»: б3, М6/4, Б6 , Д7 с разрешением.
  6. Вводные септаккорды – уменьшенный вводный септаккорд. Знаки альтерации. Кварта. Структура квинтсекстаккорда.
  7. Определение на слух.

Билет №5

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. H-dur. (натуральный). Тритоны. Ум5/3. Т 5/3  – М VII 7 – Д6\5– Т5/3.
  4. От звука «Gis»: ч 4, м6, Б6, Д6/5 с разрешением.
  5. Уменьшенное  трезвучие в ладу.  Синкопа. Квинта. Структура терцквартаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №6

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. As-dur (натуральный). Тритоны. Ум5/3.  Т5/3-S5/3–Д2 –Т6.
  4. От звука «В»: ч5, Б5/3, м7, Д2 с разрешением.
  5. Тритоны. Модуляция. Кварта. Структура секундаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №7

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа.
  3. E-dur (натуральный).  Тритоны. Ум5/3. Т5/3– S6 – Д7 – Т5/3.
  4. От звука «С»: м2, ч4,  М6/4, Д7 с разрешением.
  5. Д 7 с разрешением .Три вида минора. Секунда. Структура трезвучия.
  6. Определение на слух.

Билет №8

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.
  3. B-moll. (гармонический). Тритоны.  Ум5/3. t5/3–УмVII 7- Д6/5- t5/3.
  4. От звука «А»: б3, М6, Б5/3, Д4/3 с разрешением.
  5. Вводные септаккорды – малый вводный септаккорд. Обращение интервалов. Терция. Структура секстаккорда.
  6. Определение на слух.

Билет №9

  1. Наизусть
  2. Чтение с листа или ритмический рисунок.

3. Fis-moll (гармонический). Тритоны. Ум 5/3. t 6 – s5/3-Д2- t6.

4. От звука «H»: м3, М6/4, м7, МVII7 с разрешением.

  1.  Обращение трезвучий. Размер 6/8. Два вида мажора.  Структура септаккорда.

  1. Определение на слух.


Варианты диктанта.

ОНИ.

  1. Г. Фридкин. «Музыкальные диктанты» №220,198,177,168

ФО, ОССИ.

  1. Г. Ёжикова «Музыкальные диктанты» V-VII классы»  №1-21
  2. Ж.Металлиди «Музыкальный диктант» «183-226, 265-296, 376, 381.

Варианты слухового анализа.

ОНИ.

  1. Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
  2.  Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением, Д7 и его  обращения и разрешением и без разрешения)

ФО,ОССИ.

  1. Определение лада (гаммы 3-х видов минора и 2-х видов мажора)
  2.  Интервалы и аккорды вне лада. (Простые интервалы, тритоны с разрешением, 4 вида трезвучия, Обращения Б53 иМ53 , УМ.вв7 с разрешением,Мвв7 ,  Д7 и его  обращения и разрешением и без разрешения)

Варианты примеров для  чтения с листа.

ОНИ.

  1. Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие  №96,99,91(I уровень)
  2. Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие  №193,199,273 (II уровень)
  3. Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие  №329,339,343 (III уровень)

ФО, ОССИ.

1.Г. Фридкин  «Чтение с листа» №139-253.

Варианты примеров для пения наизусть.

ОНИ.

  1. Б. Калмыков- Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие429,198,177,168
  2. Д.Шайхутдинова №617

ФО, ОССИ.

  1. Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 7 класс №10,29, 46, 53, 128
  2. Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 6 класс « 99,92,55,3,2,45
  3. Ж.Металлиди «Мы играем , сочиняем и поем» 2-голосие !00, 104.

Ответы на теоретические вопросы.

Билет №1

  1. Трезвучия главных ступеней лада.Трезвучия, построенные на главных ступенях лада называются главными. К ним относятся: Тоническое трезвучие T53, которое строится на I ступени, субдоминантовое  S53- на IV ступени доминантовое D53- на V ступени.  Трезвучия , построенные на этих ступенях, являются показателями лада. В мажоре они мажорные, в миноре –минорные.

Тоника- I , самая устойчивая ступень лада.

Гамма.Последовательность ступеней лада от Тоники до Тоники.

Терция.Интервал , количественная величина которого 3 ступени.  Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м3 и б3.

Структура трезвучия.Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3  звука располагаются по терциям.

Билет №2

Обращение Д7. Доминантовый септаккорд имеет 3 обращения. Первое обращение называется Доминантовый квинтсекстаккорд, строится на VII ступени, обозначается Д65 второе обращение- Доминантовый терцквартаккорд, строится на II ступени, обозначается Д43, третье обращение- Доминантовый секундаккорд, строится на IV, обозначается Д2.

Отклонение. Временный переход в музыкальном произведении в другую тональность и возвращение в первоначальную тональность.

Септима.Интервал , количественная величина которого 7 ступени.  Септимы бывают большие и малые. Качественная величина малой септимы 5 тонов, большой септимы 5,5 тона. Обозначаются м7 и б7.

Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной  буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.

Билет №3

Четыре вида трезвучия.В музыке используются четыре вида трезвучия. Большое(мажорное) , малое (минорное) , увеличенное и уменьшенное.  Большое трезвучие состоит из б33, обозначается Б53.

Минорное трезвучие состоит изм33, обозначаетсяМ53.

 Увеличенное трезвучие состоит из двух б3 , обозначается Ув 53.

Уменьшенное  трезвучие состоит из двух м3 , обозначается Ум 53.

Размер 3/8. –это простой размер. В такте 3 доли , выраженные восьмыми длительностями.

Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени.  Сексты  бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м6 и б6.

Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной  буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.

Билет №4

Вводные септаккорды – уменьшенный вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Уменьшенный вводный септаккорд строится на VII ступени гармонических ладов –мажора и минора. Состоит из малых терций, крайние звуки образуют ум7. Уменьшенный вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII7.Разрешается двумя способами-через Д65 в Тонику или сразу в Т53 с удвоенным терцовым тоном.

Знаки альтерации-это знаки , изменяющие ступень  на полутон или тон. К ним относятся диез, бемоль, дубль диез или дубль бемоль, бекар.

 Кварта. Интервал , количественная величина которого 4 ступени.  Кварты   бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5  тона, увеличенной  кварты 3  тона. Обозначаются ч4иув4.Ув4еще называют тритоном.

Структура септаккорда. Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.

Билет №5

Два вида мажора.В музыке употребляются несколько видов мажор, одни из них натуральный, строение натурального мажора тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Другой вид гармонический- это мажор с пониженной VI ступенью.

 Синкопа.Ритмический группа , в которой происходит смещение акцента с сильной доли на слабую. Синкопы бывают двух видов – внутритактовые и междутактовые.

 Квинта. Интервал , количественная величина которого 5ступени.  Квинты   бывают чистые или уменьшенные. Качественная величина чистой квинты 3,5  тона, уменьшенной   квинты  3  тона. Обозначаются ч5иум5. Ум 5 еще называют тритоном.

Структура трезвучия.Трезвучие –это аккорд из трех звуков терцовой структуры. Т.е. 3  звука располагаются по терциям.

Билет №6

Тритоны. Тритонами называются интервалы , которые  содержат три тона. К ним относятся ув4 и ум5. Строятся тритоны в  натуральном мажоре на IVиVII ступенях, в натуральном миноре на II и VIступенях. Называются диатонические тритоны. Тритоны , которые строятся  в гармонических ладах называются характерными. В гармоническом мажоре характерные тритоны строятся на II и VIпониженнойступенях. В гармоническом миноре на  IVиVIIповышенной ступенях.

Модуляция. Это переход в музыкальном произведении в другую тональность и закрепление в ней.

Кварта. Интервал , количественная величина которого 4 ступени.  Кварты   бывают чистые или увеличенные. Качественная величина чистой кварты 2,5  тона, увеличенной  кварты 3  тона. Обозначаются ч4иув4. Ув4еще называют тритоном.

Структура секстаккорда.Секстаккорд - это первое обращение трезвучия. Имеет структуру- терция +кварта, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной  буквой и цифрой 6. Например Б6 или М6.

Билет №7

Три вида минора. В музыке употребляются три вида минора. Натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном миноре действуют только ключевые знаки. Схема строения натурального минора- тон- полутон- тон-тон- полутон- тон-тон. В гармоническом миноре  повышается VII ступень при движении вверх и вниз. В мелодическом миноре повышается VI  и VII  ступень при движении  вверх , вниз  как натуральный, знаки повышения VI  и VII   отменяются.

 Д 7 с разрешением. Доминантовый септаккорд –это септаккорд, который строится на V ступени мажора и гармонического минора. Д7 состоит из б333 , крайние звуки образуют м7. По другому можно сказать, что Д7 состоит из Д53 +м3. ВА Д7входят V,VII,II , IV ступени. Разрешается Д7 в неполное Т53 в утроенным основным тоном.

Секунда.Интервал,количественная величина которого  2 ступени. Секунда бывает большая и малая. Качественная величина большой секунды - один тон, малой  секунды - полутон. Обозначаются б2им2.

Структура квартсекстаккорда.Квартсекстаккорд – это второе  обращение трезвучия. Имеет структуру- кварта+ терция, крайние звуки образуют интервал сексту. Обозначается заглавной  буквой и цифрами  64. Например Б64  или М64.

Билет №9

Обращение интервалов. Обращение это перенесение нижнего звука на октаву вверх. Интервал имеет одно обращение.  Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту. Чистые интервалы обращаются в чистые, большие в малые, малые в большие.

Вводные септаккорды – малый  вводный. Септаккорды, которые строятся на вводных ступенях лада, называются Вводными септаккордами. Малый  вводный септаккорд строится на VII ступени  в натуральном мажоре и на II ступени в  натуральном миноре  Состоит из м333, или по другому можно сказать Ум53 +б3, крайние звуки образуют м7.Малый  вводный септаккорд относится к Доминантовой группе, обозначается УмVII7.Разрешается двумя способами-через Д65 в Тонику или сразу в Т53 с удвоенным терцовым тоном.

Терция.Интервал , количественная величина которого 3 ступени.  Терции бывают большие и малые. Качественная величина малой терции 1,5 тона, большой терции 2 тона. Обозначаются м3 и б3.

Структура септаккорда.Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.

Билет №10

Обращение трезвучия. Трезвучие имеет два обращения. Первое называется секстаккорд- состоит из терции и кварты. Второе назваетсяквартсекстаккорд. Состоит из кварты и терции. Состав Мажорного секстаккордаБ6 =м34.Мажорного квартсекстаккорда Б64 = ч43. Состав минорного секстаккорда М634. Минорного квартсекстаккорда М64 =ч43.

Размер 6/8.это сложный  размер, состоящий из двух простых 3/8. В такте 6 долей, выраженных восьмыми длительностями.

Секста. Интервал , количественная величина которого 6 ступени.  Сексты  бывают большие и малые. Качественная величина малой сексты 4 тонов, большой сексты 4,5 тона. Обозначаются м6 и б6.

Структура септаккорда.Септаккорд-это аккорд из четырех звуков, терцовой структуры (т.е. звуки расположены по терциям), крайние звуки образуют интервал септиму. Обозначается заглавной буквой и цифрой семь. Например: Д7.