Применение скороговорок в обучении детей пению.

Кобычева Ольга Васильевна

Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_skorogovorok_v_obuchenii_detey_peniyu.docx20.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение скороговорок в  обучении детей пению.

 Актуальность выбранной темы состоит в том, что за 10-15 минут распевки важно подобрать такой комплекс упражнений, который,   во-первых: подготовил бы речевой аппарат к пению, во-вторых: выполнял бы сразу несколько задач. Так, например, комплекс упражнений на дыхание выполняется 3-4 минуты, на разогрев артикуляционного аппарата тоже 3-4 минуты, упражнения на подготовку голоса к пению по большей своей части узконаправленные, т.е. за время, отведённое на распевание на занятии трудно уделить внимание каждому этапу распевки. Гораздо удобнее использование упражнение, которое выполняет сразу несколько задач. Скороговорка –   вариант, который нравится мне и моим ученикам. Именно она помогает выполнить всю подготовку к пению.

     Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов (Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

      Используя скороговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и пр. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное задача скороговорок.

     Цель данной работы: познакомить с множественными вариантами использования скороговорок как упражнений на занятиях по вокалу в разных возрастных группах.

 Задачи:

  • Определить алгоритм  разучивания скороговорки на начальном этапе;
  • Систематизировать работу над скороговоркой в разных возрастных группах;
  • Дать методические рекомендации по использованию скороговорок в распевании.

     Данная тема важна ещё и для тех, для которых общение является профессией. Это в первую очередь педагоги, дикторы и т.д.

Практическая часть.

     Очень часто совпадает так, что на выступление идут и младшая группа, и средняя, и старшая группа. Очень удобно распевать на одном музыкальном материале – скороговорке.

     Работу в разных возрастных группах рассмотрим на примере скороговорки:

Дора, Дора – помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать:

Как нам вора наказать?

Завязали руки-ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И копеечку нашёл.

В младшей группе

        В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Сначала скороговорка проговаривается     беззвучно, но с хорошей  артикуляцией, затем нужно перейти  на шёпот и лишь потом – вслух, сначала в медленном темпе, затем, постепенно увеличивая темп. Важно  соблюдать   чёткость произношения. Весь этот алгоритм используется во всех возрастных группах.

 

Младшая группа. Для запоминания используется рисунок и движения.  Рисуем со всеми детьми в группе. Для этого берётся альбомный лист и зарисовывается то, про что рассказывается в скороговорке.

Скороговорка учится с мелодией.

Первые 4 строчки поются от ноты «ре» первой октавы до «соль» первой октавы парными восьмыми. 5 и 6 строчка поётся от ноты «ля» до «ми» парными восьмыми. 7 и 8 строчки поются как первые  с уходом на слоге «шёл» в 8 строчке на тонику.

Мелодия даёт возможность не сбиться с ритма и темпа, помогает быстрее запомнить текст.

Движения:

Дора, Дора – помидора,

Мы в саду поймали вора.         Дети обхватывают себя руками.

Стали думать и гадать:             Ладошки  на висках, качание головой.

Как нам вора наказать?             Машем указательным пальцем правой руки.

Завязали руки-ноги,                    Показывают руками как завязывают узелки.

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл,                    Маршируют на месте.

И копеечку нашёл.                      Хлопают в ладоши.

Средняя группа.

      В средней группе, это дети 9-11 лет, добавляется декламация. Важно помнить о том, что  в пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

      Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

       При декламировании скороговорки, дети выступают в роли актёра, показывая всю драматургию того, о чём говорят. В этом случае, помимо артикуляционного аппарата,  работают мимика, эмоции.

        По программе, средняя группа имеет навык пения на два голоса. Поэтому, к предлагаемой выше мелодии добавляется второй голос, звучащий на терцию ниже. Убираются движения и рисунки.

        В этой же группе добавляется канон. После пропевания одними детьми первой строчки, вступают следующие дети, начиная с первой строчки, а предыдущие продолжают петь по тексту. Канон поётся по мелодии без второго голоса с цепным дыханием.

     Старшая группа.  

     Усложняется тем, что дети к возрасту 12-14 лет обладают навыком пения на три голоса и нахождением подголосков. Поэтому, из простой, одноголосной мелодии на начало разучивания, скороговорка превращается в «вокальное произведение» с трёхголосным звучанием, подголосками и каноном.

      Предложенный в данной работе алгоритм работы над скороговоркой в разных возрастных группах, даёт детям возможность не только обладать хорошей дикцией, но и работать над развитием дыхания, чистотой интонирования, навыком многоголосия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что скороговорка  является многофункциональным, интересным упражнением, алгоритм разучивания и работы которой можно переносить на разучиваемые музыкальные произведения.