«Эффективность применения межпредметных связей на уроках общего фортепиано в хореографической школе»

Ширяева Ирина Ивановна

 Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad-2.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

                    «Мичуринская детская хореографическая школа»

    « Эффективность применения межпредметных связей  

на   уроках общего фортепиано в хореографической    школе»      

                                     Преподаватель общего фортепиано

                                            Ширяева Ирина Ивановна

                                 

         

                                                         Мичуринск

                                                              2016

  

 Хореография и музыка имеют глубокое внутреннее родство. Образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонации человеческой речи, хореография - на выразительность движений человеческого тела.

 Знаменитый реформатор хореографического искусства Ж.Ж.Новерр сказал замечательные слова «Хорошая музыка должна живописать, должна говорить. Отзываясь на нее, танец становится как бы эхом, послушно повторяющим вслед за ней все то, что она произносит». Будущему  хореографу, балетмейстеру необходимо не только уметь слушать музыку и проникаться ее содержанием, но и любить ее, понимать, чувствовать, воспроизводить, увлекаться ею.

        Балетный критик Карло Блазис отмечает: «Музыка – это искусство, в котором идеи, чувства и переживания выражаются ритмически интонационно организованными звуками; в танце идеи, чувства и переживания выражаются тоже ритмически и интонационно средствами организованной пластики сценического движения, то есть при помощи хореографической композиции, позы и актерского жеста; музыкальность – это способность к музыке, тонкое понимание ее; танцевальность – это способность к танцу и тоже тонкое понимание его. Без подлинной музыкальности нельзя обладать подлинной танцевальностью, ибо содержание музыкального произведения и сценического действия едины».

       Большое значение для занятий в хореографической школе играют индивидуальные уроки фортепиано. В поисках связи фортепиано с хореографией, хочется отметить, что это универсальный инструмент, инструмент-оркестр. На нем можно исполнять классическую музыку для «классического танца», народную – для «народного танца», не обделить вниманием «бальный танец» - вальс, танго, фокстрот, не оставить в стороне «историко-бытовой танец», сыграв бурре, ригодон и др. Ни на каком инструменте не прозвучит так ярко и выразительно симфоническая музыка, вокальная (оперная), и что не мало важно – балетная.

       Поэтому будущие танцовщики и хореографы учатся играть на фортепиано.

       В период учебы на фортепиано учащиеся  получают элементарные навыки игры, развивают музыкальное мышление. Пройдя курс фортепиано, они могут осмысливать, анализировать музыкальное произведение, изучив такие понятия как: мелодия – мотив, кульминация, музыкальная фраза, предложение – именно по ним строятся хореографические фигуры, этюды  и хореографические номера.

 В процессе обучения учащиеся знакомятся с такими понятиями как: ритм, темп, метр, форма, мотив, мелодия, гармония и так далее.   «Ритм – организатор музыкальных звуков во времени». Что без него танец? И именно на уроках фортепиано у учащихся развивается чувство ритма посредством работы над музыкальными  произведениями, познают многообразие ритмов. На уроках фортепиано учащиеся узнают, что «древние обряды, игры, военные походы всегда сопровождала музыка. Именно она помогала людям объединиться в общем настроении, движении, чувстве. Поэтому в маршевой и танцевальной музыке главные выразительные средства – ритм и темп». А знание мажорного и минорного лада помогает передать настроение в танце. Учащиеся будут знать, что радость не бывает медленной, а грусть – быстрой. Ритм в танце является важнейшим  формообразующим элементом.

Темп музыки задает общий темп танца, его изменения.       

Метр дает танцу основу временной организации. На музыку в три четверти нельзя танцевать танец в четыре четверти и наоборот. Танец лишь в редких случаях сводится к отбиванию каждой метрической доли такта. (Обычно его организация свободнее, опорные моменты могут совпадать не только с долями такта,  но и с полутактами, с тактами и даже с двутактами).

Среди выразительных средств музыки основное значение для образования музыкальной формы имеет мелодия, гармония и ритм в их взаимодействии. В мелодии ярче всего обычно проявляются характерные черты той или иной мысли. Гармония имеет свойство раскрашивать музыку (танец), каждое соотношение звуков имеет свой цвет.

    Изучив все эти понятия и применив их на практике на уроках фортепиано, учащиеся могут использовать полученные знания и навыки на занятиях хореографии.

    Понимание музыкальных сочинений невозможно без эмоциональной отзывчивости.

Работа над воплощением музыкального образа в произведениях различных композиторов, разных эпох и стилей на уроках общего ф - но формирует у учащихся эмоциональную отзывчивость, которая необходима для воплощения образа в танце.

      Преподаватель – музыкант должен уделять внимание развитию у учащихся эмоциональности в восприятии музыки. Эмоциональная отзывчивость формируется, как бы «сама собой», особенно в условиях исполнительской формы музыкальной деятельности. Содержание работы на уроках фортепиано предполагает умение

учащихся проникать в образный смысл музыки и как можно убедительнее

доносить его слушателям.  


        На своих уроках  нахожу приемы и способы работы над произведением, которые максимально способствовали бы активизации эстетического переживания музыки.  Например, с учащимися 1 кл. проигрывая различные произведения,  предлагаю рассказать  о характере услышанной музыки, предлагаю  исполнить  движения  в характере данной музыки, а также  на  уроках в старших классах предлагаю учащимся вообразить и проиллюстрировать фрагмент  изучаемой балетной музыки танцевальными движениями.  Работая над  ритмическими особенностями  и штрихами в балетной музыке, учащиеся лучше понимают язык хореографии и пластики.

       

      В репертуар учащихся включаю  произведения танцевального характера, балетной и народной музыки. На уроках фортепиано разучиваем и исполняем различные старинные танцы, такие как: лендлер, менуэт, гавот, сарабанда, ригодон, тарантелла и другие. Провожу беседы о истории их возникновения, тем самым уроки фортепиано помогают детям в освоении историко - бытового танца. Уроки фортепиано связаны с уроками истории балета. На моих уроках большое место в репертуаре занимают фрагменты балетной музыки.

 

   

        В прошлом учебном году проходил конкурс произведений Чайковского. В этом учебном году будет проходить конкурс посвящённый творчеству знаменитого хореографа Петипа.

Большое количество учащихся принимает участие в конкурсах, что способствует развитию интереса и осознанному отношению к хореографическому искусству.

                                     Список использованной литературы:

  1.  Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах [текст]/ Ж.Ж. Новерр – М.: Искусство, 2009. – 37
  2. Ворновицкая Н. Музыка для уроков классического танца. – М.: Советский композитор, 1989. – 110с.
  3. 3. Горшкова Е.В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа   //Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками [текст] Под редакцией Л. А. Венгера. / Е.В. Горшкова - М.: Интор, 2006. -175с.