Роль музыки в кинематографии

Волкова Елена Александровна

Основная цель данной работы -сформировать у учащихся теоретические знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulnyy_list.docx10.85 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx25.35 КБ
Office presentation icon prezentatsiya11.ppt2.96 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СОНКОВСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 «Роль музыки в кинематографии»

СОСТАВИТЕЛЬ:

преподаватель по классу фортепиано

Волкова Елена Александровна

Сентябрь  2016 года



Предварительный просмотр:

Тема: «Роль музыки в кинематографии»

Музыкально-педагогическая идея (цель) урока: Показать роль музыки в кинематографе, в различных видах ее применениях: в мультфильмах, кино.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать у учащихся теоретические знания о необходимой связи музыкального и кинематографического искусств;

2. Заострить внимание на  характерных особенностях присущих музыке кинофильмов;

3. Формирование понимания взаимосвязи разных видов искусств;

4. Познакомить с творчеством композиторов, чья музыка звучит в кинематографе;

5. Сформировать  и расширять кругозор детей.

Развивающие:

  1.  Развитие самостоятельности при анализе музыкального произведения.
  2. Развитие навыков элементарного слухового разбора музыки;
  3.  Развитие внимания, памяти, мышления, умения сравнивать и сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности .
  4. Развитие познавательной активности, нахождение учащимися материала,  связанного с темой урока.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость;

Воспитывающие:

1. Воспитывать вдумчивого слушателя;

2. Прививать интерес к музыкальному искусству;

3. Воспитывать эстетический вкус.

Ведущие методы:

1. Погружение в ситуацию.

2. Метод  художественного, нравственно-эстетического  познания музыки.

3. Проблемно-поисковый.

Оборудование:

  • звукоусиливающая аппаратура
  • микрофон
  • кинопроектор
  • фортепиано

Здравствуйте!
Сегодняшнее мероприятие приурочено сразу к нескольким событиям. Вот уже четвертый год подряд я провожу открытый урок, который приурочен к Всемирному Дню Музыки – 1 октября. Однако 1 октября является еще и Международным Днем пожилого человека. Поэтому мы решили пригласить в качестве гостей, наших любимых бабушек и дедушек. Но это еще не все. 2016 год, как вы уже знаете, объявлен годом кино. А т.к. кино и музыка шагают нога в ногу, я решила сегодня поговорить именно о роли музыки в кинематографе.  
Слайд 6

Кинематограф – это огромный пласт в мире искусства, о нем, как и о музыке можно говорить часами. А что же включает в себя кинематограф? В него входят не только кинофильмы, но и мультипликация, реклама, телепередачи. Одним словом это то, что снято на пленку режиссером.

Слайд 7

Кино – является искусством XX века. С самого своего начала зарождения оно непрерывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно было еще без звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать, увиденное им, помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).

Трек 1,2

Слайд 8

Слайд 9

Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.

Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Слайд 11

В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные. Одна из особенностей киноискусства - сжатость действия во времени, т.е. за несколько минут может пронестись целая жизнь героя. Поэтому от музыки требовалась сжатости и   концентрированность.

Когда в кино пытались использовать уже существующие музыкальные произведения, их приходилось подгонять к быстро сменяющимся эпизодам кинофильма, а, следовательно, брать только фрагменты, а не целые произведения. Поэтому мы даже не всегда понимаем, что слышим фрагмент какого-то классического произведения.

Слайд 12

  В начале каждого фильма всегда звучит музыка. На экране еще только появляется название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже звучит. А для чего это сделано? Прежде всего это нужно для понятия настроения картины, для характеристики времени событий фильма. Основная мелодия фильма называется САУНДТРЕК  (англ. soundtrack, в переводе на русский — звуковая дорожка).

Слайд 13

Помимо саундтрека в фильмах звучат лейтмотивы.

ЛЕЙТМОТИВ - это характерная мелодия, описывающая какого-либо персонажа. Она звучит практически каждый раз, когда появляется герой. Поэтому, даже не смотря на экран, а просто слыша эту мелодию, мы может определить, какой герой сейчас на экране.

Слайд 14      Трек 3

Слайд 15      Трек 4

Слайд 16      Трек 5

Слайд 17      Трек 6

Слайд 18

Самый простой способ для введения музыки в фильм - появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия.

Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной песни, тем не менее ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно "услышать" своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.

Слайд 19

Исаак Осипович Дунаевский

 Одним из первых композиторов, кто начал писать музыку для фильмов, был Исаак Осипович Дунаевский. Он  выступал за песню массовую, любимую миллионами слушателей. И ему это удавалось. Песни Дунаевского до сих пор узнаваемы, исполняемы и популярны. Дунаевский владел разными жанрами, но лучшие песни Дунаевского пришли из кино, были рождены для кино, их автор создает жанр российской кинокомедии, лирической кинопоэмы.

Слайд 20       Трек 7,8,9

Дмитрий  Дмитриевич  Шостакович

25 сентября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения великого композитора и человека ХХ века Дмитрия Шостаковича.

Слайд 21

Шостакович в своем творчестве является универсальным композитором. Если Дунаевский известен больше как композитор песенник, то Дмитрий Дмитриевич работал чуть ли не во всех жанрах. Здесь и симфонии, и балеты, и оперы, и музыка для различных инструментов. Ну и, конечно, более полвека творчество Шостаковича было тесно связано с киностудией. В титрах 26 картин стоит его имя.

Трек 10,11

Слайд 22

Шостакович и Дунаевский явились первыми в России композиторами, которые стали писать музыку именно для кино. Они предрекали большую роль музыки в кинематографе, иногда даже в качестве ведущего элемента.

Слайд 23

И, конечно же, мы не можем обойти вниманием, такой жанр киноискусства, как – мультипликация.

Слайд 24

Мультфильм – любимый жанр всех детей, понятный и завораживающий.  Музыка звучит практически в каждом мультфильме, и порою, мы даже не обращаем внимания, что это музыка -классическая. Чаще всего музыка служит вспомогательным фоном к основному сюжету. Ну а вот песни из мультфильмов становятся популярными практически сразу. Их не только начинают петь на концертах, но даже и исполнять на музыкальных инструментах.

Слайд 25

Почему же песни из мультиков обретают такую популярность?

А все потому, что пишутся они на  легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь особо высока. Практически во всех случаях за простыми, незатейливыми запоминающимися мелодиями, звучащими за рисованным кадром, угадывается почерк профессионала высокого класса.

Слайд 26

Музыкальный мультипликационный жанр воспитывает, образовывает и даже выполняет психотерапевтическую функцию. Ласковые интонации успокаивают…

Самые известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов.

Слайд 27   Трек 12

Слайд 28    Трек 13

Слайд 29    Трек 14

Слайд 30    Трек 15

Слайд 31,32

Викторина  

Слайд 33

Таким образом, подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: Музыка в кинематографе играет одну из ведущих ролей, т.к.является характеристикой всего сюжета и героев. Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.

Концертная программа

1.___________________________________________________

2.___________________________________________________

3.___________________________________________________

4.___________________________________________________

5.___________________________________________________

6.___________________________________________________



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

РОЛЬ МУЗЫКИ в КИНЕМАТОГРАФЕ

Слайд 6

Кинематограф – это огромный пласт в мире искусства, о нем, как и о музыке можно говорить часами. А что же включает в себя кинематограф? В него входят не только кинофильмы, но и мультипликация, реклама, телепередачи. Одним словом это то, что снято на пленку режиссером.

Слайд 7

Кино – является искусством XX века. С самого своего начала зарождения оно непрерывно связано с музыкой. Великим немым называли кино, когда оно было еще без звука. Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать, увиденное им, помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).

Слайд 9

Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.

Слайд 10

Почему же из всех искусств, воспринимаемых зрением, именно кино сразу же потребовало участие музыки? Прежде всего потому, что движение киноизображения, неразрывно связанное в нашем восприятии со звуком. В какой-то мере музыка заменяла и отсутствовавший в немых фильмах диалог. Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка – замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Слайд 11

В кино перед композиторами открывались новые пути, заманчивые и интересные. Одна из особенностей киноискусства - сжатость действия во времени, т.е. за несколько минут может пронестись целая жизнь героя. Поэтому от музыки требовалась сжатости и концентрированность. Когда в кино пытались использовать уже существующие музыкальные произведения, их приходилось подгонять к быстро сменяющимся эпизодам кинофильма, а следовательно, брать только фрагменты, а не целые произведения. Поэтому мы даже не всегда понимаем, что слышим фрагмент какого-то классического произведения.

Слайд 12

В начале каждого фильма всегда звучит музыка. На экране еще только появляется название картины, фамилии актеров и создателей фильма, а музыка уже звучит. А для чего это сделано? Прежде всего это нужно для понятия настроения картины, для характеристики времени событий фильма. Основная мелодия фильма называется САУНДТРЕК (англ. soundtrack , в переводе на русский — звуковая дорожка ).

Слайд 13

Помимо саундтрека в фильмах звучат лейтмотивы. ЛЕЙТМОТИВ -это характерная мелодия, описывающая какого-либо персонажа. Она звучит практически каждый раз, когда появляется герой. Поэтому, даже не смотря на экран, а просто слыша эту мелодию, мы может определить, какой герой сейчас на экране.

Слайд 18

Самый простой способ для введения музыки в фильм - появление на экране музыканта или певца. Поэтому песня в кино сразу заняла важное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, всей атмосферы действия. Песня в кинофильме, казалось бы, ничем не отличается от обычной песни, тем не менее ставит перед композитором нелегкие задачи. Ему нужно "услышать" своих героев, найти круг интонаций, соответствующий их облику и характеру.

Слайд 19

Исаак Осипович Дунаевский Одним из первых композиторов, кто начал писать музыку для фильмов, был Исаак Осипович Дунаевский. Он выступал за песню массовую, любимую миллионами слушателей. И ему это удавалось. Песни Дунаевского до сих пор узнаваемы, исполняемы и популярны. Дунаевский владел разными жанрами, но лучшие песни Дунаевского пришли из кино, были рождены для кино, их автор создает жанр российской кинокомедии, лирической кинопоэмы.

Слайд 20

Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 20 1 6 года исполнилось 1 1 0 лет со дня рождения великого композитора и человека ХХ века Дмитрия Шостаковича.

Слайд 21

Шостакович в своем творчестве является универсальным композитором. Если Дунаевский известен больше как композитор песенник, то Дмитрий Дмитриевич работал чуть ли не во всех жанрах. Здесь и симфонии, и балеты, и оперы, и музыка для различных инструментов. Ну и, конечно, более полвека творчество Шостаковича было тесно связано с киностудией. В титрах 26 картин стоит его имя.

Слайд 22

Шостакович и Дунаевский явились первыми в России композиторами, которые стали писать музыку именно для кино. Они предрекали большую роль музыки в кинематографе, иногда даже в качестве ведущего элемента.

Слайд 23

И, конечно же, мы не можем обойти вниманием, такой жанр киноискусства, как – мультипликация.

Слайд 24

Мультфильм – любимый жанр всех детей, понятный и завораживающий. Музыка звучит практически в каждом мультфильме, и порою, мы даже не обращаем внимания, что это музыка -классическая. Чаще всего музыка служит вспомогательным фоном к основному сюжету. Ну а вот песни из мультфильмов становятся популярными практически сразу. Их не только начинают петь на концертах, но даже и исполнять на музыкальных инструментах.

Слайд 25

Почему же песни из мультиков обретают такую популярность? А все потому, что пишутся они на легкие, запоминающиеся мелодии, обычно на заранее сочиненные тексты, поэтому роль поэта-песенника здесь особо высока. Практически во всех случаях за простыми, незатейливыми запоминающимися мелодиями, звучащими за рисованным кадром, угадывается почерк профессионала высокого класса.

Слайд 26

Музыкальный мультипликационный жанр воспитывает, образовывает и даже выполняет психотерапевтическую функцию. Ласковые интонации успокаивают… Самые известные композиторы, писавшие для детей — Геннадий Гладков, Владимир Шаинский, Алексей Рыбников, Евгений Крылатов .

Слайд 31

Угадай, из какого мультфильма звучит музыка: 1. 2.

Слайд 32

3. 4. 5.

Слайд 33

Таким образом, подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: Музыка в кинематографе играет одну из ведущих ролей, т.к.является характеристикой всего сюжета и героев. Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня «слетает» с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.

Слайд 34

Спасибо за внимание