Методическая разработка на тему: «Принципы освоения приема игры «тремоло» на гитаре»

Парпулова (Крупнова) Елена Александровна

В данной методической разработке рассмотрены основные принципы освоения приема игры «тремоло» на гитаре,  разобраны проблемы, возникающие при игре приемом «тремоло», и даны рекомендации по их преодолению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx315.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Принципы освоения приема игры «тремоло» на гитаре»

Репертуар современного гитариста-исполнителя очень разнообразен, а сам инструмент пользуется большой популярностью во всем мире. Но так было не всегда. Классическая гитара, как инструмент, прошла достаточно долгий путь развития, имея различные формы и названия.

Благодаря сформировавшейся современной конструкции гитары, расширились и технические возможности инструмента. В конце 19 столетия гитара не являлась распространенным музыкальным инструментом, потому что было принято считать, что она ограничена в своих технических и выразительных возможностях. Соответственно, репертуар гитаристов был очень скудным.

Все изменилось с появлением выдающихся гитаристов Фернандо Тарреги и Андреса Сеговии, которые продемонстрировали не только новый уровень исполнительского мастерства, но и новый высокохудожественный репертуар. Переложения для гитары, сделанные этими гитаристами, стали подлинными шедеврами гитарной музыки, которые повлияли на признание гитары полноценным солирующим инструментом, что привело гитару в большие концертные залы и к всеобщему мировому признанию.

Еще одним выдающимся музыкантом, сделавшим огромный вклад в развитие гитарного искусства, является советский гитарист  Александр Иванов-Крамской.  Начал он обучаться в музыкальной школе по классу скрипки, но под впечатлением от посещения концерта Андреса Сеговии, принял решение посвятить свою жизнь гитаре.

Ему принадлежит большая заслуга в создании  не только концертного сольного репертуара для гитары, но и написании одной из лучших «Школ игры на шестиструнной гитаре». Он является автором более пятисот сочинений для гитары, сонат, переложений и обработок. Его гитарные сочинения пользуются большой популярностью среди гитаристов и составляют основу педагогического репертуара для детских школ искусств.

Важную часть сочинений А. Иванова-Крамского составляют обработки русских народных песен, которые отличаются своей напевностью и художественной выразительностью. Эти произведения очень хорошо вписались в репертуар детских школ искусств. Однако, для исполнения некоторых произведений, обучающийся должен обладать не только музыкальностью, но и  хорошими техническими навыками,  что представляет собой сложность при  выборе репертуара для обучающихся средних и старших классов.

Обработки русских народных песен для гитары, как правило, написаны в форме вариаций. Главную сложность для исполнения этих произведений представляется собой  вариация на «тремоло», которую  А. Иванов-Крамской, а также его ученики, среди которых Е. Ларичев, очень любили включать в  обработки народных песен. Прием игры «тремоло» используется для создания более выразительного художественного образа, качественное его исполнение звучит очень красиво, и добавляет напевности произведению.

Но «тремоло»  является достаточно сложным приемом игры на гитаре для освоения обучающимися в детских школах искусств, поэтому очень часто педагоги избегают произведения, в которых есть вариации, исполняемые на тремоло. В старших классах обучающиеся владеют достаточной технической базой, и вполне могут освоить этот прием игры.

В данной методической разработке будут рассмотрены основные принципы освоения приема игры «тремоло» на гитаре,  разобраны проблемы, возникающие при игре приемом «тремоло», и даны рекомендации по их преодолению.

 


Тремоло ( от итальянского tremolo – «дрожащий») – разновидность мелизмов, прием игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах, который представляет собой многократное быстрое повторение одного и того же звука, чередование двух звуков или созвучий, а так же отдельного звука и созвучия, производящее впечатление дрожания.

В зависимости от вида инструмента, тремоло имеет различные функции. К примеру, на домре, тремоло является одним из основных приемов игры, который позволяет добиться извлечения продолжительного звука. Во время игры тремоло очень важно добиться ровности, одинаковой продолжительности удара вниз и вверх медиатором по струне. Игра приемом «тремоло» создает впечатление непрерывности звучания и напоминает пение, поэтому это незаменимый прием игры при исполнении кантилены на домре.

К основным способам звукоизвлечения на гитаре прием «тремоло» не относится. Чаще всего, он используется для украшения исполнения, но тем не менее, современные композиторы-гитаристы любят включать этот прием игры в свои произведения. Быстрое и частое повторение одного и того же звука создает впечатление долгого звучания, а при использовании динамических оттенков эффект усиливается.

У исполнения тремоло на гитаре есть свои особенности. Одна из них заключается в том, что  к  тремоло добавляется аккомпанемент, исполняемый большим пальцем правой руки, создавая,  таким образом, звучание дуэта. Чтобы такой дуэт ощущался отчетливо, музыкант должен поработать над басами. Ведь если они будут слишком слабые, то и тремоло будет казаться слабо наполненным и безжизненным. Если же басовые ноты будут очень громкими, то они заглушат мелодию первых струн. Тогда новый музыкальный прием не получится. Он будет слишком грубым. Очень важно добиться баланса между мелодией и вторым голосом. Бесспорно, что главную роль нужно отнести именно мелодии. Но не следует забывать, что в отдельных произведениях басам так же отведена отдельная мелодия или мелодическая вставка, которые должны быть отчетливо слышны. Потому играть придется, регулируя громкость: то громче, то тише, иначе может исчезнуть ощущение дуэта. Чтобы научиться правильно его исполнять, следует поработать над такими приемами, как «тирандо» и «апояндо».

Благодаря этой особенности, написанные на основе приёма «тремоло» произведения для гитары настолько популярны. Созданное Франсиско Таррегой «Воспоминания об Альгамбре» стало шедевром мировой гитарной классики. Именно приём тремоло помогает передать впечатление автора о ниспадающих струях воды фонтанов дворца Альгамбра в Гренаде. К тремоло на гитаре обращают свои взоры многие композиторы, пишущие для шестиструнной гитары. Даже, казалось бы, написанная маленькая пьеса при приёме тремоло превращается в маленький завораживающий шедевр. Само тремоло играется приёмом «тирандо» — без опоры на соседнюю струну в то время как большой палец исполняющий аккомпанемент так же на «тирандо» играет басовую линию этого аккомпанемента приёмом  «апояндо» — с опорой. Такое исполнение с хорошо выработанным тремоло и полновесным басом и дарит впечатление дуэта двух непохожих друг на друга инструментов.

Основные принципы исполнения тремоло на гитаре

Прием «тремоло» на гитаре исполняется аппликатурой (p a m i), при которой функции пальцев правой руки разделены и ведут две отдельные самостоятельные линии исполняемые пальцами (p) и (a mi).  Весь  приём «тремоло» состоит в группировке из четырёх нот, при которой этот рисунок постоянно повторяется и тем самым создаёт звуковую иллюзию двух инструментов. Это прекрасно видно на примере этюда Александра Иванова – Крамского «Грёзы».

http://www.guitarprofy.ru/wp-content/uploads/2012/12/7766.jpg

Этот этюд Иванова-Крамского легче в исполнительском плане произведения Франсиско Тарреги «Воспоминания об Альгамбре» уже только потому, что басовая линия этюда более проста.

Проблемы, возникающие при игре приёмом «тремоло»

Обычно на начальном этапе работы над приёмом «тремоло» гитаристы сталкиваются с двумя исполнительскими проблемами.

Первая проблема - это неровный по силе пальцевой атаки звук, как в метрическом плане, так и звуковом. Все школы игры на гитаре и самоучители советуют играть «тремоло» медленно, и при этом следить за ударом каждого пальца по струне. Действительно, это так и есть, потому что необходимо добиваться чёткости ударов пальцев правой руки и силы звука постепенно наращивая темп исполнения тремоло.

Вторая проблема - это усталость, при которой правая рука начинает зажиматься, теряя свою эластичность, а вслед за этим появляется неровный по ритму и силе воспроизведения звук. Из этого следует заметить, что играть в медленном темпе, следя за ритмической и звуковой точностью мало, надо обратить своё внимание на развитие подвижности и независимости безымянного пальца, который и является обычно проблемным при исполнении тремоло.

Совет Паскуаля Роча по работе над приёмом «тремоло»

Теперь обратимся к школе игры на гитаре испанца Паскуаля Роча. В своей школе, написанной по методу своего учителя Франсиско Тарреги, для освоения приёма «тремоло» Роч советует обращать особое внимание на безымянный палец правой руки. Он пишет, что удар безымянного пальца (a) должен быть с достаточной силой. В зависимости от того как ударяет безымянный палец, так это делают и остальные (m) и (i). Это означает, что небрежность безымянного пальца влечёт за собой небрежную игру остальных пальцев. Чтобы можно было играть с одинаковой силой приём «тремоло», извлекая при этом точный по силе и ритму звук,  П. Роч советует выделять и оттенять каждую ноту,  которую играет безымянный палец.

Этюды Э. Пухоля на независимость и чёткость ударов пальцев при исполнении тремоло

При игре тремоло на второй струне проблема состоит в неточном ударе пальцев и особенно безымянного. Для того чтобы играть на второй струне, так же как и на первой, и что бы этот процесс был долгим и качественным, необходима выносливость и независимость пальцев правой руки. Есть очень хорошие этюды испанского гитариста, ученика Франсиско Тарреги Эмилио Пухоля, создавшего школу игры на гитаре, основанную на принципах своего учителя. Этюды на развитие силы и независимости пальцев правой руки сделают тремоло безупречным. Одним из таких прекрасных этюдов для достижения этой цели является этюд, написанный Э. Пухолем на основе одного из своих упражнений, получившим название «Шмель».  http://www.guitarprofy.ru/wp-content/uploads/2012/12/7744.jpg

Этюд написан, казалось бы, только для развития большого, указательного и среднего пальца, т.к. используется аппликатура  (p i m i), но это только для начального этапа. Выучив этот этюд, и играя пальцами указанными в нотном тексте, можно исполнять его так же вариантом (p m a m) – большим, средним и безымянным пальзами. Эффект от такой смены аппликатуры правой руки можно ощутить уже в скором времени. Итальянский пианист Ф. Бузони в своих советах по техническому совершенствованию писал, что сумев овладеть более сложной аппликатурой, игра более простой не составит труда, и исполняемое вами произведение будет звучать блестяще. Можно играть этюд «Шмель» ещё и аппликатурой  (p i a i).

Следующим этюдом на развитие пальцев и метрическую звуковую точность,  является этюд из школы игры на гитаре Э. Пухоля под номером XVII, иногда этот этюд называют «Пчёлка». http://www.guitarprofy.ru/wp-content/uploads/2012/12/7755.png

В своей школе игры Э. Пухоль настоятельно советует играть этот этюд приёмом «апояндо», это очень важный и ценный совет. Играя XVII этюд приёмом «апояндо» вырабатывается полновесные удары пальцев по струне с акцентом на указательный палец. Необходимо обратить внимание, что в этюде XVII удары пальцев идут в обратном для приёма «тремоло» направлении не (a m i), а (i m a). Надо этот вариант аппликатуры очень эффективен и Вы это поймёте сами, когда игра в обратном направлении (a m i) приёмом «тирандо» покажется Вам удивительно лёгкой и «Пчёлка» зажужжит, так как эта аппликатура более естественна для структуры кисти правой руки. Я всегда перед концертом играл этот этюд с аппликатурой (i m a), если мне надо было исполнять произведения в которых приём тремоло является основным.  Особенно это спасало на концертных площадках с низкой температурой воздуха. После разогрева пальцев XVII этюдом приёмом «апояндо» с аппликатурой (im a) и акцентом на первую долю, тремоло исполняемое обычным способом (p a m i) играется на столько свободно ровно и легко, что остаётся только получать удовольствие от собственного исполнения.

Действия большого пальца при исполнении тремоло

Теперь перейдём к действиям большого пальца правой руки (p) которому в произведениях приходится нести на себе функцию аккомпанемента к теме, исполняемой на тремоло создавая впечатление звучания второй гитары. При исполнении произведений следите внимательно, чтобы большой палец правой руки чётко отделял линию баса с «апояндо» и линию аккомпанемента с «тирандо» учитывая сильные, относительно сильные доли и динамику в целом. Он должен не только не заглушать исполняемое тремоло, но и вести свою гибкую линию аккомпанемента пропуская вперёд по звуковому балансу мелодию, звучащую на тремоло. При соблюдении баланса голосов нельзя так же забывать об агогике (замедление или ускорение темпа внутри фразы) это придаст чувственную красоту вашему исполнению.