«Джаз – искусство XX века»

Маркевич Наталья Александровна

План-конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл djaz.pptx2.1 МБ
Файл dzhaz._plan-konspekt_uroka_docx.docx18.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЖАЗ Презентацию выполнила Педагог доп. Образования ЦДО «Ступени» Маркевич Н.А.

Слайд 2

Джаз ( англ. jazz ) — форма музыкального искусства , возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате объединения африканской и европейской культуры и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация , изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг . Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Слайд 3

История развития джаза. Основные течения Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм . Впоследствии, ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Слайд 4

Истоки джаза связаны с блюзом . Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев . Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению « протоджаза », а затем и джаза в общепринятом понимании.

Слайд 5

Новоорлеанский джаз Термином «новоорлеанский», или «традиционный», джаз обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 гг., а также новоорлеанскими музыкантами, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 1920-х годов. Этот период джазовой истории также известен как «эпоха джаза». Понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Слайд 6

Свинг Свинг в переводе с английского « swing » означает «качание». Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во-вторых, стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920—30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки. Исполнители: Joe Pass , Frank Sinatra , Benny Goodman , Norah Jones , Michel Legrand , Oscar Peterson , Ike Quebec , Paulinho Da Costa , Wynton Marsalis Septet , Mills Brothers , Stephane Grappelli .

Слайд 8

Кларнетист Бенни Гудмен , прозванный «королём свинга »

Слайд 11

Бибоп Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов XX века в Нью-Йорке. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Бибоп требовал от слушателя, привыкшего к танцевальной музыке свинг, очень многого и зачастую вызывал непонимание у публики. В отличие от свинга, бибоп — это экспериментальное творческое направление в джазе. Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист Чарли Паркер

Слайд 12

Чарли Паркер

Слайд 13

Биг-бэнды Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда » (« the big band sound »). Сегодня биг-бенды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра , Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Слайд 14

Мейнстрим После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов , когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах , любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке . Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа , эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. C тиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим , или главное течение. Термин «современный мейнстрим » или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.

Слайд 15

Пианист Дюк Эллингтон

Слайд 16

Северо-восточный джаз. Страйд Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века , но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920 -х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго . Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза.

Слайд 17

Кул-джаз Высокий накал и натиск бибопа нача л и ослабляться с развитием «прохладного» джаза. Начиная с конца 1940 -х и в начале 1950 -х годов музыканты начали развивать менее яростный, более гладкий подход к импровизации, смоделированный по образу светлой, сухой игры тенор-саксофониста Лестера Янга , которую он применял ещё в период свинга . Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную « охлаждённость ». Трубач Майлз Дэвис , бывший одним из первых исполнителей бибопа , который «охладил» его, стал самым большим новатором этого жанра Их составы сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличаясь при этом смягчённым, приглушённым характером.

Слайд 18

Dave Brubeck - Take Five

Слайд 19

Прогрессив-джаз Параллельно с возникновением бибопа , в среде джаза развивается новый жанр — прогрессивный джаз, или просто прогрессив . Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом Наибольший вклад в развитие концепций « прогрессива » внёс пианист и дирижёр Стэн Кентон . С его первых работ собственно и берёт начало прогрессивный джаз начала 1940-х. По звучанию музыка, исполнявшаяся его первым оркестром, была близка к Рахманинову , а композиции несли черты позднего романтизма. Своеобразным апофеозом развития прогрессива , наряду с серией « Artistry » можно считать и серию альбомов, записанных биг-бэндом Гил Эванс совместно с ансамблем Майлза Девиса в 1950-е — 1960-е годы, например « Майлз впереди», « Порги и Бесс » и «Испанские рисунки».

Слайд 20

Ella Fitzgerald Ft. Louis Armstrong - Porgy and Bess



Предварительный просмотр:

План-Конспект урока по  вокалу  по теме:

«Джаз – искусство XX века»

Цели: 

1) познакомить учащихся  с истоками джазовой музыки ,со стилем “джаз”; историей возникновения этого музыкального направления; с характерными особенностями стиля; со знаменитыми исполнителями джазовой музыки; выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.;

2) развивать вокально-хоровые навыки: дикцию, артикуляцию, интонационный слух на материале песни Я. Дубравина, В.Суслова “Джаз”;

3) воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

  Задачи:

  • актуализация знаний о джазе, формирование знаний о  возникновении,  характерных  особенностях джаза;
  • развивать способность к анализу музыкального языка, вокально-хоровые навыки.  
  • воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.

Тип урока:

  • формирование новых знаний.

ТСО:

  • компьютер;
  • презентация PowerPoint.

Форма урока:

  • комбинированный урок

 Виды деятельности:

  • беседа;
  • слушание музыки
  • вокальная работа;

                                     

ХОД      УРОКА

- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-Вокальные упражнения.

Цель: Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся .

Задачи: Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся. К ним мы можем отнести:

-певческую установку

-певческое дыхание и опору звука

-высокую вокальную позицию

-точное интонирование

-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

-использование различных видов звуковедения

-артикуляционные навыки

  1. Развитие певческого дыхания.

Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.

Задачи:

  • упражнение развивает певческое дыхание
  • дает ровность певческого тона при смене гласных звуков
  • формирует правильную артикуляцию гласных звуков

Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.

  1. Упражнение на выравнивание регистров.

Цель: Выровнять регистры.

Задачи:

  • развитие кантилены (плавного звуковедения)
  • распределение дыхания на певческую фразу
  • свобода и полнота звучания

Методы:Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»

  1. Упражнение на однохарактерность звучания гласных

Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.

Задачи:

  • избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
  • избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука

Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.

Показ слайдов .

ВОКАЛЬНО – ХОРОВАЯ РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ Я. Дубравина, В.Суслова “Джаз”;

  • Работа с текстом;
  • Сольфеджирование мелодии;
  • Учим мелодическую линию.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.