конспект урока с учеником 1 класса Атаманенко З. "Техническое развитие юного пианиста на начальном этапе обучения"

Трахинина Альбина Анатольевна

       В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx95.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                               Директор МОУ ДО ДШИ №9г. Курска

                                                   ____________________ Голубова  И. В.

                                                                                                «_22__»___марта__2017 г.

Открытый урок

преподавателя  по классу фортепиано     

Трахининой Альбины Анатольевны

Тема урока: 

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОГО ПИАНИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

 (Урок проводится с учеником 1 класса-Атаманенко Захаром)

C:\Users\Olga\Desktop\KFwClHQJGl4.jpg

ЦЕЛЬ:

 Развитие технических навыков и умений на примере изучаемых упражнений, гамм и произведений.

ЗАДАЧИ:

  • Освоение игровых навыков на фортепиано (приемы технического развития);
  • Освоение применения технических приемов в сочетании с работой над художественным исполнением.
  • Воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических трудностей

                                           План урока:

  1. Вступление:
  2. Овладение техническими навыками с помощью изучения упражнений, гамм и этюдов.
  3. Работа над качеством звучания в произведениях крупной и малой формы.

Ход урока:

1.Одна из особенностей игры на фортепиано состоит в том, что исполнитель один, без помощи сопровождения, должен охватить все элементы музыкальной ткани и согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко донести до слушателя художественно - музыкальный замысел композитора. Можно сказать, что в руках пианиста заключён целый оркестр, в котором он является и дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать большим комплексом навыков, умений, приемов игры, которые и составляют понятие «техника». Вне музыкальной задачи техника существовать не может. Однако, существует понятие «техника» в более узком смысле слова – скорость, сила, выносливость, чистота и отчетливость исполнения.

        Техника приобретается путём систематически правильной работы. Её необходимо развивать при помощи упражнений, гамм, этюдов и пьес.

        Существует множество сторон требований к технике:

  1. пространственная точность – попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;                                              
  2. красочная техника – умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;
  3. ритмическая точность умение извлечь звук в нужное время;
  4. аппликатурная точность  удачная, правильная аппликатура;
  5. штриховая точность – чередование legato, staccato, нон легато;

6)координация движения –способность согласовывать свои движения;

7)быстрота мышления, беглость – полезно учить звеньями.

       В воспитании техники на начальном этапе обучения большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка, приёмы звукоизвлечения, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами – это та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика. Однако не может быть единого пути развития техники у разных учащихся, так как приспособляемость рук к пианистическим трудностям и степень природной беглости пальцев у всех детей различны. Но в работе следует опираться на принципы развития пианистического аппарата, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки:

    1. Гибкость и пластичность аппарата.

    2. Связь и взаимодействие всех его участков при ведущих «живых» и активных пальцах.

    3. Целесообразность, естественность и экономия движений.

    4. Управляемость техническим процессом.

    5. Звуковой результат (как необходимый итог).

  Главный принцип работы педагога – научить ученика слышать звуковой результат того или иного продвижения рук на клавиатуре. Слуховой контроль является решающим в запоминании ребёнком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам. Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует развивать все перечисленные принципы.

       2.  Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, необходимо проделать ряд начальных упражнений вне инструмента и на инструменте. Многие известные педагоги предлагают интересные и разнообразные упражнения.

Со своими учениками я начинаю с упражнений, мною придуманных, на разные приемы игры и задачи. За  тем я перехожу к «Нотной азбуке» Е. Гнесиной. С Захаром мы изучили почти всё это пособие за первое полугодие. С января мы приступили к этюдам К. Черни, где и продолжаем закреплять полученные навыки. .  Выбор данных этюдов не случаен, ведь у начинающего пианиста слабая пальцевая беглость. Поэтому были отобраны этюды, дающие навыки исполнения коротких гаммаобразных и пятиступенчатых последовательностей, секвенционного движения однотипных групп, двух - и трезвучных построений, которые встретятся в дальнейшем при разучивании репертуара 2 – 3 класса. Это Этюды№1,2. Одновременно с изучением первых этюдов Черни и упражнений на 5 последовательных ступеней, я даю упражнения на подворот 1 пальца после 3 и 4 пальца, готовлю Захара к изучению гамм. Работа над фортепианными упражнениями позволяет не только эффективно вырабатывать обобщенные технические навыки, но также способствует пониманию и овладению оптимальными методами работы над пьесами. Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ, созданных за весь период существования фортепианного искусства, показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и умений.

    О необходимости кратких ежедневных упражнений говорил замечательный представитель русского пианизма К. Игумнов.

   « Упражнения, как бы вводят ученика в правильное пианистическое самочувствие и способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и  чуткости пианистического аппарата.»

     Месяц назад я ознакомилась с интересной методикой английской пианистки и педагога Эдны Мей Барнем. Эта работа замечательна тем, что она легко усваивается детьми, поскольку в ней найден оригинальный подход к детскому восприятию. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями, особенно гаммами  изо дня в день. Они считают это нудным и скучным делом, но зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и т.д.  Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Эта любовь к движениям и положена в основу серии  учебников «Дюжина в день». Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогает чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на фортепиано.

     Сама же Э.-М. Барнем ставит целью этих упражнений- помочь развить сильные и гибкие руки и пальцы. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься.»…  

     Сейчас с Захаром мы покажем различные упражнения из 2- х сборников на разные технические задачи (10-15 упражнений и работа над ними). Перед игрой я советую ученикам простукивать эти упражнения на крышке фортепиано под шаг или счет (вначале мы работаем над ритмом и координацией рук), а за тем играем под шаг или счет долями. Упражнения играем на легато и стаккато вначале отдельными руками, за тем с преподавателем и самостоятельно. Я слежу за четкостью  пальцев, гибкостью  кисти, ставлю перед учеником разные задачи: сыграть с акцентами , одна рука на- f ,другая на p .

     В педагогической практике используются различные виды упражнений. Особенно большое внимание в настоящее время уделяется гаммам, арпеджио и аккордам. Значение гамм в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении – дают более прочное знание мажорно - минорной системы, воспитывают чувство ладо тональности, дают возможность приобрести целый ряд навыков, необходимых для воспроизведения более сложных видов фактуры; но помимо этого, следует использовать упражнения, которые помогают ученику преодолевать конкретные трудности. Гаммами мы с Захаром стали заниматься месяц назад после усвоения всех упражнений, необходимых для начала изучения гамм.

Гамма-соль мажор. Ученик играет в 2 октавы отдельными руками прямую гамму. Обращаю внимание на аккуратные подвороты и при этом гибкую кисть. Прошу сыграть с остановками на всех 1-х пальцах. Затем –на тониках. Так же проучиваем расходящуюся и хроматическую гаммы. В игре аккордов обращаю внимание на крепкие пальцы и особенно 5 палец, который нужно сыграть  ярче других (опора руки приходится на 5 палец). В игре арпеджио- добиваюсь гибкости кисти с замахом на 1 палец. При игре гамм обращаю внимание на активность пальцев, динамику и выразительное исполнение (как при изучении любой пьесы)

Этюд Гурлит, где ученик сталкивается с игрой  гамм в одну октаву. Это самостоятельно выученный этюд. Многочисленные упражнения помогли Захару самостоятельно выучить это произведение. Самостоятельно выученные упражнения, этюды, небольшие пьесы я практикую в своей работе. За первое полугодие мин. 10 таких пьес мальчик выучил самостоятельно после предварительного устного разбора вместе с преподавателем.

Этюды 3 и 4 К. Черни мы проучиваем сейчас отдельными руками. Задача ставится перед учеником: показать скрытый голос в шестнадцатых нотах с помощью замаха кисти. Пробуем на уроке соединить .

Недавно мы приступили к первым упражнениям Ганона. Эти упражнения более длинные. Они требуют большого внимания, сосредоточения,  выдержки и хорошей координации рук. Поэтому разучивать их нужно дольше и тщательнее. Первое упр. мы разучивали в медленном и среднем темпе с различными акцентами: на 1 долю, на последнюю ноту и на 4 палец, чтобы заставить его работать активно. Очень полезно одну руку играть ученику, а другую- преподавателю для выработки четкой координации в руках. Также мы работали в этом упражнении над гибкостью и свободой кисти. На уроке показываю, как сдвинуть темп.

3.Применение технических навыков в произведении крупной формы и пьес:

Рондо-Ф.Марпург

Фридрих Вильгельм Марпург-немецкий теоретик и композитор. Жил и творил в 18 веке в  Германии и Франции. Более известен, как теоретик и публицист. Рондо с фран. означает «круг». Рондо сост. из рефрена, который несколько раз повторяется и эпизодов между рефренами . Рондо-соль мажор сост. из рефрена (период повторного строения), эпизода (период расширенного строения за счет секвентного развития) и еще одного рефрена (повтор первого). Форма Рондо-соль мажор напоминает 3-х частную форму пьесы. Это свойственно более ранним формам «рондо». В более поздних рефрен используется 3 и более раз.

Захару было задано соединить рефрен, используя точные штрихи и аппликатуру. Эпизод тщательно проучить отдельными руками. При игре на уроке Захар допускал штриховые и аппликатурные  неточности. На уроке устранили все замечания, работали над фразировкой, качеством прикосновения к клавишам. Соединили медленно эпизод. Домашнее задание: закрепить полученные на уроке навыки и умения для передачи художесвенных задач и образов, задуманных композитором.

Тарантелла-Т.Лак

Тарантелла-это народный итальянский танец южан. Впоследствии стал национальным. Танцуется в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет. Размер-6/8.Быстый, зажигательный, темпераментный с прыжками. Танец звучит на одном дыхании.

Теодор Лак родился 3 сентября 1846года на Западе Франции. Прославился  написанием салонной музыки, в основном для фортепиано: этюды, пьесы, сонаты.

Тарантелла - одна из известных пьес композитора. Имеет 3-хчастную форму со вступлением и кодой, что свойственно более сложным формам, как увертюры, симфонии. Размер-6/8. Пьеса - очень быстрая, непрерывного движения, с четкой артикуляцией.

Захар играет в среднем темпе, соблюдая все штрихи и аппликатуру. .Не получаются гибкие и удобные повороты ,более острое и легкое стаккато «под ладошку». Исправляем ошибки. Работаем над фразировкой, динамикой, непрерывностью движения, быстротой перенесения рук от одной группы нот к другой. Прорабатываем вначале фразы, за тем предложения и периоды, добиваясь непрерывности движения и лёгкости исполнения. Эта пьеса очень полезна для развития мелкой  моторики и выносливости.

В конце урока Захар исполнит ещё одну виртуозную пьесу- Балладу Ф. Бургмюллера. Эта пьеса уже сделана, и Захар неоднократно участвовал с нею в различных конкурсах. У нас присутствуют гости и они еще её не слышали.

 Итак - Баллада: длинная и сложная история жанра баллады. Само это слово произошло от ит. вallare-плясать. В средние века баллада превратилась в повествовательные песни, а позже они приобрели эпическое содержание. Баллада-3-хчастного строения, имеет интересную сюжетную линию. Мы с Захаром придумали, о чем может повествовать это произведение. Ученик разбирает по темам Балладу и рассказывает придуманную историю. Теперь несколько слов о композиторе:

Фридрих Бургмюллер родился в 1806 г. под Парижем - немецкий композитор и пианист. Сын дирижера и пианиста. Известен своими этюдами для фортепиано. Жил в Германии и во Франции.

Заключение:

В заключении хочу сказать, что развитие обучающихся младших классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. Столь же важна и последующая стадия–закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков.  Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей–основа начального обучения пианиста.

Используемая литература:

  1. А. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. – М., 1961.
  2. А. Артоболевская. Хрестоматия маленького пианиста / вст. Статья- М., 1996.
  3. Л. Борхузон, С. Морено. Гаммы и арпеджио для фортепиано.- «Композитор. Санкт- Петербург» 2004.
  4. К. Игумнов. Мои исполнительские и педагогические принципы /Выдающиеся пианисты- педагоги о фортепианном искусстве/  под редакцией Я. Мильштейна – М., 1966.
  5. Ю. Левин. Ежедневные упражнения юного пианиста – М., 1978.
  6. Б. Милич. Воспитание ученика – пианиста. Изд.: Музична Украина, 1977.
  7.  Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор – Г. В. Келдыш. Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1991.
  8. Эдна  Мей  Барнем- «Дюжина на каждый день»-в.1и2-издано в   США, штат Кентуки.