Профессиональная компетентность и инновационные аспекты деятельности концертмейстера в учреждениях дополнительного образования
В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий), но и необходимость тесной взяимосвязи элементов, входящих в понятия "концертмейстер" и "педагог".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5
ИМЕНИ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА» ГОРОДА КУРСКА
Методический доклад на тему:
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».
Выполнила: концертмейстер I категории
Гончарук Лидия Андреевна
Курск – 2016.
На сегодняшний день новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят не только в массовую школу, но и в учреждения дополнительного образования. Именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.
Анализ материалов по введению ФГОС нового поколения свидетельствует о том, что авторы особую роль отводят педагогу: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовываться, самосовершенствоваться. Работая по новым стандартам, актуализируется проблема повышения профессиональной компетентности педагога, чтобы развивать личность, надо быть компетентным.
Не составляют исключение и концертмейстеры учреждений дополнительного образования. В настоящее время деятельность концертмейстера предполагает не только узконаправленную деятельность (музыкальное сопровождение занятий), но и необходимость тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятия «концертмейстер» и «педагог».
При этом следует подчеркнуть, что именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что имеет отношение к его профессии. Этим определяется и объем необходимых ему знаний, умений и навыков, и содержание этих знаний, и методы их передачи, и личностные качества концертмейстера в приобщении воспитанников к музыкальному искусству.
Понятие «компетентность» различными авторами и в разные времена, трактовалось по-разному.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (от латинского competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным. Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность.
Профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Рассмотрим самые актуальные аспекты компетентности в рамках профессиональной деятельности концертмейстера.
Психолого-педагогическая компетентность включает в себя необходимость знать особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека, а также управлять процессами профессионально-личностной деятельности, контроля за своими эмоциональными проявлениями.
Например, эти умения помогут концертмейстеру правильно подобрать музыкальный материал, методы и формы обучения в учебно-воспитательной работе, согласно каждому возрастному этапу. Помогут найти оптимальные пути развития коммуникативных компетенций: концертмейстер - ученики; концертмейстер - коллеги; концертмейстер - администрация; концертмейстер - родители и т. д.
Научно-исследовательская компетентность позволяет анализировать, сравнивать, систематизировать, производить диагностику и оценку получаемых результатов, выявлять оптимальные методы, а также вести экспериментальную деятельность. Она взаимосвязана и с методической компетентностью, которая предполагает теоретическую информированность по предметам методики и истории исполнительского искусства своей специальности, умение находить и внедрять в практику современные учебно-информационные технологии в сотворчестве с педагогом, с которым работает концертмейстер. К этой области профессиональной компетентности относится и очень важное качество – навык грамотного формулирования своих мыслей.
Научно-исследовательская, методическая работа у концертмейстера в дополнительном образовании осуществляется в нескольких направлениях:
- участие в самообразовании как форме повышения педагогического мастерства специалистов: работа в межаттестационный период над темой самообразования, накопление музыкального репертуара, изучение передового опыта коллег, анализ собственной работы, знакомство с научной литературой, подготовка публикаций, статей, разработок, методических докладов;
- участие в работе семинаров-практикумов, конференций, педагогических советах по пропаганде собственного педагогического опыта посредством открытых занятий, мастер-классов, выступлений, докладов;
- создание средств программно-методического сопровождения развития отдела (образовательные программы, перспективные планы).
Педагогическая компетентность заключается в совместной деятельности с педагогом и является основополагающей при рассмотрении педагогической компетентности концертмейстера в условиях дополнительного образования. Концертмейстеру отводится роль давать теоретические знания по музыке (например, на занятиях хореографией учащиеся знакомятся с музыкальной азбукой). Исполняя музыку, концертмейстер учит самой музыкой, побуждая обучаемых к творческим поискам наиболее выразительных способов передачи художественного образа. Тем самым он:
- формирует духовно-нравственную личность подрастающего поколения, осознающую ценность музыкальной культуры человечества;
- участвует в конкурсах, фестивалях различных уровней, организации и проведении досуговых программ учреждения, района, города.
В плане программно-целевого подхода к обучению и воспитанию концертмейстер:
- входит в творческую группу педагогов по проектированию программ развития художественно-эстетического отдела. Например, вносит предложения по удовлетворению познавательных интересов воспитанников отдела, разнообразию форм воспитательной работы с детьми и т.д;
- совместно с педагогами внедряет технологию проектирования, инновационные педагогические технологии: ИКТ-разработки, технологии развивающего и личностно ориентированного обучения.
Компетентность в сфере технических средств обучения заключается в том, что концертмейстер, участвуя в различных видах деятельности в учреждениях дополнительного образования (в подготовке учебного процесса, конкурсах, концертах), готовит нотный материал, создает фонограммы, музыкальное оформление мероприятий и т.д. На помощь здесь приходят технические средства, компьютерные технологии, медиасредства и различные обучающие программы, интернет. Не обойтись здесь и без музыкально-компьютерных технологий - это технологии, которые находятся на стыке между техникой и искусством, это область знаний, объединяющая в себе информатику, звукорежиссуру, педагогику и музыкознание. Использование этих средств способствует реализации собственных профессиональных возможностей, повышает информационную компетентность, творческую перспективу, повышает мотивацию к обучению у учащихся, формирует эмоционально-положительное отношение к занятиям, мероприятиям.
Профессионально-техническая (исполнительская) компетентность – способность сохранять исполнительскую форму – это важная, хотя отнюдь не простая задача концертмейстера. Способность «быть в форме», не деквалифицироваться в исполнительском отношении - свидетельство профессионально-технической (исполнительской) компетенции концертмейстера.
Сюда входит: чтение с листа, транспонирование, подбор на слух, ансамблевость, аккомпанирование, художественно-образное мышление, владение средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной информации учащимся, опыт сценического поведения.
Таким образом, мы видим, что приведенный набор компетентностей является довольно общим, но в современных условиях именно он определяет профессиональную целостность концертмейстера в учреждениях дополнительного образования и является одним из условий реализации ФГОС.
Можно с полным правом утверждать, что личность концертмейстера-профессионала определяет судьбу музыки как основу развития музыкальных и интеллектуально-творческих способностей, эмоциональных переживаний, общей человеческой культуры детей, а профессия имеет социальное значение, так как формирует основные качества личности обучаемых, их мировоззрение, мышление, вкусы.
Хотелось бы уделить внимание еще одному немаловажному аспекту в работе концертмейстера – а именно инновационной деятельности. Это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.
Современное развитие системы дополнительного образования детей предполагает активное внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс, что сказывается на повышении эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения. В этом случае инновационные процессы в рамках дополнительного образования детей выступают инструментом создания и развития конкурентной образовательной среды, направленной на развитие личности ученика. В современной образовательной ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения и воспитания важны для создания условий для реализации на практике личностно ориентированного подхода к образованию. Разработка и реализация инновационных продуктов в образовательном процессе способствуют обеспечению доступности, вариативности обучения, повышению активности и мобильности учащихся (познавательной, социальной и др.).
В педагогической практике под инновациями понимается целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности (и управления этой деятельностью) через разработку и введение в образовательных учреждениях педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения, воспитания, управления; новых способов работы, новых организационных форм и пр.)
Главной особенностью инновационной деятельности в образовании выступает направленность инноваций на конкретную личность, на развитие личности, создание мотивации успеха в предметных областях.
Инновационный аспект деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования детей может быть выражен в следующих направлениях работы:
– реализация в деятельности концертмейстера информационно-коммуникативных технологий (имитационных, моделирующих, комплексных);
– реализация в деятельности концертмейстера современных образовательных технологий (метод решения конкретных ситуаций, игровые технологии, развивающие технологии);
– реализация в деятельности концертмейстера личностно ориентированного подхода к образованию через музыкальную деятельность, направленную на художественное, нравственное, эстетическое развитие ученика;
– совершенствование профессионализма концертмейстера как проявление его инновационной направленности в рамках учебно-воспитательного процесса (разработка музыкальных композиций, владение разными музыкальными инструментами и т. д.).
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках в детской школе искусств делает обучение ярким, интересным, запоминающимся для обуучающихся любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету.
В своей практике я пользуюсь различными современными инновационными технологиями. Например, записываю учебные аудио-пособия для урока классического танца, которые обучающиеся могут использовать дома. Данный аудио-сборник включает в себя музыкальный материал урока по классическому экзерсису у станка и на середине зала. Также я создаю фонограммы для номеров по народному танцу.
В хоровом классе мы вместе с обучающимися записываем на диктофон партии хоровых партитур, которые они могут прослушать дома и проверить свою готовность к уроку. Группа в социальной сети vk.com, созданная для обучающихся хорового отделения и их родителей, помогает оперативно оповещать о дополнительных репетициях, делиться фото и видео материалами наших мероприятий, обсуждать и оценивать их. В данной группе выложены отсканированные ноты хоровых партитур для урока, аудио треки и тексты песен. Каждый воспитанник может прослушать лучшие примеры исполнения хоровых произведений, распечатать хоровую партию, просмотреть видео выступлений своего коллектива.
Во время концертов и классных родительских собраний я использую инновационные мультимедийные технологии (показ слайдов, фото и видео на большом экране), т. к. мультимедийные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, усиливают зрительное и слуховое восприятие.
Таким образом, можно сказать, что системное, комплексное сочетание всех проявлений инновационной деятельности концертмейстера учреждения дополнительного образования детей направлено на развитие личности ученика, раскрытие его способностей, обеспечение целостного педагогического процесса. А также стоить добавить, что применения инновационных методов работы требует постоянного саморазвития и повышения квалификации.
Список литературы.
1. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – М. : Гардарики, 1999.
2. Ерыгина Л. В., Самохвалова С. М. Инновации в образовании: проблемы оценки эффективности: монография. – Красноярск, 2006.
3. Кононенко В. А. Искусство концертмейстера в профессиональном образовании учителя музыки: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008.
4. Вахрушев А. М. Инновационный аспект деятельности концертмейстера в учреждении дополнительного образования детей. – Дом детского творчества «Преображенский», г. Санкт-Петербург, Россия
5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: Учеб. пособие / Е.И. Кубанцева. – М.: Академия, 2002.
6. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы. – Л.: Музыка, 1972
7. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство, психология./ Научный журнал ISSN 1812-7339 Фундаментальные исследования №1 /Культура и искусство, 2009.
