"Мы играем и поем" групповой творческий проект

Ковальчук Елена Геннадьевна

Проект направлен на совместный творческий процесс детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся детской музыкальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ДЕТСКАЯ  МУЗЫКАЛЬНАЯ  ШКОЛА  ГОРОД  КИЗЕЛ

Мы играем и поем

групповой творческий проект

Руководитель: Ковальчук Елена Геннадьевна       

                          преподаватель ДМШ г. Кизела

2012 – 2013 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Этапы проекта

6

  1. Критерии реализации проекта

7

  1. Мероприятия проекта

8

  1. План мероприятий

9

  1. Итоги реализации проекта

11

  1. Приложения

12

  1. Пояснительная записка

Указ Президента РФ от 01.06.2012 года № 761

«О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

В рамках программы планируется реализация мер по приобщению детей с умственными и физическими ограничениями к активному творчеству и равному участию в культурной жизни.

Выявление творческого потенциала ребенка с умственными и физическими ограничениями позволят развить его возможности и привлечь к активному участию в жизни общества. Предусматривается создание региональных центров творческой реабилитации детей – инвалидов, проведение фестивалей художественного творчества.

В российском обществе очень остро стоит проблема детей инвалидов и их взаимодействия с обществом. Потому что большинство граждан не желают принимать людей лишенных способности двигаться, видеть, слышать. Отсюда инвалиды живут обособлено. Они отстраняются от здоровых людей, которые не готовы психологически принять их  в свой круг общения. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают лишены  доступа к культурным ценностям и робко участвуют в культурной жизни и в творческих процессах общества.

Побывав на территории Рудничного детского дома для детей инвалидов и поближе познакомившись с детьми и воспитателями, мы выделили следующие проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья:

- социальная изоляция;

- отверженность их здоровыми сверстниками, проблемы коммуникативного характера.

      Маленькая зарплата педагогов, а также сокращение кадров – привело к тому, что воспитанники детского дома поселка Рудничный остались без занятий музыкой и музыкального работника, а между тем дети, лишенные здоровья, нередко бывают награждены прекрасными вокальными данными, абсолютным слухом, умением рисовать, писать стихи…

Чтобы решить проблемы психологической и социальной адаптации детей инвалидов в обществе, помочь раскрыться, выявить их таланты, создать условия для реализации их способностей был создан этот проект, в этом и состоит его актуальность.

В основе проекта лежит идея изменения модели межличностной коммуникации в детской, подростковой и молодежной среде. Традиционную коммуникативную модель «дети-инвалиды – дети-инвалиды» должна заменить модель «дети-инвалиды – здоровые дети». В качестве механизма выбраны различные виды деятельности: концерты с участием  детей-инвалидов и здоровых детей, занятия по разным направлениям.

Особенность проекта заключается в совместном творческом процессе детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся детской музыкальной школы. Данная форма, по моему мнению, решает проблему социальной обособленности и изоляции детей с ограниченными возможностями, содействует интеграции детей инвалидов и здоровых детей.

      У ребенка – инвалида психика совершенно другая. И нужно так затронуть эмоциональные стороны души, чтобы он увидел свои возможности, чтобы у него появилось желание творить и получать от этого удовольствие. Одним из способов психологической помощи детям с ОВЗ является искусство.

Цель данного проекта:

  • восстановление индивидуальной и общественной ценности детей – инвалидов, расширение их жизненного пространства через занятия творчеством и музыкой.

Задачи проекта:

  • включение детей с ограниченными возможностями в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности;
  • расширение круга интересов, творческих возможностей;
  • воспитание первоначальных игровых и вокальных навыков.

Ожидаемый результат:

В результате реализации данного проекта – у ребенка – инвалида повысится положительная динамика общего эмоционального настроя: от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться, делиться своими достижениями. Расширятся социальные контакты, повысится самооценка, разовьются коммуникативные навыки.

При помощи пальчиковых и музыкально – ритмических упражнений улучшится координация движений, чувство ритма, мелкая моторика. Дети овладеют начальными навыками игры на ударно – шумовых инструментах. Полученные умения и навыки будут продемонстрированы на концерте, посвященном празднику весны, организованные для воспитанников и работников детского дома, с участием учащихся и преподавателей детской музыкальной школы.

Для реализации данного проекта была сформирована рабочая группа в составе:

Ковальчук Е.Г. – руководитель проекта, организатор занятий шумового оркестра, первая квалификационная категория.

Буцына Н.В. – концертмейстер, вторая квалификационная категория.

Тихонова О.Ю. – организатор вокальных  занятий, первая квалификационная категория.

Лапаева С.В. – организатор творческих и игровых занятий, первая квалификационная категория.

 

  1. Этапы проекта

Этапы

Сроки

Виды деятельности

I – подготовительный

август – сентябрь

  • выезд в детский дом, знакомство с детской аудиторией;
  • изучение литературы по работе с детьми с ограниченными возможностями;
  • заключение договоров;
  • разработка положений, планов работы;
  • составление планов занятий;
  • подбор песенного репертуара, игровой программы

II –

практический

октябрь –

апрель

  • практические занятия: музыкальные, игровые, вокальные;
  • концерты – лекции;
  • концерты с участием учащихся и преподавателей ДМШ  

III – аналитический

май

  • подведение итогов работы по реализации проекта;
  • анализ отзывов о проведенных мероприятиях;
  • разработка перспективного плана на следующий учебный год.

Срок реализации проекта 10 месяцев

  1. Критерии реализации проекта

  1. Социальная значимость
  • расширение диапазона слушателей;
  • расширение возможности для общения и проявления творческих способностей детей – инвалидов;
  • повышение самооценки детей с ограниченными возможностями, формирование коммуникативных навыков;
  • повышение толерантного отношения здоровых детей к их сверстникам – инвалидам.

  1. Полнота реализации проекта:
  • наличие планов занятий, сценариев мероприятий;
  • четкое взаимодействие структур, задействованных в реализации проекта;
  • помощь воспитателей в организации мероприятий;
  • отсутствие переносов занятий, отказов от концертов;
  • наличие договора о сотрудничестве;
  • наличие у участников проекта потребности в дальнейшем развитии своего проектного опыта.

  1. Творческая эффективность проекта
  • разработка лекционных материалов;
  • обновление концертного репертуара учащихся и преподавателей;
  • создание методического пособия для работы с детьми с ограниченными возможностями (пальчиковые игры и вокальные упражнения) для воспитателей детского дома;
  • участие в муниципальном конкурсе «1001 идея нестандартного занятия с детьми»;
  • подготовка концерта «Весенний праздник»

  1. Мероприятия проекта:

Проект представляет собой серию мероприятий, направленных на апробирование разнообразных форм работы и вовлечение детей с ограниченными возможностями в творческий процесс:

  • занятия шумовым оркестром;
  • вокальные занятия;
  • игровые занятия;
  • цикл бесед о музыкальных инструментах;
  • концерты учащихся и преподавателей детской музыкальной школы;
  • совместный концерт учащихся ДМШ и воспитанников детского дома.

  1. План мероприятий

№ п/п

Сроки

Название мероприятия

Ответственный

1

сентябрь

  • встреча с руководителями учреждения;
  • ознакомительная беседа с воспитанниками «Что такое музыка»

Лапаева С.В.

Ковальчук Е.Г.

2

октябрь

  • музыкальное занятие «Мы играем и поем» (пальчиковые упражнения на развитие мелкой моторики);
  • беседа «Шумовые музыкальные инструменты» (ложки, трещотка, бубенцы, маракасы, коробочка, рубель, треугольник);
  • знакомство с музыкальным инструментом – аккордеон (история возникновения инструмента, устройство, звучание)

Ковальчук Е.Г.

Буцына Н.В.

Лапаева С.В.

3

ноябрь

  • музыкальное занятие «Мы играем и поем» (пальчиковые упражнения на развитие координации движений);
  • знакомство с музыкальным инструментом – баян (история возникновения инструмента, устройство, звучание);
  • учимся петь – вокальная гимнастика, разучивание музыкального репертуара (дыхательная гимнастика, упражнения «воздушный шарик, «бронтозаврик»)

Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В.

Лапаева С.В.

Тихонова О.Ю.

4

декабрь

  • новогоднее представление «Волшебные часы Деда Мороза»;
  • игровая программа возле елки

Ковальчук Е.Г.

Буцына Н.В.

Лапаева С.В.

5

январь

  • музыкальное занятие «Мы играем и поем» (упражнения на укрепление мышц кистей и пальцев рук);
  • знакомство с музыкальным инструментом – синтезатор;
  • жанры в музыке: марш, танец, песня;
  • концертные номера в исполнении учащихся и преподавателей

Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В.

Лапаева С.В.

6

февраль

  • музыкальное занятие «Мы играем и поем» (музыкально – ритмические упражнения по сценарию «Антошкина дорожка»);
  • учимся петь – вокальная гимнастика, разучивание музыкального репертуара;
  • концертные номера в исполнении учащихся и преподавателей

Ковальчук Е.Г. Тихонова О.Ю.

Буцына Н.В.

7

март

  • музыкальное занятие «Мы играем и поем» (музыкально – ритмические упражнения «Наши пальчики проснулись», разучивание песни «Весна красна идет»);
  • знакомство с музыкальным инструментом – скрипка;
  • концертные номера в исполнении учащихся и преподавателей

Ковальчук Е.Г. Буцына Н.В.

Лапаева С.В.

8

апрель

  • совместный праздничный концерт с участием учащихся ДМШ и воспитанников Рудничного детского дома

Ковальчук Е.Г. Тихонова О.Ю. Буцына Н.В. Лапаева С.В.

  1. Итоги реализации проекта:

  1. Дети активно включились в различные виды коллективной и индивидуальной деятельности, что позволило улучшить их двигательные навыки, мелкую моторику, координацию движений, укрепить мышцы кистей и пальцев рук, развить ритмические навыки.
  2. У детей расширился круг интересов и творческих возможностей.
  3. Дети освоили первоначальные игровые и вокальные навыки, освоилиударно – шумовые инструменты (ложки, маракасы, треугольники, бубенцы и т.д.). Разучили 5  вокальных произведений.
  4. Расширился общий музыкальный  кругозор, посредством прослушивания концертных музыкальных номеров  учащихся и преподавателей ДМШ.
  5. Повысился уровень педагогического и профессионального мастерства преподавателей ДМШ по работе с детьми с ограниченными возможностями.
  6. Общее количество детей с ОВЗ, принявших участие в проекте, составило около 50 человек.
  7. Общее количество учащихся и преподавателей, принявших участие в мероприятиях проекта, составило более 30 человек.