«Современные инновационные педагогические технологии как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано»

Хатхе Сима Айдамировна

Обновление образования сегодня, его переориентация требует от педагогов знания инновационных педагогических  технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии завоевывают все большее признание; открывают новые возможности,  как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ и ДМШ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Современные инновационные педагогические технологии

как мотивация к творчеству в классе специального фортепиано»

                                                                   Подготовила:

 преподаватель фортепианного отделения

МБУ ДО «Афипсипская ДШИ»

                                                               Хатхе С.А.

Цели:

  1. Внедрение новых форм работы и нового подхода к образовательному                     процессу в классе специального фортепиано;
  2. Выявление личностных интересов учащихся для  мотивации к творчеству путем использования инновационных педагогических технологий.

Актуальность:

Обновление образования сегодня, его переориентация требует от педагогов знания инновационных педагогических  технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения. Интернет-технологии завоевывают все большее признание; открывают новые возможности,  как перед педагогами, так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу

музыкального образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах деятельности преподавателей ДШИ и ДМШ.

        Анализ собственного педагогического опыта позволяет мне проследить использование инновационных педагогических технологий в различных видах деятельности с целью мотивации учащихся к творчеству на основе  выявления их личностных интересов.

        В конце 2016 года силами учащихся моего класса был проведен урок-концерт «Его величество – Рояль», на котором мы, собственно,  признавались в любви нашему инструменту. Родителям и гостям, всем зрителям и слушателям было предложено наслаждаться музыкой, исполняемой детьми на рояле, с помощью видеоряда познакомиться с предшественниками фортепиано: органом, клавикордом, клавесином, а также с марками современных фортепиано и роялей от простеньких «Аккордов», представительских «Петрофф» и «Вайнбахов» до аристократических «Стенвеев» и «Бехштейнов». Увидеть портреты композиторов разных эпох, писавших свои сочинения для рояля и его далеких родственников. А кроме того, услышать стихи, которые были написаны только благодаря существованию нашего любимого инструмента – рояля. Эпиграфом для урока-концерта мы выбрали замечательные слова: «Её величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа Поэта, вот почему они – одно целое».

        Было замечено, что чтение стихов перед исполнением музыкального произведения, а так делал каждый учащийся, придает чувство свободы на сцене, создает необходимый психо - эмоциональный настрой, тренирует исполнительскую волю, способствует формированию эстрадной выдержки. А использование в зале мультимедийной техники: экрана, проектора с целью показа слайдов,  сказалось незамедлительно – дети чувствовали особую атмосферу, были собранными, по-особенному торжественными, понимали ответственность момента. Присутствие в зале видеооператора и корреспондента местной газеты подчеркнуло исключительность события и помогло ученикам осознать глубокий смысл нашего творческого проекта.

        В ходе работы над проектом каждый из учащихся проявил свои эстетические пристрастия и художественный вкус в совместном или индивидуальном выборе стихотворения. Одни читали незатейливые весёлые стихи, другие тронули души зрителей проникновенной декламацией настоящей высокой поэзии.

        Ребята очень объединились в совместном творчестве, а совместные репетиции ещё раз показали, насколько каждый из учеников индивидуален, порой раскрывая ребёнка с неожиданной стороны. Кто-то замечал аналогии, у кого-то возникали ассоциации, помогали в работе над стихотворением друг другу  по душевному порыву, советуя сдвинуть смысловой акцент или поправить интонацию.

        И концерт, планируемый для родителей и приуроченный появлению у нас в классе нового инструмента (фортепиано) представительского класса, превратился в настоящий праздник. Кроме того, от учащихся последовали предложения помощи в оформлении презентаций и выбором темы будущего подобного мероприятия. Даже вести такой концерт в следующий раз дети решили только сами.

        Толчком для творческой активности учащихся послужило использование при подготовке к концерту нескольких инновационных педагогических технологий, а именно:

  1. тренинга (репетиции в разных вариантах);
  2. изготовление печатной продукции и использование презентации (оформление афиши и пригласительных билетов, дизайн которых обсуждался совместно);
  1. рефлексии (анализ удач и некоторых промахов в бурном всеобщем обсуждении),
  2. диагностики (психолог провел тестирование учащихся после концерта);
  3. рассылки по сайтам (поиск стихотворений и изображений для слайдов);
  4. здоровьесбережения (смена видов деятельности, смена поз, проветривание концертного зала, атмосфера психологического комфорта для учеников и зрителей).

Другой пример – открытый урок по теме «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с помощью традиционных и современных технологий». Вместе с ученицей мы обсуждали музыкальный образ Бабы-Яги, делая настоящие находки с помощью разных методов и материалов, искали средства музыкальной выразительности и увязывали их с характеристикой сказочного персонажа для того, чтобы максимально точно передать её внешний облик, походку, тембр голоса и даже действия.

        В ходе урока наряду с традиционными использовались современные педагогические технологии: информационно-компьютерная, проблемно-поисковая и технология развивающего обучения, которые способствовали тесному сотрудничеству учителя и ученицы. У девочки был заметен неподдельный повышенный интерес и при подготовке домашнего задания, и непосредственно на уроке. Работая над пьесой А. Хевелева «Баба-Яга», мы использовали для раскрытия музыкального образа следующие произведения: «Баба-Яга» П.И. Чайковского, «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского, а также симфоническую сказку А. Лядова «Волшебное озеро» или «Кикимора».

        Предварительно ученице было предложено найти иллюстрации к сказкам, нарисовать свой рисунок, изображающий Бабу-Ягу, продумать, как можно словесно охарактеризовать её, описать внешний вид, представить силой своего воображения этот яркий персонаж русских сказок. Девочка настолько увлеклась заданием, что кроме вышеперечисленного, нашла в Интернете картины и рисунки Бабы-Яги, а также кадры из мультфильмов и кино.

        На сайтах Интернета девочка по моей просьбе посмотрела и портреты композиторов: П. Чайковского, М. Мусоргского, А. Лядова и по собственной инициативе прослушала исполнение пьесы из «Детского альбома» А. Хевелева «Баба-Яга».

        В ходе урока была использована презентация, подготовленная ученицей старшего класса, а игра на синтезаторе помогла подобрать тембральные краски. Таким образом, использование современных педагогических методов и приемов помогло ученице исполнить  пьесу глубоко, ярко, выразительно, и что немаловажно – осознанно.

        Современные педагогические технологии позволяют не только развивать творческое воображение, способствуют росту исполнительского мастерства учащихся, но и позволяют проводить большую исследовательскую работу. Пользуясь Интернет-ресурсами, ученики старших классов могут составить реферат, глубокий по смыслу и содержанию, найти редкие материалы, интереснейшие факты, отыскать забытые по многим причинам источники.

        Так одной из учениц, которая является лауреатом региональных, Всероссийских и Международных,  было предложено поработать над рефератом о незаслуженно забытой русско-американской пианистке Изабелле Венгеровой, представительнице русской пианистической школы, ученице Ф. Лешетинского и А. Есиповой.

        Девушкой была проделана большая поисковая работа, найдены даже фотография и чудом сохранившаяся афиша, свидетельства родства Изабеллы Венгеровой с О. Мандельштамом и С. Слонимским, а также много других интересных фактов и материалов. Ученица призналась, что работая над темой, очень заинтересовалась судьбой русской пианистки, увлеклась исследованием.

        Вовлекать учащихся в работу с инновационными технологиями можно уже с младших классов. Не секрет, что наши маленькие ученики, приходя в школу, владеют компьютером и могут воспользоваться возможностями Интернета, зачастую без помощи родителей. Важно лишь уметь компетентно сформировать мотивацию к этому, начиная с малого, например, создания презентации по освоению элементов музыкальной грамоты или прослушивания исполнения изучаемого произведения, просмотра портретов великих  композиторов.

        В средних и старших классах можно предложить использование Интернет-ресурсов для поиска нужных нот на сайтах, послушать изучаемое произведение в различных исполнениях. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы. Следует отметить, что кроме знаний и умений, юные музыканты получают заряд позитивных эмоций, яркие впечатления от классических и современных произведений. Таким образом, создается симбиоз рационального мышления  и эмоционального восприятия, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному или общешкольному концерту, так и к серьёзным региональным, всероссийским и международным конкурсам.

        Умелая организация действий учащихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения мотивации к творчеству. Между педагогом и учеником возникает некая доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик понимает, что наставник проявил особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот маленький пианист уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведением.

        Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить  которую помогают современные образовательные технологии. И если к  безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся, добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, быть энтузиастом, тогда наша работа, дорогие коллеги, будет всегда успешной.